ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
10 августа 2017 года
Дело №
А33-6805/2016к20
г. Красноярск
Резолютивная часть постановления объявлена «04» августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен «10» августа 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Магда О.В.,
судей: Бабенко А.Н., Хабибулиной Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каверзиной Т.П.,
в отсутствие лиц, участвующих в судебном заседании,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего открытого акционерного общества «Туруханскэнерго» Идрисова Рената Исмагиловича
на определение Арбитражного суда Красноярского края
от «12» мая 2017 года по делу №А33-6805/2016к20, принятое судьёй ФИО2,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Таймыр-Энерго» (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – ООО «Таймыр-Энерго», кредитор) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании открытого акционерного общества «Туруханскэнерго» (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – ОАО «Туруханскэнерго», должник) банкротом.
Заявление принято к производству суда. Определением Арбитражного суда Красноярского края от 04.04.2016 возбуждено производство по делу, назначено судебное заседание по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 05.05.2016 заявление общества с ограниченной ответственностью «Таймыр-Энерго» о признании открытого акционерного общества «Туруханскэнерго» банкротом признано обоснованным, в отношении должника введена процедура наблюдения. Временным управляющим должника утвержден ФИО1.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 04.10.2016 открытое акционерное общество «Туруханскэнерго» признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим должника утверждён ФИО1.
Сообщение о признании должника банкротом и открытии процедуры конкурсного производства опубликовано в газете «Коммерсантъ» от 01.10.2016 №182.
21.11.2016 (направлено по почте 18.11.2016) в Арбитражный суд Красноярского края поступило требование Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации Туруханского района о включении в реестр требований кредиторов задолженности в размере 14 526 968 рублей 44 копейки.
Определением арбитражного суда от 22.12.2016 требование Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации Туруханского района принято к производству, установлен срок для предъявления возражений относительно заявленного требования.
Определением арбитражного суда от 27.01.2017 назначено судебное заседание по рассмотрению требования Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации Туруханского района.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 12.05.2017 требование Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации Туруханского района включено в третью очередь реестра требований кредиторов должника – открытого акционерного общества «Туруханскэнерго» в размере
14 526 968 рублей 44 копейки – основной долг.
Не согласившись с принятым судебным актом, конкурсный управляющий должником ФИО1 обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит определение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование заявленной апелляционной жалобы апеллянт указывает, что положения действующего законодательства предусматривают в порядке расчета компенсации именно экономически обоснованные тарифы, утвержденные для энергоснабжающей организации, т.е. для должника, а не для другого лица, с которым ОАО «Туруханскэнерго» заключает договор энергоснабжения. Согласно соглашениям о предоставлении субсидии на компенсацию выпадающих доходов, заключенных между ОАО «Туруханскэнерго» и администрацией Туруханского района (п. 1.4) субсидия предоставляется при условии превышения нормативной валовой выручки с учетом экономически обоснованных цен (тарифов) над нормативной валовой выручкой с учетом цен (тарифов) для населения. Таким образом, соглашением также предусмотрено применение экономически обоснованного тарифа, а не цены поставки электроэнергии по условиям работы ОАО «Туруханскэнерго» с поставщиками электрической энергии, которая может быть учтена в качестве расходов только при расчете экономически обоснованного тарифа РЭК Красноярского края при утверждении тарифа для ОАО «Туруханскэнерго». По условиям пункта 2.3.4 соглашений в случае если фактический объем поставки населению электрической энергии, вырабатываемой дизельными электростанциями, составил величину меньшую от учтенной органом исполнительной власти Красноярского края в области регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию при установлении тарифов на электрическую энергию, вырабатываемую дизельными электростанциями, в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным, обеспечить возврат в доход местного бюджета муниципального района суммы средств компенсации, перечисленных организации сверх размера компенсации, подтвержденного фактическим объемом поставки. Сведений о занижении фактических объемов поставки электрической энергии по сравнению с учтенной заявителем в расчете не представлено. Условия соглашения вообще не содержат сведения о расчете суммы субсидии, а предусматривают конкретную сумму. Порядок возврата средств субсидии (установлено в акте по итогам камеральной проверки) в случае нарушения условий их предоставления на проверяемый период не утверждался администрацией Туруханского района. Акт по итогам камеральной проверки не подписан со стороны администрации и составлялся без участия ОАО «Туруханскэнерго», в связи с чем, не возлагает на ОАО «Туруханскэнерго» обязанностей по возврату средств субсидии. Кредитором не доказано наличие в расчете необоснованной цены на электроэнергию.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.06.2017 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание по рассмотрению ее обоснованности. В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство откладывалось до 04.08.2017.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 31.07.2017 в составе суда произведена замена судьи Споткай Л.Е. на судью Хабибулину Ю.В. в связи с очередным отпуском судьи Споткай Л.Е.. В соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела начинается сначала.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, что подтверждается материалами дела (отчетом о публикации судебных актов в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/)).
