ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
19 декабря 2023 года
Дело №
А33-1440/2021
г. Красноярск
Резолютивная часть постановления объявлена «12» декабря 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен «19» декабря 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Белан Н.Н.,
судей: Дамбарова С.Д., Парфентьевой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Николиной Е.И.,
при участии представителей:
истца – Сухих А.С. по доверенности от 17.10.2023,
ответчика (Чигодайкиной С.С.) – Шульгина Е.С. по доверенности от 16.06.2020, Чигодайкин Г.П. по доверенности от 15.06.2020,
ответчика (администрации Емельяновского района) - Хасиевой Н.Э. по доверенности от 07.07.2023 №22,
третьего лица (Министерство лесного хозяйства Красноярского края) – Клюева А.И. по доверенности от 29.12.2022,
третьего лица (муниципальное казенное учреждение «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края») – Хасиевой Н.Э. по доверенности от 26.07.2023,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Чигодайкиной Светланы Сергеевны
на решение Арбитражного суда Красноярского края от «19» сентября 2022 года по делу №А33-1440/2021,
установил:
Федеральное агентство лесного хозяйства (ИНН 7705598840, ОГРН 1047796366298, далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к администрации Емельяновского района (ИНН 2411003682, ОГРН 1022400665297, далее – ответчик) об истребовании из незаконного владения ответчика в пользу истца:
- земельного участка с кадастровым номером 24:11:0140101:3369, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, п. Элита, площадью 1498 +/- 14 кв.м; входящего в состав земельного участка Мининского лесничества Мининского участкового лесничества квартал № 11, часть выдела 16, имеющего следующий каталог координат поворотных точек:
№
точки
X
Y
1
640410,13
79695,10
2
640439,39
79715,11
3
640417,33
79751,37
4
640388,18
79731,00
1
640410,13
79695,10
- части земельного участка с кадастровыми номерами 24:11:0140101:3306, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, п. Элита, площадью 1359 кв.м; входящего в состав земельного участка Мининского лесничества Мининского участкового лесничества квартал № 10, часть выдела 20, имеющего следующий каталог координат поворотных точек:
№ точки
X
У
1
641374,95
79968,69
2
641361,95
80029,81
3
641345,38
80026,29
4
641347,85
79986,34
5
641348,45
79963,07
1
641374,95
79968,69
Указать, что вынесенное решение суда после его вступления в силу является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости об отнесении:
- земельного участка с кадастровым номером 24:11:0140101:3369, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, п.Элита, площадью 1498 кв.м, входящих в состав земельного участка Мининского лесничества Мининского участкового лесничества, квартал №11, часть выдела 16, к землям лесного фонда;
- части земельного участка с кадастровым номером 24:11:0140101:3306, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, п.Элита, площадью 1359 кв.м, входящих в состав земельного участка Мининского лесничества Мининского участкового лесничества, квартал № 10, часть выдела 20, к землям лесного фонда.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство лесного хозяйства Красноярского края; Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва; муниципальное казенное учреждение «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края»; КГБУ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края»; Федосеева Елена Александровна; Чигодайкина Светлана Сергеевна.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 19.09.2022 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Чигодайкина С.С. обратилась с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд.
19.01.2023 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, к участию в деле в качестве соответчика привлек Чигодайкину Светлану Сергеевну.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 24.03.2023 решение суда первой инстанции отменено, дело передано по подсудности в суд общей юрисдикции.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24.03.2023 отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в Третий арбитражный апелляционный суд.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 07.06.2023 рассмотрение апелляционной жалобы после отмены вышестоящей инстанции назначено на 25.07.2023, рассмотрение апелляционной жалобы неоднократно откладывалось.
Чигодайкиной С.С. заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, а именно: обращения Чигодайкиной С.С. от 03.12.2019 с ответом Рослесхоза, протокола о производстве осмотра доказательств от 24.09.2021, решения Емельяновского районного суда Красноярского края от 12.10.2020 по делу №2а-1321/20, карты градостроительного зонирования.
Министерство лесного хозяйства Красноярского края 20.10.2023 представило в материалы дела лесоустроительные планшеты, таксационные описания, на основании которых сформированы действующие материалы лесоустройства Мининского лесничества Красноярского края и осуществляется ведение государственного лесного реестра.
Руководствуясь статьей 159, частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции определил приобщить к материалам дела указанные дополнительные документы в целях установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания и имеющих значение для правильного и всестороннего рассмотрения дела.
Чигодайкиной С.С. заявлено ходатайство об исключении доказательств из дела, а именно: заключения Восточносибирского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» о пересечении спорного земельного участка с участком лесного фонда (т. 1 л.д. 43-45, т. 1 л.д. 49); акта натурного осмотра от 22.02.2022, подготовленного КГБУ «Емельяновское лесничество» с использованием сведений ФГБУ «Рослесинфорг» и материалов лесоустройства; светокопий планшетов (т. 1 л.д. 59-60).
В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации исключение ненадлежащих доказательств возможно только в рамках рассмотрения ходатайства о фальсификации заявленных доказательств в соответствии с положениями статьи 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Не заявляя о фальсификации указанных доказательств, ответчик фактически оспаривает сведения, изложенные в названных документах (факт пересечения земельного участка с кадастровым номером 24:11:0140101:3369 с границами Мининского лесничества), полагая их не соответствующими действительности, а доказательства не соответствующими критерию относимости и допустимости.
В соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2).
В силу положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сторона вправе опровергать достоверность представленных другой стороной доказательств, их относимость и допустимость, представляя иные доказательства, содержащие иные сведения, также вправе заявить ходатайство о назначении судебной экспертизы.
В судебном заседании 08.11.2023 суд апелляционной инстанции предложил сторонам рассмотреть вопрос о назначении по делу судебной экспертизы, соответствующее ходатайство ответчиком не заявлено.
С учетом изложенного правовые основания для исключения указанных ответчиком доказательств из материалов дела отсутствуют.
12.12.2023 Чигодайкиной С.С. заявлено ходатайство об истребовании сведений, необходимых для совместного графического совмещения границ земельного участка с кадастровым номером 24:11:0140101:3369 и лесного участка с кадастровым номером 24:11:0000000:17328 в составе Мининского участкового лесничества в целях установления обстоятельств их точного расположения и выявленного пересечения в обозначенном каталоге координат.
В силу части 4 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства.
В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.07.2011 N 5256/11, по делам, рассматриваемым в порядке искового производства, обязанность по собиранию доказательств на суд не возложена. Доказательства собирают стороны. Суд же оказывает участвующему в деле лицу по его ходатайству содействие в получении тех доказательств, которые им не могут быть представлены самостоятельно, и вправе предложить сторонам представить иные дополнительные доказательства, имеющие отношение к предмету спора.
При рассмотрении ходатайства об истребовании доказательств суд должен проверить обоснованность данного процессуального действия с учетом принципов относимости и допустимости доказательств и при отсутствии соответствующей необходимости вправе отказать в его удовлетворении.
Заявляя ходатайство об истребовании доказательств, ответчик не представил документы, подтверждающие факт самостоятельного обращения в Министерство лесного хозяйства Красноярского края, ФГБУ «Рослесинфорг», ПАО «Роскадастр» с обращением о предоставлении запрашиваемых сведений, а также документы, подтверждающие факт отказа в их предоставлении.
Судом апелляционной инстанции также учтено, что в материалы дела представлены первичные документы (информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок и таксационных описаний, копии лесоустроительных планшетов), на основании которых сформированы действующие материалы лесоустройства Мининского лесничества Красноярского края и осуществляется ведение государственного лесного реестра, иных документов не имеется (пояснения Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 19.10.2023, Федерального агентства лесного хозяйства от 02.11.2023).
В соответствии с требованиями приказа министерства природы Российской Федерации от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства. Между тем, как следует из материалов дела, материалы лесоустройства ранее являлись предметом исследования и оценки суда (решением Красноярского краевого суда от 20,12.2016 обжалован генеральный план Элитовского сельского Совета Емельяновского района Красноярского края), вследствие чего, оснований для истребования государственного лесного реестра, содержащего документированную информацию о составе земель лесного фонда, не требуется.
Применительно к фактическим обстоятельствам дела и с учетом имеющихся в деле доказательств суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для истребования указанных документов.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в картотеке арбитражных дел), в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия представителей Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва; КГБУ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края»; Федосеевой Елены Александровны.
При рассмотрении настоящего дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Российской Федерации на праве собственности принадлежит лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, общая площадь 51 861,1576 га, адрес объекта: Красноярский край, Емельяновский район, Мининское лесничество, участковые лесничества, кварталы и выделы согласно Свидетельству о государственной регистрации права от 07.10.2015, серия 24 ЕМ № 020494 (кадастровый условный номер 24-24/010-24/001/033/2015-2721).
В МКУ «Управление земельно-имущественных отношений администрации Емельяновского района Красноярского края» (вх. № 2312 от 13.03.2017) поступило заявление Федосеевой Е.А. согласно статье 29.4 Закона № 7-2542 от 04.12.2008 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» о предварительном согласовании предоставления земельного участка 24:0140101:ЗУ1, площадью 2500,00 кв.м.
При рассмотрении заявления Федосеевой Е.Л. установлено, что схема расположения испрашиваемого участка не соответствует требованиям пункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: утверждение схемы расположения земельного участка не представляется возможным без нарушения градостроительных норм и правил формирования, поскольку на основании утвержденных правил землепользования и застройки, документа градостроительного зонирования, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне рекреации (Р).
Решением от 06.04.2017 № 1949 заявителю Федосеевой Е.А. отказано в утверждении схемы расположения испрашиваемого участка.
Не согласившись с отказом Управления, заявитель Федосеева Е.А. обратилась Емельяновкий районный суд Красноярского края об обжаловании указанного решения.
Решением Емельяновского районного суда Красноярского края от 18.07.2017 №2а-2354/2017 решение МКУ «Управление земельно-имущественных отношений администрации Емельяновского района Красноярского края» от 06.04.2017 № 1949 признано незаконным. МКУ «Управление земельно-имущественных отношений администрации Емельяновского района Красноярского края» предписано рассмотреть ранее направленное заявление и принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Постановлением администрации Емельяновского района от 08.09.2017 №2388 утверждена схема о предварительном согласовании предоставлении земельного участка Федосеевой Е.А. в рамках исполнения решения суда. Согласно постановлению образован земельный участок с кадастровым номером 24:11:0140101:3306, расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, п. Элита, с категорией земель: земли населенных пунктов.
