СУД ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ ПРАВАМ
улица Машкова, дом 13, строение 1, Москва, 105062
http://ipc.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Москва
6 июня 2014 года
Дело № А07-19081/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 4 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 6 июня 2014 года.
Суд по интеллектуальным правам в составе:
председательствующий – судья Голофаев В.В.,
судьи – Уколов С.М., Васильева Т.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.10.2013 (судья Хомутова С.И.) и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2014 (ФИО1, ФИО2, ФИО3), принятые в рамках дела № А07-19081/2012
по иску Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <...>,
<...>, ОГРН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Картография» (ул. Зенцова, д. 70, <...>, ОГРН <***>)
и открытому акционерному обществу «Международный аэропорт «Уфа» (микрорайон Аэропорт, с. Булгаково, <...>, ОГРН <***>)
при участии в деле третьих лиц - Федерального государственного унитарного предприятия «Средневолжское аэрогеодезическое предприятие» (ФИО4 ул., 89/18, <...>, ОГРН <***>) и открытого акционерного общества «Уралаэрогеодезия» (Первомайская ул., д.74, <...>, ОГРН <***>)
о защите исключительных прав Российской Федерации, взыскании компенсации за использование исключительных прав.
В судебном заседании принимали участие:
от истца: извещен, представитель не явился;
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью «Картография»: ФИО5, по доверенности от 15.01.2014;
от ответчика - открытого акционерного общества «Международный аэропорт «Уфа»: извещен, представитель не явился.
Суд по интеллектуальным правам
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее – Управление Росреестра, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к обществу с ограниченной ответственностью «Картография» (далее – общество «Картография», ответчик) и открытому акционерному обществу «Международный аэропорт «Уфа» (далее – общество «Международный аэропорт «Уфа», ответчик), в котором просило:
1) признать незаконными действия общества «Картография» по использованию материалов и данных федерального картографо-геодезического фонда, являющихся интеллектуальной собственностью Российской Федерации, которая имеет исключительное право на них, и хранящихся в электронной базе данных и на бумажных носителях в федеральном картографо-геодезическом фонде организации-фондодержателя без наличия соответствующего разрешения на использование и внесение соответствующей платы;
2) взыскать с общества «Картография» в пользу Управления Росреестра компенсацию за незаконное использование исключительного права на объект смежных прав (интеллектуальной собственности Российской Федерации, согласно статье 1301 ГК РФ, а именно материалов и данных федерального картографо-геодезического фонда) в двойном размере, равном 3 189 228 руб., в соответствии с расчетом за предоставление материалов федерального картографо-геодезического фонда, выполненного на основании Приказа Роскартографии 30.08.2007 № 104-пр «Об утверждении размеров платы за пользование материалами и данными федерального картографо-геодезического фонда»;
3) запретить обществу «Международный аэропорт «Уфа» использовать данные федерального картографо-геодезического фонда по договору от 08.06.2009 № 08-06/9 без наличия соответствующего разрешения на использование, оформленного в установленном законом порядке;
4) обязать общество «Международный аэропорт «Уфа» вернуть Управлению Росреестра данные федерального картографо-геодезического фонда, а именно картографические материалы по договору от 08.06.2009 № 08-06/9 в количестве 993 номенклатурных листа топографической карты масштаба 1:100 000, 1:200 000,1:500 000.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество «Уралаэрогеодезия» (далее – общество «Уралаэрогеодезия») и федеральное государственное унитарное предприятие «Средневолжское АГП» (далее – предприятие «Средневолжское АГП»).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.10.2013, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2014, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Управление Росреестра обратилось с кассационной жалобой в Суд по интеллектуальным правам, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Кассационная жалоба мотивирована тем, что суды не оценили все обстоятельства, имеющие значение для дела. По мнению Управления Росреестра, судами не оценено, что разрешение на предоставление информации по картографическим материалам было выдано федеральным государственным унитарным предприятием «Средневолжское АГП» (далее – предприятие «Средневолжское АГП») именно по договору от 16.06.2009 № 09/85, а не по договору от 08.06.2009 № 08-06/09, заключенному между обществом «Международный аэропорт «Уфа» и обществом «Картография», в связи с чем письмо от 12.08.2009 № 32/08 не может являться основанием для выдачи разрешения по договору от 08.06.2009 № 08-06/09.
