ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
июля 2019 года | Дело № | А33-20708/2018 |
г. Красноярск
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Парфентьевой О.Ю.,
судей: Споткай Л.Е., Хабибулиной Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания Каверзиной Т.П.,
при участии: от ответчика – общества с ограниченной ответственностью «Медвежий угол»: Бадаловой Д.И., представителя по доверенности от 25.01.2019,
от истца - Министерства лесного хозяйства Красноярского края: Матюшевой И.И., представитель по доверенности от 28.12.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Медвежий угол» (ИНН 2463213232, ОГРН 1092468019522)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 15 апреля 2019 года по делу № А33-20708/2018 , принятое судьёй Альтергот М.А.,
установил:
Министерство лесного хозяйства Красноярского края (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью «Медвежий угол» (далее – ответчик) о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 01.02.2013 № 45.
Определением от 29.11.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено краевое государственное бюджетное учреждение «Красноярское лесничество».
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 15.04.2019 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ответчик указал, что суд необоснованно не принял во внимание тот факт, что спорный участок занят дорогой; удвоение коэффициента, а также применение коэффициентов 4,5 и 6 неправомерно; суд не учел, что 12.12.2018 в адрес истца было направлено обращение с просьбой организовать натуральный комиссионный выезд с привлечением специалистов министерства лесного хозяйства Красноярского края и специалистов КГБУ «Красноярское лесничество» с целью выяснения реальных характеристик лесного участка и внесения изменений в его таксационное описание, однако ответа на обращение не поступало; истец действует недобросовестно; истцом пропущен срок исковой давности. Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.05.2019 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено
на 19.07.2019.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал требования апелляционной жалобы, не согласен с решением суда первой инстанции. Изложил доводы апелляционной жалобы. Просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель истца отклонил доводы апелляционной жалобы, согласен с решением суда первой инстанции. Просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в пунктах 14, 15, 16, 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов» путем размещения определения суда о принятии апелляционной жалобы к производству суда, выполненного в форме электронного документа, на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru) в сети «Интернет», явку своих представителей не обеспечили.
На основании изложенного, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие иных лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей истца и ответчика, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно акту натурального технического обследования участка лесного фонда от 07.11.2012, утвержденному КГБУ «Красноярское лесничество», участок расположен в защитных лесах КГКУ «Красноярское лесничество» Устъ-Манского участкового лесничества, категория защитности - «Запретные полосы лесов вдоль защищающие нерестилища ценных промысловых рыб» - в квартале 14 части выделов 8, 13, 14 и квартале 22 части выделов 2, 3, 7, 10, 12, 13, 14, 16, 18, 20, 21 - «Леса расположенные в водоохранных зонах» - в квартале 14 части выделов 3, 7, 12 и квартале 22 части выделов 1, 19, 25; «Защитные полосы лесов вдоль авто и ж\д дорог» - в квартале 22 части выдела 8: «Зеленые зоны, лесопарки» - в квартале 15 части выдела 16 (т.3 л.д.32-59).
Агентство лесной отрасли Красноярского края (арендодатель) и ООО «Медвежий угол» (арендатор) заключили договор аренды лесных участков от 01.02.2013 № 45
(т.1 л.д.19-39), в соответствии с пунктом 1 которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 21, 45, 71 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять в аренду лесные участки, сроком на 49 лет, находящиеся в государственной собственности, определенный пунктом 2 договора.
В пункте 2 договора указано: лесные участки из состава земель лесного фонда, общей площадью 2,2850 га защитных лесов, расположенные: Красноярский край, г. Дивногорск, Красноярское лесничество, Усть-Манское участковое лесничество, в том числе:
часть лесного участка (площадью 11,9000 га, расположенного: Красноярский край, земли муниципального образования г. Дивногорск, Красноярское лесничество,
Усть-Манское участковое лесничество, кв. 7 (часть выд. 31, 32), кв. 14 (часть выд. 2, 3, 7), имеющего номер учетной записи в государственном лесном реестре
24-0397-2009-09-3328-8), имеющая площадь 0,0665 га, расположенная: кв. 14 (часть
выд. 3,7);
- лесной участок, имеющий площадь 2,2185 га, расположенный: Красноярский край, земли муниципального образования г. Дивногорск, Красноярское лесничество,
Усть-Манское участковое лесничество, кв. 14 (часть выд. 8, 12, 13,14), кв. 15 (часть
выд. 16), кв. 22 (часть выд. 1, 2, 3, 7, 8, 10, 12, 13, 14, 16, 18, 19, 20, 21, 25), с номером учетной записи в государственном лесном реестре 24-01876-2012-01-3328-13,
- предоставленные в аренду для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (ЛЭП протяженностью 4570 м и шириной 5 м (для питания электроэнергией арендованных участков).
