НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2015 № 06АП-4933/2015

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-4933/2015

01 октября 2015 года

г. Хабаровск

   Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2015 года.
   Полный текст  постановления изготовлен октября 2015 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Швец Е.А.

судей                                       Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.

при участии  в заседании:

от Управления лесами Правительства Хабаровского края: Ким О.И., представитель по доверенности от 12.01.2015 №09/20-62;

от Публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы": Азимов И.А., представитель по доверенности от 30.10.2014 №121-14;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"

на решение от  20.07.2015

по делу № А73-7076/2015

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей Коваленко Н.Л.

по иску Управления лесами Правительства Хабаровского края

к Публичному акционерному обществу "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"

об обязании произвести очистку просеки от порубочных остатков на лесных участках

УСТАНОВИЛ:

Управление лесами Правительства Хабаровского края (далее-истец, Управление) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (далее – ответчик, Общество, ОАО «ФСК ЕЭС») об обязании осуществить работы по очистке просеки от порубочных остатков на лесных участках:

в кварталах №№ 37,52, 53, 67, 79 Тулучинского участкового лесничества Тумнинского лесничества Ванинского муниципального района Хабаровского края;

в кварталах №№ 136, 137, 154, 155, 156, 170, 183, 184, 185 Восточного участкового лесничества Тумнинского лесничества Ванинского муниципального района Хабаровского края;

в кварталах №№ 238, 245 Сизиманского участкового лесничества Тумнинского лесничества Ванинского муниципального района Хабаровского края.

Решением суда от 20.07.2015   требования Управления удовлетворены. Суд обязал Общество осуществить работы по очистке просеки от порубочных остатков на лесных участках в поименованных кварталах. Кроме того взыскал государственную пошлину в размере 6 000 рублей в доход федерального бюджета.

Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы ссылается на необоснованность принятого решения, полагает, что у Управления отсутствовали полномочия на подачу иска в суд, так же указывает на то, что проверка должна была быть проведена в соответствии с Законом № 294-ФЗ.

В отзыве на апелляционную жалобу истец возражает против доводов жалобы. Считает решение суда законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению.

В судебном заседании представители истца и ответчика настаивали на своих позициях в полном объеме.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.

Из материалов дела следует, что между ОАО «ФСК ЕЭС» и Министерством природных ресурсов Хабаровского края,  заключены договоры аренды лесных участков от 04.06.2012 № 79-212/2012, от 04.06.2012 № 82-212/2012, от 23.10.2012 № 170-212/2012, которые зарегистрированы в установленном законом порядке.

18.07.2014 филиалом «Тумнинское лесничество» КГКУ «Советское лесничество» проведен осмотр лесных участков, переданных ответчику по указанным договорам аренды, в пределах Тумнинского лесничества Ванинского муниципального района Хабаровского края для строительства объекта «ВЛ 220 кВ» Комсомольская-Селихино-Ванино», в ходе которого установлено, что на лесных участках не осуществлены работы по уборке вырубленной территории от порубочных остатков (ветви, макушки, части стволов деревьев, сучья, срубленный кустарник); не обеспечено складирование и уборка заготовленной древесины; срубленная древесина оставлена у пня, в штабеля не уложена, что неблагоприятным образом влияет на противопожарную безопасность.

По результатам осмотра составлен акт осмотра лесных участков № 1/331-2014 от 18.07.2013.

Согласно пунктам 3.4.1., 3.4.7., 3.4.8., 3.4.14. договоров аренды лесных участков, Арендатор (ОАО «ФСК ЕЭС») обязан:

использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным
законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ;

-выполнять другие обязанности, предусмотренные законами РФ, правилами заготовки древесины, правилами ухода за лесами, правилами лесовосстановления, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах;

-осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия);

вести работы способами, определенными проектной документацией по строительству объекта «ВЛ 220 кВ Комсомольская-Селихино-Ванино» в
Ванинском муниципальном районе Хабаровского края.

Невыполнение работ по очистке просеки от порубочных остатков на лесных участках явилось основанием для обращения Управления лесами в арбитражный суд с настоящим иском. Который удовлетворяя заявленные требования правомерно исходил из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 19 и частью 2 статьи 51 Лесного кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов и их охрана и защита осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) (ст. 96 ЛК РФ) и федеральный государственный пожарный надзор в лесах (ст. 97 ЛК РФ).

По Положению об Управлении лесами Правительства Хабаровского края, утвержденному Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 № 185-пр, названная служба является органом исполнительной власти края, осуществляющим полномочия в области лесных отношений.

