НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.02.2018 № А33-26192/2014

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

февраля 2018 года

Дело №

А33-26192/2014к36

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «14» февраля 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен         «20» февраля 2018 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  -  Хабибулиной Ю.В.,

судей: Бутиной И.Н., Радзиховской В.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Каверзиной Т.П.,

при участии:

от конкурсного управляющего открытого акционерного общества «Сибирская губерния» Степанова Бориса Валентиновича: Пасынковой О.В., представителя по доверенности от  12.02.2018,

от уполномоченного органа: Витер И.В., представителя по доверенности от 11.08.2017 № 139,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего открытого акционерного общества «Сибирская губерния» Степанова Бориса Валентиновича

на определение Арбитражного суда Красноярского края

от 24 мая 2017 года по делу № А33-26192/2014к36, принятое судьёй  Бескровной Н.С.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Агравис» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании должника - открытого акционерного общества «Сибирская губерния» (ОГРН 1082404001130, ИНН 2404011989, далее – ООО «Сибирская губерния», должник) банкротом.

Заявление принято к производству арбитражного суда, определением от 26.01.2015 возбуждено производство по делу о банкротстве должника.

06.02.2015 в арбитражный суд поступило заявление Федеральной налоговой службы о признании открытого акционерного общества «Сибирская губерния» банкротом.

Определением арбитражного суда от 13.02.2015 заявление Федеральной налоговой службы принято к производству в качестве заявления о вступлении в дело о банкротстве, заявителю разъяснено, что его заявление подлежит рассмотрению в рамках дела о банкротстве должника №А33-26192/2014 после проверки обоснованности заявления общества с ограниченной ответственностью «Агравис».

Определением арбитражного суда от 21.05.2015 (резолютивная часть от 18.05.2015) заявление ООО «Агравис» о процессуальном правопреемстве удовлетворено, производство по заявлению ООО «Лагуна Голд» о банкротстве ОАО «Сибирская губерния» прекращено.

Определением арбитражного суда от 04.07.2016 заявление Федеральной налоговой службы о признании банкротом открытого акционерного общества «Сибирская губерния» признано обоснованным, в отношении должника введена процедура наблюдения. Временным управляющим должника утвержден Демьянов Иван Александрович.

Сообщение временного управляющего об открытии в отношении должника процедуры наблюдения опубликовано в газете «Коммерсантъ» от 02.07.2016 № 117.

06.10.2016 в Арбитражный суд Красноярского края поступило требование Федеральной налоговой службы о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в размере 11 005 364 рубля 69 копеек, в том числе, 8 229 212 рублей 82 копейки основного долга, 8 229 212 рублей 82 копейки - пени, 2 776 151 рубль 87 копеек - штрафы.

Определением арбитражного суда от 13.10.2016 требование принято к производству. В связи с пропуском срока, установленного пунктом 1 статьи 71 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127 - ФЗ кредитору разъяснено, что требование будет рассмотрено в течение месяца после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 02.12.2016 (резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 28.11.2016) открытое акционерное общество «Сибирская губерния» признано банкротом и в отношении него открыта процедура конкурсного производства, исполнение обязанностей конкурсного управляющего должником возложено на временного управляющего Демьянова Ивана Александровича.

Сообщение и.о. конкурсного управляющего о признании должника банкротом опубликовано в газете «Коммерсантъ» от 03.12.2016 №225, стр. 91.

Определением от 09.02.2017 (резолютивная часть оглашена в судебном заседании 03.02.2017) конкурсным управляющим открытым акционерным обществом «Сибирская губерния» утвержден Степанов Борис Валентинович.