Схема расположения лесных участков и их характеристики приводятся в приложении № 1, являющемся неотъемлемой частью договора (пункт 3 договора).
Арендатору передаются лесные участки для использования в целях и объемах согласно приложению № 3 (пункт 4 договора).
Согласно пункту 5 договора арендная плата составляет 19 500 рублей 22 копейки, за весь срок аренды. Арендная плата НДС не облагается.
В соответствии с пунктом 6 договора арендатор вносит арендную плату согласно приложению № 4 и представляет в течение одного месяца арендодателю копию платежного поручения (квитанцию), подтверждающего своевременное внесение платежей.
Пунктом 7 договора предусмотрено, что арендная плата рассчитывается на основе минимального размера арендной платы, определяемого в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, с применением корректирующих коэффициентов, установленных нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 8 договора размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка, или единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации. Арендная плата подлежит обязательной уплате арендатором в новом размере без дополнительного согласования и внесения изменений в договор.
В силу пункта 9 договора разница в сумме арендной платы, образовавшейся в результате перерасчета арендной платы, вносится арендатором одновременно со следующим платежом арендной платы.
Разделом 5 договора определен порядок изменения и расторжения договора. Согласно пунктам 20, 21, 22 договора,все изменения к договору оформляются путем подписания сторонами дополнительных соглашений, подлежащих государственной регистрации, за исключением п. 8 договора. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в порядке, установленном гражданским законодательством, а также в случаях, указанных в разделе VI договора. При изменении положений лесохозяйственного регламента, проекта освоения лесов, договор подлежит приведению в соответствие, посредством внесения в него соответствующих изменений.
Срок действия договора устанавливается с 01.02.2013 по 31.01.2062 включительно (пункт 26 договора).
Спорные вопросы, возникающие в ходе исполнения договора, или вопросы, не оговоренные в договоре, разрешаются путем переговоров. В случае если согласие путем переговоров не достигнуто, указанные вопросы подлежат передаче на рассмотрение Арбитражному суд Красноярского края (пункт 26 договора).
В соответствии с пунктом 27 договора спорные вопросы, возникающие в ходе исполнения договора, или вопросы, не оговоренные в договоре, разрешаются путем переговоров
В приложении № 1 к договору сторонами согласована схема расположения и границы лесных участков.
В приложении № 2 стороны договора согласовали характеристики лесных участков и его насаждений.
Приложением № 3 к договору определены виды и объемы использования лесов на арендуемом лесном участке.
В соответствии с приложением № 4 к договору «Сроки внесения арендной платы» определено, что арендатор вносит арендные платежи в соответствующие сроки в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации.
В приложении к договору стороны согласовали расчет размера арендной платы, согласно которому применены корректирующие коэффициенты: состояние лесного фонда – 0,5; экологическая составляющая – 4; социально-экономические условия - 1,5.
Стороны договора аренды составили акт приема-передачи лесных участков в аренду (приложение № 5 к договору).
Приложением № 6 к договору определены объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом участке, а также расчет арендной платы за 1 год.
Краевым государственным бюджетным учреждением «Красноярское лесничество» в 2013 году разработан проект освоения лесов, переданных в аренду ООО «Медвежий угол» для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (строительство ЛЭП) на территории Красноярского лесничества Красноярского края (т.2 л.д.10-20).
