НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.10.2023 № А33-14044/2023

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

16 октября 2023 года

Дело №

А33-14044/2023

г. Красноярск

Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Петровская О.В.,

рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Агропромснаб» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от 27 июля 2023 года по делу № А33-14044/2023, рассмотренному в порядке упрощённого производства,

установил:

Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее - истец, Управление, 01.09.2023 внесена запись ГРН 2235400821863, изменено наименование на Межрегиональное управление Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками по Сибирскому федеральному округу) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Агропромснаб» (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее - ответчик, ООО «Агропромснаб», общество) о взыскании в пользу федерального бюджета убытков в виде затрат на оплату услуг АО «Росспиртпром» по вывозу и уничтожению предметов административного правонарушения: спиртосодержащей непищевой продукции, произведенных во исполнение решения Арбитражного суда Красноярского края от 24.08.2022 по делу № А33-5733/2022, в размере 43 634 руб. 50 коп.

Определением от 23.05.2023 исковое заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерного общества «Росспиртпром».

17 июля 2023 года судом вынесена резолютивная часть решения по настоящему делу об удовлетворении заявленных требований.

Мотивированное решение составлено 27.07.2023.

Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

В апелляционной жалобе заявитель указал на то, что отсутствуют факт неисполнения или ненадлежащего исполнения договорного обязательства со стороны
ООО «Агропромснаб», наличие убытков (вреда) у истца, причинно-следственная связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением договорного обязательства и убытками. Считает, что ООО «Агропромснаб» не нарушало каких-либо обязательств, совершение административного правонарушения таковым не является, административное наказание ответчику ООО «Агропромснаб» уже определено и составило сумму штрафа и изъятие его собственности. Полагает, что взыскание в этой ситуации расходов на вывоз и уничтожение имущества представляет собой дополнительную ответственность и является формой увеличения суммы штрафа. По мнению ответчика, возникновение у истца обязанности по вывозу и уничтожению продукции связано не с действиями ответчика, а с установлением такой обязанности. Полагает, что независимо от действий ответчика истцу в бюджете выделены денежные средства на выполнение его функций (в том числе по вывозу и уничтожению конфискованной продукции), права истца выполнение им его функций, предусмотренных законодательством, нарушать не может.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.09.2023 апелляционная жалоба принята к производству.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 № 220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
от 13.09.2023, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).

В соответствии с пунктом 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон.

На основании приведенной нормы права, с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 47, 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без осуществления протоколирования и без составления резолютивной части постановления.

Согласно представленному отзыву на апелляционную жалобу истец считает обжалуемое решение законным и обоснованным.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

Суд апелляционной инстанции считает обжалуемый судебный акт суда первой инстанции правомерным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24.08.2022 по делу
№ А33-5733/2022, вступившим в законную силу 03.10.2022, удовлетворено заявление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу, общество с ограниченной ответственностью «Агропромснаб» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей. Кроме того указано, что предметы административного правонарушения – спиртосодержащая непищевая продукция (1035 шт. и 4056 шт. в таре вместимостью 5,0л.) подлежит направлению на уничтожение.

Во исполнение решения Арбитражного суда Красноярского края от 24.08.2022 по делу №А33-5733/2022 Управлением оформлена заявка о вывозе и приеме для уничтожения продукции и (или) предметов от 14.10.2022 № у6-18090/05, на основании которой по акту приема-передачи от 08.11.2022 №у6-18090/05 АО «Росспиртпром» вывезена арестованная у общества спиртосодержащая непищевая продукции, которая впоследствии уничтожена (акт от 29.11.2022 №2869).

07 июня 2022 года между Федеральной службой по регуированию алкогольного рынка (заказчик) и АО «Росспиртпром» заключен государственный контракт на осуществление услуг по вывозу, хранению, уничтожению и утилизации изъятых из незаконного оборота или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предметов, основного технологического оборудования, а также услуг по вывозу и хранению изъятого из незаконного оборото автомобильного транспорта (далее - контракт от 07.06.2022 №К-67/05-04), в соответствии с пунктом 1.1. которого исполнитель (АО «Росспиртпром») оказывает Заказчику (Росалкогольрегулирование) услуги на условиях, установленных Контрактом, а также в соответствии с постановлением Правительства № 1027 выполняет и оказывает работы, услуги на территории Российской Федерации по заявкам Заказчика в отношении изъятых или конфискованных в соответствии со статьей 25 Федерального закона № 171-ФЗ этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также сырья, полуфабрикатов, производственной, транспортной, потребительской тары (упаковки), этикеток, средств укупорки потребительской тары, федеральных специальных марок и акцизных марок (в том числе поддельных) для маркировки алкогольной продукции, основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, автомобильного транспорта (далее - продукция и (или) предметы; основное технологическое оборудование; транспортное средство).

