ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
14 ноября 2023 года
Дело №
А33-22876/2023
г. Красноярск
Резолютивная часть постановления объявлена «07» ноября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен «14» ноября 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барыкина М.Ю.,
судей: Иванцовой О.А., Юдина Д.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Николиной Е.И.,
при участии в судебном заседании:
от краевого государственного бюджетного учреждения «Тунгусско-Чунское лесничество»: ФИО1, представитель по доверенности от 05.05.2023, диплом,
от общества с ограниченной ответственностью «Красноярский Центр Строительства»: ФИО2, представитель по доверенности от 27.04.2023, диплом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Красноярский Центр Строительства» на решение Арбитражного суда Красноярского края от 21.09.2023 по делу № А33-22876/2023,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Красноярский Центр Строительства» (далее также – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с требованиями к краевому государственному бюджетному учреждению «Тунгусско-Чунское лесничество» (далее также – заинтересованное лицо, учреждение) о признании недействительным извещения от 06.07.2023 № 34/ч.
Определением суда от 09.08.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство лесного хозяйства Красноярского края (далее также – министерство).
Решением суда от 21.09.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что проведение осмотра лесосек является преждевременным, поскольку у заявителя имеется возможность осуществить доочистку спорных лесосек, доочистка может быть осуществлена только после окончания пожароопасного сезона. Следовательно, проведение заключительного осмотра лесосек возможно исключительно в течение 8-ми месяцев с момента окончания пожароопасного сезона 2023 года (то есть, по мнению заявителя, до мая 2024 года), но, при этом, не ранее окончания пожароопасного периода 2023 года.
Заинтересованным лицом в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому учреждение просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Министерство, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети «Интернет» http://kad.arbitr.ru), явку представителей в судебное заседание не обеспечило. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие министерства.
В ходе судебного разбирательства представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. Представитель заинтересованного лица изложил возражения на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу заявителя – без удовлетворения.
Третий арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – АПК РФ), оценив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм процессуального права и материального права, установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между обществом (арендатором) и министерством (арендодателем) заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины от 03.07.2019 №20/1-и, в соответствии с пунктами 1.2 и 1.4 которого обществу в аренду предоставлен лесной участок площадью 668 409 гектаров защитных, эксплуатационных лесов с местоположением: Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, Тунгусско-Чунское лесничество, Чемдальское участковое лесничество, <...>, 31, 34, 36-51, 61, 62, 66-89, 99-137, 139-162, 166-181, 190-214, 219-230, 240-283, 289-300, 305-327, 333-338, 345-355, 366-396, 403-416, 426-452, 459-505, 514-522, 531-559, 562, 563, 567-585, 591-637, 641-646, 648-702, 705-739, 746-760, 767-781, 785, 786, 789-804, 807-809, 813-841, <...>, 79, 80, 104, 105, 107-116, 152-159, <...>, 121-129, 144-148, 151-153, 166-179, 183-185, 203-208, 218-220, 230-242, 254-261, 266-275, 280-301, расположенных в эксплуатационных и защитных лесах, являющихся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 88:03:0000000:1. Вид разрешенного использования - заготовка древесины в соответствии с лесохозяйственным регламентом Тунгусско-Чунского лесничества. Лесной участок передан арендатору с целью заготовки древесины.
06.07.2023 от учреждения в адрес общества поступило извещение от 06.07.2023 № 34/ч о необходимости 04.09.2023 к 09.00 прибыть или направить представителя в контору Чемдальского участкового лесничества по адресу: <...> для проведения осмотра лесосек по окончанию срока заготовки, в целях проверки соблюдения условий договоров аренды лесных участков, проектов освоения лесов, лесных деклараций, технологических карт лесосечных работ, требований лесного законодательства, нормативно-правовых актов, регулирующих лесные отношения, вырубленных в соответствии с договором аренды лесного участка № 20/1-и от 03.07.2019 по лесным декларациям: от 07.11.2022 № 32/21, от 03.11.2022 № 33/21, от 07.11.2022 № 34, от 06.11.2022 № 35/21, от 06.11.2022 № 36/21, от 06.11.2022 № 37/21, от 07.11.2022 № 38/21, от 03.11.2022 № 39/21, от 09.11.2022 № 40/21, от 09.11.2022 № 41/21, от 09.11.2022 № 42/21, от 09.11.2022 № 43/21, от 09.11.2022 № 44/21, от 09.11.2022 № 45/21, от 09.11.2022 № 46/21, от 08.11.2022 № 47/21, от 08.11.2022 № 48/21, от 09.11.2022 № 49/21, обществу необходимо предоставить копии технологических карт лесосечных работ и вездеходный транспорт. Осмотр назначен учреждением в период с 04.09.2023 по 24.09.2023. Разъяснено, что при неявке лица, осуществляющего лесосечные работы, или его представителя, осмотр лесных участков будет произведен без его участия.