Определением Арбитражного суда Красноярского края от 24.05.2017 требование удовлетворено частично. В реестр требований кредиторов должника - открытого акционерного общества «Сибирская губерния» включено требование Федеральной налоговой службы в размере 4 709 217 рублей 94 копейки, в том числе: - во вторую очередь: 3 404 232 рубля 82 копейки - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; - в третью очередь: 581 551 рубль 13 копеек - основной долг, 723 433 рубля 99 копеек - пени и штрафы, подлежащие отдельному учёту в реестре. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, конкурсный управляющий открытого акционерного общества «Сибирская губерния» Степанов Б.В. обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить определение Арбитражного суда Красноярского края от 24.05.2017 в части включения в реестр требований кредиторов должника основного долга в сумме 3 640 368 рублей 34 копейки, поскольку в принятом судом первой инстанции судебном актеимеется расхождение его мотивировочной и резолютивной частей.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.12.2017 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 23.01.2018. В соответствии со статьёй 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание отложено на 14.02.2018.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016
№220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы от 01.12.2017, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://.kad.arbitr.ru/) 02.12.2017 в 08:27:14 МСК.

В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В судебном заседании, до начала исследования доказательств судом апелляционной инстанции установлено, что конкурсным управляющим определение суда первой инстанции обжалуется только в части включения в реестр требований кредиторов должника основного долга в сумме 3 964 615 рублей 34 копеек, в том числе: 3 404 232 рублей 82 копеек, включенных во вторую очередь реестра требований кредиторов, 560 382 рубля 52 копейки, включенных в третью очередь реестра требований кредиторов.

Представитель уполномоченного органа не возражал против рассмотрения  определения суда первой инстанции в обжалуемой части, отклонил доводы апелляционной жалобы. Полагает определение суда первой инстанции в указанной части законным и обоснованным.

В силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции проверит законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для изменения обжалуемого судебного акта на основании следующего.

Согласно статье 32 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ в редакции от 27.07.2010 № 219-ФЗ (далее - Закон о банкротстве) дела о банкротстве юридических лиц рассматриваются по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.

В пункте 35 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» разъяснено, что требования кредиторов, предъявленные по истечении предусмотренного пунктом 1 статьи 71 Закона о банкротстве срока для предъявления требований, рассматриваются по правилам, установленным для процедуры, следующей за процедурой наблюдения, то есть в соответствии со статьей 100 Закона о банкротстве, в том числе и в случае, если процедура наблюдения вводилась по старой редакции Закона, а следующая процедура - по новой.

Определением арбитражного суда от 13.10.2016 требование Федеральной налоговой службы принято к производству арбитражного суда, в связи с пропуском срока, установленного пунктом 1 статьи 71 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ кредитору разъяснено, что его требование будет рассмотрено в течение месяца, после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения.

В судебном заседании 28.11.2016 оглашена резолютивная часть решения о признании открытого акционерного общества «Сибирская губерния» банкротом и открытии в отношении него конкурсного производства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 100 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе конкурсного производства.

Пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве предусмотрено, что установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего закона.

Согласно пункту 1 статьи 100 Закона о банкротстве требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность указанных требований документов. Указанные требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.

При этом в силу пункта 2 статьи 100 Закона о банкротстве, внешний управляющий обязан включить в течение пяти дней с даты получения требований кредитора в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о получении требований кредитора с указанием наименования (для юридического лица) или фамилии, имени, отчества (для физического лица) кредитора, идентификационного номера налогоплательщика, основного государственного регистрационного номера (при их наличии), суммы заявленных требований, основания их возникновения и обязан предоставить лицам, участвующим в деле о банкротстве, возможность ознакомиться с требованиями кредитора и прилагаемыми к ним документами.

Согласно пункту 3 статьи 100 Закона о банкротстве, возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд внешним управляющим, представителем учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также кредиторами, требования которых включены в реестр требований кредиторов. Такие возражения предъявляются в течение тридцати дней с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о получении требований соответствующего кредитора. Лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе заявлять о пропуске срока исковой давности по предъявленным к должнику требованиям кредиторов.

Конкурсный управляющий уведомил кредиторов о предъявленном требовании, что подтверждается уведомлением, опубликованным в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве в сети «Интернет» по адресу: http://bankrot.fedresurs.ru.

Срок на предъявление возражений истек, в материалы дела поступили возражения конкурсного управляющего относительно удовлетворения требования.

