ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
«22» января 2013 года | Дело № г. Красноярск | А33-13495/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена «22» января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен «22» января 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Севастьяновой Е.В.,
судей: Борисова Г.Н., Дунаевой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н.,
при участии:
лица, привлекаемого к административной ответственности: ФИО1, предъявившего паспорт,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от «02» ноября 2012 года по делу № А33-13495/2012, принятое судьей Федориной О.Г.,
установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее – административный орган) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении к административной ответственности арбитражного управляющего ФИО1 за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 02.11.2012 по делу № А33-13495/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, административный орган обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт на основании следующего:
- применив аналогию закона согласно пункту 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, Управление считает, что конкурсный управляющий ООО «Аванта» ФИО1 нарушил требования статьи 28 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) по факту несвоевременного опубликования объявления об отстранении последнего от процедуры банкротства ООО «Аванта»;
- период правонарушения установлен и указан административным органом в протоколе об административном правонарушении № 00337512 от 13.08.2012, однако, вменяемый административным органом срок (период) совершения правонарушения ФИО1, а также подтверждающие к факту правонарушения материалы (сообщения из ЗАО «Интерфакс» и ИД «Коммерсантъ»), судом первой инстанции не приняты во внимание;
- факт публикации ФИО1 необходимых сведений спустя 7 месяцев подтверждает нарушение установленного срока публикации;
- информация (материалы) об опубликовании каких-либо сообщений ФИО1 в газете «Коммерсантъ» от 28.07.2012 № 138, а так же в ЕФРСБ административному органу и суду первой инстанции не представлялась;
- суд первой инстанции не обеспечил административному органу право на справедливое разбирательство.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Административный орган, уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения от 10.12.2012 о принятии апелляционной жалобы к производству лицам, участвующим в деле, а также путем размещения 02.03.2011 публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/)) в судебное заседание своего представителя не направил. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя административного органа.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, отзыв на апелляционную жалобу не представило, озвучило возражения на доводы апелляционной жалобы. Просит суд оставить решение суда первой инстанции от 02.11.2012 без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 21 июня 2011 года по делу № А78-2590/2011 общество с ограниченной ответственностью «Аванта» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника сроком на три месяца. Конкурсным управляющим утвержден ФИО1 (Некоммерческое партнерство «Тихоокеанская саморегулируемая организация арбитражных управляющих»).
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 14 декабря 2011 года по делу №А78-2590/2011 ФИО1 освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Аванта» на основании личного заявления об освобождении от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии со статей 144 Закона о банкротстве.
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 23 мая 2012 года по делу № А78-2590/2011 конкурсным управляющим общества с ограниченной ответственностью «Аванта» назначен ФИО2 (некоммерческое партнерство «Межрегиональная саморегулируемая организация «Содействие»).
Вновь утвержденным конкурсным управляющим ФИО2 опубликовано в газете «Коммерсантъ» № 99 от 02.06.2012 на странице 36, и размещено в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (далее – ЕФРСБ) 25.05.2012 сообщение об утверждении его конкурсным управляющим общества с ограниченной ответственностью «Аванта».
Освобожденный от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ФИО1 опубликовал сообщение о своем отстранении от исполнения обязанностей конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Аванта» в газете «Коммерсантъ» №138 от 28.07.2012 на странице 67, в ЕФРСБ также размещена указанная информация об освобождении конкурсного управляющего.
По результатам изучения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю обращения Федеральной налоговой службы России в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Красноярскому краю и судебных актов, размещенных в свободном доступе на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в действиях арбитражного управляющего ФИО1 в части неисполнения обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве) по опубликованию информационного сообщения об освобождении конкурсного управляющего от исполнения обязанностей, установлен состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Должностным лицом административного органа вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении от 13.08.2012, предусмотренном частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и проведении административного расследования в отношении арбитражного управляющего должника ФИО1
По результатам проверки административным органом в отношении ФИО1 составлен протокол от 13.08.2012 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.13 Кодекса об административным правонарушениях Российской Федерации. Арбитражный управляющий ФИО1 для составления протокола об административном правонарушении не явился, о дате и месте его составления был уведомлен заблаговременно, копия протокола направлена в адрес ФИО1 заказным письмом с уведомлением о вручении.