В дальнейшем Федосеева Е.А. обратилась с заявлением о предоставлении образованного земельного участка в собственность, по результатам рассмотрения которого заявителю отказано в предоставлении земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок относится к землям лесного фонда (письмо управления от 17.07.2020 № 4643).
В письме Управления от 17.07.2020 № 4643 указано, что узнав об отнесении земельного участка с кадастровым номером 24:11:0140101:3306 к землям лесного фонда, администрацией Емельяновского района принято решение обратиться в Емельяновский районный суд с заявлением о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
Решением Емельяновского районного суда от 07.11.2018 по делу № 2а-3818/2018 Федосеевой Е.А. отказано в удовлетворении административного заявления о признании решения МКУ «Управление земельно-имущественных отношений администрации Емельяновского района Красноярского края» незаконным.
Согласно выписке из ЕГРН от 18.01.2021 в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:11:0140101:3306 земельный участок относится к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, расположен по адресу: Россия, Красноярский край. Емельяновский район, п. Элита, площадь 2500 кв.м, дата присвоения кадастрового номера – 05.12.2017.
Согласно письму филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от 17.06.2020 № 03-70/1298 земельный участок с кадастровым номером 24:11:0140101:3306 частично относится к землям лесного фонда. Расположение земельного участка определялось с использованием предоставленных данных на основании материалов лесоустройства (план лесонасаждений Мининского лесничества, Мининского участкового лесничества, масштаб 1:10000, год лесоустройства 1997). К письму приложено заключение о пересечении (наложении) земельного участка с иной категорией на земли лесного фонда.
Земельный участок с кадастровым номером 24:11:0140101:3369, расположенный по адресу: п. Элита, Элитовский сельсовет, Красноярского края, РФ, сформирован на основании решения Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 10.07.2018 по делу № 2-2567/2018. На Управление возложена обязанность по утверждению и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в п. Элита, Элитовского сельсовета, Красноярского края согласно поданному Третьяковой С.С. в координатах характерных точек границ, указанных в представленной схеме.
В связи образованием земельного участка с кадастровым номером 24:11:0140101:3369 в адрес Управления поступило заявление от Чигодайкиной С.С. о предоставлении вышеназванного земельного участка в пользование. В ходе рассмотрения заявления Управлением письмом от 02.12.2019 № 1073 в Минлесхоз Красноярского края направлен запрос о предоставлении сведений об отнесении испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда.
Письмом от 11.12.2019 № 86-04835 Минсельхоз Красноярского края проинформировал Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края о принадлежности земельного участка с кадастровым номером 24:11:0140101:3369 к землям лесного фонда, а также о расположении такого земельного участка на территории Государственного комплексного заказника «Красноярский» (постановление Правительства Красноярского края от 20.04.2010 № 196-п).
Согласно выписке из ЕГРН от 18.01.2021 в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:11:0140101:3369 земельный участок относится к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования – ведение огородничества, расположен по адресу: Россия, Красноярский край. Емельяновский район, п. Элита, площадь 1498 кв.м, дата присвоения кадастрового номера – 20.08.2019.
Согласно письму филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от 03.08.2020 № 03-70/1722 земельный участок с кадастровым номером 24:11:0140101:3369 относится к землям лесного фонда. Расположение земельного участка определялось с использованием предоставленных данных на основании материалов лесоустройства (план лесонасаждений Мининского лесничества, Мининского участкового лесничества, масштаб 1:10000, год лесоустройства 1997). К письму приложено заключение о пересечении (наложении) земельного участка с иной категорией на земли лесного фонда.
21.02.2022 между администрацией Емельяновского района Красноярского края 9арендодатель) и Чигодайкиной С.С. (арендатор) заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка № 52, согласно которому арендатору предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 24:11:0140101:3369, срок аренды – 3 года. Согласно выписке из ЕГРН от 23.05.2022 в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:11:0140101:3369 зарегистрировано обременение права – аренда на основании договора от 21.002.2022 № 52 в пользу Чигодайкиной С.С.
В соответствии с Поручением Правительства Российской Федерации от 6.07.2017 № ДК-П13-182пр в рамках контроля за реализацией вступившего в силу с 11.08.2017 Федерального закона № 280-ФЗ Рослесхозу совместно с МВД России и Генеральной прокуратурой Российской Федерации поручено организовать проведение сплошной проверки соблюдения законности возникновения прав на земельные участки, относящиеся в соответствии с государственным лесным реестром к лесным, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости – к землям иных категорий.
Создана межведомственная рабочая группа по проведению проверки соблюдения законности возникновения прав на земельные участки, относящиеся в соответствии с ГЛР к лесным, а в соответствии со сведениями ЕГРН к землям иных категорий на территории Красноярского края (далее – Рабочая группа).
В рамках деятельности указанной Рабочей группы дано поручение ФГБУ «Рослесинфорг» осуществить графическое совмещение материалов лесоустройства со спорными земельными участками.