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Согласно статье 32 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ (далее по тексту - Закон о банкротстве), статье 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о банкротстве юридических лиц рассматриваются по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона. Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (пункт 1 статьи 142 Закона о банкротстве).
Проверив в порядке статьей 100, 142 Закона о банкротстве представленные в материалы дела документы, арбитражный суд первой инстанции верно установил, что заявителем соблюден срок предъявления требования о включении в реестр требований кредиторов. На дату рассмотрения требования срок на предъявление возражений истек.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве», в силу пунктов 3-5 статьи 71 и пунктов 3-5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
В обоснование заявленного требования кредитор ссылается на следующие обстоятельства.
Службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края от 19.10.2016 №422п проведена камеральная проверка в отношении администрации Туруханского района с целью осуществления внутреннего государственного финансового контроля за деятельностью финансовых органов (главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств местного бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты в краевого бюджета) в части соблюдения ими целей и условий предоставления (внебюджетных трансфертов, бюджетных кредитов из краевого бюджета, за 2013-2015 годы.
По результатам проведенной проверки составлен акт от 28.10.2016, согласно которому общая сумма субвенций, подлежащих возврату в краевой бюджет за 2013-2015 годы, составляет 14 526 968 рублей 44 копейки.
Управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации Туруханского района является структурным подразделением администрации Туруханского района и осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств. В период с 2013-2015 года в соответствии с подпунктом «в» пункта 2 статьи 1 №3-963 Администрацией Туруханского района принимались решения (посредством принятия распоряжений) о предоставлении компенсации выпадающих доходов ОАО «Туруханскэнерго», в том числе:
-распоряжение №113-р от 06.03.2013 (с учетом внесенных изменений распоряжениями №199-р от 16.04.2013, №388-р от 31.07.2013, №684-р от 06.11.2013) на сумму 544 203 100 рублей;
-распоряжение №90-р от 20.03.2014 (с учетом внесенного изменения распоряжением №758 от 22.12.2014) на сумму 509 839 900 рублей;
-распоряжение №23-р от 29.01.2015 (с учетом внесенного изменения распоряжением №789-р от 18.11.2015) на сумму 550 365 500 рублей.
На основании указанных распоряжений, Управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации Туруханского района заключало с ОАО «Туруханскэнерго» соглашения о предоставлении субсидии на компенсацию выпадающих доходов, с последующим перечислением средств на счета энергоснабжающей организации, а именно:
-соглашение №1-ДЭС/2013 от 07.03.2013 (с учетом дополнительных к нему соглашений) на сумму 544 203 100 рублей;
-соглашение №1-ДЭС/2014 от 21.03.2014 (с учетом дополнительных к нему соглашений) на сумму 509 839 900 рублей;
-соглашение №1-ДЭС/2015 от 30.01.2015 (с учетом дополнительных к нему соглашений) на сумму 550 365 500 рублей.
Во исполнение пункта 1.1 вышеуказанных соглашений, денежные средства в размере 1 604 408 100 рублей были перечислены заявителем в полном объеме, что подтверждается следующими платежными поручениями:
-за 2013 в размере 544 203 100 рублей: №81 от 07.03.2013 на сумму - 200 000 000 рублей; №111 от 01.04.2013 на сумму - 200 000 000 рублей; №157 от 15.04.2013 на сумму -
119 800 000 рублей; №164 от 22.04.2013 на сумму - 21 113 900 рублей; №424 от 07.08.2013 на сумму - 3 289 400 рублей; №561 от 06.11.2013 на сумму возврата - (-200,00) рублей;
-за 2014 в размере 509 839 900 рублей; №102 от 24.03.2014 на сумму 35 000 000 рублей -№240 от 09.06.2014 на сумму 252 366 927 рублей 36 копеек; №293 от 09.07.2014 на сумму 87 815 378 рублей 79 копеек; №347 от 30.07.2014 на сумму 132 630 193 рубля 85 копеек; №669 от 25.12.2014 на сумму 2 027 400 рублей;
-за 2015 в размере 550 365 500 рублей: №603251 от 20.03.2015 на сумму 50 000 000 рублей; №697826 от 26.03.2015 на сумму 37 919 600 рублей; №551091 от 07.05.2015 на сумму 78 000 000 рублей; №548367 от 07.05.2015 на сумму 142 080 400 рублей; №176323 от 03.06.2015 на сумму 70 800 000 рублей; №224711 от 21.07.2015 на сумму 162 909 200 рублей, №791773 от 23.1 1.2015 на сумму 8 656 300 рублей.
