ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
09 октября 2023 года
Дело №
А33-12114/2023
г. Красноярск
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Иванцова О.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от «06» июля 2023 года по делу № А33-12114/2023, рассмотренному в порядке упрощённого производства,
установил:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – заявитель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>, далее – ответчик, предприниматель, ИП ФИО1) о взыскании финансовых санкции за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, в общем размере 4000 рублей за периоды 2021 год по форме СЗВ-СТАЖ, за март 2022 года, за июль, сентябрь 2021 года по форме СЗВ-М.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Красноярского края (резолютивная часть подписана 26 июня 2023 года, мотивированное решение изготовлено по заявлению Фонда
06 июля 2023 года) по делу № А33-12114/2023 заявленные требования удовлетворены частично. С ИП ФИО1 в доход бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации взыскано 2500 руб. финансовых санкций за несвоевременное представление сведений, неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М (исходная) за периоды: март 2022 года, июль 2021 года, сентябрь 2021 года. В удовлетворении требований Фонда о взыскании с предпринимателя 1500 руб. финансовых санкций за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2021 год отказано. С предпринимателя в доход федерального бюджета взыскано 1250 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом в части отказа в удовлетворении требования о взыскании финансовой санкции по решению от 26.09.2022
№ 205S19220022761, Фонд обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в указанной части, удовлетворить данное требование Фонда. В апелляционной жалобе Фонд указывает, что страхователем в сведениях по форме СВЗ-СТАЖ за 2021 год не указан код особых условий труда – РКС/МКС на 3 застрахованных лиц, о чем предпринимателю было направлено уведомление, которое не было исполнено в пятидневный срок (корректирующие сведения или пояснения и документы, свидетельствующие о работе застрахованных лиц за пределами Крайнего Севера не представлены). При этом страхователь – ИП ФИО1 зарегистрирован СФР на территории г. Норильска с 02.09.2020, а город Норильск относится районам Крайнего Севера, соответственно, свою деятельность предприниматель осуществляет в районе Крайнего Севера, что подтверждается начислением страховых взносов в сведениях за 2021 год, представленных страхователем на 3-х застрахованных лиц в налоговые органы.
ИП ФИО1 отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Сведения о принятии апелляционной жалобы к производству размещены 04.08.2023 06:23:33 МСК в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети Интернет: http://kad.arbitr.ru.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом того, что решение суда первой инстанции оспаривается частично (только в части отказа в удовлетворении заявленного требования о взыскании финансовой санкции по решению от 26.09.2022 № 205S19220022761), арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, проверил законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
03.02.2022 страхователь представил в Фонд сведения по форме СЗВ-СТАЖ за
2021 год на 3-х застрахованных лиц (ФИО2; ФИО3; ФИО4).
21.04.2022 Фонд направил страхователю уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Фонда. В уведомлении Фонд указал, что им выявлены ошибки (несоответствия) в представленных сведениях индивидуального (персонифицированного) учета и сообщил о необходимости устранения в течение 5-ти рабочих дней имеющихся расхождений по застрахованным лицам по территориальным условиям РКС/МКС / РКС/МКСР в отчетности по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2021 год.
Ввиду непредставления предпринимателем скорректированных сведений 16.08.2022 должностным лицом Фонда составлен акт № 205S18220020330 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором отражено, что работа в районах Крайнего Севера (РКС) и приравненных к ним местностях (МКС) дает право на досрочное назначение пенсии по старости. При этом в стаж для досрочного назначения пенсии засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов. Страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения по форме СЗВ-СТАЖ, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в РКС и МКС. В графе 8 указываются коды территориальных условий. В результате проведения сверки сведений индивидуального (персонифицированного) учета по формам СВЗ-СТАЖ за 2021 год, были выявлены расхождения в части представления страхователем неполных и (или) недостоверных сведений (не указан код условий труда – РКС / МКС) о 3-х застрахованных лицах (ФИО3, ФИО4, ФИО2), о чем страхователю в соответствии частью 5 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) было направлено об устранении имеющихся расхождений в пятидневный срок со дня получения уведомления. На дату составления акта уточненные (исправленные) сведения не представлены. Так как срок устранения имеющихся расхождений на 3-х застрахованных лиц истек, к страхователю применяются финансовые санкции в связи с представлением страхователем неполных и (или) недостоверных сведений. Акт направлен предпринимателю по почте, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 22.08.2022 № 25.
26.09.2022 Фондом вынесено решение № 205S19220022761 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страховании. В решении отражены сведения аналогичные тем, которые приведены в акте, а также указано, что страхователь привлечен к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за преставление неполных и (или) недостоверных сведений (пункт 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ). Предпринимателю назначен штраф в размере 1500 руб. (500 руб. за каждое застрахованное лицо). Решение направлено ИП ФИО1, что подтверждается списком почтовых отправлений от 26.09.2022
№ 41.
18.10.2021 Фондом выставлено требование № 205S01220023145 об уплате финансовой санкции в добровольном порядке в срок до 08.11.2022. Требование было направлено предпринимателю (список внутренних почтовых отправлений от 20.10.2022
№ 128).
Поскольку срок уплаты финансовых санкций по требованию истек, а страхователь требование не исполнил, Фонд обратился с вышеуказанным заявлением в арбитражный суд.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемой части судебного акта, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы Фонда, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части.
