Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-1072/2016
06 мая 2016 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен мая 2016 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.,
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.,
при участии в заседании:
от Администрации Амурского муниципального района Хабаровского края: Мартыновой О.П., представителя по доверенности от 11.01.2016 (сроком до 31.12.2016); Цукановой Л.В., представителя по доверенности от 11.01.2016 (сроком до 31.12.2016);
от Администрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края: Захаровой О.Н., представителя по доверенности от 30.12.2015 № 26 (сроком по 31.12.2016); Гудина И.А., главы Эльбанского городского поселения, удостоверение от 13.01.2012;
от Министерства культуры Хабаровского края: Максименко А.В.. представителя по доверенности от 19.01.2016 № 01-52-144 (сроком по 19.07.2017); Олейник О.В.. представителя по доверенности от 16.07.2015 № 01-71-4014 (сроком по 15.07.2016);
от Министерства финансов Хабаровского края: Шевченко М.П., представителя по доверенности от 12.11.2015 № 19-14/589 (сроком до 31.12.2018);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края
на решение от 05.02.2016
по делу № А73-14456/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Медведевой О.П.
по иску Администрации Амурского муниципального района Хабаровского края
к Администрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края
о взыскании 1800000 руб.
и по встречному иску Администрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края
к
Администрации Амурского муниципального района Хабаровского края
о взыскании 9177600 руб.
третьи лица: Хабаровский край в лице Министерства финансов Хабаровского края и Министерства культуры Хабаровского края;
УСТАНОВИЛ:
Администрация Амурского муниципального района Хабаровского края (далее – истец) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края иском к Администрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края (далее – ответчик) о взыскании субсидии в сумме 1800000 руб., предоставленной на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по повышению оплаты труда отдельных категорий работников муниципальных учреждений на 2015 год.
Ответчиком представлено встречное исковое заявление о взыскании с истца 9177600 руб., составляющих размер не выплаченных субсидий на софинансирование расходных обязательств по повышению оплаты труда отдельных категорий работников муниципальных учреждений по соглашениям от 09.09.2014, от 01.04.2015 № 34.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Хабаровский край в лице Министерства культуры Хабаровского края и Министерства финансов Хабаровского края.
Решением суда от 05.02.2016 иск Администрации Амурского муниципального района Хабаровского края удовлетворен в полном объеме, с Администрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края взыскана субсидия в сумме 1800000 руб.; во встречном иске отказано.
Суд первой инстанции, в удовлетворенной части иска, сославшись на пункты 6, 7, 8 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 17.02.2015 № 25-пр, Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597, пункт 12 Порядка, утвержденного решением Собрания депутатов Амурского муниципального района Хабаровского края от 19.12.2014 № 130, Соглашение между Министерством культуры Хабаровского края и Администрацией Амурского муниципального района от 04.05.2015, и установив наличие обязанности получателя субсидии по обеспечению возврата в доход краевого бюджета части субсидии в случае не достижения в текущем году целевого показателя эффективности использования субсидии – в целях обеспечения в 2015 году достиженияиндикативного значения показателя соотношения средней заработной платы работников учреждения культуры и образования в сфере культуры к средней заработной плате по региону в соответствии с утвержденной муниципальной «дорожной картой», которую Администрация Эльбанского городского поселения не выполнила, а также, установив факт перечисления платежным поручением 20.05.2015 межбюджетных трансфертов Эльбанскому городскому поселению на сумму 1800000 руб., пришел к выводу о законности требований Администрации Амурского муниципального района Хабаровского края; в части требований по встречному исковому заявлению, суд первой инстанции, проанализировав статьи 17, 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), Соглашение от 09.09.2014 между Администрацией Амурского муниципального района Хабаровского края и Администрацией Эльбанского городского поселения, не установил правовых оснований для взыскания с Администрации Амурского муниципального района Хабаровского края денежных средств по соглашению от 01.04.2015 № 34 в сумме 7777600 руб. и денежных средств по соглашению от 09.09.2014 в сумме 1400000 руб. (нет обязанности у Администрации Амурского муниципального района Хабаровского края выделить субсидию из бюджета – 7777600 руб., финансовое обеспечение деятельности учреждений: МБУК «Дом культуры «Восход», МБУК «Центр славянской культуры «Родник», МБУК «Библиотечная сеть» является расходным обязательством поселений, поэтому обязанность выделения денежных средств в сумме 1400000 руб. возложена на Администрацию Эльбанского городского поселения).