По результатам указанного совмещения выявлено, что границы указанных земельных участков пересекаются с землями лесного фонда Мининского лесничества Мининского участкового лесничества:
- земельный участок с кадастровым номером 24:11:0140101:3369 полностью пересекается в квартале № 11, часть выдела 16, площадь пересечения составляет 1 498 кв.м;
- земельный участок с кадастровым номером 24:11:0140101:3306 частично пересекается в квартале № 10, часть выдела 20, площадь пересечения составляет 1 359 кв.м.
По итогам проверки соблюдения законности возникновения прав на спорные земельные участки в рамках заседания Рабочей группы принято решение о необходимости обращения в суд с целью защиты имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в отношении спорных земельных участков (протокол заседания рабочей группы от 29.01.2020).
В материалы дела представлены заключения Восточносибирского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» о пересечении спорных земельных участков с лесным фондом. В подтверждение того, что на спорных земельных участках произрастают лесные насаждения, истцом в материалы дела представлены акты натурного осмотра от 22.02.2022, подготовленные КГБУ «Емельяновское лесничество», с использованием сведений ФГБУ «Рослесинфорг», материалов лесоустройства.
При рассмотрении настоящего дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, оценив в совокупности представленные доказательства, доводы истца и возражения ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, первоначально истцом заявлено требование об истребовании земельных участков из незаконного владения ответчика - администрации Емельяновского района Красноярского края.
В обоснование исковых требований истец указал, что земельные участки с кадастровыми номерами 24:11:0140101:3369, 24:11:0140101:3306 относятся к землям лесного фонда, однако фактически находятся в распоряжении администрации Емельяновского района Красноярского края.
Судом установлено, 21.02.2022 между администрацией Емельяновского района Красноярского края (арендодатель) и Чигодайкиной С.С. (арендатор) заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка № 52, согласно которому арендатору предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 24:11:0140101:3369, срок аренды – 3 года.
Согласно выписке из ЕГРН от 23.05.2022 в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:11:0140101:3369 зарегистрировано обременение права – аренда на основании договора от 21.02.2022 № 52 в пользу Чигодайкиной С.С.
Принимая во внимание тот факт, что земельный участок с кадастровым номером 24:11:0140101:3369 во время судебного разбирательства по иску об истребовании имущества из чужого незаконного владения был передан ответчиком Чигодайкиной С.С. во временное владение по договору аренды от 21.02.2022 № 52, суд апелляционной инстанции привлек Чигодайкину С.С. в качестве соответчика в рамках настоящего спора (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010).
С учетом изложенного, судом апелляционной инстанции рассматриваются требования истца:
- об истребовании земельного участка с кадастровым номером 24:11:0140101:3306 из незаконного владения ответчика - администрации Емельяновского района Красноярского края;
- об истребовании земельного участка с кадастровым номером 24:11:0140101:3369 из незаконного владения соответчиков - администрации Емельяновского района Красноярского края и Чигодайкиной С.С.
Ответчик администрация Емельяновского района Красноярского края требования не оспаривает, просит иск удовлетворить, ссылается на доказанность материалами дела факта пересечения спорных земельных участков с землями лесного фонда Российской Федерации.
Ответчик Чигодайкина С.С. возражает против истребования земельного участка с кадастровым номером 24:11:0140101:3369, в апелляционной жалобе и письменных пояснениях ссылается на следующие доводы:
- истцом пропущен срок исковой давности по требованию об истребовании земельного участка с кадастровым номером 24:11:0140101:3369 (статьи 196 - 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 8 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19.07.2017 №280-ФЗ);
- расположение земельного участка в территориальной зоне «Р» соответствует разрешенным видам использования действующих правил землепользования и застройки МО Элитовский сельсовет Емельяновского района;
- в материалы дела не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие отнесение земельного участка к землям лесного фонда; заключение «Востсиблеспроект» - филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от 29.07.2020 не содержит информации о пересечении земельного участка с кадастровым номером 24:11:0140101:3369 с земельным участком с кадастровым номером 24:11:0000000:17328 с категорией земель – земли лесного фонда; названный земельный участок лесного фонда внесен в сведения ЕГРН без координатных границ, по состоянию на 16.01.2023 границы лесного участка также не внесены в сведения ЕГРН; у данного лесного участка зарегистрированы, в том числе, и иные правообладатели; акты натурного осмотра от 22.02.2022 и светокопии планшетов не являются надлежащими доказательствами, поскольку не содержат данных о материалах лесоустройства, о координатах поворотных точек границ земельных участков, натурные осмотры проведены в другом населенном пункте – п. Минино;
- поскольку спорный земельный участок находится в фактическом владении Чигодайкиной С.С., иск заявлен к ненадлежащему ответчику;
- в соответствии с вступившими в силу судебными актами и с действующими правилами землепользования и застройки МО Элитовский сельсовет Емельяновского района земельный участок с кадастровым номером 24:11:0140101:3369 отнесен к категории земель – земли населенных пунктов; действующие правила землепользования и застройки в редакции решения от 18.08.2009 №39-1р не оспорены;
- в материалах дела отсутствуют доказательства расположения земельного участка за границами населенного пункта, не подтверждается право федеральной собственности на земельный участок именно в каталоге координат углов поворотных точек;
- Чигодайкина С.С. правомерно владеет земельным участком на праве аренды на основании решения Емельяновского районного суда Красноярского края от 12.10.2020 по делу №2а-1321/20.