Приказом Агентства лесной отрасли Красноярского края от 10.06.2013 № 1326 утверждено положительное экспертное заключение на проект освоения лесов для лесных участков, расположенных на территории Красноярского лесничества, переданных в аренду в целях выполнения работ по строительству, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (строительство ЛЭП протяженностью 4570 м и шириной 5 м (для питания электроэнергией арендованных участков) ООО «Медвежий угол» по договору аренды от 01.02.2013 № 45 (т.2 л.д.21).
Агентство лесной отрасли Красноярского края выдало ООО «Медвежий угол» положительное экспертное заключение на проект освоения лесов (т.2 л.д.22).
Краевое государственное бюджетное учреждение «Красноярское лесничество» уведомлением от 24.06.2013 сообщило ООО «Медвежий угол» о том, что строительство лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров с объемом работ 4,57 км должно быть завершено в срок до 31.10.2013 (т.2 л.д.23).
Согласно лесной декларации от 24.06.2013 ООО «Медвежий угол» заявило, что в период с 25.06.2013 по 24.06.2014 использует леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов на предоставленном в аренду лесном участке
(т.2 л.д.24-26).
КГАУ «Лесопожарный центр» утверждена расчетно-технологическая карта на строительство дорог противопожарного назначения общей протяженностью 4,57 км
(т.2 л.д.27-29).
Согласно акту от 30.08.2013 завершено строительство лесной дороги предназначенной для охраны лесов от пожаров, расположенной в
Усть-Манком/Красноярском участковом лесничестве, кв. 14 (выделы ч. 2, 3, 7, 8, 12, 13, 14), кв. 15 (выдел ч. 16), кв.22 (выделы ч. 1, 2, 3, 7, 8, 10, 12, 13, 14, 16, 18, 19, 20, 21, 25), протяженностью 4,57 км (т.2 л.д.30).
Письмом от 10.04.2017 ООО «Медвежий угол» сообщило Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края о том, что по договору аренды лесного участка от 01.02.2013 № 45 проведена сплошная рубка лесных насаждений в объеме 124 м³ в соответствии с проектом освоения лесов (т.2 л.д.31).
КГБУ «Красноярское лесничество» и ООО «Медвежий угол» согласовали материально-денежную оценку древесины, сведения о вырубленной древесине под ЛЭП по договору аренды лесных участков от 01.02.2013 № 45 (т.2 л.д.32-34).
КГБУ «Красноярское лесничество» 22.10.2013 согласован акт приемки выполненных работ (сплошная рубка под ЛЭП), выполненных ООО «Медвежий угол» (т.2 л.д.35).
Согласно лесным декларациям от 06.04.2015, от 06.05.2016, от 24.04.2018
ООО «Медвежий угол» осуществляет эксплуатацию лесной дороги (т.2 л.д.36-45).
Согласно таксационному описанию лесных участков Красноярского лесничества, Усть-Манского участкового лесничества, предоставленных ООО «Медвежий угол» в аренду по договору от 01.02.2013 № 45, выдел 12 квартала 14 относится к защитным лесам категории защитности леса, расположенные в водоохранных зонах, крутизна склона 25°; выдел 13 квартала 14 относится к защитным лесам категории защитности нерестоохранные полосы лесов, крутизна склона - 27°; выдел 16 квартала 15 относится к защитным лесам категории защитности зеленые зоны; выдел 8 квартала 22 относится к защитным лесам категории защитности защитные полосы лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, дорог, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; выдел 12 квартала 22 относится к защитным лесам категории защитности нерестоохранные полосы лесов, крутизна склона - 21°, выдел 14 квартала 22 относится к защитным лесам категории защитности нерестоохранные полосы лесов, крутизна склона - 25°.
Исковые требования мотивированы тем, что в период с 24.10.2016 по 11.11.2016 Федеральное агентство лесного хозяйства провело плановую проверку исполнения Министерством переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений за период с 2014 - 2015 и девять месяцев 2016 года. В ходе проверки выявлено, что министерством необоснованно при расчете арендной платы по договору от 01.02.2013 № 45 применен понижающий коэффициент 0,5; не применено правило об удваивании коэффициента для лесных участков в крутизной склона свыше 20 градусов; ошибочно применен коэффициент 1,5, учитывающий социально-экономические условия.