В силу части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Согласно части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Решение 26.09.2022 № 205S19220022761 вынесено Фондом в пределах его компетенции, что не оспаривается ответчиком. Процедура вынесения оспариваемого решения Фондом соблюдена, существенных нарушений не выявлено. Фондом также соблюден порядок и срок обращения в суд за взысканием финансовых санкций.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон
№ 167-ФЗ) страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона № 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.
В силу статей 8, 9, 15 Закона № 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; 9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь обязан указать периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Постановлением Правления Пенсионного Фона Российской Федерации от 06.12.2018 № 507п утверждена форма «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», которая подлежала представлению Фонду в спорный период. Так в форме СЗВ-СТАЖ необходимо заполнить графу 8 «Территориальные условия (код)» раздела 3 в случае, если работники работают в особых территориальных условиях. При этом форма не содержит указания на обязательность приложения документов, подтверждающих основания внесения сведений в графу 8.
Из материалов дела следует, что сведения по форме СВЗ-СТАЖ за
2021 год на 3-х застрахованных лиц ФИО2; ФИО3; ФИО4 представлены страхователем 03.02.2022, то есть с соблюдением установленного пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ срока.
За представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 вышеуказанного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (абзац 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ).
При этом под представлением неполных сведений следует понимать представление не всех сведений в отношении одного застрахованного лица; представление недостоверных сведений - представление сведений, не соответствующих действительности.
Решением от 26.09.2022 № 205S19220022761 страхователь привлечен к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за представление неполных и (или) недостоверных сведений, а именно в отчетности СЗВ-СТАЖ за 2021 год не указан код особых условий труда РКС/МКС в отношении трех застрахованных лиц (ФИО3, ФИО4, ФИО2).
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.11.2016 № 1058п утверждены формы документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ.
Приложением № 1 к указанному постановлению утверждена форма акта о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в пункте 2 которого приводятся документально подтвержденные факты нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Приложением № 2 к указанному постановлению утверждена форма решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором после слов «установил» указываются документально подтвержденные факты нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства.
Таким образом, событие вменяемого правонарушения должно быть описано надлежащим образом, как в акте о выявлении правонарушения, так и в решении о привлечении к ответственности.
При этом ни акт проверки от 16.08.2022 № 205S18220020330, ни решение от 26.09.2022 № 205S19220022761 не отражают, как именно Фонд квалифицирует выявленное нарушение, какое именно нарушение вменяется предпринимателю: представление неполных или же представление недостоверных сведений.
Как указано выше, представление недостоверных сведений – это представление сведений, не соответствующих действительности. Вместе с тем в рассматриваемом случае, как указывает сам Фонд в акте и в решении, в графе 8 формы СЗВ-СТАЖ за
2021 год в отношении 3-х застрахованных лиц страхователем не указаны коды территориальных условий. Суд первой инстанции в обжалуемом решении верно отразил, что недостоверность не может быть установлена в отношении отсутствующих сведений, для квалификации представленных сведений в качестве недостоверных, такие сведения должны быть представлены Фонду и должны являться искаженными, то есть несоответствующими действительности. Само по себе неуказание страхователем в форме СЗВ-СТАЖ каких-либо сведений, в том числе кодов территориальных условий, состав правонарушения «недостоверность» не образует.
Фонд в апелляционной жалобе указывает, что страхователь – ИП ФИО1 зарегистрирован СФР на территории г. Норильска с 02.09.2020, а город Норильск относится районам Крайнего Севера, соответственно, свою деятельность предприниматель осуществляет в районе Крайнего Севера, что подтверждается начислением страховых взносов в сведениях за 2021 год, представленных страхователем на 3-х застрахованных лиц в налоговые органы.
Вместе с тем, сама по себе регистрация предпринимателя СФР на территории г. Норильска безусловно не свидетельствует о том, что застрахованные лица (ФИО2; ФИО3; ФИО4) осуществляли трудовую деятельность в 2021 году именно в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностям). Каких-либо доказательств (в том числе представленных в налоговый орган), на основании которых может быть сделан однозначный вывод о необходимости указания страхователем сведений (код особых условий труда – РКС/МКС) в графе 8 в отношении трех застрахованных лиц (ФИО2; ФИО3; ФИО4), Фонд не представил.
Таким образом, состав правонарушения в виде представления страхователем неполных сведений Фондом не доказан.
Апелляционный суд отмечает, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Однако в рассматриваемом случае Фондом не доказана противоправность деяния, поскольку не представлены достаточные доказательства совершения предпринимателем правонарушения в виде предоставления неполных либо недостоверных сведений, необходимости предоставления таких сведений, не приведена конкретная квалификация нарушения (из акта и решения однозначно не следует, расценивает Фонд отсутствие в форме СЗВ-СТАЖ необходимых, по его мнению сведений, в качестве представления неполных или недостоверных, либо неполных и недостоверных сведений), не установлены все элементы состава нарушения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно посчитал недоказанным вменное Фондом предпринимателю нарушение и отказал в удовлетворении требования о взыскании финансовой санкции по решению от 26.09.2022
№ 205S19220022761.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от «06» июля 2023 года по делу № А33-12114/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
О.А. Иванцова