Представители Министерства лесного хозяйства Красноярского края и муниципального казенного учреждения «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» в судебном заседании пояснили, что полагают исковые требования заявленными обоснованно и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно части 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли. Если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.
Согласно статье 305 Гражданского кодекса российской Федерации права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
В пункте 32 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 с разъяснением, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика (абз. 1 пункт 36). Право собственности на движимое имущество доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца (абз. 2 пункт 36). Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца (абз. 3 пункт 36).
В силу п. 39 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 по смыслу п. 1 ст. 302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.
Виндикационное требование может быть заявлено лишь лицом, являющимся собственником (титульным владельцем) спорного имущества, но фактически не владеющим им, к лицу, в фактическом, но незаконном владении которого находится вещь, но не являющемуся собственником.
Как следует из материалов дела, Российской Федерации на праве собственности принадлежит лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, общая площадь 51 861,1576 га, адрес объекта: Красноярский край, Емельяновский район, Мининское лесничество, участковые лесничества, кварталы и выделы согласно Свидетельству о государственной регистрации права от 07.10.2015, серия 24 ЕМ № 020497 (кадастровый условный номер 24-24/010-24/001/033/2015-2721).
Согласно выписке из ЕГРН от 18.01.2021 в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:11:0140101:3306 земельный участок относится к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, расположен по адресу: Россия, Красноярский край. Емельяновский район, п. Элита, площадь 2500 кв.м, дата присвоения кадастрового номера – 05.12.2017.
Согласно выписке из ЕГРН от 18.01.2021 в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:11:0140101:3369 земельный участок относится к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования – ведение огородничества, расположен по адресу: Россия, Красноярский край. Емельяновский район, п. Элита, площадь 1498 кв.м, дата присвоения кадастрового номера – 20.08.2019.
21.02.2022 между администрацией Емельяновского района Красноярского края (арендодатель) и Чигодайкиной С.С. (арендатор) заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка № 52, согласно которому арендатору предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 24:11:0140101:3369, срок аренды – 3 года. Согласно выписке из ЕГРН от 23.05.2022 в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:11:0140101:3369 зарегистрировано обременение права – аренда на основании договора от 21.002.2022 № 52 в пользу Чигодайкиной С.С.
В пункте 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
На основании подпункта 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной иди муниципальной собственности, предоставляются на основании решения уполномоченных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду: договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование (часть 2 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
Лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (пункт 1 статьи 4.2 Закона № 201-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
В силу части 6 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее - Закон № 221-ФЗ) согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.
В части 6 статьи 47 Закона № 221-ФЗ определено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признаются юридически действительными. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Таким образом, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации).
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 68.2 Лесного кодекса Российской Федерации), подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Определение границ лесных участков категории земель лесного фонда, осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству.
В результате проведения лесоустройства местоположение границ лесных участков может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (пункт 3 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, отнесение земельных участков к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесопроектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 ЛК РФ). При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Учитывая изложенное, доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, в том числе и при отсутствии свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок и таксационных описаний, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
Как следует из материалов дела, приказом Рослесхоза от 18.07.2008 № 207 «Об определении количества лесничеств на территории Красноярского края и установлении их границ» определены границы Мининского лесничества (т.1, л.д. 29-35).
В качестве доказательств отнесения спорных земельных участков к землям лесного фонда истцом в материалы дела представлены:
- свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации (т.1, л.д. 53);
- информация из государственного лесного реестра в виде выписок из таксационных описаний (т.1, л.д. 61, 62);
- копий лесоустроительных планшетов (т.1, л.д. 59, 60), являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
Согласно информационному письму филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от 17.06.2020 № 03-70/1298 земельный участок с кадастровым номером 24:11:0140101:3306 частично относится к землям лесного фонда. Расположение земельного участка определялось с использованием предоставленных данных на основании материалов лесоустройства (план лесонасаждений Мининского лесничества, Мининского участкового лесничества, масштаб 1:10000, год лесоустройства 1997). К письму приложено заключение о пересечении (наложении) земельного участка с иной категорией на земли лесного фонда (т.1, л.д. 50, 51).
Согласно информационному письму филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от 03.08.2020 № 03-70/1722 земельный участок с кадастровым номером 24:11:0140101:3369 относится к землям лесного фонда. Расположение земельного участка определялось с использованием предоставленных данных на основании материалов лесоустройства (план лесонасаждений Мининского лесничества, Мининского участкового лесничества, масштаб 1:10000, год лесоустройства 1997). К письму приложено заключение о пересечении (наложении) земельного участка с иной категорией на земли лесного фонда (т.1, л.д. 48, 49).
В подтверждение того, что на спорных земельных участках произрастают лесные насаждения, истцом в материалы дела представлены акты натурного осмотра от 22.02.2022, подготовленные КГБУ «Емельяновское лесничество», с использованием сведений ФГБУ «Рослесинфорг», материалов лесоустройства (представлены в электронном виде с пояснениями от 10.02.2022).