По итогам проверки Федеральным агентством лесного хозяйства вынесено предписание от 22.12.2016 № ИВ-07-27/16546, поступившее в Министерство лесного хозяйства красноярского края 17.01.2017 вх. № МЛЛ/1-576 (т.1 л.д.108-113).
В письме от 02.06.2017 № НК-04-27/7532 Федеральное агентство лесного хозяйства сообщило Министерству лесного хозяйства, что понижающий коэффициент 0,5 применяется к лесным участкам, занятым просеками, дорогами, болотами, каменистыми россыпями. Данный перечень лесных участков является закрытым и расширенному толкованию не подлежит. Следовательно, для всех других категорий нелесных земель, не вошедших в абзац четвертый пункта 8 таблиц 14-16 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 (далее - ставки платы), применяется коэффициент, равный 1 (т.1 л.д.105).
Министерство лесного хозяйства Красноярского края письмом от 12.05.2017 №МЛХ/1-01328 направило в адрес ООО «Медвежий угол» в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 для подписания дополнительное соглашение № 1 к договору аренды лесного участка от 01.02.2013 № 45 (почтовая квитанция от 17.05.2017 и список почтовых отправлений от 16.05.2017) (т.1 л.д.40-50).
В письме от 09.10.2018 № 413 КГБУ «Красноярское лесничество» сообщило, что лесной участок, предоставленный ООО «Медвежий угол» по договору аренды от 01.02.2013 № 45, переведен в нелесные земли и отображен при формировании государственного учета лесного фонда по состоянию на 01.01.2014.
Письмом от 12.12.2018 ООО «Медвежий угол» обратилось в Министерство лесного хозяйства Красноярского края с просьбой организовать натуральный комиссионный выезд с привлечением специалистов министерства лесного хозяйства Красноярского края и специалистов КГБУ «Красноярское лесничество» с целью выяснения реальных характеристик лесного участка и внесения изменений в его таксационное описание
(т.3 л.д.8).
Согласно заключению инженера-геодезиста ООО «СибГеоПроект» от 01.04.2019, 01.04.2019 топосъемка земельного участка, предоставленного ООО «Медвежий угол», по договору аренды № 45 от 01.01.2013, показала, что участок представляет собой лесную дорогу протяженностью 2121 метр и имеет площадь 6365,99 кв.м. Лесные насаждения на самом земельном участке отсутствуют, лес имеется лишь за пределами дороги. Дорога берет начало на 4 километре автодороги пос. Усть-Мана - пос. Майский и идет вглубь леса. Самая низкая отметка земельного участка 176,67 м. - в конце дороги. В начале дороги, в месте стыка с а/дорогой отметка - 333,96 м. Наибольшая высота на отрезке пути 559 м.+ от а/дороги-371,50 м. Разница между минимальными и максимальными отметками - 194,83. Система высот - Балтийская. Крутизна склона между минимальной и максимальной отметкой составляет 11° (т.3 л.д.22).
Ссылаясь на то, что арендная плата по договору от 01.02.2013 № 45 относится к регулируемым ценам и размер арендной платы должен определяться в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми уполномоченным органом, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 8, 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, и удовлетворяя исковые требования, обоснованно исходил из следующего.
Руководствуясь частью 5 статьи 73.1, 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 распоряжения Правительства Красноярского края от 13.07.2016 № 560-р, абзацем 2 части 1 постановления Правительства Красноярского края от 23.10.2013
№ 550-п, положением о Министерстве от 26.07.2016 № 374-п, положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края, в редакции постановления Правительства Красноярского края от 26.07.2016 № 371-п, с учетом сведений из ЕГРЮЛ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что лицом, наделенным полномочиями по администрированию платы за пользование участками лесного фонда на территории Красноярского края является Министерство лесного хозяйства Красноярского края. Данный вывод не оспаривается сторонами.
Как указывалось ранее, между сторонами заключен договор аренды лесных участков от 01.02.2013 № 45, отношения по которому регулируются нормами главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также нормами Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 2).
Частью 2 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу пункта 1 части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты);
Согласно пункту 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации к нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие).