На основании статьи 4 Закона о банкротстве размер денежных обязательств или обязательных платежей считается установленным, если он определен судом в порядке, предусмотренном Закона о банкротстве.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, уполномоченным органом заявлено требование о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по страховым взносам на ОПС и ОМС в общем размере 8 229 212 рублей 82 копейки.

Правоотношения по начислению и уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ).

В соответствии со статьями 15, 16 Федерального закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, сумма страховых взносов исчисляется плательщиком самостоятельно по итогам расчетного и отчетного периодов и уплачивается отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд в сроки, установленные данными статьями.

Статьей 10 Федерального закона № 212-ФЗ определено, что расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, а отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Статья 16 Федерального закона № 212-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов по итогам расчетного периода до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, представлять в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

В силу статьи 15 Федерального закона № 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

При этом, в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты  ежемесячного  обязательного  платежа  приходится   на день,   признаваемый  в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

В соответствии с пунктом 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016, требование уполномоченного органа об установлении в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом необоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена.

При этом, судам необходимо иметь в виду, что несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1-2 статьи 70, статьями 46 - 47 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона.

Однако пропущенный уполномоченным органом по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 47 НКРФ) с учетом разъяснений, данных в пункте 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Срок взыскания задолженности в судебном порядке составляет два года со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, если налоговым органом были приняты надлежащие меры по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика и не приняты меры по принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика (пункт 1 статьи 47 НК РФ и пункт 55 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Аналогичным образом, возможность принудительного взыскания обязательных страховых взносов с должников - организаций утрачивается по истечении совокупности сроков, установленных статьями 19, 20 и 22 Закона о страховых взносах.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»:

-до принятия решения о взыскании, орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона» (пункт 3 статьи 19).

-решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иные сроки не установлены настоящей статьей (пункт 5 статьи 19).

-в случае пропуска сроков, установленных частями 5 и 5.2 настоящей статьи для принятия решения о взыскании страховых взносов, орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с заявлением о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов (пункт 5.4 статьи 19).

-заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьей взносов (пункт 5.5 статьи 19).

-решение о взыскании доводится до сведения плательщика страховых взносов -организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после дня вынесения указанного решения. Решение о взыскании может быть передано руководителю организации (уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи взносов (пункт 6 статьи 19).

В соответствии со статьей 20 Закона о страховых взносах, постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов.

Согласно статье 22 Закона о страховых взносах:

-требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов (пункт 1).

-требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (пункт 7).

Таким образом, Законом № 212-ФЗ предусмотрены два самостоятельных порядка взыскания задолженности с плательщика страховых взносов - за счет денежных средств на счетах в банке и за счет иного имущества. При этом взыскание задолженности за счет иного имущества является правом, а не обязанностью территориального органа ПФР.

Постановление о взыскании принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов (пункт 3 статьи 20 Закона № 212-ФЗ).

Уполномоченный орган утратил возможность принудительного взыскания задолженности по страховым взносам на ОПС, страховым взносам в ФФОМС за 4 квартал 2010 года в общей сумме 1 459 182 рубля:

-1 312 167 рублей - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату страховой части пенсии;

-39 020 рублей - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату накопительной части пенсии;

-107 995 рублей - страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в ФФОМС.

В обоснование применения мер по взысканию страховых взносов за 4 квартал 2010 года ФНС представлены в материалы дела:

-требование № 03402640023768 от 13.02.2011,

-решение о взыскании за счет денежных средств № 03402611ВД0007544 от 27.02.2011,

-уточненное требование № 03402640127892 от 20.07.2015,

-решение о взыскании за счет денежных средств № 03402615ВД0048835 от 18.08.2015,

-постановление о взыскании за счет имущества № 03402690026464 от 23.12.2015.

В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в случае, если обязанность плательщика страховых взносов по уплате страховых взносов, пеней и штрафов изменилась после направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, орган контроля за уплатой страховых взносов обязан направить плательщику страховых взносов уточненное требование.

