НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2017 № 06АП-7600/2016

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-7600/2016

06 февраля 2017 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2017 года.
Полный текст  постановления изготовлен февраля 2017 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Сапрыкиной Е.И.

судей                                       Вертопраховой Е.В., Песковой Т.Д.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.

при участии  в заседании:

от КГБУЗ "Городская клиническая больница №11": Дьяченко Т.В., Петровой Е.А., Сташуль М.И.;

от Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования: Литовка П.И., Потылицын В.В.;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница №11" Министерства здравоохранения Хабаровского края

на решение от 28.11.2016 по делу № А73-12548/2016

Арбитражного суда Хабаровского края, принятое судьей Манником С.Д.

по заявлению Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница № 11" Министерства здравоохранения Хабаровского края

к Хабаровскому краевому фонду обязательному медицинскому страхованию

о  признании незаконными акт проверки и требования

УСТАНОВИЛ:

Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница № 11» Министерства здравоохранения Хабаровского края (ОГРН 1022701194724, ИНН 2723001994; далее – КГБУЗ «ГКБ № 11», учреждение, горбольница) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, с учетом уточнения в порядке статьи 49 АПК РФ, к Хабаровскому краевому Фонду обязательного медицинского страхования (далее – фонд) о признании недействительными акт проверки от 23.08.2016 № 69 и требования от 01.09.216 №18 о восстановлении в бюджет фонда денежных средств в сумме 2 184 957,03 руб. и уплате штрафа в сумме 218 495,70 руб..

Решением суда от 28.11.2016 в части требования о  признании недействительным акта проверки производство прекращено; в отношении требования от 01.09.2016 -  отказано.

 Не согласившись с данным судебным актом в части, касаемой требования о восстановлении в бюджет фонда денежных средств,  учреждение  подало в Шестой арбитражный апелляционный суд жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просило решение суда в данной части отменить. При этом заявитель полагает необоснованным вывод суда о законности требования фонда о восстановлении  спорной суммы, признанной  нецелевым использованием средств ФОМС и излишне произведенными расходами  горбольницы  на заработную плату и оплату труда в 2015 году.

Также заявитель указывает, что Приказ Минздрава Хабаровского края от 09.07.2015 №8 носит рекомендательный характер и предполагает изменение оплаты труда  работников учреждения здравоохранения с соблюдением норм трудового законодательства, что и было сделано горбольницей в соответствии со статьей 74 ТК РФ – приказом Главврача  14.09.2015 № 351 утверждено Положение   об оплате  труда работников Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница №11» Министерства здравоохранения Хабаровского края.

Представители учреждения в заседании апелляционного суда доводы жалобы поддержали  в полном объеме.

В отзыве  и заседании суда второй инстанции фонд отклонил доводы заявителя, считая выводы арбитражного суда законными и обоснованными.

Возражений относительно прекращения производства в отношении акта проверки  участники процесса  не высказали.

В заседании суда объявлялся перерыв в порядке статьи 163 АПК РФ.

Проверив обоснованность доводов поданной жалобы с учетом отзыва, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд второй инстанции оснований для отмены  или изменения решения суда в обжалуемой части не усмотрел исходя из следующего.

 Из материалов дела следует, что фондом  проведена  плановая проверка КГБУЗ «ГКБ № 11» по использованию медицинским учреждением средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС в период  2014 – 2015 годы, в ходе которой выявлены следующие нарушения:

- излишнее начисление заработной платы работнику с начислением страховых взносов за переработку в сумме 5 051,67 руб., в том числе: 532,50 руб. за 2014 год, 4 519,17 руб. за 2015 год;

- излишне произведенные расходы в 2015 году по выплате среднего заработка сразу за 3 месяца в сумме 115 780,70 руб. уволившемуся работнику при отсутствии первичных документов, подтверждающих факт трудоустройства по окончании второго месяца с момента прекращения трудового договора и в отсутствие решения службы занятости о сохранении за работником среднего заработка за третий месяц;

- излишне произведенные расходы в 2015 году в сумме 2 064 124,66 руб. по выплате в ноябре и декабре надбавок стимулирующего характера за стаж непрерывной работы и выслугу лет, не предусмотренной системой оплаты труда с 01.11.2015 и которые не входят в состав тарифа на оплату медицинской помощи по программе ОМС и не подлежат оплате за счет средств ОМС.

