НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 05.12.2023 № А74-9494/2022

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

11 декабря 2023 года

Дело №

А74-9494/2022

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «05» декабря 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен «11» декабря 2023 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Иванцовой О.А.,

судей: Бабенко А.Н., Барыкина М.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щекотуровой Я.С.,

при участии:

от некоммерческой организации «Муниципальный жилищный фонд города Абакана»: ФИО1 представителя на основании доверенности от 04.08.2022 № 667 (диплом о высшем юридическом образовании), паспорта,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия

на решение Арбитражного суда Республики Хакасия

от «31» августа 2023 года по делу №А74-9494/2022,

установил:

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – истец, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к некоммерческой организации «Муниципальный жилищный фонд города Абакана»
(ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – ответчик, МЖФ г. Абакана) о взыскании
2 100 516 руб. 19 коп. ущерба.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от «31» августа 2023 года по делу № А74-9494/2022 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, Фонд обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. В апелляционной жалобе Фонд указывает следующее:

- сведения по форме СЗВ-М за январь 2020 года были представлены ответчиком в Фонд с нарушением установленного срока, в связи с чем 13.03.2023 Фондом были приняты решения о выплате пенсионерам сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии), и, начиная с апреля 2020 года пенсионерам стала производиться выплата пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии;

- на момент вынесения решений о выплатах Фонд не располагал информацией об осуществлении в январе 2020 года пенсионерами оплачиваемой трудовой деятельности;

- убытки в виде излишне выплаченных сумм пенсий за период с 01.01.2020 по 31.05.2020 причинены Фонду по вине ответчика, поскольку им не были своевременно представлены сведения по форме СЗВ-М за январь 2020 года, а сведения по форме СЗВ-М за следующий месяц - февраль 2020 года были проверены Фондом лишь 08.04.2020 (в силу пункта 35 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации проверяет индивидуальные сведения и вносит их на лицевые счета застрахованных лиц ежемесячно - в течение месяца со дня получения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, представленных страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ), то есть после принятия решений об индексации;

- современное представление сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год не освобождает страхователя от обязанности своевременно представлять также отчеты по форме СЗВ-М.

МЖФ г. Абакана представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик выразил несогласие с доводами Фонда, просил оставить обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представитель ответчика изложил возражения на апелляционную жалобу.

Фонд, уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети «Интернет» http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своего уполномоченного представителя не направил. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя Фонда.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

МЖФ г. Абакана, являясь страхователем в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ), представил в Фонд 13.02.2020 сведения по форме СЗВ-М (тип формы – дополняющая) за январь 2020 года в отношении 1-го застрахованного лица.

08.04.2020 МЖФ г. Абакана, установив, что в Фонд были направлены сведения не на всех работающих застрахованных лиц, представил в Фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2020 года (тип формы – исходная) в отношении 934 застрахованных лиц. Указанные сведения приняты фондом 08.04.2020.

Вместе с тем, 13.03.2020 Фондом были приняты решения о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) 160 пенсионерам, в отношении которых Фонд установил факт прекращения работы в январе 2020 года, так как сведения по форме СЗВ-М за январь 2020 года в отношении них не поступили.

В связи с приостановлением выплаты страховой пенсии по инвалидности
ФИО2 (распоряжением Фонда от 02.03.2020) повышенный размер пенсии с учётом индексации выплачен на основании распоряжения о возобновлении выплаты пенсии и (или) иных социальных выплат от 07.05.2020 № 79408/20 (за период с 01.03.2020 по 31.03.2020).

После того как 08.04.2020 от страхователя поступили сведения по форме СЗВ-М за январь 2020 года, подтверждающие, что пенсионеры осуществляли трудовую деятельность в январе 2020 года, Фонд установил факт переплаты.

Согласно протоколу выявления излишне выплаченных пенсионерам сумм пенсии от 15.05.2020 № 286 сумма переплаты за период с 01.01.2020 по 31.05.2020 составила
2 101 540 руб. 49 коп., в связи с чем Фонд направил страхователю уведомление от 15.06.2020 о необходимости возмещения перерасхода средств на выплату страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии в общей сумме 2 101 540 руб.
49 коп. Уведомление получено страхователем 17.06.2020.

Сумма переплаты пенсии в размере 1024 руб. 30 коп. добровольно возмещена фонду ФИО3 (заявление о добровольном возмещении излишне полученных сумм пенсии от 26.10.2020).

С учётом возмещения указанной суммы размер ущерба по расчёту Фонда составил 2 100 516 руб. 19 коп.

Поскольку МЖФ г. Абакана в добровольном порядке сумму ущерба не возместил, Фонд обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.

В силу пунктов 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Фонд должен представить доказательства, свидетельствующие о наличии совокупности условий для возложения на администрацию ответственности в виде возмещения убытков: противоправность действий (бездействия) причинителя ущерба и наличие его вины, причинно-следственную связь между противоправными действиями (бездействием) и возникшим ущербом, а также размер ущерба.