Не согласившись с извещением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании извещения учреждения недействительным.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом решении, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены решения.
На основании части 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее также – ЛК РФ) предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается, в том числе, на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
Согласно части 8 статьи 23.2 ЛК РФ после выполнения лесосечных работ органом государственной власти, органом местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных статьями 81 – 84 настоящего Кодекса, проводится осмотр места осуществления лесосечных работ (заключительный осмотр лесосеки), в результате которого составляется акт заключительного осмотра лесосеки.
Как следует из пунктов 1.3, 2.1 Устава учреждения, заинтересованное лицо создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных федеральными законами, иными федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами Красноярского края полномочий Министерства лесного хозяйства Красноярского края в области лесных отношений.
На основании пункта 2.4.3 Устава (в редакции приказа от 28.02.2022 №86-464-од) учреждение, в числе прочего, осуществляет проведение осмотров лесных участков по результатам проведенных работ по использованию (в том числе осмотр лесосек после завершения срока действия лесных деклараций), охране, защите и воспроизводству лесов, составление соответствующих актов о выполнении работ.
Согласно пункту 2 Порядка заключительного осмотра лесосеки, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17.01.2022 № 23 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их выполнения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта заключительного осмотра лесосеки и порядка заключительного осмотра лесосеки» (далее также – Порядок), осмотр мест осуществления лесосечных работ (заключительный осмотр лесосеки) (далее - осмотр лесосек), расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 – 84 ЛК РФ.
На основании пункта 4 Порядка лицо, осуществляющее осмотр лесосек, не менее чем за 10 рабочих дней до проведения осмотра лесосек обязано предупредить лицо, осуществляющее лесосечные работы, о дате и времени проведения осмотра лесосек. Извещение о проведении осмотра лесосек направляется способом, обеспечивающим подтверждение его получения (заказное письмо, факс, электронная почта).
Таким образом, оспариваемое извещение о назначении на 04.09.2023 проведения осмотра лесосек в связи с окончанием срока заготовки древесины направлено 06.07.2023 уполномоченным лицом в пределах предписанных сроков к уведомлению арендатора лесных участков о проведении их осмотра.
В обоснование апелляционной жалобы общество указало на то, что учреждением преждевременно назначена дата осуществления осмотра лесосек, так как заявитель вправе провести доочистку мест рубок с учетом Правил пожарной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614. Заявитель считает, что в период действия лесной декларации должны быть завершены основные лесосечные работы, доочистка лесосек может быть проведена позднее.
Указанные доводы апелляционной жалобы отклоняются в силу следующего.
Согласно пункту 11 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.12.2020 № 993 «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации» (далее также – Правила № 993) рубка лесных насаждений, трелевка (транспортировка), частичная переработка, хранение, вывоз заготовленной древесины осуществляются лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации. Увеличение сроков рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывоза древесины, указанных в настоящем пункте, допускается в случае возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение данных требований, подтвержденных справкой Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Срок рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывоза древесины может быть увеличен не более чем на 12 месяцев уполномоченным органом по письменному заявлению лица, использующего леса.
В силу подпункта «к» пункта 12 Правил № 993 при заготовке древесины не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков (остатков древесины, образующихся на лесосеке при валке и трелевке (транспортировке) деревьев, также при очистке стволов от сучьев, включающих вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост).
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами лесовосстановления и правилами ухода за лесами.
Как следует из положений частей 1, 6 и 7 статьи 23.2 ЛК РФ, лесосечные работы состоят из подготовительных, основных и заключительных работ, связанных с рубками лесных насаждений при осуществлении различных видов использования лесов в соответствии с главой 2 настоящего Кодекса, а также при проведении мероприятий по сохранению лесов. Заключительные лесосечные работы представляют собой очистку лесосек и снос объектов лесной инфраструктуры.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17.01.2022 № 23 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их выполнения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта заключительного осмотра лесосеки и порядка заключительного осмотра лесосеки» утверждены виды лесосечных работ и последовательность их выполнения (далее также – Приложение № 1 к Приказу № 23).