Не согласившись с принятым судебным актом в части взыскания в пользу Администрации Амурского муниципального района Хабаровского края субсидии в сумме 1800000 руб., Администрация Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в названной части отменить.
Заявитель жалобы, ссылаясь, в том числе на статьи 130, 131, 133, 132 Конституции Российской Федерации, Соглашение от 01.04.2015 № 34 между Администрацией Амурского муниципального района Хабаровского края и Администрацией Эльбанского городского поселения, статьи 139, 140, 142, 142.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункт 4 Постановления Правительства Хабаровского края от 17.02.2015 № 25-пр, статьи 37, 18 Устава Администрации Амурского муниципального района Хабаровского края, статью 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), утверждает о том, что: положения Постановления Правительства Хабаровского края от 17.02.2015 № 25-пр не распространяются на правоотношения, возникшие у Эльбанского городского поселения с Амурским муниципальным районом; Администрация Амурского муниципального района не имеет полномочий в целях статьи 142.4 БК РФ издавать какие-либо муниципальные правовые акты, так как не является представительным органом муниципального образования; Соглашение № 34 от 01.04.2015 было заключено и частично исполнено сторонами, кроме того, на момент вынесения оспариваемого решения целевой показатель эффективности использования субсидий (индикативное значение показателя) Администрацией Эльбанского городского поселения был соблюден в полном объеме; суд первой инстанции не учел при вынесении решения положения части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ, статей 3, 5 Устава Амурского муниципального района Хабаровского края; судом не учтено, что истцом по делу выступает ненадлежащая сторона – Соглашение заключено Администрацией Амурского муниципального района Хабаровского края, а денежные средства переводил отдел культуры и искусства Администрации.
В своих отзывах на апелляционную жалобу Администрация Амурского муниципального района Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края и Министерство культуры Хабаровского края доводы жалобы отклонили, считают решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим удовлетворению.
До начала судебного заседания от заявителя жалобы в суд вместе с письмами от 25.02.2016 № 01-34-382 и от 23.03.2016 № 01-34-638 поступили дополнительные документы.
В судебном заседании Глава Эльбанского городского поселения и его представитель поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме, дав по ним пояснения, просили решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить, принять по делу новый судебный акт, по поводу представленных вместе с письмами дополнительных документов пояснили, что эти документы представлены для обозрения суда.
Представители Администрации Амурского муниципального района Хабаровского края, Министерства финансов Хабаровского края и Министерства культуры Хабаровского края отклонили доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзывах на жалобу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, против проверки законности решения суда первой инстанции возражений не заявили.
Согласно пункту 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Заявитель обжалует часть судебного акта (в части взыскания с него субсидии в сумме 1800000 руб.), возражений против проверки только части судебного акта не поступило, в связи с чем, арбитражный суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебного акта в пределах, определяемых апелляционной жалобой.
Дополнительные документы, представленные заявителем жалобы в суд для обозрения, возвращены последнему в зале судебного заседания.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, постановлением Правительства Хабаровского края от 17.02.2015 № 25-пр утвержден порядок предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по повышению оплаты труда отдельных категорий работников муниципальных учреждений на 2015 год (далее – порядок), целью которого является софинансирование субъектом расходных обязательств муниципальных образований края на повышение оплаты труда отдельных категорий работников муниципальных учреждений, увеличение заработной платы которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», и которым предусмотрены критерии отбора муниципальных образований края для получения субсидии и условия их предоставления; критерием отбора муниципальных образований края для предоставления субсидий является достижение уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований края, не превышающего значения 0,81.