По результатам проверки составлен  акт от 23.08.2016 № 69, в котором  предложено устранить выявленные нарушения и восстановить в бюджет фонда сумму нецелевого использования средств в размере 2 184 957,03 руб. и уплатить штраф в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств - 218 495,70 руб.

05.09.2016  фондом в адрес горбольницы  направлено  требование  от 01.09.2016 № 18, в котором  учреждению предписано  возвратить средства, использованные не по целевому назначению и уплатить штраф.

Полагая, что акт проверки и требование нарушают права и законные интересы учреждения, оно оспорило их в судебном порядке.

Рассмотрев спор в части требования о признании незаконным акта проверки, суд первой инстанции производство прекратил по части 1 статьи 150 АПК РФ. В   данной части судебный акт не обжалуется лицами, участвующими в деле. В  остальной части  требований - отказано.

Апелляционный суд, руководствуясь частью 5 статьи 268 АПК РФ, проверяет законность и обоснованность решения суда только в обжалуемой части, касаемой  требования о возврате средств, использованных не по целевому назначению только в сумме 2 064124,66 руб.,  и уплате штрафа.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) процессуальный закон предусматривает наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Отказывая в заявленном требовании учреждения, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии указанных условий, поскольку оспариваемое требование фонда №18  соответствует действующему законодательству.

В силу части 5 статьи 26 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 326-ФЗ) и части 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона № 326-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проведение проверки и ревизии, осуществляет территориальный фонд (пункт 12 части 7 статьи 34 Закона № 326-ФЗ).

В части 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ предусмотрено, что за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона № 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.

На основании части   2  данной статьи 30 тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями.

Структура тарифа на оплату медицинской помощи устанавливается настоящим законом (часть 4 статьи 30).

Частью 7 статьи 35 Закона № 326-ФЗ установлено, что тариф на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

Детализация расходов, включаемых в тариф, дана Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н. Расходование средств на цели, не предусмотренные позициями, утвержденными названными Указаниями КОСГУ и установленной законодательством структурой тарифа, является нецелевым.

Из материалов дела следует, что   в ходе проверки  выявлены несколько нарушений со стороны учреждения, а именно: излишнее начисление заработной платы работнику с начислением страховых взносов за переработку в сумме 5 051,67 руб., в том числе: 532,50 руб. за 2014 год, 4 519,17 руб. за 2015 год; - излишне произведенные расходы в 2015 году по выплате среднего заработка сразу за 3 месяца в сумме 115 780,70 руб. уволившемуся работнику при отсутствии первичных документов, подтверждающих факт трудоустройства по окончании второго месяца с момента прекращения трудового договора и в отсутствие решения службы занятости о сохранении за работником среднего заработка за третий месяц; а также  излишне произведенные расходы в 2015 году в сумме 2 064 124,66 руб. по выплате в ноябре и декабре надбавок стимулирующего характера за стаж непрерывной работы и выслугу лет, не предусмотренной системой оплаты труда с 01.11.2015 и которые не входят в состав тарифа на оплату медицинской помощи по программе ОМС и не подлежат оплате за счет средств ОМС.

В апелляционной жалобе горбольница,   соглашаясь с выводами фонда  и арбитражного суда в части сумм 5 051,67 руб. и 115 780,70 руб.,  выразила не согласие с  выводом, касающимся суммы 2 064 124,66 руб.

В ходе проверочных мероприятий  фондом  установлено, что в нарушение законодательства  учреждением осуществлены расходы на выплату не предусмотренных трудовым законодательством и не действующих на момент их начисления и выплаты надбавок.