Управление лесами для решения возложенных на него задач осуществляет следующие функции:

- контролирует выполнение лицами, использующими леса, условий заключенных в установленном порядке договоров аренды лесных участков (участков лесного фонда), договоров купли-продажи лесных насаждений (за исключением договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на особо охраняемых природных территориях федерального значения), готовит предложение по ограничению и приостановлению использования

лесов; в пределах полномочий края принимает решение об ограничении и о приостановлении использования лесов (пункт 3.14. Положения);

- осуществляет в пределах компетенции края на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный
государственный пожарный надзор в лесах, государственный надзор в
области семеноводства в отношении семян лесных растений, осуществляет
аттестацию экспертов в целях их привлечения к проведению мероприятий по
контролю при осуществлении федерального государственного лесного
надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора
в лесах (пункт 3.24 Положения);

-организует работы по противопожарному обустройству лесов и обеспечению санитарной безопасности в лесах (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга) (пункт 3.27. Положения);

-подготавливает материалы о нарушениях лесного законодательства Российской Федерации для передачи в органы внутренних дел, прокуратуру, суды, иные уполномоченные органы (пункт 3.36. Положения).

В соответствии с пунктами 4.4. и 4.5. Положения Управление лесами имеет право предъявлять к юридическим и физическим лицам требования, выдавать предписания об устранении нарушений лесного законодательства; направлять в правоохранительные органы и суды материалы о нарушениях лесного законодательства для решения вопроса о привлечении к ответственности виновных лиц.

С учетом изложенного, судом первой инстанции правомерно отклонен довод ответчика о том, что иск предъявлен ненадлежащим истцом.

В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

На основании пункта 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 21 ЛК РФ в целях эксплуатации линий электропередач, в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ, допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

В силу пункта 61 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 № 337, очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины. В соответствии с приведенной нормой очистка лесосек от порубочных остатков осуществляется с соблюдением требований правил пожарной безопасности в лесах.

Единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах устанавливают Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417.

В силу пункта 34 данных Правил просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.

Пунктом 35 Правил установлено, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.

На основании пункта 16 Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

На лесных участках, предоставленных в пользование в целях строительства, реконструкции линейных объектов, использование лесов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов (пункт 7 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утв. приказом Рослесхоза № 223 от 10.06.2011).

Пунктом 15 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов установлено, что при использовании лесов в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов не допускаются: повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами предоставленного лесного участка и соответствующей охранной зоны; захламление прилегающих территорий за пределами предоставленного лесного участка строительным и бытовым мусором, отходами древесины, иными видами отходов; загрязнение площади предоставленного лесного участка и территории за его пределами химическими и радиоактивными веществами.

Сетевые организации обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.

Материалами настоящего дела установлен факт нарушения Правил, выразившихся в том, что ответчик, осуществляя вырубку лесных насаждений на участках при строительстве объекта «ВЛ 220 кВ Комсомольская-Селихино-Ванино» не произвел уборку вырубленных деревьев, не убрал порубочные остатки, не произвел очистку просеки, что подтверждается актом осмотра спорных лесных участков.

С момента выявления допущенных ответчиком нарушений прошло значительное количество времени (один календарный год), однако работы по очистке просеки от порубочных остатков на лесных участках не выполнены.

Из анализа приведенных выше нормоположений следует, что ОАО "ФСК ЕЭС" обязано не просто складировать порубочные остатки в кучи, а осуществлять регулярное проведение очистки предоставленного лесного участка от захламления лесосечными отходами, при этом просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.

Таким образом,  Управлением лесами правомерно заявлено требование об устранении нарушений законодательства, направленного на защиту лесов от пожаров.

Правомерно отклонен судом первой инстанции довод ответчика о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора, поскольку  основан на неверном толковании норм, регулирующих спорные правоотношения.

Более того, из условий договоров аренды спорных земельных участков не усматривается обязательный  претензионный порядок.

Апелляционной коллегией отклоняется довод жалобы о том, что проверка должна была проводится в соответствии с Законом № 294-ФЗ, поскольку Управлением лесами, как органом исполнительной власти согласно его компетенции в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 № 185-пр, Управление осуществляет федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда, а так же федеральный
государственный пожарный надзор в лесах.

При таких обстоятельствах положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", регулирующего порядок проведения проверки, не применяются.

С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.

В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и направлены на переоценку фактических обстоятельств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, и не могут служить основаниями для отмены принятого решения.

На основании изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

      решение Арбитражного суда Хабаровского края от  20.07.2015 по делу № А73-7076/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий

     Е.А. Швец

Судьи

Е.В. Вертопрахова

    Е.Г. Харьковская