Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-4966/2014
30 октября 2014 года
г. Хабаровск
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Песковой Т.Д., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джавадовой Т.Г.
при участии в заседании:
от Открытого акционерного общества "Флора": не явились;
от Управления лесами Правительства Хабаровского края: ФИО1;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления лесами Правительства Хабаровского края
на решение от 12.08.2014
по делу № А73-4848/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шестак Ж.Г.
по заявлению Открытого акционерного общества "Флора"
к Управлению лесами Правительства Хабаровского края
о признании незаконным постановления
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Флора» (ОГРН: <***>; далее - ОАО «Флора», общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления лесами Правительства Хабаровского края (далее – управление, административный орган) от 25.12.2013 № 58/3048-13 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 12.08.2014 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено на том основании, что управлением при производстве по административному делу допущены существенные процессуальные нарушения.
Не согласившись с судебным актом, управление обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило его отменить и принять по делу новый судебный акт.
При этом заявитель в жалобе указывает на ошибочность вывода суда о том, что акт патрульного мероприятия от 05.09.2013 не соответствует положениям статьи 27.8 КоАП РФ, а также на то, что положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закона №294-ФЗ) на спорные правоотношения не распространяются.
В судебном заседании объявлялся перерыв.
В заседании суда второй инстанции от 28.10.2014 представитель заявителя доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила обжалуемое решение отменить.
Представитель общества участия в судебном разбирательстве не принимал.
Исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и заслушав пояснения участника процесса, апелляционная инстанция приходит к следующему.
Из материалов дела второй инстанцией установлено, что 04.09.2013 должностными лицами филиала «Солнечное лесничество» совместно с Харпинским лесничеством проведено патрульное мероприятие по маршруту № 2 в целях обеспечения охраны лесов от нарушений требований лесного законодательства.
В ходе патрулирования территории лесного фонда квартала № 495 в выделе № 4 на лесовозном усе, идущем от деляночного столба деляны № 1 квартала № 485, выявлен факт нарушения обществом требований лесного законодательства, а именно: на период пожароопасного сезона 2013 года оставлены порубочные остатки в виде сортиментов деревьев породы лиственница длиной 4,1 м в количестве 84 штук общим объемом 28,38 куб. м.; древесина уложена на лесовозном усе в штабеля длиной 21 метр и шириной 6,5 метра; место складирования данной древесины не очищено от горючих материалов (захламлено горючими промышленными отходами в виде коры лиственницы, отрезками сучьев, вершин деревьев), не отделено противопожарной минерализованной полосой.
Указанные нарушения зафиксированы в акте о патрульном мероприятии от 05.09.2013 № 292/33-Х.
20.09.2013 управлением составлен протокол № 292/21-13 об административном правонарушении и 25.12.2013 вынесено постановление № 58/3048-13, которым ОАО «Флора» признано виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Полагая, что привлечение к административной ответственности является незаконным, общество оспорило указанное постановление в судебном порядке.
Признавая незаконным и отменяя оспариваемое постановление, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административным органом при производстве по делу об административном правонарушении были нарушены процессуальные требования, установленные статьей 27.8, КоАП РФ, а также положениями Федерального закона № 294-ФЗ .
Возражения заявителя жалобы сводятся к не согласию с данными выводами.
Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Объективная сторона указанного правонарушения выражается в действиях (бездействии), нарушающих требования и правила пожарной безопасности в лесах.
Соответственно, субъектом правонарушения в данном случае выступает юридическое лицо, нарушившее требования и правила пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с пункта 6 части 1 статьи 83 ЛК РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктов 36 и 37 статьи 81 Кодекса.
Согласно части 1 статьи 96 ЛК РФ под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и(или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора, применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (часть 2 статьи 96 ЛК РФ).
Согласно подпункта 2 части 3 статьи 96 ЛК РФ должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанные в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право на осуществление патрулирования лесов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394 утверждено Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора (далее - Положение).
На основании пункта 8 Положения должностные лица органов исполнительной власти и государственных учреждений, указанных в абзацах первом и втором пункта 3 настоящего Положения, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использование лесов; осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации; осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства.