В проверяемом Службой финансово-экономического контроля периоде ОАО Туруруханскэнерго осуществляло обеспечение населения электрической энергией, вырабатываемой дизельными электростанциями на территории пяти сельских советов и межселенной территории Туруханского района. В число обеспечиваемых электрической энергией муниципальных образований входил Зотинский сельсовет, на долю которого из общего годового объема полезного отпуска населению электрической энергии приходилось 1,64-20,06%.
По данным уточненных расчетов объем электрической энергии, опускаемой населению Зотинского сельсовета, получен ОАО «Туруханскэнерго» со стороны, а именно от ОАО «Лесосибирский ЛДК №1». Население Зотинского сельсовета в проверяемом периоде обеспечивалось электрической энергией, вырабатываемой дизельными электростанциями в рамках договора ресурсоснабжения от 01.01.2008 №01-Р-2/2008-2 заключенного ОАО «Туруханскэнерго» с ОАО «Лесосибирский ЛДК №1» предметом которого являлась подача ОАО «Лесосибирский ЛДК №1» на объекты ОАО «Туруханскэнерго» через присоединенную сеть электрической энергии надлежащего качества для нужд населения, проживающего в <...>.
Как следует из условий договора от 01.01.2008 №01-Р-2/2008-2 и дополнительных соглашений к нему, ОАО «Туруханскэнерго» оплачивало потребленную электрическую энергию по тарифам, установленным приказом РЭК от 21.11.2012 №248-п.
Из приказа РЭК от 21.11.2012 №248-п следует, что тарифы на электрическую энергию, отпускаемую Ярцевским филиалом ОАО «Лесосибирский ЛДК №1» составляли:
в период с 01.01.2013 по 30.06.2013 - 13,38 руб./кВт. ч (с учетом НДС);
в период с 01.07.2013 по 31.12.2015 - 14,23 руб./кВт. ч (с учетом НДС).
Вместе с тем, в уточненных расчетах по Зотинскому сельсовету значится тариф, установленный РЭК для ОАО «Туруханскэнерго», а не для ОАО «Лесосибирский ЛДК №1».
В результате применения при осуществлении расчетов тарифов, не соответствующих условиям договора от 01.01.2008 №01-Р-2/2008-2, объем компенсации выпадающих доходов за 2013 -2015 годы по Зотинскому сельсовету был необоснованно завышен, что привело к незаконному получению ОАО «Туруханскэнерго» средств субвенций в размере 14 526 968,44 рублей, в том числе:
-завышение объема компенсации за 2013 год составило 4 857 390 рублей 09 копеек,
-завышение объема компенсации за 2014 год составило 3 633 012 рублей 54 копейки,
-завышение объема компенсации за 2015 год составило 6 036 565 рублей 81 копейка.
Управлением жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации Туруханского района в адрес конкурсного управляющего ОАО «Туруханскэнерго» 09.11.2016 направлено письмо (уведомление) №1441 о необходимости возврата излишне перечисленных средств субвенций на компенсацию выпадающих доходов энергоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию, вырабатываемую дизельными электростанциями на территории Красноярского края для населения за 2013-2015 годы в размере 4 526 968 рублей 44 копейки в срок до 14.11.2016. Возврат средств субвенций в размере 14 526 968 рублей 44 копейки в указанный Управлением срок конкурсным управляющим не произведен.