Как указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в определении от 26.02.2013 № ВАС-1372/13 после выставления первоначального требования обязанность плательщика страховых взносов по уплате страховых взносов не изменилась, у фонда отсутствует право выставлять уточненное требование на суммы, ранее уже включенные в требование об уплате задолженности, так как это приводит к искусственному увеличению пресекательного срока на принудительное взыскание задолженности и пеней.

Учитывая, что обязанность должника по уплате страховых взносов за 4 квартал 2010 года не изменилась после направления Пенсионным фондом требования                              № 03402640023768 от 13.02.2011, у фонда отсутствовало право для направления в июле 2015 года уточненного требования в адрес ОАО «Сибирская губерния», соответственно, срок для принудительного взыскания страховых взносов за 4 квартал 2010 года в судебном порядке должен исчисляться с даты истечения срока исполнения первоначально выставленного требования, т.е. с 25.02.2011. Соответственно, данный срок истек 25.02.2012.

Уполномоченный орган утратил возможность принудительного взыскания задолженности по страховым взносам на ОПС за 1 квартал 2011 года в общей сумме 649 330 рублей 90 копеек:

-379 254 рубля 85 копеек - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату страховой части пенсии;

-270 076 рублей 05 копеек - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату накопительной части пенсии.

В обоснование применения мер по взысканию страховых взносов ФНС представлены в материалы дела:

-требование № 03402640121447 от 12.05.2011,

-решение о взыскании за счет денежных средств № 03402611ВД0029400 от 08.06.2011,

-уточненное требование № 03402640127972 от 20.07.2015,

-решение о взыскании за счет денежных средств № 03402615ВД0048836 от 18.08.2015,

-постановление о взыскании за счет имущества № 03402690026464 от 23.12.2015. Учитывая, что обязанность должника по уплате страховых взносов не изменилась после направления Пенсионным фондом требования от 12.05.2011 № 03402640121447, у фонда отсутствовало право для направления в июле 2015 года уточненного требования в адрес ОАО «Сибирская губерния».

Соответственно, предусмотренный статьей 20 Закона о страховых взносах, срок для принудительного взыскания страховых взносов за 1 квартал 2011 года должен исчисляться с даты истечения срока исполнения первоначально выставленного требования, т.е. с 31.05.2011, соответственно, данный срок истек 31.05.2012.

Уполномоченный орган также утратил возможность принудительного взыскания задолженности по страховым взносам на ОПС за 2 квартал 2011 года в общей сумме 1 776 814 рублей:

-1 403 041 рублей - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату страховой части пенсии;

-259 476 рублей - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату накопительной части пенсии;

- 114 297 рублей - страховые взносы в ФФОМС.

В обоснование применения мер по взысканию страховых взносов ФНС представлены в материалы дела:

-требование от 06.09.2011 № 03402640188650,

-решение о взыскании за счет денежных средств от 27.09.2011                                    № 03402611ВД0049206,

-уточненное требование от 20.07.2015 № 03402640127976,

-решение о взыскании за счет денежных средств от 18.08.2015                                    № 03402615ВД0048837,

-постановление о взыскании за счет имущества от 23.12.2015 № 03402690026464. Учитывая, что обязанность должника по уплате страховых взносов не изменилась после направления Пенсионным фондом требования от 06.09.2011 № 03402640188650, у фонда отсутствовало право для направления в июле 2015 года уточненного требования в адрес ОАО «Сибирская губерния».

Соответственно, предусмотренный статьей 20 Закона о страховых взносах срок для принудительного взыскания страховых взносов за 2 квартал 2011 года должен исчисляться с даты истечения срока исполнения первоначально выставленного требования №03402640188650 от 06.09.2011, т.е. с 29.09.2011, соответственно, данный срок истек 29.09.2012.

Уполномоченный орган утратил возможность принудительного взыскания задолженности по страховым взносам на ОПС и страховым взносам в ФФОМС за 2011 в общей сумме 14 983 рубля:

-13 755 рублей - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату страховой части пенсии;

-1 228 рублей - страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемый в ФФОМС.

В обоснование применения мер по взысканию страховых взносов ФНС представлены в материалы дела:

-требование № 03402640027206 от 29.02.2012.,

-решение о взыскании за счет денежных средств № 03402611ВД0010886 от              21 03.2012,

-постановление о взыскании за счет имущества № 03402690026412 от 09.06.2015.