Статьями 135, 144 ТК РФ определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Хабаровского края от 26.11.2008 № 222 «Об основах новых систем оплаты труда работников государственных учреждений Хабаровского края», постановлением Правительства Хабаровского края от 12.04.2008 № 103-пр «О введении новых систем оплаты труда работников государственных бюджетных, автономных, и казенных учреждений Хабаровского края», постановлением Правительства Хабаровского края от 31.08.2015 № 275-пр «Об установлении минимальных окладов (минимальных должностных окладов) работников краевых государственных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Хабаровского края, по профессиональным квалификационным группам», приказом министерства здравоохранения Хабаровского края от 09.07.2015 № 8 «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников краевых государственных бюджетных, автономных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Хабаровского края», с 01.11.2015 во всех государственных учреждениях здравоохранения Хабаровского края установлены новые системы оплаты труда, не предусматривающие выплаты стимулирующего характера за стаж непрерывной работы, выслугу лет.

При этом Законом Хабаровского края № 222 установлено, что система оплаты труда работников государственных учреждений края включает в себя: минимальный оклад (минимальный должностной оклад), минимальную ставку заработной платы работников государственных учреждений края по профессиональным квалификационным группам; компенсационные выплаты; стимулирующие выплаты (статья 3).

Минимальные оклады (минимальные должностные оклады), минимальные ставки заработной платы устанавливаются Правительством края (статья 4).

Согласно статье 5 этого Закона, перечень видов и порядок установления компенсационных и стимулирующих выплат утверждаются Правительством края

Постановлением Правительства Хабаровского края от 04.08.2008 № 179-пр утвержден  Перечень видов выплат стимулирующего характера в государственных учреждениях Хабаровского края,  и он предусматривает выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет.

Примерным Положением об оплате труда работников краевых государственных бюджетных, автономных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Хабаровского края, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Хабаровского края от 09.07.2015 № 8 (раздел 4) такая выплата исключена.

Приказом  14.09.2015 № 351 утверждено Положение   об оплате  труда работников Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница №11» Министерства здравоохранения Хабаровского края, которым выплата за стаж непрерывной работы, выслугу лет также не предусмотрена.

Данное положение вступило в силу с 01.12.2015.

Согласно части 7 статьи 12 ТК РФ локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Таким образом, с 01.12.2015 подлежали применению вновь установленные оклады без начисления на них прекративших свое действие стимулирующих выплат (надбавок).

Арбитражным судом установлено, что в  связи с затянувшейся процедурой принятия нового Положения об оплате труда, учреждением были упущены сроки предупреждения работников о переходе на новые условия оплаты труда, в связи с чем, оно перешло на новую систему оплаты труда только с 01.12.2015 (приказ от 14.09.2015 № 351).

В декабре 2015 года произведен перерасчет за ноябрь 2015 года по новым окладам, установленным в приложении к постановлению Правительства Хабаровского края от 31.08.2015 № 275-пр (приказ от 15.12.2015 № 509).

В сумму перерасчета были включены не предусмотренные новой системой оплаты труда стимулирующие выплаты за непрерывный стаж работы, рассчитанные на вновь установленные с 01.12.2015 оклады.

Поскольку данные выплаты с 01.11.2015 не входили в состав тарифа на оплату медицинской помощи по программе ОМС, то оплате за счет средств обязательного медицинского страхования не подлежали.

Размер излишне произведенных расходов за 2015 год составил 2 064 124,66 руб., в том числе по подстатье 211 «Заработная плата» КОСГУ в сумме 1 585 349,20 руб., по подстатье 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ - 478 775,46 руб.

При таких обстоятельствах,  вывод суда первой  инстанции, что данные расходы не предусмотрены тарифным соглашением и являются нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования, признается обоснованным.

Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ,  представленные участниками спора доказательства, установив конкретные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности направления учреждению требования от 01.09.2016 № 18 о восстановлении в бюджет суммы 2 064 124,66 руб., а также уплате штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и не содержат фактов, которые влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции в оспариваемой части, в связи с чем отклоняются судом апелляционной инстанции.

При изложенных обстоятельствах, оснований для отмены или изменения судебного акта суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28.11.2016по делу № А73-12548/2016 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.И. Сапрыкина

Судьи

Е.В. Вертопрахова

Т.Д. Пескова