Условиями предоставления субсидий являются: наличие расходного обязательства муниципального образования края, возникшего в результате принятия муниципального правового акта о повышении оплаты труда отдельных категорий работников; заключение муниципальным образованием края с главным распорядителем бюджетных средств соглашения о предоставлении субсидии по форме, установленной главным распорядителем бюджетных средств; наличие муниципальных планов по участию в реализации планов мероприятий («дорожных карт») повышения эффективности и качества услуг учреждений социальной сферы края, согласованных с главными распорядителями бюджетных средств; обеспечение реализации муниципальных планов, в том числе направление не менее одной трети необходимых ресурсов для повышения оплаты труда отдельных категорий работников, получаемых за счет средств от реорганизации неэффективных муниципальных учреждений и корректировки муниципальных программ, а также привлечение для повышения оплаты труда отдельных категорий работников средств муниципальных учреждений от приносящей доход деятельности; обеспечение достижения показателей результативности предоставления субсидий, установленных соглашением между муниципальным образованием края и главным распорядителем бюджетных средств о предоставлении субсидии, по итогам реализации муниципальных планов.
Объем субсидии, предоставляемой муниципальному образованию края, определяется главным распорядителем бюджетных средств в размере 50 процентов от объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования края на повышение оплаты труда отдельных категорий работников соответствующей сферы в 2015 году для достижения целевых показателей муниципальных планов (пункт 6 Порядка).
Перечисление субсидии осуществляется на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты муниципальных образований края (пункт 7 Порядка).
Соглашение должно содержать: сведения о размере субсидии, предоставляемой муниципальному образованию края, и размере бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования края на повышение оплаты труда отдельных категорий работников соответствующей сферы в 2015 году для достижения целевых показателей муниципальных планов; целевое назначение субсидии; реквизиты муниципального правового акта, устанавливающего расходное обязательство муниципального образования края, на исполнение которого предоставляется субсидия; значения показателей результативности предоставления субсидий, соответствующие значениям показателей, установленных муниципальным планом; обязательство муниципального образования края о достижении значений показателей результативности предоставления субсидий, установленных муниципальным планом; порядок осуществления контроля за исполнением обязательств, вытекающих из соглашения; обязательство о представлении отчетов об использовании субсидии, о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии в порядке и по формам, установленным главным распорядителем бюджетных средств, в сроки, установленные пунктом 11 настоящего Порядка (п. 8 Порядка).
Также, Порядок предоставления и методика распределения иных межбюджетных трансфертов бюджетам поселений из районного бюджета утвержден решением Собрания депутатов Амурского муниципального района Хабаровского края от 19.12.2014 № 130.
В пункте 12 Порядка предусмотрено, что иные межбюджетные трансферты из районного бюджета предоставляются на основании соглашения.
Законом Хабаровского края от 10.12.2014 № 19 Министерство культуры Хабаровского края определено главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных по КБК 0801 04Б0С02 520 «Субсидии местным бюджетам на повышение оплаты труда отдельных категорий работников муниципальных учреждений в рамках государственной программы Хабаровского края «Культура Хабаровского края».
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела 04.05.2015 между Министерством культуры Хабаровского края и Администрацией Амурского муниципального района заключено соглашение о предоставлении в 2015 году субсидии из краевого бюджета бюджету Амурского муниципального района на софинансирование расходных обязательств муниципального образования края на повышение оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры и образования в сфере работников муниципальных учреждений культуры и образования в сфере культуры № 5 ОТ, в соответствии с которым Министерство обязалось предоставить в 2015 году бюджету муниципального образования субсидию в размере 26050700 руб., а получатель субсидии обязался принять субсидию и использовать ее по целевому назначению, определить финансовое обеспечение, указанных в пункте 1.2 расходных обязательств за счет средств бюджета муниципального образования в размере 26050700 руб., а также обеспечить выполнение условий соглашения.