Зафиксированные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства явились основанием для обращения административного органа в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Судом апелляционной инстанции проверено наличие соответствующих полномочий должностного лица административного органа на составление протокола об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пунктами 1, 5.1.9, 5.5 Положения «О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2005 № 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих», Перечнем должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.05.2010 № 178, протокол об административном правонарушении №00337512 от 13.08.2012 составлен должностным лицом административного органа в пределах предоставленных законом полномочий.
Наличие полномочий административного органа на составление протокола об административном правонарушении арбитражным управляющим ФИО1 не оспаривается.
Протокол об административном правонарушении от 13.08.2012 №00337512 составлен в отсутствие ФИО1 надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что подтверждается уведомлением о вручении от 16.07.2012 № 67200249025870.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований административного органа, исходил из отсутствия объективной стороны вменяемого арбитражному управляющему ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанным выводом суда первой инстанции на основании следующего.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации кредитной организации в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
Объективная сторона названного правонарушения состоит в неисполнении арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» к делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве (финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения) и введенной до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются положения Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве).
В соответствии с абзацем 10 пункта 2 статьи 20.3 Закон о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан осуществлять установленные настоящим Федеральным законом функции.
Пунктом 6 статьи 28 Закона о банкротстве установлено, что при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат сведения об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего.
Пунктом 1 статьи 28 Закона о банкротстве установлено, что сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном регулирующим органом.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 1049-р «Об официальном издании, осуществляющем опубликование сведений, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» газета «Коммерсантъ» определена в качестве официального издания, осуществляющего опубликование сведений, предусмотренных Законом о банкротстве.
В соответствии со статьей 28 Закона о банкротстве, по общему правилу, возмещение расходов, связанных с включением арбитражным управляющим сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и их опубликованием, осуществляется за счет имущества должника, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом или решением собрания кредиторов. Иное правило предусмотрено для случаев отстранения или освобождения арбитражных управляющих от исполнения, возложенных на них обязанностей в деле о банкротстве (пункт 5 статьи 28 Закона о банкротстве). Опубликование таких сведений осуществляется за счет средств соответствующего управляющего (освобожденного, отстраненного). При этом также установлено, что в случае, если сведения об отстранении или освобождении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве указанным арбитражным управляющим не включены в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом, включение таких сведений осуществляется саморегулируемой организацией арбитражных управляющих за счет собственных средств с последующей компенсацией понесенных затрат за счет средств указанного арбитражного управляющего.
Учитывая изложенные выше нормы, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии у арбитражного управляющего обязанности по опубликованию сведений в связи с освобождением от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ООО «Аванта» ФИО1
Вместе с тем, Закон о банкротстве, устанавливая обязательность освобожденного арбитражного управляющего опубликовать в официальном печатном издании «Коммерсантъ» соответствующее сообщение, не устанавливает конкретный срок публикации. В связи с чем, выполнение указанной обязанности возможно арбитражным управляющим после вынесения определения судом об освобождении в разумный срок.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Забайкальского края от 14 декабря 2011 года ФИО1 освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ООО «Аванта» на основании личного заявления об освобождении его от исполнения обязанностей возложенных на него в деле о банкротстве в порядке статьи 144 Закона о банкротстве.
Арбитражным управляющим ФИО1 информационное сообщение о своем освобождении от исполнения обязанностей конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Аванта» опубликовано в газете «Коммерсантъ» № 138 от 28.07.2012 на странице 67, то есть спустя 7 месяцев, с даты вынесения определения Арбитражного суда Забайкальского края по делу № А78-2590/2011 от 14.12.2011. Также сведения об освобождении конкурсного управляющего размещены в ЕФРСБ.
Таким образом, обязанность по опубликованию сведений, установленная статей 28 Закона о банкротстве, арбитражным управляющим ФИО1 исполнена.