Предусмотренный статьей 20 Закона о страховых взносах срок для принудительного взыскания страховых взносов за 2011 год должен исчисляться с даты истечения срока исполнения требования, т.е. с 20.03.2012, соответственно, данный срок истек 20.03.2013.

Уполномоченный орган утратил возможность принудительного взыскания задолженности по страховым взносам в ТФОМС за 2 квартал 2010 года в сумме 324 247 рублей.

В обоснование применения мер по взысканию страховых взносов ФНС представлены в материалы дела:

-требование№ 03402640025163 от 16.08.2010,

-решение о взыскании за счет денежных средств № 03402610ВД0004983 от                11.10.2010,

-постановление о взыскании за счет имущества № 21234/24002 от 20.07.2015.

Предусмотренный статьей 20 Закона о страховых взносах срок для принудительного взыскания страховых взносов за 2 квартал 2010 года должен исчисляться с даты истечения срока исполнения требования. Соответственно, данный срок истек 16.08.2011.

Довод уполномоченного органа о наличии права на взыскание в 2015 году спорной задолженности в силу наличия в 2011 году у данных платежей текущего характера по ранее возбужденному делу о несостоятельности (банкротстве) открытого акционерного общества «Сибирская губерния» подлежит отклонению в силу следующего.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 19 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного 20.12.2016 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации кредиторы по текущим платежам не являются лицами, участвующими в деле о банкротстве, а требования уполномоченного органа о взыскании таких обязательных платежей предъявляются вне рамок дела о банкротстве.

Следовательно, в случае выявления налоговой недоимки по текущим платежам уполномоченный орган обязан направить должнику требование об уплате недоимки в порядке и сроки, установленные статьями 69 - 70 НК РФ, а также принять решение о взыскании текущих обязательных платежей в бесспорном порядке за счет денежных средств на счетах должника (статья 46 НК РФ) и направить в банк инкассовое поручение.

Кроме того, учитывая, что в процедурах наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления исполнительное производство по текущим платежам не приостанавливается (пункт 1 статьи 96 Закона об исполнительном производстве), при наличии соответствующих оснований уполномоченный орган обязан принять решение о взыскании недоимки за счет иного имущества должника в порядке и сроки, предусмотренные статьей 47 НК РФ, и направить судебным приставам-исполнителям соответствующее постановление.

При этом необходимо принимать во внимание, что в силу абзаца десятого пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве с момента введения в отношении должника процедуры конкурсного производства исполнение обязательств должника, в том числе по исполнению судебных актов, актов иных органов, должностных лиц, вынесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, осуществляется конкурсным управляющим. Одновременно снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению его имуществом. Основанием для снятия арестов на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается (абзац девятый пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве).

Таким образом, решение о взыскании задолженности за счет иного имущества должника (статья 47 НК РФ) в процедуре конкурсного производства уполномоченным органом не принимается. В связи с этим в случае последующего прекращения производства по делу о банкротстве по любым основаниям период конкурсного производства не включается в срок принудительного взыскания недоимки по обязательным платежам, установленный абзацем 3 пункта 1 статьи 47 НК РФ.

Кредиторы по текущим платежам не являются лицами, участвующими в деле о банкротстве, а требования уполномоченного органа о взыскании таких обязательных платежей предъявляются вне рамок дела о банкротстве.

Следовательно, в случае выявления налоговой недоимки по текущим платежам уполномоченный орган обязан направить должнику требование об уплате недоимки в порядке и сроки, установленные статьями 69 - 70 НК РФ, а также принять решение о взыскании текущих обязательных платежей в бесспорном порядке за счет денежных средств на счетах должника (статья 46 НК РФ) и направить в банк инкассовое поручение.

Кроме того, учитывая, что в процедурах наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления исполнительное производство по текущим платежам не приостанавливается (пункт 1 статьи 96 Закона об исполнительном производстве), при наличии соответствующих оснований уполномоченный орган обязан принять решение о взыскании недоимки за счет иного имущества должника в порядке и сроки, предусмотренные статьей 47 НК РФ, и направить судебным приставам-исполнителям соответствующее постановление.

