ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
20 февраля 2024 года
Дело №
А33-17175/2023
г. Красноярск
Резолютивная часть постановления объявлена «06» февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен «20» февраля 2024 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иванцовой О.А.,
судей: Бабенко А.Н., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от «23» ноября 2023 года по делу № А33-17175/2023,
установил:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – истец, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Домком» (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – ответчик, общество, ООО УК «Домком») о взыскании материального ущерба в размере 8455 руб. 26 коп.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 19.06.2023 заявление принято в порядке упрощенного производства. Определением от 09.08.2023 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от «23» ноября 2023 года по делу № А33-17175/2023 в удовлетворении требований Фонда отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Фонд обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении искового заявления. В апелляционной жалобе Фонд указывает, что страхователем несвоевременно 19.05.2021 представлены сведения по форме СЗВ-М за февраль 2020 года на ФИО2, то есть сведения представлены, спустя более чем год, после истечения установленного для их представления срока. Индексация пенсий производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета – СЗВ-М, которые представляются работодателями, следовательно, несвоевременное представление таких сведений происходит автоматический процесс индексации, так как в программном комплексе Фонда отражается, что пенсионер трудовую деятельность не осуществляет. У Фонда нет возможности контролировать информацию о каждом пенсионере и его работодателе. Вывод суда о недоказанности Фондом прямой причинно-следственной связи между действиями (бездействием) страхователя и возникшим ущербом является неверным.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети «Интернет» http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих уполномоченных представителей не направили. 05.02.2024 Фондом в электронном виде через систему «Мой арбитр» представлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Решением Фонда от 16.07.2014 № ПЕН1_2014/001250 ФИО2 с 18.07.2014 назначена пенсия в размере 15 026 руб. 49 коп.
16.12.2019 Фондом принято решение о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), согласно которому с 01.01.2020 ФИО2 установлен размер страховой пенсии по старости в размере 21 345 руб. 52 коп.
Из распоряжения № 230000117857 (дата отсутствует) о перерасчете размера пенсии следует, что размер пенсии по старости для ФИО2 с 01.01.2020 составляет 22 754 руб. 73 коп. В исковом заявлении Фонд указал, что распоряжение об индексации
№ 230000117857 издано в мае 2020 года.
В период с 01.02.2020 по 31.07.2020 ФИО2 пенсия выплачивалась как неработающему пенсионеру в повышенном размере с учетом индексации.
Из материалов дела следует, что в исходной форме СЗВ-М за январь 2020 года были отражены сведения о ФИО2 При этом сведения по форме СЗВ-М за февраль 2020 года не были своевременно представлены работодателем, а были представлены лишь 19.05.2021. Сведения СЗВ-М за март-июль 2020 года, в которых был указан ФИО2, представлялись страхователем с соблюдением установленного законодательством срока.
08.12.2021 Фондом составлен протокол № 202134660946 о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии и иных социальных выплат, из которого следует, что в связи с несвоевременным представлением сведений СЗВ-М работодателем (сведения за февраль 2020 года представлены в мае 2021 года), образовалась переплата пенсии за период с 01.02.2020 по 31.07.2020 в размере 8455 руб. 26 коп.
Фонд направил обществу претензию от 04.04.2022, в которой отразил, что непредставление страхователем в установленный срок данных о факте работы застрахованного лица ФИО2 за февраль 2020 года послужило основанием для выплаты пенсии с учетом индексации (увеличения). Отсутствие у застрахованного лица права на получение индексации повлекло перерасход средств федерального бюджета.
Поскольку общество в добровольном порядке сумму ущерба не возместило, Фонд обратился в арбитражный суд с вышеуказанным исковым заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы Фонда, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В силу пунктов 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Фонд должен представить доказательства, свидетельствующие о наличии совокупности условий для возложения на общество ответственности в виде возмещения убытков: противоправность действий (бездействия) причинителя ущерба и наличие его вины, причинно-следственную связь между противоправными действиями (бездействием) и возникшим ущербом, а также размер ущерба.
Статьей 26.1 Федерального закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Так, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона № 400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1
Закона № 400-ФЗ).
Частью 4 статьи 26.1 Закона № 400 предусмотрено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом № 400-ФЗ, в целях реализации положений части 1 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета
Согласно статье 14 Закона № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу части 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 Закона № 400-ФЗ, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона № 400-ФЗ).
Статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»
(далее - Закон № 27-ФЗ) установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные названным Федеральным законом. В свою очередь Фонд на основании статьи 16 Закона № 27-ФЗ обязан осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных названным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Как установлено пунктом 88 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденные приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 885н (далее - Правила № 885н), действовавших в спорный период, в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона
№ 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона № 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона № 400-ФЗ сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ.
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное
пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил № 885н).