Как полагает Управление Росреестра, судами не дана оценка его доводу о том, что разрешение на картматериалы масштаба 1:200 000 не выдавалось, поскольку согласно указанному выше письму запрошено разрешение по предоставлению информации по картографическим материалам для Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан масштаба 1:100 000 и 1:500 000, договор № 152Д/09 также составлен на картографические материалы масштаба 1:100 000 и 1:500 000, а согласно договору от 08.06.2009 № 08-06/09, заключенному между обществом «Международный аэропорт «Уфа» и обществом «Картография», предоставляются информационные услуги по картографическим материалам в масштабах 1:100 000, 1:200 000 и 1:500 000.
В такой ситуации, как указывает Управление Росреестра, разрешение, выданное предприятием «Средневолжское АГП» на картматериалы масштаба 1:100 000 и 1:500 000 не может являться разрешением для заключения договора по предоставлению информационных услуг с обществом «Международный аэропорт «Уфа», поскольку масштабы предоставляемых картографических материалов и номера договоров не совпадают, обществом «Картография» нарушены положения статьи 10 Федерального закона от 26.12.1995 № 209-ФЗ «О геодезии и картографии» и пункт 2.5 Инструкции о порядке предоставления в пользование и использования материалов и данных федерального картографо-геодезического фонда, утвержденной приказом Роскартографии от 05.08.2002 № 114-пр.
Также Управление Росреестра ссылается на то, что судами не опровергнут его довод об использовании обществом «Картография» картографических материалов не по назначению.
Как указывает истец, нормами действующего законодательства не предусмотрено, что коммерческая организация (общество «Международный аэропорт «Уфа») может являться подразделением федерального органа исполнительной власти, получать данные Федерального картографо-геодезического фонда от имени Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан. Свидетельство от 29.09.2006 № 002256 предоставляет обществу «Международный аэропорт «Уфа» совершать определенные действия в условиях чрезвычайных ситуаций, но не подтверждает право указанного лица получать данные федерального картографо-геодезического фонда от имени и для Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан.
Кроме того, Управление Росреестра в обоснование кассационной жалобы ссылается на то, что судами не дана оценка отзыву общества «Уралаэрогеодезия», в котором указано на то, что БРО федерального государственного унитарного предприятия «Уралаэрогеодезия» (далее – предприятие «Уралаэрогеодезия») обладало правом использовать данные федерального картографо-геодезического фонда, однако не вправе было передавать материалы фондов третьим организациям, полномочиями по передаче этих материалов обладало только подразделение подготовки и хранения материалов данного предприятия.
У руководителя БРО предприятия «Уралаэрогеодезия» ФИО6 отсутствовали полномочия на подписание договора от 16.06.2009 № 16-06/09 на предоставление данных Федерального картографо-геодезического фонда (по картографическим материалам в масштабах 1:100 000, 1:200 000, 1:500 000), поскольку подразделение подготовки и хранения материалов данную информацию не предоставляло. На этом основании, как полагает Управление Росреестра, передача данных Федерального картографо-геодезического фонда третьим лицам без согласования с фондодержателем незаконна.
Ответчики и третьи лица письменные отзывы на кассационную жалобу не представили.
Истец явку представителя в суд кассационной инстанции не обеспечил, ходатайствовал о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Ответчик - общество «Международный аэропорт «Уфа» и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети «Интернет».
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель общества «Картография» в судебном заседании суда кассационной инстанции возражал против доводов кассационной жалобы, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения. Указал на то, что весь картографический материал, переданный обществом «Картография» обществу «Международный аэропорт «Уфа» по договору № 08-06/09 от 08.06.2009, представляет собой творческую переработку материалов, полученных от третьих лиц по настоящему делу, в соответствии с выданным разрешением. Со ссылкой на данное обстоятельство представитель отрицал совершение обществом «Картография» противоправных действий в части использования материалов федерального картографического фонда.
Обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества «Картография», проверив в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, Суд по интеллектуальным правам не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что в ходе контрольных мероприятий на основании письма Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Башкортостан от 19.07.2012 № 2/31-8679 (т. 1, л.д. 35-36) истцом было установлено, что ответчиком - обществом «Международный аэропорт «Уфа» используется картографический материал в количестве 993 номенклатурных листа, хранящийся в службах поискового аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) и аэронавигационной информации и штурманского обеспечения полетов (САИ и ШОП) общества «Международный аэропорт «Уфа», что подтверждается актом проверки № 25 от 28.08.2012.
Вышеуказанный картографический материал был получен ответчиком - обществом «Международный аэропорт «Уфа» на основании заключенного договора с обществом «Картография» № 08-06/09 от 08.06.2009 на предоставление топографо-геодезической информации по картографическим материалам (т. 1, л.д. 12), технического задания к договору от 08.06.2009 (т. 2, л.д. 92-93), дополнительного соглашения № 1 от 19.10.2009 к договору от 08.06.2009 (т. 1, л.д. 16), накладной № 10-2 от 02.11.2009 (т. 2, л.д. 86-91), акта оказанных услуг от 02.11.2009 № 00000005 (т. 2, л.д. 85). Сумма по договору за оказанные услуги составила 1 772 709 (один миллион семьсот семьдесят две тысячи семьсот девять) руб., в том числе НДС 18% 319 088 (двести семьдесят тысяч четыреста тринадцать) руб.
В соответствии с пунктом 2.1 вышеуказанного договора общество «Картография» обязалось перед обществом «Международный аэропорт «Уфа» предоставить информационные услуги по картографическим материалам в следующих объемах: 1:100000 – 65 трапеций каждая в трех экземплярах, 1:100000 – 2 трапеции каждая в четырех экземплярах, 1:100000 – 94 трапеции каждая в пяти экземплярах, всего 678 листов; в масштабе 1:200000 – 73 трапеции каждая в трех экземплярах, 1:200000 – 18 трапеций каждая в четырех экземплярах, всего 291 лист; в масштабе 1:500000 – 8 трапеций каждая в трех экземплярах, всего 24 листа, итого – 993 листа (с учетом дополнительного соглашения от 19.10.2009 – т. 1, л.д. 26).
На основании договора от 16.06.2009 № 16-06/09 на предоставление топографо-геодезической информации по картографическим материалам (т. 2, л.д. 34-35), накладных от 30.09.2009 № 01/28дсп., 01/29дсп. (т. 2, л.д. 39-42), соглашения о внесении изменения в договор от 27.08.2009 (т. 2, л.д. 134), дополнительного соглашения к данному договору №1 от 19.10.2009 (т. 2, оборот л.д. 38), предприятие «Уралаэрогеодезия» предоставило обществу «Картография» информационные услуги по картографическим материалам в следующих объемах: в масштабе 1:100000 - 256 трапеций, каждая в 3-х экземплярах всего 768 листов, в масштабе 1:200000 - 64 трапеции, каждая в 3-х экземплярах всего 192 листа, в масштабе 1:500000 - 11 трапеций, каждая в 3-х экземплярах всего 33 листа, итого - 993 листа. Сумма по договору составила 800 000 руб., в том числе НДС 18% 122 033 руб. 90 коп.
Соглашением о внесении изменений в договор от 27.08.2009 (т. 2, л.д. 134) в связи с присвоением шифра объекта 09.15.6930 «Д» изменен учетный номер договора на предоставление топографо-геодезической информации по картографическим материалам № 09/85 от 16.06.2009 на номер № 16-06/09 от 16.06.2009, шифр объекта 09.15.6930 «Д».
Согласно договору от 06.07.2009 № 152Д/09 предприятие «Средневолжское АГП» (правообладатель-фондодержатель) передало обществу «Картография» (пользователь-заказчик) неисключительное право на использование картографических материалов из Федерального картографо-геодезического фонда (ФКГФ) в виде цифровых топографических карт (ЦТК) масштаба 1:100000 и растровых копий с топографических карт масштаба 1:500000 на территорию Республики Башкортостан для выполнения работ по созданию цифровых топографических карт для МЧС в соответствии с договором от 16.06.2009 № 09/85 (шифр объекта 09.15.6930Д) (т. 1, л.д. 30-32). Согласно пункту 1.1 договора основанием для заключения настоящего договора является заявка № 148 от 01.07.2009.