При этом необходимо принимать во внимание, что в силу абзаца десятого пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве с момента введения в отношении должника процедуры конкурсного производства исполнение обязательств должника, в том числе по исполнению судебных актов, актов иных органов, должностных лиц, вынесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, осуществляется конкурсным управляющим. Одновременно снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению его имуществом. Основанием для снятия арестов на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается (абзац девятый пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве).

Таким образом, решение о взыскании задолженности за счет иного имущества должника (статья 47 НК РФ) в процедуре конкурсного производства уполномоченным органом не принимается. В связи с этим в случае последующего прекращения производства по делу о банкротстве по любым основаниям период конкурсного производства не включается в срок принудительного взыскания недоимки по обязательным платежам, установленный абзацем 3 пункта 1 статьи 47 НК РФ.

Доказательства  принятия решения о взыскании текущих обязательных платежей в бесспорном порядке за счет денежных средств на счетах должника, направления в банк инкассовых поручений (в любой процедуре), принятия решения о взыскании недоимки за счет иного имущества должника, в материалах дела отсутствуют.

Также уполномоченный орган не применил меры по взысканию задолженности за      4 квартал 2014 года, 1 квартал 2015 года в общей сумме 3 983 487 рублей 31 копеек.

Как следует из материалов дела и не оспаривается представителем уполномоченного органа, требования об уплате страховых взносов направлялись в адрес филиалов ОАО «Сибирская губерния», в адрес самого юридического лица требования направлены не были.

В силу статьи 22 Закона о страховых взносах требование должно быть направлено плательщику страховых взносов.

Согласно статье 5 данного Закона, плательщиками страховых взносов являются организации, филиалы не являются плательщиками страховых взносов.

Соответственно, направление требования в адрес филиала не является подтверждением соблюдения предусмотренной статьей 22 Закона обязанности по направлению требования в адрес плательщика страховых взносов.

Учитывая изложенное, уполномоченный орган утратил возможность принудительного взыскания страховых взносов за 4 квартал 2014 года и I квартал 2015 года в обшей сумме 3 983 487 рублей 31 копейка, что исключает возможность включения задолженности в реестр требований кредиторов.

 На основании вышеизложенного, требование Федеральной налоговой службы в размере 8 208 044 рублей  21 копейки удовлетворению не подлежит.

Судом первой инстанции требование уполномоченного органа включено в реестр требований кредиторов в размере 3 985 783 рублей 95 копеек основного долга.

 По изложенным выше основаниям, суд апелляционной инстанции не может признать обоснованным данный вывод суда первой инстанции, и полагает, что заявление уполномоченного органа подлежит удовлетворению и включению в третью очередь реестра требований кредиторов должника – открытого акционерного общества «Сибирская губерния» в размере 21 168 рублей 61 копейки основного долга.

В соответствии со статьей 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом решения, должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда является несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что определение Арбитражного суда Красноярского края от 24 мая 2017 года по делу № А33-26192/2014к36 подлежит изменению в указанной части. В остальной части обжалованный судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.

Согласно положениям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, уплата государственной пошлины в случае подачи апелляционных жалоб на определения, не указанные в приведенном подпункте статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, не предусмотрена.

Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Красноярского края от 24 мая 2017 года по делу № А33-26192/2014к36 изменить. Резолютивную часть определения изложить в следующей редакции.

Заявление удовлетворить частично.

Включить требование Федеральной налоговой службы в третью очередь реестра требований кредиторов должника – открытого  акционерного общества «Сибирская губерния» в размере  744 602 рублей 60 копеек, в том числе: 21 168 рублей 61 копейка – основной долг, 723 433 рубля 99 копеек – пени и штрафы, подлежащие  отдельному учету в реестре.

В удовлетворении остальной части  заявления отказать.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший определение.

Председательствующий

Ю.В. Хабибулина

Судьи:

И.Н. Бутина

В.В. Радзиховская