В соответствии с пунктом 2.2.1 государственного контракта от 07.06.2022 №№К-67/05-04 (на 2022 год):

общая стоимость услуг по вывозу продукции определяется исходя из стоимости вывоза 1 килограмма продукции в размере 12,80 руб., в том числе НДС (20%);

общая стоимость услуг по уничтожению продукции определяется из стоимости услуг по уничтожению 1 (одного) килограмма продукции в размере 11,70 рублей, в том числе НДС (20%).

Оказанные АО «Росспиртпром» услуги оформляются актами приема-сдачи оказанных услуг (п.5.1 и п.5.2 государственного контракта на 2022 год).

Общая стоимость услуг АО «Росспиртпром» по вывозу и уничтожению арестованной у Общества алкогольной продукции составила 43 634 руб. 50 коп. с учетом следующего.

Согласно акту приема-передачи продукции и (или) предметов от 08.11.2022 вес вывезенной АО «Росспиртпром» арестованной у общества продукции составил 1 781, 0 кг.

Стоимость услуг АО «Росспиртпром» по вывозу алкогольной продукции составила: 1 781, 0 кг х 12,80 руб./кг = 22 796 руб. 80 коп.

Стоимость услуг АО «Росспиртпром» по уничтожению арестованной и вывезенной у Общества продукции составила: 1 781, 0 кг х 11,70 руб./кг = 20 837, 70 руб.

Факт оказания услуг по вывозу продукции в ноябре 2022г. и уничтожению алкогольной продукции в ноябре 2022г. и их оплаты подтверждается следующими документами:

актом приема-передачи продукции и (или) предметов №у6-18090/05 от 08.11.2022,

актом приема-сдачи услуг по вывозу продукции за ноябрь 2022 № АП-31 от 30.11.2022,

актом уничтожения продукции и (или) предметов № 2869 от 29.11.2022,

актом приема-сдачи услуг по уничтожению продукции № АП-33 за ноябрь 2022 от 30.11.2022,

счет-фактурой № ФС-000000033 от 30.11.2022,

платежным поручением № 377532 от 27.12.2022,

платежным поручением № 377533 от 27.12.2022.

По мнению истца, указанные выше затраты по вывозу и уничтожению спиртосодержащей непищевой продукции, на которую был наложен арест в рамках дела об административном правонарушении по ч.1 ст.14.17 КоАП РФ в отношении ООО «Агропромнсаб» понесены в связи с исполнением решения Арбитражного суда Красноярского края от 24.08.2022 по делу №А33-5733/2022 и являются убытками федерального бюджета, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Необходимыми условиями для наступления гражданско-правовой ответственности служат: факт неисполнения или ненадлежащего исполнения договорного обязательства, наличие убытков (вреда), причинно-следственная связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением договорного обязательства и убытками.

В абзаце втором пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.

В силу статьи 25 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ) в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также незаконного использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования (абзац шестой подпункта 1 пункта 1); сырье, полуфабрикаты, производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка), этикетки, средства укупорки потребительской тары, используемые для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральные специальные марки и акцизные марки (в том числе поддельные) для маркировки алкогольной продукции в случае, если они обнаружены в складских, производственных помещениях организации, а также на иных объектах, принадлежащих организации или используемых ею при осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с пунктом 2 статьи 18 названного закона, при отсутствии лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности (подпункт 4 пункта 1).

Изъятые или конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, указанные в подпунктах 1 - 3, 8 и 9 пункта 1 названной статьи и (или) явившиеся предметом административного правонарушения, а также сырье, полуфабрикаты, производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка), этикетки, средства укупорки потребительской тары, используемые для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральные специальные марки и акцизные марки (в том числе поддельные) для маркировки алкогольной продукции, указанные в подпункте 4 пункта 1 названной статьи, подлежат вывозу и уничтожению или уничтожению по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (абзац второй пункта 2).

Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - постановление Правительства № 1027) утверждены, в том числе, Правила вывоза и хранения вне места изъятия изъятых этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в подпунктах 1 - 3, 8 и 9 пункта 1 статьи 25 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», а также сырья, полуфабрикатов, производственной, транспортной, потребительской тары (упаковки), этикеток, средств укупорки потребительской тары, используемых для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральных специальных марок и акцизных марок (в том числе поддельных) для маркировки алкогольной продукции, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 25 Федерального закона (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 2 данных Правил вывоз и хранение продукции и (или) предметов осуществляются акционерным обществом «Росспиртпром» на основании государственного контракта, заключенного с Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка и АО «Росспиртпром».

Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Красноярского края от 24.08.2022 по делу №А33-5733/2022 установлен факт совершения ООО «Агропромснаб» правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, что повлекло назначение административного наказания в виде административного штрафа с направлением изъятой из оборота алкогольной продукции на уничтожение.

Вопреки доводам ответчика, в результате неправомерных действий
ООО «Агропромснаб», установленных вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 24.08.2022 по делу №А33-5733/2022,
МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому Федеральному округу понесло расходы из федерального бюджета на вывоз и уничтожение алкогольной продукции, находящейся в нелегальном обороте.

Факт оказания услуг по вывозу алкогольной продукции в ноябре 2022 года и уничтожению алкогольной продукции в ноябре 2022 года и их оплаты подтверждается следующими документами: актом приема-передачи продукции и (или) предметов №у6-18090/05 от 08.11.2022, актом приема-сдачи услуг по вывозу продукции за ноябрь 2022 №АП-341 от 30.11.2022, актом уничтожения продукции и (или) предметов № 2869 от 29.11.2022, актом приема-сдачи услуг по уничтожению продукции № АП-33 за ноябрь 2022 от 30.11.2022, счет-фактурой № ФС-000000033 от 30.11.2022, платежным поручением №377532 от 27.12.2022, платежным поручением № 377533 от 27.12.2022.

Оплата услуг по вывозу и уничтожению изъятой из незаконного оборота алкогольной продукции осуществлена из федерального бюджета.

При этом в силу пункта 5 Постановления № 1027 реализация полномочий, предусмотренных настоящим Постановлением, осуществляется Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование).

Пунктом 5 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 154, предусмотрены полномочия Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, в том числе организация в установленном порядке уничтожения изъятых в соответствии со статьей 25 Закона N 171-ФЗ из незаконного оборота или конфискованных сырья, полуфабрикатов, производственной, транспортной, потребительской тары (упаковки), этикеток, средств укупорки потребительской тары, используемых для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральных специальных марок и акцизных марок (в том числе поддельных) для маркировки алкогольной продукции и их учет (п. 5.3.5(3)).

Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (далее - Управление) является территориальным органом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, обеспечивающим взаимодействие Росалкогольрегулирования с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и осуществляющим функции, возложенные на Службу, в границах Сибирского федерального округа (Положение о Межрегиональном управленияи Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу, утвержденное приказом Росалкогольрегулирования от 30.08.2012 года № 241).

Управление выполняет полномочия администратора доходов федерального бюджета от поступлений, в том числе в виде взысканных убытков.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции верно указал, что Управление обладает полномочиями по предъявлению требований о взыскании в доход федерального бюджета убытков в виде затрат на оплату услуг АО «Росспиртпром» по хранению и уничтожению предметов административного правонарушения, производство по делу о котором осуществляли должностные лица органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Ответчик по существу заявленных требований предъявленную Управлением сумму убытков не оспорил, возражений относительно представленного истцом расчета не заявил.

Размер убытков, заявленный истцом в общей сумме 43 634 руб. 50 коп., подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что совокупность доказательств, подтверждающих вину ответчика (материальный ущерб в общей сумме 43 634 руб. 50 коп. причинен в связи несением расходов на вывоз и уничтожение изъятой у общества из незаконного оборота алкогольной продукции на основании требований статьи 25 Федерального закона № 171-ФЗ и вступившего в законную силу судебного акта), причинную связь между действиями ответчика и расходами истца предоставляет последнему право на возмещение убытков.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика в пользу истца убытков.

Решение законно и обоснованно, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 27 июля 2023 года по делу
№ А33-14044/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

О.В. Петровская