Актом сдачи-приемки от 17.07.2009 (приложение к договору №152Д/09 от 06.07.2009) на использование картографических материалов из федерального картографического фонда, правообладатель-фондодержатель - предприятие «Средневолжское АГП» выполнило, а пользователь-заказчик – общество «Картография» приняло услуги по выдаче ЦТК масштаба 1:100000 и растровых копий с топографических карт масштаба 1:500 000 по договору № 152Д/09 (т. 1, л.д. 28).
Стоимость работ по договору № 152Д/09 составила 396 719 руб. 54 коп., в том числе НДС 18% 60 516 руб. 54 коп., и оплачена обществом «Картография» в полном объеме, что подтверждается платежным поручением от 09.07.2009 № 58 (т. 1, л.д. 33).
Истец, мотивируя свои требования тем, что общество «Картография» не имело права использовать полученные материалы и данные в отличных от указанных в договоре целях, в том числе копировать и передавать третьим лицам без согласования и заключения договора, оформления заявки (разрешения) запрашиваемых материалов данных фонда в органе государственного геодезического надзора, обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом не доказан факт нарушения обществом «Картография» исключительного права Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии, что исключает удовлетворение требований истца как к обществу «Картография», так и к обществу «Международный аэропорт «Уфа».
Суд апелляционной инстанции поддержал данную позицию суда первой инстанции.
Отказ в иске по указанному основанию Суд по интеллектуальным правам находит соответствующим установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и закону.
В силу пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются в числе прочих произведения науки, литературы и искусства.
Согласно статье 1259 ГК РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения, в том числе географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам.
Полномочия истца на обращение в суд с настоящим иском предусмотрены положениями Федерального закона от 26.12.1995 № 209-ФЗ «О геодезии и картографии» (далее – Закон о геодезии и картографии), согласно статье 10 которого результаты геодезической и картографической деятельности, в том числе геодезические, картографические, топографические, гидрографические, аэрокосмосъемочные и гравиметрические материалы, которые получены за счет средств федерального бюджета, а также ранее за счет средств республиканского бюджета РСФСР и составлявшей союзный бюджет части государственного бюджета СССР и находятся на территории Российской Федерации, включая материалы государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Согласно статье 11 Закона о геодезии и картографии исключительные права на результаты геодезической и картографической деятельности признаются и осуществляются в соответствии с гражданским законодательством.
Статьей 10 Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» установлено, что исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии, которые получены ранее за счет средств республиканского бюджета РСФСР и составлявшей союзный бюджет части государственного бюджета СССР и находятся на территории Российской Федерации, в том числе на материалы государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации, признается за Российской Федерацией.
В соответствии с указанными требованиями законодательства данные федерального картографо-геодезического фонда, созданные (изготовленные) федеральными органами исполнительной власти за счет федерального бюджета, а также за счет средств республиканского бюджета РСФСР и составлявшей союзный бюджет части государственного бюджета СССР, относятся к объектам авторского и смежного с ним права, а поэтому их использование возможно на основании соответствующего договора, заключенного с правообладателем.
Согласно статье 4 Закона о геодезии и картографии субъектами правовых отношений в области геодезической и картографической деятельности являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в правовых отношениях в области геодезической и картографической деятельности участвуют федеральные органы исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.2012 № 793 «О распоряжении исключительным правом Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии», утвердившим Правила распоряжения исключительным правом Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии, определено, что органы, распоряжающиеся исключительным правом, осуществляют в установленном законодательством Российской Федерации порядке представительство интересов Российской Федерации по делам, связанным с рассмотрением вопросов об исключительном праве.
В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере геодезической и картографической деятельности является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) (пункт 5.1.18 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457).
Ранее, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере геодезической и картографической деятельности, являлось Федеральное агентство геодезии и картографии (Роскартография) (пункт 1 Положения о Федеральном агентстве о геодезии и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2004 № 386 – утратило силу 29.06.2009).