В силу пункта 1 статьи 13 Лесного кодекса Российской Федерации в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры, в том числе лесных дорог. Лесные дороги могут создаваться при любых видах использования лесов, а также в целях охраны, защиты и воспроизводства лесов (пункт 4 статьи 13 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным.
Согласно части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно пункту 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год.
На основании пунктов 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора; условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как предусмотрено статьей 422 Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
Пунктами 1, 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
В соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Согласно пункту 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Пункт 7 договора устанавливает, что арендная плата рассчитывается на основе минимального размера арендной платы, определяемого в соответствии со статьёй 73 Лесного кодекса Российской Федерации, с применением корректирующих коэффициентов, установленных нормативными правовыми актами.
В силу пункта 8 договора размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации. Арендная плата подлежит обязательной уплате арендатором в новом размере без дополнительного согласования и внесения изменений в Договор.
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» (далее - Постановление № 73), к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы (статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации), подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом.
Из буквального толкования указанных норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Лесного Кодекса Российской Федерации, положений договора следует, что арендная плата за лесной участок является регулируемой ценой и определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации № 310 от 22.05.2007 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации № 310 от 22.05.2007).
Поскольку ставки арендной платы за пользование лесным участком являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться нормативно установленными ставками арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Суд первой инстанции, оценив условия договора аренды лесных участков, по правилам статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, обоснованно указал, что в договоре допущены несоответствия, в части арендной платы (пункт 5), в связи с чем, данный пункт подлежит изложению в редакции, предложенной истцом, а именно - размер арендной платы за один год аренды составляет 19 500 рублей 22 копейки.
Также суд первой инстанции, исследовав пункт 2 договора установил, что при первоначальном расчете арендной платы по договору были применены корректирующие коэффициенты: экологическая составляющая – 4; состояние лесного фонда – 0,5; социально-экономические условия - 1,5.
В пункте 8 примечаний к таблице № 16 Постановления Правительства Российской Федерации № 310 от 22.05.2007 указано, что при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, занятых просеками, дорогами, болотами, каменистыми россыпями, применяется наименьший размер ставки платы, установленной для субъекта Российской Федерации (муниципального образования), с коэффициентом -0,5.
Согласно данному пункту, лесные участки предоставлены в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (ЛЭП протяженностью 4570 м и шириной 5 м (для питания электроэнергией арендованных участков). Таким образом, применение к расчету арендной платы поправочного коэффициента 0,5 не подтверждено какими-либо основаниями. К правоотношениям сторон, вытекающим из договора аренды лесных участков от 01.02.2013 № 45, подлежит применению коэффициент состояние лесного фонда – 1.
Кроме того, в таблице 16 Постановления Правительства Российской Федерации
№ 310 от 22.05.2007 указано, что в Красноярском крае к ставкам применяется коэффициент 1,5 в отношении муниципальных районов Березовский, Емельяновский - 1,5.
Таким образом, при расчете размера арендной платы по спорному договору аренды применение корректирующего коэффициента, учитывающего социально-экономические условия - 1,5 является не обоснованным, так как подлежит применению коэффициент – 1.
Особенности регулирования защитных лесов и особо защитных участок лесов определены в статье 102 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации, к особо защитным участкам лесов относятся, в том числе берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов.
Особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах (пункт 4 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации).
В пункте 3 примечаний к таблице 16 Постановления Правительства Российской Федерации № 310 от 22.05.2007 установлено, что к ставкам в отношении защитных лесов, расположенных в водоохранных зонах, применяется поправочный коэффициент 4.
Согласно подпункту «и» пункта 5 примечаний к таблице 16 Постановления Правительства Российской Федерации № 310 от 22.05.2007 к ставкам в отношении защитных ценных лесов применяется поправочный коэффициент в отношении нерестоохранных полос лесов - 4.
Пунктом 7 примечаний к таблице 16 Постановления Правительства Российской Федерации № 310 от 22.05.2007 предусмотрено, что для лесных участков с крутизной склона свыше 20 градусов коэффициент удваивается.