В 2015 году средства краевого бюджета в сумме 26050700 руб. предоставлены Амурскому муниципальному району.
Согласно пункту 1.2 соглашения, субсидия предоставляется на софинансирование расходных обязательств муниципального образования по повышению оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры и образования в сфере культуры, увеличение заработной платы которых предусмотрено указами Президента РФ от 07.05.2012 № 597, от 01.06.2012 № 761.
Пунктами 2.1, 3.2.6 соглашения предусмотрено, что субсидия предоставляется при соблюдении муниципальным образованием условий предоставления субсидий, установленных Постановлением Правительства Хабаровского края от 17.02.2015 № 25-пр, и обязательств, предусмотренных соглашением; предусмотрена обязанность получателя по обеспечению возврата в доход краевого бюджета части субсидии в случае не достижения в текущем году целевого показателя эффективности использования субсидии, установленного в пункте 3.2.2 (обеспечить в 2015 году достижение индикативного значения показателя соотношения средней заработной платы работников учреждения культуры и образования в сфере культуры к средней заработной плате по региону в соответствии с утвержденной муниципальной «дорожной картой»), а также неиспользованной субсидии в установленном порядке в течение первых 15 рабочих дней 2016 года.
Во исполнение порядка предоставления субсидии, в адрес Администрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района направлен проект соглашения от 01.04.2015 № 34 о предоставлении в 2015 году субсидии из бюджета Амурского муниципального района бюджету Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района на софинансирование расходных обязательств на повышение оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры и образования в сфере культуры №34, согласно которому администрация обязалась предоставить в 2015 году бюджету муниципального поселения субсидию, утвержденную постановлением администрации Амурского муниципального района Хабаровского края от 01.04.2015 № 369, в размере 6800000 руб., а получатель обязался принять субсидию и использовать по целевому назначению, определить финансовое обеспечение, указанных в пункте 1.2 расходных обязательств за счет средств бюджета поселения в размере 6800000 руб., обеспечить выполнение условий настоящего соглашения.
Согласно пункту 1.2 соглашения, субсидия предоставляется на софинансирование расходных обязательств муниципального образования по повышению оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры и образования в сфере культуры, увеличение заработной платы которых предусмотрено указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597, от 01.06.2012 № 761; субсидия предоставляется при соблюдении условий, установленных постановлением Правительства Хабаровского края от 17.02.2015 № 25-пр (пункт 2.1); получатель обязан обеспечить возврат в доход районного бюджета части субсидии в случае не достижения в текущем году целевого показателя эффективности использования субсидии, установленного в пункте 3.2.2 (обеспечить в 2015 году достижение индикативного значения показателя соотношения средней заработной платы работников учреждения культуры и образования в сфере культуры к средней заработной плате по региону в соответствии с утвержденной муниципальной «дорожной картой»), а также неиспользованной субсидии в установленном порядке в срок до 15 января 2016 года (п.3.2.6)
Пунктом 3.3.1 соглашения предусмотрено, что администрация вправе в случае невыполнения в течение текущего финансового года муниципальным образованием обязательств, вытекающих из настоящего соглашения, приостановить перечисление субсидии.
Не согласившись с редакцией преамбулы и пунктами 1.1, 1.2 соглашения, ответчик вернул соглашение с протоколом разногласий, с которыми истец не согласился.
Эльбанское городское поселение отказалось подписывать соглашение с учетом протокола согласования разногласий, до настоящего времени соглашение сторонами не подписано.
Однако, до заключения соглашения № 34, Эльбанскому городскому поселению отделом культуры и искусства администрации Амурского муниципального района платежным поручением от 20.05.2015 № 440782 были перечислены межбюджетные трансферты по повышению оплаты труда работникам культуры в сумме 1800000 руб.