Приложением к Приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 28.09.2007 № 137 «Об утверждении административного регламента Федерального агентства геодезии и картографии по предоставлению государственной услуги по обеспечению заинтересованных лиц государственными топографическими картами и планами в цифровой, фотографической и иных формах» (утратило силу 18.02.2012) было определено, что государственные услуги по обеспечению заинтересованных лиц государственными топографическими картами и планами в графической, цифровой, фотографической и иных формах, предоставлялись Федеральным агентством геодезии и картографии и осуществлялись через Управления геодезии и картографии Роскартографии (окружные, межрегиональные, региональные) и организации-фондодержатели.
В соответствии с пунктами 2.5 и 3.1 Инструкции о порядке предоставления в пользование и использования материалов и данных федерального картографо-геодезического фонда (приложение к приказу Федеральной службы геодезии и картографии России от 05.08.2002 № 114-пр) предоставление в пользование материалов и данных фонда осуществляется на основании разрешений, выдаваемых органами государственного геодезического надзора, материалы и данные фонда могут использоваться только в целях, указанных в разрешении на использование материалов и данных фонда.
В соответствии с пунктом 16 приложения к приказу Роскартографии от 02.04.2007 № 29-пр «О территориальных органах Федерального агентства геодезии и картографии» территорией деятельности Средневолжского межрегионального управления геодезии и картографии являлись Оренбургская область, Пензенская область, Самарская область, Ульяновская область, Республика Башкортостан.
Фондодержателями федерального картографо-геодезического фонда в период 2009-2010 годы являлись предприятие «Средневолжское АГП» и предприятие «Уралаэрогеодезия» в соответствии с приказами Федерального агентства геодезии и картографии от 02.04.2007 № 29-пр (т. 2, л.д. 96-99) и от 16.10.2006 № 81-пр (т. 2, л.д. 108-109), а также Положением о филиале «Башкирское республиканское отделение федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, «Уралаэрогеодезия» (т. 3, л.д. 4-12) и Уставом предприятия «Уралаэрогеодезия» (т. 3, л.д. 15-34).
Общество «Уралаэрогеодезия» в отзыве на исковое заявление указало, что предприятие «Уралаэрогеодезия» прекратило свое существование путем реорганизации в форме преобразования в открытое акционерное общество «Уралаэрогеодезия» (т. 2, л.д. 30).
В отзыве на исковое заявление общество «Средневолжское АГП» указало, что 24.10.2012 завершена процедура реорганизации предприятия «Средневолжское АГП» в форме преобразования в общество «Средневолжское АГП», которое является правопреемником предприятия «Средневолжское АГП» по всем правам и обязанностям, возникшим до реорганизации (т. 2, л.д. 44-45).
Из материалов дела следует, что общество «Картография» обратилось с заявкой № 32/08 от 12.08.2009 к руководителю Средневолжского межрегионального управления геодезии и картографии ФИО7, в соответствии с заключенным договором № 09/85 от 16.06.2009 (шифр объекта 09.15.6930«Д») за разрешением на предоставление для служебного пользования МЧС Республики Башкортостан информации по картографическим материалам у предприятия «Уралаэрогеодезия» и предприятия «Средневолжское АГП» согласно списка (т. 1, л.д. 42, т. 2, л.д. 45г).
Данная заявка была согласована со Средневолжским межрегиональным управлением геодезии и картографии, что подтверждается штампом «согласовано № 148 13.08.2009» на данной заявке.
На этом основании суды обоснованно отклонили доводы истца о том, что обществом «Картография» не было получено разрешение в территориальном органе геодезического надзора за геодезической и картографической деятельностью на получение картографического материала у фондодержателя согласно договора № 09/85, 16-06/09 от 16.06.2009.
В соответствии с согласованной заявкой № 148 от 13.08.2009, на основании ранее заключенного договора № 09/85 от 16.06.2009 между предприятием «Уралаэрогеодезия» и обществом «Картография» заключен договор на предоставление топографо-геодезической информации по картографическим материалам (т. 2, л.д. 34-38), что также подтверждается соглашением от 27.08.2009 о внесении изменений в договор № 09/85 от 16.06.2009 (т. 2, л.д. 134), которым изменен номер договора в связи с присвоением шифра объекта – 09.15.6930«Д» предприятием «Уралаэрогеодезия»; вышеуказанному договору присвоен новый номер – № 16-06/09, дата договора осталась без изменений – 16.06.2009. Пункт 1.1 предмета договора изложен в следующей редакции: заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя выполнение услуг: по предоставлению для служебного пользования информации по картографическим материалам на территорию Республики Башкортостан в соответствии с полученным заказчиком разрешением Средневолжского межрегионального Управления геодезии и картографии на использование данной картографической информации № 148 от 13.08.2009.