В развернутом расчете заявленной задолженности по Зотинскому сельсовету в сравниваемых периодах 2013-2015 годов (л.д. 78-82, т.2) исходя из экономически обоснованных цен (тарифов) на электрическую энергию установленных для ОАО «Туруханскэнерго» (согласно уточненным расчетам на 2013-2015 годы) и исходя из экономически обоснованных цен (тарифов) на электрическую энергию установленные для ОАО «Лесосибирский ЛДК № 1» согласно которому задолженность, подлежащая возврату в краевой бюджет за 2013-2015 годы составляет 14 526 968 рублей 44 копейки.
30.11.2016 в Администрацию Туруханского района от Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края поступило предписание от 25.11.2016 № СД702375 об устранении выявленных нарушений, в том числе о возмещении бюджетных средств, согласно которому предписано принять меры по взысканию денежных средств с энергоснабжающей организации ОАО «Туруханскэнерго» в сумме 14 526 968 рублей 44 копейки, направленных на компенсацию выпадающих доходов энергоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию, вырабатываемую дизельными электростанциями на территории Красноярского края для населения (пункт 1.2 предписания).
На основании вышеизложенного, Управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации Туруханского района обратилось в арбитражный суд с требованием о включении в реестр требований кредиторов задолженности в размере 14 526 968 рублей 44 копейки.
Конкурсным управляющим заявлены возражения относительно заявленного требования, конкурсный управляющий полагает, что требования являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
По правилам части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно статье 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Согласно части 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 16.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электроснабжения поселений.
Законом Красноярского края от 20.12.2012 №3-961 «О компенсации выпадающих доходов энергоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию, вырабатываемую дизельными электростанциями на территории Красноярского края для населения» (далее - Закон № 3-961) предусмотрена компенсация энергоснабжающим организациям выпадающих доходов, возникающих в результате поставки населению по регулируемым ценам (тарифам) электрической энергии, вырабатываемой дизельными электростанциями на территории края (далее - компенсация выпадающих доходов).
Согласно пункту 2 Закона Красноярского края от 20.12.2012 №3-961 «О компенсации выпадающих доходов энергоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию, вырабатываемую дизельными электростанциями на территории Красноярского края для населения», экономически обоснованные цены (тарифы) - ценовые ставки, отражающие необходимые затраты на производство и поставку населению электрической энергии, вырабатываемой дизельными электростанциями, утвержденные уполномоченным органом исполнительной власти края в области регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию на текущий финансовый год.
Порядок расчета размера компенсации выпадающих доходов, Перечень документов, представляемых энергоснабжающей организацией для получения компенсации выпадающих доходов, Порядок и сроки перечисления средств компенсации выпадающих доходов утверждены постановлением Правительства Красноярского края от 20.02.2013 №43-п «О реализации Закона Красноярского края «О компенсации выпадающих доходов энергоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию, вырабатываемую дизельными электростанциями на территории Красноярского края для населения» (далее - Постановление № 43-п).
В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пунктам 3, 4 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в спорный период нормативными правовыми актами Красноярского края (Закон Красноярского края от 20.12.2012 № 3-961 (л.д. 22); Закон Красноярского края от 20.12.2012 № 3-963 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов края отдельными государственными полномочиями по компенсации выпадающих доходов энергоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию, вырабатываемую дизельными электростанциями на территории Красноярского края для населения» (далее - Закон Красноярского края от 20.12.2012 № 3-963 (л.д. 24); Постановление Правительства Красноярского края от 20.02.2013 № 43-п (л.д. 76)) предусмотрен правовой механизм компенсации энергоснабжающим организациям выпадающих доходов, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию, путем наделения органов местного самоуправления муниципальных районов края отдельными государственными полномочиями и выделения органам местного самоуправления соответствующих субвенций на осуществление указанных полномочий.
Законом Красноярского края от 20.12.2012 № 3-963 органы местного самоуправления наделены, в том числе полномочиями принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий (статья 3).
Финансирование предоставления электрической энергии на основании соглашения №1-ДЭС/2013 от 07.03.2013 (с учетом дополнительных к нему соглашений) на сумму 544 203 100 рублей; соглашения №1-ДЭС/2014 от 21.03.2014 (с учетом дополнительных к нему соглашений) на сумму 509 839 900 рублей; соглашения №1-ДЭС/2015 от 30.01.2015 (с учетом дополнительных к нему соглашений) на сумму 550 365 500 рублей, производилось за счет средств бюджета Туруханского района Красноярского края.