В пункте 10 Положения указано, что должностные лица, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) в установленной сфере деятельности, обязаны проводить мероприятия по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) на основании и в соответствии с распоряжениями соответственно Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, их территориальных органов или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о проведении указанных мероприятий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Исходя из пункта 12 Положения к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах в порядке, установленном соответственно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, из содержания вышеуказанных нормативных актов следует, что одной из форм государственного лесного надзора являются мероприятия по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, в том числе в виде патрулирования.
По материалам настоящего дела установлено, в данном случае имела место именно такая форма контроля как патрулирование, с целью обеспечения охраны лесов от нарушений требований лесного законодательства, а не проверочные мероприятия в отношении заявителя по делу.
Возможность организации спорных проверочных мероприятий предусмотрена Положением об Управлении лесами Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 № 185-пр, Порядком деятельности лесничих на территории Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 04.06.2008 № 135-пр, устава КГКУ «Амгуньское лесничество», Приказа Управления лесами Правительства Хабаровского края от 30.01.2013 №53-п «Об осуществлении охраны леса подведомственными учреждениями».
Таким образом, вывод арбитражного суда о том, что в данном случае государственный контроль был проведен с грубым нарушением положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, ошибочен.
Также вторая инстанция не может согласиться с тем, что акт патрулирования должен составляться с соблюдением положений статьи 27.8 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 27.1 КоАП РФ в качестве меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях предусмотрен осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, вещей и документов, который производится в присутствии представителя юридического лица и двух понятых (часть 2 статьи 27.8 КоАП РФ).
Таким образом, акт осмотра с участием понятых административным законодательством предусмотрен как обеспечительная мера для своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении.
Акт патрульного мероприятия от 05.09.2013 ни по форме, ни по содержанию не является протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, поскольку меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении административным органом не применялись.
Следовательно, требования статьи 27.8 КоАП РФ не могут быть применены к составлению названного спорного документа.
Проверяя обоснованность вынесения спорного постановления управления, судебная коллегия считает его законным в силу следующего.
Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия (статья 51 ЛК РФ).
Согласно части 3 статьи 16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется Правилами заготовки древесины, Правилами санитарной безопасности в лесах, Правилами пожарной безопасности в лесах, Правилами ухода за лесами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах.
На основании подпункта «а» пункта 3 Правил меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров).
Пунктом 21 также установлено, что складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии: от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров; от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров.
Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5-10 метров одна от другой.
Из материалов настоящего дела усматривается, что ОАО «Флора» допустило нарушение вышеназванных нормоположений, выразившееся в том, что в квартале № 495 в выделе № 4 на лесовозном усе, идущем от деляночного столба деляны № 1 квартала № 485, на период пожароопасного сезона 2013 года оставлены порубочные остатки в виде сортиментов деревьев породы лиственница длиной 4,1 м в количестве 84 штук общим объемом 28,38 куб. м.; древесина уложена на лесовозном усе в штабеля длиной 21 метр и шириной 6,5 метра; место складирования данной древесины не очищено от горючих материалов (захламлено горючими промышленными отходами в виде коры лиственницы, отрезками сучьев, вершин деревьев), не отделено противопожарной минерализованной полосой.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленным административным органом актом патрульного мероприятия от 05.09.2013 №292/33-Х с приложением схемы месторасположения, протоколом об административном нарушении.
Следовательно, в действиях заявителя по делу имеется объективная сторона нарушения по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия обществом всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения правил пожарной безопасности в лесах в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, материалы дела не содержат.
Учитывая приведенные обстоятельства, в действиях общества имеется состав правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Административная ответственность назначена обществу в пределах санкции, установленной названной нормой права.
Разрешая настоящий спор, суд апелляционной инстанции не рассмотрел оснований для признания совершенного заявителем по делу правонарушения в качестве малозначительного.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 12.08.2014 по делу № А73-4848/2014 отменить.
В удовлетворении требования открытого акционерного общества «Флора» о признании незаконным и отмене постановления Управления лесами Правительства Хабаровского края от 25.12.2013 № 58/3048-13 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.И. Сапрыкина
Судьи
Т.Д. Пескова
Е.А. Швец