НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2021 № А04-9554/20

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-2456/2021

31 мая 2021 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2021 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Вертопраховой Е.В.

судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.

при участии в заседании:

от общества с ограниченной ответственностью "С Технология": представитель не явился;

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Амурской области: Мартын С.Ю. представителя по доверенности от 11.01.2021 (сроком на 1 год); Ушаковой Н.Н. представителя по доверенности от 14.12.2020 № 3 (сроком на 1 год);

от Управления Федеральной налоговой службы по Амурской области: Ушаковой Н.Н. представителя по доверенности от 05.10.2020 № 0719/80 (сроком на один год);

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "С Технология"

на решение от 12.03.2021

по делу № А04-9554/2020

Арбитражного суда Амурской области

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "С Технология" (ОГРН 1112801007329; ИНН 2801164533)

к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Амурской области (ОГРН 1042800259743; ИНН 2827006676)

о признании незаконными решений

третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Амурской области

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "С Технология" (далее – ООО «С Технология»; общество; заявитель; налогоплательщик, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконными решений Межрайоной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Амурской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 6 по Амурской области; межрайонная инспекция; налоговый орган) от 11.06.2020 № 53, от 07.07.2020 № 55 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Амурской области (далее – УФНС России по Амурской области; Управление).

Решением суда от 12.03.2021 отказано в удовлетворении заявленных требований общества.

Суд пришел к выводу о незаконном применении обществом пониженных тарифов страховых взносов при получении статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития (далее – ТОСЭР), но при этом – невыполнении условия Соглашения об осуществлении деятельности резидентом: не представлении перечня новых рабочих мест, создаваемых для исполнения указанного Соглашения.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «С Технология» обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

Заявитель жалобы утверждает следующее: решение суда принято по формальным основаниям, не основанным на законе и противоречащим фактическим обстоятельствам дела, установленным в суде; общество вправе применять пониженные тарифы страховых взносов к выплатам, начисляемым работающим по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, указанных в заявке на заключение соглашения об осуществлении деятельности или бизнес-плане, а также в самом соглашении и предусмотренных впоследствии штатным расписанием резидента ТОСЭР; все работники общества, которые числятся в штате предприятия с 01.01.2019 и по настоящее время, осуществляют трудовые функции в рамках деятельности по Соглашению и реализации инвестиционного проекта в соответствии с утвержденным штатным расписанием, а их рабочие места считаются вновь созданными; указание судом на факт введения в отношении общества процедуры наблюдения, необъективно.

В представленных в суд отзывах на апелляционную жалобу общества, межрайонная инспекция и Управление отклоняют доводы жалобы, просят оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.

Представитель общества, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие заявителя в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Представители Межрайонной ИФНС России №6 по Амурской области и Управления в судебном заседании (в режиме онлайн) отклонили доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзывах на жалобу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Заслушав представителей налоговых органов, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Как видно из материалов дела, Межрайонной ИФНС России № 6 по Амурской области проведена камеральная налоговая проверка представленных ООО «С Технология» расчетов по страховым взносам за полугодие 2019 года, 9 месяцев 2019 года.

По результатам проведенной проверки расчета по страховым взносам за полугодие 2019 года, межрайонной инспекцией принято решение от 11.06.2020 № 53 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», которым ООО «С Технология» доначислены: страховые взносы на общую сумму 337625,75 руб.; пени в размере 50069,99 руб.; общая сумма начислений - 387695,74 руб.

По результатам проведенной проверки расчета по страховым взносам за 9 месяцев 2019 года, межрайонной инспекцией принято решение от 06.07.2020 № 55 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», которым обществу доначислены: страховые взносы на общую сумму 307154,48 руб.; пени в размере 33637,47 руб.; общая сумма начислений - 340791,95 руб.

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы общества на указанные решения межрайонной инспекции, Управлением принято решение от 18.09.2020 № 15-08/2/237, которым доводы жалобы оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с указанными решениями межрайонной инспекции, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Согласно пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) плательщики налогов обязаны уплачивать установленные законом налоги и сборы.