Отсутствие достигнутого соглашения привело к несоблюдению одного из условий предоставления субсидии, установленного подпунктом 2 пункта 5 Порядка.
Кроме этого, администрацией Эльбанского городского поселения не выполнено условие для получения субсидии из бюджета, предусмотренного подпунктом 5 пункта Порядка, а именно не обеспечено достижение индикативного значения показателя соотношения средней заработной платы работников учреждений культуры и образования в сфере культуры к средней заработной плате по региону в соответствии с утвержденной муниципальной «дорожной картой».
По итогам реализации плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг культуры в Амурском муниципальном районе на 2013-2018 годы», утвержденного распоряжением главы района от 15.04.2013 № 43 (в ред. от 01.06.2015 №92) по состоянию на 2015 год уровень средней заработной платы в муниципальных учреждениях культуры городских и сельских поселений района в 2015 году должен составлять 24298 руб., этот показатель у работников муниципальных учреждений культуры Эльбанского поселения по информации администрации Эльбанского городского поселения составляет 20053 руб. (письмо от 02.07.2015 №01-27-1356).
В целях выполнения Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 и в соответствии с постановлением администрации Амурского муниципального района от 18.02.2015 № 166 администрации Эльбанского городского поселения необходимо было изыскать средства на повышение оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры подведомственных администрации Эльбанского городского поселения. Средства на повышение заработной платы в поселении должны быть предусмотрены в полном объеме с учетом софинансирования из средств краевого бюджета в размере 50% от объема бюджетных ассигнований для достижения индикативного значения уровня заработной платы работников учреждений культуры в 2015 году (24298 руб.), утвержденного планом мероприятий («дорожной карты»)
Указанные обстоятельства являются основанием для возврата субсидии в районный бюджет для дальнейшего перечисления в бюджет Хабаровского края.
Поскольку, соглашение ответчиком подписано не было, в письме от 06.07.2015 № 01-37/239 истец сообщил ответчику о приостановлении финансирования, а в случае дальнейшего отказа от подписания соглашения, о возврате перечисленной субсидии в бюджет Амурского муниципального района для дальнейшего перечисления в бюджет Хабаровского края.
В письме от 01.09.2015 № 01-38/299 истец потребовал вернуть перечисленную субсидию 1800000 руб., однако данное требование ответчиком исполнено не было.
Исходя из анализа разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенных в пункте 2 постановления от 23.07.2009 № 57 «О некоторых процессуальных вопросах практики рассмотрения дел, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договорных обязательств», положений статей 432, 443 ГК РФ, пункта 8 Порядка, суд первой инстанции верно установил, что поскольку соглашение от 01.04.2015 № 34 подписано администрацией Эльбанского городского поселения сусловием подписания протокола разногласий, который администрацией Амурского муниципального района не подписан, протокол согласования разногласий администрацией Эльбанского городского поселения не подписан, то сторонами не достигнуто соглашение по спорным условиям соглашения, разногласия не устранены, значит при наличии неурегулированных разногласий по условиям соглашения, последнее не является заключенным.
С иском в суд об урегулировании разногласий, возникших при подписании соглашения № 34, администрация Эльбанского городского поселения не обращалась.
Проанализировав вышеперечисленные нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что ответчиком денежные средства получены в отсутствие правовых оснований, и так как ответчиком условия Порядка предоставления субсидии не соблюдены, перечисленная субсидия в сумме 1800000 руб., подлежит возврату истцу.
При указанных установленных выше обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции в обжалуемой части приятым законно и обоснованно, с правильным применением норм действующего законодательства.
Доводы заявителя жалобы признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта в обжалуемой части и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 5 февраля 2016 года по делу № А73-14456/2015 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий | Е.В. Вертопрахова |
Судьи | Е.И. Сапрыкина |
Е.А. Швец |