Соглашениями предусмотрено требовать перечисления субсидии на цели, в размере, порядке и на условиях, предусмотренных соглашением, при условии выполнения соответствующих обязательств по настоящему соглашению. Обращаться в уполномоченный орган за разъяснениями в связи с исполнением настоящего соглашения. Осуществлять иные права, установленные настоящим соглашением, порядком и законодательством Российской Федерации, Красноярского края (пункт 2.4.1, 2.4.2, 2.4.3 соглашений). За не исполнение или ненадлежащее исполнение условий соглашения стороны несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Распределение субвенций бюджету Туруханского района на реализацию Закона № 3-963 осуществлялось в соответствии с Законами Красноярского края о краевом бюджете, в частности в 2013 году из краевого в местный бюджет поступила субвенция в размере 544 203,10 тыс. рублей, в 2014 году - 509 839,90 тыс. рублей, в 2015 году - 550 365,50 тыс.рублей. В 2013, 2014, 2015 годах денежные средства, поступившие из краевого бюджета как субвенция, органом местного самоуправления были перечислены на счет ресурсоснабжающей организации в виде субсидии на компенсацию части расходов граждан на оплату электрической энергии на основании расчетов администрации Туруханского района. При этом единственной энергоснабжающей организацией, получавшей компенсацию выпадающих доходов на территории Туруханского района в период 2013-2015 гг., являлось ОАО «Туруханскэнерго».
Таким образом, на основании распоряжений администрации Туруханского района от 06.03.2013 № НЗ-р, от 20.03.2014 № 90-р, от 29.01.2015 № 23-р управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации Туруханского района, будучи главным распорядителем бюджетных средств в сфере жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с ведомственной структурой расходов районного бюджета, заключало с ОАО «Турухансэнерго» соглашения о предоставлении субсидии на компенсацию выпадающих доходов и осуществляло перечисление на его расчетный счет денежных средств: в 2013 году -544 203,10 тыс. рублей, в 2014 году - 509 839,90 тыс. рублей, в 2015 году - 550 365,50 тыс.рублей.
ОАО «Туруханскэнерго» осуществляло обеспечение электрической энергией, вырабатываемой дизельными электростанциями, населения, проживающего на территории пяти сельских советов, в том числе Зотинского сельсовета, а также межселенной территории Туруханского района. В частности, на долю Зотинского сельсовета приходилось от 1,64 % до 2,06% общего годового полезного отпуска населению электрической энергии.
Вместе с тем, для Зотинского сельсовета электрическая энергия ОАО «Туруханскэнерго» самостоятельно не вырабатывалась, а приобреталась у ОАО «Лесосибирский ЛДК № 1» по более низким тарифам, утвержденным Региональной энергетической комиссией Красноярского края (далее - РЭК).
В соответствии с частью 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию.
На основании подпункта 1 пункта 1.1 Положения о Региональной энергетической комиссии Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 08.12.2008 216-п, РЭК является органом исполнительной власти Красноярского края, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края, а также правовых актов министерства промышленности и энергетики края осуществляет нормативное правовое регулирование в сфере электроэнергетики в части государственного регулирования цен (тарифов).
Так, для ОАО «Туруханскэнерго» тарифы на электрическую энергию, вырабатываемую дизельными электростанциями, составляли:
в период с 01.01.2013 по 30.06.2013 - 25,31 руб./кВт.ч (приказ РЭК от 13.12.2012 №395-п);
в период с 01.07.2013 по 31.12.2013 - 27,12 руб./кВт.ч (приказ РЭК от 13.12.2012 №395-п);
в период с 01.01.2014 по 30.06.2014 - 21,13 руб./кВт.ч (приказ РЭК от 19.12.2013 №394-п);
в период с 01.07.2014 по 31.12.2014 - 28,15 руб./кВт.ч (приказ РЭК от 19.12.2013 №394-п);
в период с 01.01.2015 по 31.12.2015 - 26,02 руб./кВт.ч (приказ РЭК от 19.12.2014 №320-п).
Тарифы на электрическую энергию, вырабатываемую ОАО «Лесосибирский ЛДК №1», составляли:
в период с 01.01.2013 по 30.06.2013 - 13,38 руб./кВт.ч (с учетом НДС); в период с 01.07.2013 по 31.12.2015 - 14,23 руб./кВт.ч (с учетом НДС).