В соответствии со статьями 45, 46 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах; обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Статьей 427 НК РФ определены категории плательщиков страховых взносов, которые вправе применять пониженные тарифы страховых взносов при выполнении ими соответствующих условий, предусмотренных данной статьей.

Так, подпунктом 12 п. 1 ст. 427 НК РФ к данной категории отнесены организации и индивидуальные предприниматели, получившие статус резидента ТОСЭР в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 473-ФЗ).

Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 427 НК РФ для плательщиков, указанных в подпунктах 11 - 14 п. 1 ст. 427, тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливаются в размере 6,0 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 1,5 процента, на обязательное медицинское страхование – 0,1 процента.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 473-ФЗ резидентом ТОСЭР признается индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на территории опережающего социально-экономического развития согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), которые заключили в соответствии с Федеральным законом № 473-ФЗ соглашение об осуществлении деятельности на ТОСЭР и включены в реестр резидентов ТОСЭР.

Индивидуальный предприниматель, юридическое лицо признаются резидентами ТОСЭР с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов (ч. 12 ст. 13 Федерального закона № 473-ФЗ).

По материалам дела, ООО «С Технология» 30.11.2015 включено в реестр резидентов ТОСЭР (свидетельство от 30.11.2015 № 2800000009) и в проверяемых периодах применяло пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат в пользу всех работников общества; между ООО «С Технология» и АО «Корпорация развития Дальнего Востока» (далее - AО «КРДВ») заключено Соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР от 27.11.2015 № 1/Р-9 (далее - Соглашение), в соответствии с которым резидент (ООО «С Технология») обязуется осуществлять на ТОСЭР «Приамурская» производство прочей неметаллической продукции, в соответствии с представленной им заявкой от 28.09.2015 № 184 и бизнес-планом от 10.12.2014, прилагаемыми к Соглашению; дополнительным соглашением от 26.02.2018 № 1, в соглашение от 27.11.2015 внесены изменения и дополнения, согласно которым резидент обязуется осуществлять следующие виды деятельности, указанные в п. 1.1 Соглашения, в соответствии с представленной им заявкой № ТОР/386 в редакции 30.01.2018 на заключение Соглашения и бизнес-планом от 23.10.2017, прилагаемыми к Соглашению, в соответствии с Федеральным законом № 473-ФЗ.

С 03.08.2018 вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 300-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 части первой и статьи 422 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 300-ФЗ), в соответствии с которым статья 427 НК РФ дополнена пунктом 10.1, отменяющим трехлетнее ограничение с момента создания ТОСЭР, расположенных на территории ДФО (с 26.06.2015), для приобретения резидентами ТОСЭР в ДФО права на применение пониженных тарифов с продлением для них до 31.12.2025 периода, в течение которого резиденты этих

территорий, получая соответствующий статус, приобретают и право на применение в течение следующих 10 лет пониженных тарифов страховых взносов.

При этом, в соответствии с введенным пунктом 10.1 статьи 427 НК РФ с 03.08.2018 уточнены условия для применения резидентами ТОСЭР пониженных тарифов страховых взносов, а именно, применение резидентами ТОСЭР пониженных тарифов страховых взносов исключительно в отношении выплат физическим лицам, занятым на новых рабочих местах.

Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона № 300-ФЗ установлено, что действие положений пункта 10.1 статьи 427 НК РФ в отношении резидентов ТОСЭР, расположенных на территории ДФО, распространяется на правоотношения, возникшие с 26.06.2018.

Абзацем вторым пункта 10.1 статьи 427 НК РФ определено, что под новым рабочим местом понимается место, впервые создаваемое резидентом ТОСЭР или резидентом свободного порта Владивосток (далее – СПВ) при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Федеральным законом № 473-ФЗ или Федеральным законом от 13.07.2015 № 212-ФЗ (далее - соглашение об осуществлении деятельности); при этом физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом ТОСЭР или резидентом СПВ, и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, в том числе, с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности.

Перечень новых рабочих мест, создаваемых для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, является неотъемлемой частью: заявки общества на заключение соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР; соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР; бизнес-плана, представляемого для заключения соглашения об осуществлении деятельности в качестве резидента СПВ.