Статьей 26.1 Закона № 400-ФЗ установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Так, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона № 400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона
№ 400-ФЗ).

Частью 4 статьи 26.1 Закона № 400 предусмотрено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом № 400-ФЗ, в целях реализации положений части 1 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно статье 14 Закона № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В силу части 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 Закона № 400-ФЗ, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона № 400-ФЗ).

Статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»
(далее - Закон № 27-ФЗ) установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные названным Федеральным законом. В свою очередь Фонд на основании статьи 16 Закона № 27-ФЗ обязан осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных названным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

До 01.01.2022 действовали Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденные Приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 885н (далее - Правила № 885н), согласно пункту 88 которых в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона № 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона № 400-ФЗ сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ.

При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона
№ 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, производится
с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил № 885н).

Из содержания приведенных положений Правил № 885н следует, что выплата неработающим пенсионерам индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющие на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащие выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате указанных сумм путем вынесения нового решения.

Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ (пункт 88 Правил № 885н), то есть, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором уполномоченным органом получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.

Как указывает Фонд, выплата сумм страховой пенсии с учетом индексации в период с 01.01.2020 по 31.05.2020 осуществлена работающим пенсионерам по вине страхователя, несвоевременно представившего сведения по форме СЗВ-М за январь
2020 года.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что своевременное предоставление сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год не подтверждает факт работы застрахованных лиц – пенсионеров в январе 2020 года. Вместе с тем, из материалов дела следует и не оспаривается Фондом тот факт, что сведения по форме СЗВ-М за февраль, март, апрель, май 2020 года на всех застрахованных работающих пенсионеров представлялись страхователем своевременно. Также своевременно страхователь представлял в Фонд сведения о трудовой деятельности (СЗВ-ТД): за январь 2020 года сведения были представлены 07.02.2020, за февраль 2020 года сведения были представлены 05.03.2020. Сведения по форме СЗВ-ТД представлялись в Фонд своевременно и за март, апрель, май 2020 года. В форме СЗВ-ТД сведения о пенсионерах, которым произведена индексация, указаны как о работающих лицах. Несмотря на данные обстоятельства, Фондом 13.03.2020, тем не менее, было принято решение об индексации с 01.01.2020.

При таких обстоятельствах подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что до даты сдачи в Фонд сведений по форме СЗВ-М за январь 2020 года Фонд не располагал сведениями о работающих пенсионерах.

Довод о том, что проверка сведений по форме СЗВ-М за февраль 2020 года завершена в апреле 2020, т.е. после принятия решения об индексации, отклоняется судом апелляционной инстанции, как не имеющий правового значения, поскольку на дату принятия решений об индексации пенсии в Фонд уже поступили сведений о том, что спорные пенсионеры работают, следовательно, действуя добросовестно и разумно Фонд имел возможность учесть данную информацию при вынесении решений об индексации.

Фондом при принятии решений об индексации не учтено, что Закон № 400-ФЗ возлагает обязанности не только на страхователя, но и предписывает Фонду ежемесячно уточнять факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности (часть 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ), и принимать в зависимости от этого решение о выплате индексации или о прекращении ее выплаты.

Располагая вышеуказанными сведениями к моменту принятия решения об индексации, Фонд мог проверить, какое обстоятельство имело место в действительности: увольнение застрахованного лица или представление страхователем неполных (недостоверных) сведений.

При достаточной степени заботливости и осмотрительности Фонд мог устранить сомнения относительно необходимости производить индексацию пенсии, которые должны были возникнуть у него в связи с непредставлением страхователем сведений за спорный период, в том числе учитывая возможность направления в адрес страхователя соответствующего запроса. Наличие нарушений в действиях страхователя не освобождает истца от обязанности по принятию обоснованного решения при реализации собственных полномочий по индексации пенсии.

С учетом изложенного апелляционный суд приходит к выводу о том, что на момент осуществления соответствующих выплат Фонд располагал сведениями о том, что пенсионеры являются работающими у страхователя. Соответственно, при наличии сведений о том, что 160 лиц, являются работающими пенсионерами, Фонд по своей вине, без надлежащего контроля и пересмотра ранее принятых решений, производил выплаты пенсии с учетом индексации с 01.01.2020 по 31.05.2020, в то время как основания для этого отсутствовали.

С учетом изложенного подлежит отклонению довод о том, что на момент вынесения решений о выплатах 13.03.2020 Фонд не располагал информацией об осуществлении в январе 2020 года пенсионерами, которым произведена индексация, оплачиваемой трудовой деятельности.

Принимая во внимание вышеприведенные обстоятельстваи нормы законодательства, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования Фонда о взыскании с ответчика 2 100 516 руб. 19 коп. ущерба.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.

Таким образом, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Фонд на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Хакасия от «31» августа 2023 года по делу № А74-9494/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

О.А. Иванцова

Судьи:

А.Н. Бабенко

М.Ю. Барыкин