При расчете суммы субвенции, подлежащей направлению ОАО «Туруханскэнерго» в качестве субсидии на компенсацию выпадающих доходов, управлением жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации Туруханского района в нарушение требований Закона № 3-961 и Постановления № 43-п, для Зотинского сельсовета применен тариф, установленный РЭК для ОАО «Туруханскэнерго». В результате сумма субвенции, перечисленной из краевого бюджета в бюджет Туруханского района в период 2013, 2014, 2015 годов необоснованно завышена на 14 526 968 рублей 44 копейки.
Как указывает Служба финансового-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края, по результатам проверки в адрес главы Туруханского района Красноярского края 25.11.2015 направлено предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе о возмещении бюджетных средств № СД/02375 с требованием возместить в краевой бюджет ущерб, причиненный Красноярскому краю, в сумме 14 526 968 рублей 44 копейки. Данное предписание также содержало требование о принятии мер по взысканию с ОАО «Туруханскэнерго» денежных средств в указанной сумме, направленных на компенсацию выпадающих доходов энергоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию, вырабатываемую дизельными электростанциями на территории Красноярского края для населения. Предписание от 25.11.2015 № СД/02375 в установленном законом порядке администрацией Туруханского района не обжаловалось. Платежным поручением от 16.02.2017 № 105636 управлением жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации Туруханского района в краевой бюджет перечислено 14 526 968 рублей 44 копейки. Ущерб Красноярскому краю возмещен за счет средств местного бюджета Туруханского района. Денежные средства в сумме 14 526 968 рублей 44 копейки получены в форме субсидии на компенсацию выпадающих доходов в период 2013, 2014, 2015 годов с нарушением требований бюджетного законодательства, поэтому подлежат, по мнению Службы, возврату в местный бюджет Туруханского района.
Оценив представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, учитывая фактические обстоятельства дела, арбитражный суд первой инстанции правомерно признал отсутствие оснований для удовлетворения доводов конкурсного управляющего о том, что соглашениями не предусмотрено применение обоснованного тарифа. Правового обоснования применения для Зотинского сельсовета, при расчете субвенций, тарифов, утвержденных для ОАО «Туруханскэнерго», не представлено, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что требование в размере 14 526 968 рублей 44 копейки обоснованно подлежит включению в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
На основании изложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, учитывая, что обязательство должника перед кредитором является денежным, кредитором соблюдены требования статей 4 и 5 Закона о банкротстве, в связи с чем судом первой инстанции правомерно требование Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации Туруханского района признано подлежащим включению в реестр требований кредиторов открытого акционерного общества «Туруханскэнерго» в размере 14 526 968 рублей 44 копейки основного долга в третью очередь.
Доводы апелляционной жалобы не подтверждены расчетами, в том числе с документальным обоснованием, опровергающим доводы Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации Туруханского района о необоснованном завышении суммы субвенции, перечисленной из краевого бюджета в бюджет Туруханского района в период 2013, 2014, 2015 годов на 14 526 968 рублей 44 копейки.
При этом, суд апелляционной инстанции учитывает, что по результатам проверки в адрес главы Туруханского района Красноярского края 25.11.2015 направлено предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе о возмещении бюджетных средств № СД/02375 с требованием возместить в краевой бюджет ущерб, причиненный Красноярскому краю, в сумме 14 526 968 рублей 44 копейки. Данное предписание также содержало требование о принятии мер по взысканию с ОАО «Туруханскэнерго» денежных средств в указанной сумме, направленных на компенсацию выпадающих доходов энергоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию, вырабатываемую дизельными электростанциями на территории Красноярского края для населения. Предписание от 25.11.2015 № СД/02375 в установленном законом порядке администрацией Туруханского района не обжаловалось. Платежным поручением от 16.02.2017 № 105636 управлением жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации Туруханского района в краевой бюджет перечислено 14 526 968 рублей 44 копейки. Ущерб Красноярскому краю возмещен за счет средств местного бюджета Туруханского района.
Изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что они не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены определения.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что арбитражный суд первой инстанции не допустил нарушения норм материального и процессуального права, оснований для отмены определения Арбитражного суда Красноярского края от 12 мая 2017 года по делу №А33-6805/2016к20 не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается судом, поскольку при подаче апелляционных жалоб на определения, не перечисленные в подпункте 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Красноярского края от «12» мая 2017 года по делу №А33-6805/2016к20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение определение.
Председательствующий
О.В. Магда
Судьи:
А.Н. Бабенко
Ю.В. Хабибулина