В материалы дела также представлена схематическая карта территории Мининского лесничества (т.1, л.д. 52).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства (в том числе заключения ФГБУ "Рослесинфорг", сведения из государственного лесного реестра, таксационное описание, лесоустроительный планшет, карту-схему лесничества, акты натурного осмотра территории), суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что материалами дела подтвержден факт того, что земельный участок с кадастровым номером 24:11:0140101:3306 частично входит в границы земельного участка, относящегося к землям лесного фонда (Мининского лесничества, Мининского участкового лесничества, часть выдела 20 квартала 10); земельный участок с кадастровым номером 24:11:0140101:3369 входит в границы земельного участка, относящегося к землям лесного фонда (Мининского лесничества, Мининского участкового лесничества, часть выдела 16 квартала 11), право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией.
Доводы Чигодайкиной С.С. о том, что все представленные истцом вышеперечисленные доказательства в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:11:0140101:3369 не являются надлежащими, не подтверждают факт нахождения земельного участка на землях лесного фонда, рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены в силу следующего.
В силу статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (в ред. от 22.07.2008) государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
При отсутствии в ЕГРН сведений о границах земельного участка, местоположение, границы и площадь лесного участка возможно определить на основании материалов лесоустройства, а также по данным государственного лесного реестра.
В обоснование права собственности Российской Федерации в отношении земельного участка №24:11:0000000:17328 (номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-04224-2015-09-3366-200, кадастровый (условный) номер 24-24/010-24/001/033/2015-2721) представлены сведения из государственного лесного реестра, материалы лесоустройства и таксации, сведения о границах Мининского лесничества, Мининского участкового лесничества.
Ссылаясь на необоснованность заключения ФГБУ "Рослесинфорг" относительно наложения границ земельного участка с кадастровым номером 24:11:0140101:3369 и земель лесного фонда, площади наложения и его границ, ответчик в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил в материалы дела доказательства, опровергающие изложенные в заключении сведения, ходатайство о проведении судебной экспертизы не заявил.
По общему правилу, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Однако такая обязанность не является безграничной. Если истец в подтверждение своих доводов приводит убедительные доказательства, а ответчик с ними не соглашается, не представляя документы, подтверждающие его позицию, то возложение на истца дополнительного бремени опровержения документально неподтвержденной позиции процессуального оппонента будет противоречить состязательному характеру судопроизводства (статьи 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы Чигодайкиной С.С. о расположении земельного участка в территориальной зоне «Р», что соответствует разрешенным видам использования действующих правил землепользования и застройки МО Элитовский сельсовет Емельяновского района; о необходимости исследования вопроса фактического расположения земельного участка с кадастровым номером 24:11:0140101:3369, отклоняются как несостоятельные. Учитывая представленные в материалы дела доказательства (сведения ФГБУ "Рослесинфорг", материалы лесоустройства) и сделанные на основе их оценки выводы об отнесении спорного земельного участка к землям лесного фонда, фактическое расположение земельного участка (в границах, либо вне границ населенного пункта) правового значения не имеет.
Представленные Чигодайкиной С.С. протокол о производстве осмотра доказательств от 24.09.2021 и карта градостроительного зонирования «Поселок Элита Элитовского сельсовета Емельяновского района» не опровергают доказательства истца о нахождении спорного земельного участка на землях лесного фонда.
Довод Чигодайкиной С.С. о правомерном владении земельным участком на праве аренды на основании решения Емельяновского районного суда Красноярского края от 12.10.2020 по делу №2а-1321/20 отклонен судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 9, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 209, 125, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, являющимися федеральной собственностью, от имени Российской Федерации осуществляется федеральными органами государственной власти.
Как следует из материалов дела, 21.02.2022 между администрацией Емельяновского района Красноярского края (арендодатель) и Чигодайкиной С.С. (арендатор) заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка № 52, предмет договора - земельный участок с кадастровым номером 24:11:0140101:3369.
Письмом от 11.12.2019 № 86-04835 Минсельхоз Красноярского края проинформировал Управление о принадлежности земельного участка с кадастровым номером 24:11:0140101:3369 к землям лесного фонда, а также о расположении такого земельного участка на территории Государственного комплексного заказника «Красноярский» (постановление Правительства Красноярского края от 20.04.2010 № 196-п).
Из материалов дела следует, что договор аренды от 21.02.2022 № 52 заключен с Чигодайкиной С.С. во исполнение решения Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 10.07.2018 по делу №2а-2567/2018 (по заявлению Третьяковой С.С.) (т.1. л.д. 106-108) и решения Емельяновского районного суда Красноярского края от 12.10.2020 по делу №2а-1321/20 (по заявлению Чигодайкиной С.С.).
Вместе с тем, при рассмотрении указанных дел судами общей юрисдикции не рассматривался вопрос о нахождении земельного участка с кадастровым номером 24:11:0140101:3369 на землях лесного фонда, соответствующие обстоятельства не устанавливались.