На основании вышеуказанного договора от 16.06.2009 № 16-06/09 на предоставление топографо-геодезической информации по картографическим материалам (т. 2, л.д. 34-35), накладных от 30.09.2009 № 01/28дсп., 01/29дсп. (т. 2, л.д. 39-42), соглашения о внесении изменения в договор от 27.08.2009 (т. 2, л.д. 134), дополнительного соглашения к данному договору №1 от 19.10.2009 (т. 2, оборот л.д. 38) предприятие «Уралаэрогеодезия» предоставило обществу «Картография» информационные услуги по картографическим материалам в следующих объемах: в масштабе 1:100000 - 256 трапеций, каждая в 3-х экземплярах всего 768 листов, в масштабе 1:200000 - 64 трапеции, каждая в 3-х экземплярах всего 192 листа, в масштабе 1:500000 - 11 трапеций, каждая в 3-х экземплярах всего 33 листа, итого - 993 листа. Сумма по договору составила 800 000 руб., в том числе НДС 18% 122 033 руб. 90 коп.
Общество «Уралаэрогеодезия» в отзыве на исковое заявление подтвердило, что на учете договоров значится договор № 16-06/09 от 16.06.2009 на предоставление топографо-геодезической информации по картографическим материалам (т. 2, л.д. 30).
Судами первой и апелляционной инстанций также установлено и подтверждается материалами дела, что общество «Картография» письмом от 08.06.2009 № 77 (т. 2, л.д. 84) предложило обществу «Международный аэропорт «Уфа» заключить договор поставки картографических материалов для спасательных служб Республики Башкортостан в масштабах 1:100000, 1:200000, 1:500000 всего в количестве 993 листа.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются: в федеральных органах исполнительной власти, в субъектах Российской Федерации, в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, руководством организаций по согласованию с органами управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно статье 10 вышеуказанного федерального закона все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат обязательной регистрации.
Регистрацию аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований установленным порядком осуществляют федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии со своими полномочиями.
В судебном заседании суда первой инстанции от 05.09.2013 (т. 2, л.д. 130) в качестве свидетеля был опрошен начальник службы поискового аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) Международного аэропорта «Уфа» ФИО8, который пояснил, что общество «Международный аэропорт «Уфа» находится в оперативном подчинении Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан. Служба поискового аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) осуществляет в установленном порядке под управлением Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан проведение аварийно-спасательных работ, ликвидацию чрезвычайных ситуаций, спасение людей при этих чрезвычайных ситуациях, тушение пожаров и другие неотложные работы. В соответствии с требованиями нормативно-технических материалов и руководства по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов гражданской авиации СССР (РПАСОП ГА-91), утвержденного приказом министра гражданской авиации СССР от 28.03.1991, для проведения поисково-спасательных работ по поиску воздушного судна, потерпевшего бедствие, в службе поискового аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) Международного аэропорта «Уфа» необходимо постоянное наличие картографического материала, карты местности масштабов 1:100000, 1:120000, 1:500000. Наличие картографического материала является обязательным сертификационным требованием. Количество картографического материала было согласовано со службами и подразделениями общества «Международный аэропорт «Уфа» при заключении договора с обществом «Картография».
Служба поискового аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) общества «Международный аэропорт «Уфа» в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» зарегистрирована в федеральном органе исполнительной власти, имеет свидетельство от 29.09.2006 № 002256 на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях (т. 2, л.д. 83).
Также обществом «Международный аэропорт «Уфа» в материалы дела представлено свидетельство № 000147 от 05.10.2012 на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях (т. 2, л.д. 122).