Отраженное в протоколе об административном правонарушении от 13.08.2012 № 00337512 событие - неисполнение ФИО1 обязанности по опубликованию сообщения об освобождении арбитражного управляющего от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ООО «Аванта», отсутствует.
В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события правонарушения, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Не установив события вменяемого административным органом правонарушения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для привлечения арбитражного управляющего ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод административного органа о том, что применив аналогию закона согласно пункту 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует прийти к выводу о том, что конкурсный управляющий ООО «Аванта» ФИО1 нарушил требования статьи 28 Закона о банкротстве по факту несвоевременного опубликования объявления об отстранении последнего от процедуры банкротства ООО «Аванта», не принимается судом апелляционной инстанции.
Анализ статей 2.1, 14.13 позволяет сделать вывод о том, что лицо может быть привлечено к административной ответственности только за нарушение действующих положений федерального или регионального законодательства, облеченных в конкретную норму права. Отсутствие ссылок при административном производстве на нарушение конкретных действующих норм федерального законодательства, применение аналогии, в данном случае недопустимы, в противном случае нарушается право лица на защиту, гарантированное Конституцией Российской Федерации, и принцип презумпции невиновности лица.
Таким образом, привлечение арбитражного управляющего к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение действующего законодательства о банкротстве и применение аналогии закона невозможно.
Довод административного органа о том, что период правонарушения установлен и указан административным органом в протоколе об административном правонарушении № 00337512 от 13.08.2012, однако, вменяемый административным органом срок (период) совершения правонарушения ФИО1, а также подтверждающие к факту правонарушения материалы (сообщения из ЗАО «Интерфакс» и ИД «Коммерсантъ»), судом первой инстанции не приняты во внимание, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку не имеет правового значения в связи с отсутствием события вменяемого административным органом правонарушения.
Довод административного органа о том, что факт публикации ФИО1 необходимых сведений спустя 7 месяцев подтверждает нарушение установленного срока публикации. Не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку Законом о банкротстве такой срок публикации не предусмотрен.
Довод административного органа о том, что информация (материалы) об опубликовании каких-либо сообщений ФИО1 в газете «Коммерсантъ» от 28.07.2012 № 138, а так же в ЕФРСБ административному органу не представлялась, не может быть принят судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку указанная информация является общедоступной, а, следовательно, административный орган мог самостоятельно ознакомиться с такой информацией.
Довод административного органа о том, что суд первой инстанции не обеспечил административному органу право на справедливое разбирательство (не предоставил возможность представления возражений на отзыв арбитражного управляющего ФИО1), не принимается судом апелляционной инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик обязан направить или представить в арбитражный суд и лицам, участвующим в деле, отзыв на исковое заявление с указанием возражений относительно предъявленных к нему требований по каждому доводу, содержащемуся в исковом заявлении.
Согласно части 7 статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к отзыву на исковое заявление прилагаются документы, которые подтверждают доводы и (или) возражения относительно иска, а также документы, которые подтверждают направление копий отзыва и прилагаемых к нему документов истцу и другим лицам, участвующим в деле.
Из материалов дела следует, что арбитражным управляющим ФИО1 в адрес административного органа факсимильной связью 22.10.2012 направлен отзыв на заявление на 4 страницах.
В соответствии со статьей 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административный орган вправе был представить свои возражения относительно доводов, изложенных в отзыве на заявление, либо заявить соответствующее ходатайство, в том числе об ознакомлении с материалами дела, отложения судебного заседания с целью представления соответствующих возражений и иное.
Непредставление административным органом возражений относительно, доводов, изложенных в отзыве на заявление, не лишает суд первой инстанции возможности рассмотреть дело по существу. Заявитель не воспользовался правом на заявление своего мнения о невозможности рассмотрения дела до ознакомления с отзывом и до подготовки возражений на отзыв.
Таким образом, судом апелляционной инстанции не установлено каких-либо процессуальных нарушений.
Следовательно, решение суда первой инстанции соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отсутствуют основания для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Уплата государственной пошлины по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от «02» ноября 2012 года по делу № А33-13495/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий | Е.В. Севастьянова |
Судьи: | Г.Н. Борисов |
Л.А. Дунаева |