При этом на этапе заключения соглашения об осуществлении деятельности уполномоченным органом должна производиться оценка целесообразности создания требуемого заявителем количества рабочих мест и его согласование.

Таким образом, на этапе заключения соглашения об осуществлении деятельности перечень создаваемых для исполнения соглашения об осуществлении деятельности новых рабочих мест с соответствующей квалификацией определяется заявителем.

Вместе с тем, уполномоченным Федеральным законом № 473-ФЗ органом должны производиться оценка целесообразности создания требуемого заявителем количества рабочих мест и его согласование.

Таким образом, резидент ТОСЭР вправе применять пониженные тарифы страховых взносов только к выплатам, начисляемым работающим по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, указанных в заявке на заключение такого соглашения и предусмотренных впоследствии штатным расписанием резидента ТОСЭР.

Как установлено судом, в Соглашении, заключенном между АО «КРДВ» и ООО «С Технология», в редакции дополнительного соглашения от 26.02.2018 № 1, указано, что резидент создает 141 новое рабочее место в рамках реализации инвестиционного проекта, однако перечень создаваемых новых рабочих мест в неотъемлемых частях соглашения (XI) и дополнительного соглашения от 26.02.2018, не числится, что подтверждается письмом АО «КРДВ» от 02.03.2020 № 57.

Таким образом, судом верно определено, что в материалах настоящего дела нет согласованного ООО «С Технология» с управляющей компанией перечня новых рабочих мест, создаваемых при реализации инвестиционного проекта; не представлялась и такая информация об изменении перечня рабочих мест плательщика, относящихся к новым рабочим местам, управляющей компании, в налоговые органы в соответствии с абз. 3 п. 10.1 ст. 427 НК РФ

В представленных обществом расчетах по страховым взносам плательщиком применены пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат, произведенных в пользу следующих физических лиц: Выродов В.П. - генеральный директор (трудовой договор от 30.07.2017 №109); Бесперстова Я.А. - бухгалтер (трудовой договор от 01.06.2018 № 3-2018); Рыбачек О.В. - бухгалтер (трудовой договор от 01.06.2018 № 4-2018);Мишина Е.А. - ведущий юрист (трудовой договор от 01.06.2018 № 2-2018);Куликова Е.Л. - секретарь (трудовой договор от 01.06.2018 № 5-2018); Глушак О.С. - посудомойщица (трудовой договор от 17.08.2015); Кошеленко В.В. - комендант (трудовой договор от 27.09.2019 № 6/2018); Емельянова Г.Н. - на основании договора оказания услуг от 30.04.2019 оказывала обществу услуги по подготовке необходимой строительной, строительно-технической документации, участию в качестве представителя в проведении экспертизы; Самойлеико Г.Ю. на основании договора на оказание услуг по ведению кадрового делопроизводства от 10.01.2019 оказывала услуги по подготовке и оформлению кадровых документов, сопровождению (ведению) кадрового делопроизводства.

При этом, при сравнительном анализе штатных расписаний ООО «С Технология», действовавших как до, так и после заключения Соглашения, а также в проверяемых периодах, выявлено, что должности: генеральный директор (в проверяемом периоде - Выродов В.П.), двух штатных единиц бухгалтеров (Бесперстова Я.А,. Рыбачек О.В.) и посудомойщицы (Глушак О.С.) на момент заключения Соглашения уже существовали в ООО «С Технология», то есть рабочие места не являются новыми рабочими местами в соответствии с п. 10.1 ст. 427 НК РФ.

Также, ООО «С Технология» применены пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат в пользу Емельяновой Г.Н. и Самойленко Г.Ю., которые в проверяемых периодах взаимодействовали с обществом на основании договоров оказания услуг, в то время как в целях п. 10.1 ст. 427 НК РФ физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило с резидентом ТОСЭР трудовой договор.