Из содержания приведенных положений Правил № 885н следует, что выплата неработающим пенсионерам индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющие на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащие выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате указанных сумм путем вынесения нового решения.
Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ (пункт 88 Правил № 885н), то есть, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором уполномоченным органом получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.
Как указывает Фонд, выплата сумм страховой пенсии с учетом индексации в период с 01.02.2020 по 31.07.2020 осуществлена работающему пенсионеру по вине страхователя, несвоевременно представившего сведения по форме СЗВ-М за февраль
2020 года (сведения представлены 19.05.2021).
Вместе с тем, из материалов дела следует и не оспаривается Фондом тот факт, что сведения по форме СЗВ-М за март 2020 года были представлены в отношении
ФИО2 в установленный Законом № 27-ФЗ срок – 13.04.2020. 12.05.2020 были представлены сведения по форме СЗВ-М за апрель 2020 года, 11.06.2020 – за май
2020 года, 08.07.2020 – за июнь 2020 года, 10.08.2020 – за июль 2020 года, при этом во всех перечисленных формах имелась информация о ФИО2
Кроме того, согласно перечню сведений, содержащихся на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, представленному Фондом в материалы дела, 17.02.2020 в Фонд были представлены сведения по форме СЗВ-ТД (сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица) в отношении ФИО2
В исковом заявлении Фонд указал, что поскольку обществом были несвоевременно представлены сведения персонифицированного учета за февраль 2020 года, в отношении ФИО2 было вынесено распоряжение № 230000117857 о перерасчете размера пенсии с учетом индексации в мае 2020 года.
Выплаты пенсии с учетом индексации производились ФИО2 с 01.02.2020 по 31.07.2020, а распоряжение об индексации, как указано самим Фондом, издано в мае 2020 года, то есть когда в Фонд обществом уже были представлены сведения по форме СЗВ-М за март 2020 года, в которых был указан в качестве работающего застрахованного лица ФИО2
Фондом не учтено, что Закон № 400-ФЗ возлагает обязанности не только на страхователя, но и предписывает Фонду ежемесячно уточнять факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности (часть 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ), и принимать в зависимости от этого решение о выплате индексации или о прекращении ее выплаты. При этом большое количество зарегистрированных в Красноярском крае работающих пенсионеров не освобождает Фонд, созданный в целях осуществления государством пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, от выполнения возложенных на него государственных функций и полномочий.
Располагая вышеуказанными сведениями к моменту издания распоряжения о перерасчете, Фонд мог проверить, какое обстоятельство имело место в действительности: увольнение застрахованного лица или непредставление сведений в отношении застрахованного лица в установленный срок.
Суд первой инстанции, руководствуясь пунктами 88, 90 Правил № 885н, обоснованно указал, что с учетом фактических обстоятельств дела (сведения по форме СЗВ-М за март 2020 года в отношении ФИО2 поступили в Фонд 13.04.2020) Фонд имел возможность не издавать распоряжение об индексации в мае 2020 года, так как располагал сведениями о том, что пенсионер является работающим.
Соответственно, при наличии сведений о том, что застрахованное лицо
ФИО2 является работающим пенсионером, Фонд по своей вине, без надлежащего контроля поступивших от страхователя сведений в мае 2020 года издал распоряжение
№ 230000117857 и производил выплаты с учетом индексации за период с 01.02.2020 по 31.07.2020, в то время как основания для этого отсутствовали.
При достаточной степени заботливости и осмотрительности Фонд мог устранить сомнения относительно необходимости производить индексацию пенсии, которые должны были возникнуть у него в связи с непредставлением страхователем сведений за спорный период, в том числе учитывая возможность направления в адрес страхователя соответствующего запроса. Наличие нарушений в действиях страхователя не освобождает истца от обязанности по принятию обоснованного решения при реализации собственных полномочий по индексации пенсии.
Довод Фонда о том, что несвоевременное представление сведений ведет к индексации пенсии, так как в программных комплексах Фонда отражается, что пенсионер не осуществляет трудовую деятельность, подлежит отклонению. Сами по себе программные настройки информационных систем Фонда не могут служить основанием для оценки действий страхователя в качестве соответствующих или не соответствующих требованиям законодательства. Как указано выше, именно на орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, возложена обязанность уточнения факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности.
Принимая во внимание вышеприведенные обстоятельства, апелляционный суд полагает необходимым отметить, что суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Фонда о взыскании ущерба в виде излишне выплаченной страховой части пенсии за период с 01.02.2020 по 31.07.2020.
Суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права. Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным в материалы дела доказательствам, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Таким образом, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Фонд на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от «23» ноября 2023 года по делу № А33-17175/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.А. Иванцова
Судьи:
А.Н. Бабенко
Д.И. Шелег