Поскольку обстоятельства нахождения указанного земельного участка на землях лесного фонда и о праве собственности Российской Федерации на указанный земельный участок установлены и подтверждены материалами настоящего дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что администрация Емельяновского района Красноярского края, заключив договор аренды от 21.02.2022 № 52, распорядилась землями государственного лесного фонда, принадлежащими Российской Федерации, в отсутствие полномочий.
В статье 9 Конституции Российской Федерации закреплено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 09.01.1998 N 1-П указано, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Таким образом, Конституционным Судом Российской Федерации сформулирован правовой подход, в соответствии с которым лесной фонд следует понимать как объект публичного достояния, подлежащий защите.
Ссылка Чигодайкиной С.С. на то, что Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.09.2017 N 1795-О разъяснил, что федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, таким образом исключил возможность произвольного изъятия земельных участков у субъектов только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра, является несостоятельной и свидетельствует о неправильном понимании лицом приведенной позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отметившего, что такие участки должны быть приобретены на законном основании, тогда как в данном случае имеет место иная ситуация - земельный участок получен в аренду от лица, не имеющего полномочий на распоряжение землями государственного лесного фонда, принадлежащими Российской Федерации.
Ссылка Чигодайкиной С.С. на положения части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", разрешающей противоречие между данными, содержащимися в государственном лесном реестре и данными из ЕГРН либо сведениями из правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов, является несостоятельной. Для реализации этого правила необходимо, чтобы права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года. Между тем, из материалов дела следует, что сведения о принадлежности Российской Федерации лесного участка с кадастровым (условным) номером 24-24/010-24/001/033/2015-2721 общей площадью 861,1576 га внесены в ЕГРН 07.10.2015, следовательно, государственный кадастровый учет данного участка произведен до постановки на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровым номером 24:11:0140101:3369 (20.08.2019) и с кадастровым номером 24:11:0140101:3306 (05.12.2017). В материалах дела имеется свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым (или условным) номером 24-24/010-24-001/033/2015-2721 от 07.10.2015, вследствие чего доводы ответчика со ссылкой на положения Закона № 172 -ФЗ отклоняются судом.
Довод Чигодайкиной С.С. о том, что в соответствии с действующими правилами землепользования и застройки МО Элитовский сельсовет Емельяновского района земельный участок с кадастровым номером 24:11:0140101:3369 отнесен к категории земель – земли населенных пунктов; действующие правила землепользования и застройки в редакции решения от 18.08.2009 №39-1р не оспорены, является несостоятельным.
Как следует из материалов дела, спорные земельные участки отнесены к категории земель - земли населенных пунктов, решением Элитовского сельского Совета Емельяновского района Красноярского края от 18.06.2009 № 38-1р утвержден генеральный план муниципального образования Элитовский сельсовет, который решением Красноярского краевого суда от 20.12.2016 (вступившим в законную силу 23.01.2017) признан противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня принятия в части включения в границы п. Элита земель лесного фонда Мининского лесничества Мининского участкового лесничества, в том числе в квартале и выделах, указанных исковом заявлении (т.1, л.д. 67-75).
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 09.09.2013 N ВАС-11792/13, в случае, если земельный участок поставлен на кадастровый учет с указанием иной категории земель, чем земли лесного фонда, руководствоваться исключительно данными государственного кадастра недвижимости представляется необоснованным, поскольку лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Принимая во внимание тот факт, что ответчиками не представлены какие-либо доказательства перевода спорных земельных участков из категории земель лесного фонда в иную категорию земель в установленном законом порядке, доводы истца об отнесении спорных земельных участков к землям лесного фонда, основанные на представленных в материалы дела доказательствах, подготовленных ФГБУ «Рослесинфорг» по рабочим планово-картографическим материалам лесоустройства, являются обоснованными. Материалы лесоустройства, на основании которых выполнены заключения ФГБУ «Рослесинфорг», являются действующими, в судебном порядке не оспорены. Доказательств составления указанных материалов с нарушением норм действующего законодательства указанными лицами в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Согласно пункту 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданский кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Порядок определения границ и исполнения судебного акта истец вправе реализовать в установленном законом и правилами порядке, указание истцом координат не противоречит закону и будет с учетом решения суда основанием для соответствующего учета и кадастра участков и оформления прав.
Учитывая изложенное, исковые требования подлежат удовлетворению.
Довод Чигодайкиной С.С. о том, что поскольку спорный земельный участок находится в фактическом владении Чигодайкиной С.С., иск заявлен к ненадлежащему ответчику, является несостоятельным с учетом того, что определением 19.01.2023 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, к участию в деле в качестве соответчика привлек Чигодайкину С.С.
Довод Чигодайкиной С.С. о том, что истцом пропущен срок исковой давности по требованию об истребовании земельного участка с кадастровым номером 24:11:0140101:3369 со ссылкой на статьи 196 - 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 8 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19.07.2017 №280-ФЗ), рассмотрен судом апелляционной инстанции и отклонен по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Статьей 196 названного кодекса установлено, что общий срок исковой давности составляет три года.
Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, и обязанности, выступать в суде органы государственной власти, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Возражая против довода ответчика об истечении срока исковой давности, истец указал, что о нарушении своих прав на земельные участки лесного фонда истец узнал из протокола заседания межведомственной рабочей группы при Управлении Росреестра по Красноярскому краю от 29.01.2020 №1-мрг (т. 1, л.д. 55-58).