Кроме того, в связи с отсутствием у общества согласованного с управляющей компанией перечня новых рабочих мест (приведенная же в бизнес-плане организационная структура ООО «С Технология» представлена укрупнено в разрезе основных категорий сотрудников), не возможно отнести должности ведущего юриста, секретаря и коменданта к рабочим местам, созданным в рамках реализации инвестиционного проекта.

Все резиденты ТОСЭР обязаны со дня вступления в силу Федерального закона № 300-ФЗ (03.08.2018) применять пониженные тарифы страховых взносов исключительно в отношении выплат, начисляемых работающим только по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, созданных резидентом ТОСЭР при исполнении соглашения об осуществлении деятельности.

Учитывая правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 октября 2018 года №2525-О, суд пришел к правильному выводу о том, что применение пониженных тарифов страховых взносов ко всем рабочим местам общества, является ошибочным, поскольку приводит к неравенству между резидентами ТОСЭР в силу разнообразия проектов, которые могут предполагать как начало новой деятельности, так и модернизацию уже работающего производства; резиденты, реализующие новый проект и не ведущие до заключения соглашения деятельность, окажутся в неравном (худшем) положении с резидентами, уже осуществляющими деятельность и получающими льготы по производству, не связанному с вновь реализуемым проектом.

По утверждению заявителя, все работники, числящиеся в штате предприятия с 01.01.2019 осуществляют трудовые функции, связанные с реализацией инвестиционного проекта и целей соглашения в рамках ТОСЭР, вместе с тем в материалах дела отсутствуют доказательства того, как именно была осуществлена деятельность в проверяемых периодах, предусмотренная Соглашением.

Следовательно, судом правомерно отклонен довод общества о том, что трудовые обязанности работников ООО «С Технология», связаны непосредственно с исполнением Соглашения.

В соответствии со ст. 32 Федерального закона № 473-ФЗ Правительство Российской Федерации в целях комплексною решения и всестороннего обеспечения задач опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока создает коммерческие и некоммерческие организации (институты развития), обеспечивающие: финансирование и поддержку проектов, реализуемых на территории опережающего социально-экономического развития, а также поддержку иных социально- ориентированных проектов, в том числе в агропромышленной сфере; привлечение резидентов территории опережающего социально- экономического развития, прямых инвестиций; развитие человеческого капитала и содействие обеспечению трудовыми ресурсами резидентов территории опережающего социально - экономического развития, что подчеркивает важность особого регулирования трудовых отношений на ТОСЭР, в том числе, особенности привлечения иностранных работников.

Между тем, как верно установлено судом и не опровергнуто заявителем жалобы, в проверяемых периодах ООО «С-Технология» не осуществляло производство продукции, предусмотренной Соглашением.

В силу ч. 2 ст. 14 Федерального закона №473-ФЗ в течение срока действия соглашения об осуществлении деятельности резидент ТОСЭР обязуется осуществлять деятельность, предусмотренную соглашением об осуществлении деятельности, и осуществить инвестиции, в том числе капитальные вложения, в объеме и в сроки, которые предусмотрены соглашением об осуществлении деятельности.

То есть, резидент ТОСЭР обязан соблюдать обязательные условия, предусмотренные соглашением об осуществлении деятельности.

Применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых при осуществлении деятельности резидентом ТОСЭР, не связанной с реализацией упомянутого соглашения, не соответствует цели создания ТОСЭР и не способствует экономической эффективности развития такой территории.

При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемые решения межрайонной инспекции соответствуют закону и не нарушают прав и законных интересов заявителя, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что в целом судом первой инстанции установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Доводы заявителя жалобы не принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве обоснованных, так как они выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними.

Нарушений, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

При указанных обстоятельствах, оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Излишне уплаченная 25.03.2021 заявителем жалобы государственная пошлина в сумме 1500 руб., подлежит возврату последнему из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ, статей 333.21, 333.40 НК РФ.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Амурской области от 12 марта 2021 года по делу № А04-9554/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "С Технология" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., как излишне уплаченную согласно платежного поручения № 134 от 25.03.2021. Выдать справку.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий Е.В. Вертопрахова

Судьи Е.И. Сапрыкина

Е.Г. Харьковская