В силу подпунктов «б» и «в» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации № 310 от 22.05.2007 к ставкам в отношении защитных лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, применяются следующие поправочные коэффициенты:
- в отношении защитных полос лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, дорог, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, - 4,5;
- в отношении зеленых зон городов численностью свыше 1 млн. человек – 6.
Согласно таксационному описанию лесных участков Красноярского лесничества, Усть-Манского участкового лесничества, предоставленных ООО «Медвежий угол» в аренду по договору от 01.02.2013 № 45, выдел 12 квартала 14 относится к защитным лесам категории защитности леса, расположенные в водоохранных зонах, крутизна склона 25°; выдел 13 квартала 14 относится к защитным лесам категории защитности нерестоохранные полосы лесов, крутизна склона - 27°; выдел 12 квартала 22 относится к защитным лесам категории защитности нерестоохранные полосы лесов, крутизна склона - 21°, выдел 14 квартала 22 относится к защитным лесам категории защитности нерестоохранные полосы лесов, крутизна склона - 25°; выдел 8 квартала 22 относится к защитным лесам категории защитности защитные полосы лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, дорог, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; выдел 16 квартала 15 относится к защитным лесам категории защитности зеленые зоны.
Определение местоположения, границ, площади, иных характеристик лесничеств и отдельных лесных участков, в соответствии с положениями статьи 68.1., 69 Лесного кодека Российской Федерации (в предыдущей редакции), частей II и III Лесоустроительной инструкции, производится при определении таких видов лесоустройства как проектирование лесничеств, лесопарков, лесных участков.
Согласно правилу пункта 7 примечаний к таблице №16 Постановления Правительства Российской Федерации № 310 от 22.05.2007, если для одного и того же лесного участка может быть установлено несколько поправочных коэффициентов, то в расчетах используется наибольший из них.
Применение вышеуказанных коэффициентов к исчислению размера арендной платы не нарушает положений статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации и соответствует статье 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах, с учетом того, что размер арендной платы является регулируемой ценой, при заключении договора аренды учтены не подлежащие применению ставки корректирующих коэффициентов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требование истца о заключении дополнительного соглашения об изменении размера арендной платы, является обоснованным.
В силу пункта 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Министерство лесного хозяйства Красноярского края письмом от 12.05.2017 №МЛХ/1-01328 направило в адрес ООО «Медвежий угол» в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 для подписания дополнительное соглашение № 1 к договору аренды лесного участка от 01.02.2013 № 45.
Таким образом, суд первой инстанции, правомерно удовлетворил требование истца об урегулировании разногласий при изменении условий договора аренды лесных участков от 01.02.2013 № 45.
Отклоняя довод ответчика о том, что истцом пропущен срок исковой давности, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 196, 199, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к следующему (аналогичный довод приведен в апелляционной жалобе).
Как выше уже было указано, в период с 24.10.2016 по 11.11.2016 Федеральное агентство лесного хозяйства провело плановую проверку исполнения Министерством переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений за период с 2014 -2015 и девять месяцев 2016 года. По итогам проверки Федеральным агентством лесного хозяйства вынесено предписание от 22.12.2016 № ИВ-07-27/16546, поступившее в Министерство лесного хозяйства Красноярского края 17.01.2017 вх. № МЛХ/1-576.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, о нарушенном праве истцу стало известно не ранее 17.01.2017. Доказательств опрове5ргающих данный вывод ответчик суду не представил.
Кроме того, суд первой инстанции с учетом положений статьи 445 Гражданского кодекса обоснованно указал, что отсутствие согласования спорных условий дополнительного соглашения к договору аренды, являющихся в силу статьи 432 Гражданского кодекса существенными, не дает оснований считать данный договор заключенным до принятия судебного решения по этим условиям.