В письме общества «Картография» от 08.06.2009 № 77 указано о намерении заключить с обществом «Международный аэропорт «Уфа» договор поставки картографических материалов для спасательных служб Республики Башкортостан. Как пояснил представитель общества «Картография» судебном заседании суда первой инстанции, поскольку не ясна была подведомственность службы поискового аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) общества «Международный аэропорт «Уфа», в письме было указано – для спасательных служб Республики Башкортостан.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал доводы истца о том, что картографические материалы использованы обществом «Картография» не по назначению, формальными и несостоятельными. Суд апелляционной инстанции согласился с данным выводом.
Как указано выше, между обществом «Картография» и обществом «Международный аэропорт «Уфа» заключен договор 08-06/09 от 08.06.2009 на предоставление топографо-геодезической информации по картографическим материалам (т. 1, л.д. 12).
Обществом «Картография» и обществом «Международный аэропорт «Уфа» согласовано и утверждено техническое задание к вышеуказанному договору от 08.06.2009 (т. 2, л.д. 92-93), являющееся основанием для производства работ на предоставление топографо-геодезической информации по картографическим материалам. Целью работы, согласно указанному техническому заданию от 08.06.2009, является создание тематических карт на территорию Республики Башкортостан для Службы поискового аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) Международного аэропорта «Уфа».
Согласно вышеуказанному техническому заданию от 08.06.2009, тематические карты должны быть изготовлены в масштабе 1:100000 - 256 трапеций, каждая в 3-х экземплярах всего 768 листов, в масштабе 1:200000 - 64 трапеции, каждая в 3-х экземплярах всего 192 листа, в масштабе 1:500000 - 11 трапеций, каждая в 3-х экземплярах всего 33 листа. Общее количество тематических карт 993 листа, в соответствии со схемами расположения номенклатуры каждого листа. Работы необходимо выполнить в соответствии с требованиями нормативно-технических материалов и руководством по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов гражданской авиации СССР (РПАСОП ГА-91).
Оценив договор 08-06/09 от 08.06.2009 на предоставление топографо-геодезической информации по картографическим материалам, приняв во внимание положения статей 431, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что данный договор является договором подряда на выполнение проектных и изыскательских работ. В соответствии со статьями 758, 759 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат. По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия заказчика.
В качестве исходного материала для создания тематических карт, общество «Картография» использовало материалы федерального картографо-геодезического фонда на основании заключенного договора от 16.08.2009 № 152Д/09 с предприятием «Средневолжское АГП» (т. 2, л.д. 45а-45б) и на основании договора от 16.06.2009 № 16-06/09 (т. 2, л.д. 34-35) с предприятием «Уралаэрогеодезия».
Указанные договоры в установленном законом порядке не оспорены, недействительными не признаны.
При этом полученные материалы федерального картографо-геодезического фонда общество «Картография» переработало.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения, географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам
Пункт 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.12.2007 № 122 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности» закрепляет, что не является нарушением прав истца - обладателя исключительных прав на творчески созданное картографическое произведение создание на основе той же исходной информации самостоятельного произведения. Таким образом, использование исходной информации для создания картографического произведения в рассматриваемом случае не нарушает прав истца.
На основании изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о необоснованности доводов истца о том, что общество «Картография» не имело права использовать полученные материалы федерального картографо-геодезического фонда в отличных от указанных в договоре целях, в том числе копировать и передавать третьим лицам без согласования и заключения договора, оформления заявки (разрешения) запрашиваемых материалов данных фонда в органе государственного геодезического надзора, поскольку обществом «Картография» по договору от 08.06.2009 № 08-06/09 были переданы соответчику обществу «Международный аэропорт «Уфа» тематические карты, являющиеся творчески созданным картографическим произведением на основе исходной информации федерального картографо-геодезического фонда.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют доводы апелляционной жалобы, которым была дана надлежащая правовая оценка судом апелляционной инстанции. Переоценка установленных судами фактических обстоятельств и доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Несогласие общества с правовой оценкой доказательств и выводов судов не свидетельствует о неправильном применении судами норм права и не может служить достаточным основанием для отмены принятых по делу судебных актов.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют представленным доказательствам, и основаны на правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу решения и постановления, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
При проверке принятых по делу судебных актов суд кассационной инстанции не установил наличие оснований для их отмены, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.10.2013 по делу № А07-19081/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
В.В.Голофаев
Судья
Т.В.Васильева
Судья
С.М.Уколов