На основании пункта 8 Приложения № 1 к Приказу № 23 заключительные лесосечные работы представляют собой очистку лесосек и снос объектов лесной инфраструктуры. К заключительным лесосечным работам относятся следующие работы: 1) очистка (доочистка) мест рубок от порубочных остатков; 2) снос созданных лесных складов, других строений и сооружений; 3) приведение в состояние, пригодное для использования по назначению, лесных дорог, имевшихся до осуществления лесосечных работ; 4) приведение в надлежащее состояние нарушенных мостов, просек, водотоков, ручьев, рек. Очистка мест рубок от порубочных остатков осуществляется следующими способами: укладкой порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке; сбором порубочных остатков в кучи и валы с последующим сжиганием их в пожаробезопасный период; сбором порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период; разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий; укладкой и оставлением на перегнивание порубочных остатков на месте рубки; вывозом порубочных остатков в места их дальнейшей переработки. Указанные способы очистки мест рубок при необходимости могут применяться комбинированно. После проведения указанных работ допускается доочистка лесосек. Очистка лесосек сплошных рубок с последующим искусственным лесовосстановлением должна производиться способами, обеспечивающими создание условий для проведения всего комплекса лесовосстановительных работ (подготовка участка и обработка почвы, посадка или посев лесных культур, агротехнические уходы), а также ухода за молодняками. Очистка лесосек сплошных рубок с наличием подроста ценных пород должна осуществляться способами, обеспечивающими его сохранность. Сжигание порубочных остатков сплошным палом не допускается. При трелевке деревьев с кронами сжигание порубочных остатков должно производиться по мере их накопления на специально подготовленных площадках. В горных условиях в целях предотвращения эрозионных процессов, порубочные остатки должны укладываться на трелевочные волоки, а также в валы, располагаемые по горизонталям склонов с расстоянием между ними 8 - 10 метров. Очистка лесосек от порубочных остатков осуществляется с соблюдением требований Правил пожарной безопасности в лесах, и Правил санитарной безопасности в лесах. Обязательному сжиганию подлежат порубочные остатки при проведении санитарных рубок в очагах вредных организмов, в которых они могут оказаться источником распространения инфекции или средой для ее сохранения и заселения вторичными вредными организмами, если такие порубочные остатки не вывозятся в места их дальнейшей переработки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее также – Правила № 1614), которыми установлены единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
В силу пункта 26 Правил № 1614 при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. В случаях, когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, огневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков запрещаются.
В соответствии с пунктом 27 Правил № 1614 при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; б) укладка порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ; в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
Таким образом, как обоснованно указано судом первой инстанции, поскольку в лесосечные работы входит заготовка древесины и очистка (доочистка) лесосек, при этом очистка лесосек осуществляется одновременно с заготовкой древесины, а заготовка может быть выполнена только в пределах срока действия лесной декларации, то очистка лесосек, в том числе доочистка, должна быть завершена в период действия лесной декларации
Письмом министерства от 02.11.2022 № 86-014156 срок рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения и вывоза древесины был продлен до 31.08.2023. В связи с чем, на основании указанного письма срок окончания декларируемого периода по лесным декларациям общества от 07.11.2022 № 32/21, от 03.11.2022 № 33/21, от 07.11.2022 № 34, от 06.11.2022 № 35/21, от 06.11.2022 № 36/21, от 06.11.2022 № 37/21, от 07.11.2022 № 38/21, от 03.11.2022 № 39/21, от 09.11.2022 № 40/21, от 09.11.2022 № 41/21, от 09.11.2022 № 42/21, от 09.11.2022 № 43/21, от 09.11.2022 № 44/21, от 09.11.2022 № 45/21, от 09.11.2022 № 46/21, от 08.11.2022 № 47/21, от 08.11.2022 № 48/21, от 09.11.2022 № 49/21 продлился до 31.08.2023.
Следовательно, на момент проведения осмотра (04.09.2023) декларируемый период завершился, то есть срок для осуществления лесосечных работ, которые, в числе прочего, включают очистку (доочистку) мест рубок от порубочных остатков, истек.
Соответственно, проведение осмотра лесосек назначено правомерно.
Доводы апелляционной жалобы общества, что декларируемый период включает в себя только сроки основных лесосечных работ (рубка лесных насаждений, трелевка, частичная переработка, хранение и вывоз древесины), отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку согласно части 1 статьи 23.2 ЛК РФ и подпункту 1 пункта 8 Приложения № 1 к Приказу № 23 лесосечные работы состоят из подготовительных, основных и заключительных работ, к заключительному этапу лесосечных работ, в том числе, относится очистка (доочистка) мест рубок. При этом в силу пунктов 26 и 27 Правил № 1614 при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков, весенняя доочистка и сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), осуществляются при проведении очистки. Следовательно, в декларируемый период должны завершиться все лесосечные работы, включая доочистку мест рубок (лесосек).
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что оспариваемое извещение учреждения не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов общества.
Таким образом, обжалуемое решение является законным и обоснованным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, заявленные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
В связи с чем, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Судебные расходы, связанные с подачей апелляционной жалобы заявителем, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на общество в связи с отказом в жалобе.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 21.09.2023 по делу № А33-22876/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
М.Ю. Барыкин
Судьи:
Д.В. Юдин
О.А. Иванцова