В соответствии со статьей 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик обязан представить возражения относительно каждого довода, касающегося существа заявленных требований. Следовательно, обязанная к заключению договора сторона не лишена возможности представить суду разногласия по конкретным условиям договора, предложенным ей в проекте, и суд должен их рассмотреть. Реализация права стороны, управомоченной требовать заключения договора в судебном порядке, не может зависеть от формы уклонения обязанной стороны от его заключения на предложенных условиях (отказ от подписания договора, подписание его в суде с протоколом разногласий, утрата протокола разногласий при пересылке, или подписание неуполномоченным лицом и т.п.). Поскольку заключение договора в соответствии с нормами закона является обязательным, суд должен обеспечить защиту прав лица, обратившегося с соответствующим требованием.
Согласно статье 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по спору, возникшему при заключении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении к заключению договора указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
Разрешение судом спора о понуждении к заключению договора и при уклонении от заключения договора, и при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке. Установление судом или изменение при рассмотрении спора о понуждении к заключению договора фактических обстоятельств, влияющих на формулировку искового требования, не меняют его предмета как спора о заключении договора и не должны приводить к отказу в понуждении к его заключению. Последствием такого отказа является необходимость предъявления нового иска, что может привести к нарушению прав на судопроизводство в разумный срок. Вышеуказанная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2012 № 11657/11 по делу № А76-15904/2010.
При изложенных обстоятельствах, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, в связи с чем, не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Также правомерно был отклонен довод ответчика о том, что на предоставленных участках находится лесная дорога, в связи с чем, угол наклона не может быть более 20 градусов (аналогичный довод приведен в апелляционной жалобе), поскольку для расчета арендной платы применению подлежит таксационное описание лесных участков, однако, в материалы дела ответчик, нив суде первой, ни в суде апелляционной инстанции, в нарушении положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представил иного таксационного описания лесных участков.
Рассмотрев приведенные в апелляционной жалобе доводы относительно угла уклона, наличия на спорном участке дороги и необоснованности удвоение коэффициента, а также применение коэффициентов 4,5 и 6 суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 73 Лесного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 установлены ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линейных объектов (далее - ставки). Примечаниями к ставкам установлены корректирующие коэффициенты к ставкам, применение которых возможно при наличии соответствующих характеристик лесного участка.
Статьей 91 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что информация о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах, в том числе о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в систематизированном своде информации - государственном лесном реестре.
В соответствии с пунктами 29, 61 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122 установлено, что таксация лесов проводится в границах лесных участков, лесничеств для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. Каждый лесотаксационный выдел характеризуется его таксационным описанием и изображается на лесоустроительном планшете, плане лесонасаждений участкового лесничества.
Таким образом, вся информация о количественных и качественных характеристиках лесных участков отображена в таксационном описании лесотаксационных выделов, которое в свою очередь является частью государственного лесного реестра. Иные источники не содержат по смыслу лесного законодательства достоверных данных о лесах.
Согласно таксационным описаниям лесотаксационных выделов арендованного ответчиком лесного участка, в них отсутствует лесная дорога, соответственно оснований для применения корректирующего коэффициента 0,5 не имеется.
Кроме того, таксационные описания не содержат информации о том, что крутизна склонов на арендованном лесном участке составляет 11 градусов, напротив, в ряде выделов крутизна склона выше 20 градусов, в связи, с чем подлежит применению корректирующий коэффициент (*2).
Как следует из части 2.1 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации, внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с приказом Минприроды России от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение», одним из документов, являющихся основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию.
Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется в случае выявления несоответствия документированной информации о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков, содержащейся в государственном лесном реестре, их фактическому состоянию.
Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию на арендованных лесных участках составляется лицами, которым лесные участки предоставлены в аренду, и утверждается руководителем органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, или уполномоченным им лицом.
Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию арендованного лесного участка ответчиком не составлялся, в министерство не представлялся, соответственно оснований для внесения в государственный лесной реестр информации об изменениях, произошедших на лесном участке - строительство дороги, изменение крутизны склона (если они произошли, как утверждает ответчик), на настоящий момент не имеется ввиду отсутствия соответствующих доказательств.
В целом доводы в апелляционной жалобе дублируют доводы приведенные в суде первой инстанции и направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта.
Судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 15 апреля 2019 года по делу
№ А33-20708/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий | О.Ю. Парфентьева |
Судьи: | Л.Е. Споткай Ю.В. Хабибулина |