Исследовав указанный протокол, суд апелляционной инстанции установил, что в данном протоколе имеется информации только об одном из спорных земельных участках - с кадастровым номером 24:11:0140101:3306 (пункт 3). Информация о земельном участке с кадастровым номером 24:11:0140101:3369 в данном протоколе отсутствует.
В ходатайстве о применении срока исковой давности от 25.10.2021 (т.1, л.д. 10, 11) и в письменных пояснениях от 22.08.2023 (представлены в суд апелляционной инстанции) Чигодайкина С.С. ссылается на то, что о нарушении своих прав на земельные участки лесного фонда истец узнал из обращения Чигодайкиной С.С. от 03.12.2019 в Федеральное агентство лесного хозяйства об устранении противоречий в сведениях государственных реестров и из обращения администрации Емельяновского района от 02.12.2019 №10731 в Министерство лесного хозяйства Красноярского края (т.1, л.д. 63).
Письмом от 11.12.2019 №86-04635 Министерство лесного хозяйства Красноярского края проинформировало управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района о принадлежности земельного участка с кадастровым номером 24:11:0140101:3369 к землям лесного фонда (т.1, л.д. 66).
Согласно выписке из ЕГРН от 18.01.2021 в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:11:0140101:3369 дата присвоения участку кадастрового номера – 20.08.2019 (т.1, л.д. 36-37).
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что истец не мог узнать о нарушении своих прав ранее 20.08.2019, но мог узнать о нарушении своих прав из обращения Чигодайкиной С.С. от 03.12.2019 в Федеральное агентство лесного хозяйства.
Вместе с тем, настоящее исковое заявление поступило в суд 22.01.2021, то есть, с соблюдением трехгодичного срока исковой давности.
Ссылка ответчика на пропуск трехмесячного срока, указанного в части 8 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19.07.2017 №280-ФЗ), является несостоятельной, поскольку указанная норма не устанавливает срок исковой давности по требованию об истребовании имущества из чужого незаконного владения и в данном случае применению не подлежит.
Основанием отмены решения суда первой инстанции в данном случае является нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, поскольку надлежащим процессуальным статусом Чигодайкиной С.С. является статус соответчика, а не третьего лица (пункт 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене решения по основаниям, предусмотренным в части 4 настоящей статьи, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным настоящим Кодексом для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
По результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), и принимает новый судебный акт (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 № 12 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции»).
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Красноярского края от «19» сентября 2022 года по делу № А33-1440/2021 подлежит отмене в связи с нарушением норм процессуального права (пункт 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской, подпунктом 2 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение дела в суде первой инстанции подлежит взысканию с Чигодайкиной С.С. в федеральный бюджет в размере 6000 рублей.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от «19» сентября 2022 года по делу № А33-1440/2021 отменить, принять новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить.
Истребовать из незаконного владения администрации Емельяновского района Красноярского края в пользу Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства:
- часть земельного участка с кадастровым номером 24:11:0140101:3306, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, п.Элита, площадью 1359 кв. м., входящего в состав земельного участка (местоположение): Красноярский край, Мининское лесничество Мининского участкового лесничества, квартал № 10, часть выдела 20, имеющую следующий каталог координат поворотных точек:
№ точки
X
У
1
641374.95
79968.69
2
641361.95
80029.81
3
641345.38
80026.29
4
641347.85
79986.34
5
641348.45
79963.07
1
641374.95
79968.69
Истребовать из незаконного владения администрации Емельяновского района Красноярского края и Чигодайкиной Светланы Сергеевны в пользу Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства:
- земельный участок с кадастровым номером 24:11:0140101:3369, расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, п.Элита, площадью 1498 +/- 14 кв. м., входящий в состав земельного участка (местоположение): Красноярский край, Мининское лесничество Мининского участкового лесничества квартал № 11, часть выдела 16, имеющий следующий каталог координат поворотных точек:
№
точки
X
Y
Контур 1
1
640410.13
79695.10
2
640439.39
79715.11
3
640417.33
79751.37
4
640388.18
79731.00
1
640410.13
79695.10
Взыскать с Чигодайкиной Светланы Сергеевны (10.10.1990 г.р., 660021, г. Красноярск, ул. Братьев Абалаковых, д. 2, кв. 55а) 6 000 рублей государственной пошлины в доход федерального бюджета.
Решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости об отнесении:
- земельного участка с кадастровым номером 24:11:0140101:3369, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, п.Элита, площадью 1498 +/- 14 кв. м., входящего в состав земельного участка Мининского лесничества Мининского участкового лесничества, квартал №11, часть выдела 16, к землям лесного фонда Российской Федерации;
- части земельного участка с кадастровыми номерами 24:11:0140101:3306, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, п.Элита, площадью 1359 кв. м., входящей в состав земельного участка Мининского лесничества Мининского участкового лесничества, квартал № 10, часть выдела 20, к землям лесного фонда Российской Федерации.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Н.Н. Белан
Судьи:
С.Д. Дамбаров
О.Ю. Парфентьева