НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2015 № 06АП-411/2015

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-411/2015

03 марта 2015 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2015 года.
Полный текст  постановления изготовлен марта 2015 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Михайловой А.И.

судей                                       Гетмановой Т.С., Козловой Т.Д.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степаненко Т.В.

при участии  в заседании:

от Администрации Сковородинского района: представитель не явился;

от Министерства образования и науки Амурской области: представитель не явился;

от Министерства финансов Амурской области: ФИО1, представитель по доверенности от 15.02.2015;

от третьих лиц: Правительства Амурской области; Государственного общеобразовательного казенного учреждения Амурской области «Общеобразовательная школа при учреждении исполнения наказания»; отдела образования Администрации Сковородинского района; Финансового управления Администрации Сковородинского района; Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области: представители не явились;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Министерства финансов Амурской области

на решение от  18.12.2014

по делу № А04-6115/2014

Арбитражного суда Амурской области

принятое судьей О.А. Шишовым

по иску Администрации Сковородинского района

к Министерству образования и науки Амурской области, Министерству финансов Амурской области

третьи лица: Правительство Амурской области; Государственное общеобразовательное казенное учреждение Амурской области «Общеобразовательная школа при учреждении исполнения наказания»; отдел образования Администрации Сковородинского района; Финансовое управление Администрации Сковородинского района; Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области

о взыскании убытков в размере 735 715 руб. 87 коп., возникших в связи с выплатой денежной компенсации за неиспользованные отпуска педагогическим работникам

УСТАНОВИЛ:

Администрация Сковородинского района (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 676014, <...>, далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), к Министерству образования и науки Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 675000, <...>, далее – министерство образования), Министерству финансов Амурской области (ОРГН 1072801008928, ИНН <***>, место нахождения: 675023, <...>, далее – министерство финансов) о взыскании убытков в размере 735 715 руб. 87 коп., возникших в связи с выплатой денежной компенсации за неиспользованные отпуска педагогическим работникам, в соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Правительство Амурской области; Государственное общеобразовательное казенное учреждение Амурской области «Общеобразовательная школа при учреждении исполнения наказания»; отдел образования Администрации Сковородинского района; Финансовое управление Администрации Сковородинского района; Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области.

На основании пункта 2 статьи 46 АПК РФ к участию в деле в качестве соответчика судом привлечено Министерство финансов Амурской области.

Решением суда от 18.12.2014 заявленный иск удовлетворен за счет казны Амурской области. В отношении Министерства образования в иске отказано.

В апелляционной жалобе Министерство финансов просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Заявитель полагает, что судом не принято во внимание то обстоятельство, что истцом не были представлены доказательства незаконности действий (бездействий) Министерства образования и Министерства финансов, не доказана причинно-следственная связь между вредом и противоправным поведением причинителя вреда. Кроме того, Министерство финансов полагает, что расчет убытков является несоответствующим.

В судебном заседании представитель Министерства финансов, принимавший участие в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Амурской области, настаивал на доводах жалобы, просил отменить решение суда.

 Иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили.

Заслушав представителя министерства финансов, исследовав материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.

Согласно уставу, утвержденному постановлением Администрации Сковородинского района от 05.09.2011 № 923 создано МКОУ (В)СОШ с. Тахтамыгда при ФБУ ИК-5 России по Амурской области. Согласно выписке по состоянию на 24.11.2014 МКОУ (В)СОШ с. Тахтамыгда при ФБУ ИК-5 России по Амурской области ликвидировано.

При прекращении деятельности МКОУ (В)СОШ с. Тахтамыгда при ФБУ ИК-5 работники были уволены из данного учреждения 31.12.2013.

Ссылаясь на то, что при осуществлении выплаты (компенсации) за неиспользованный отпуск в период трудовой деятельности работников в МКОУ (В)СОШ с. Тахтамыгда при ФБУ ИК-5 (до 30.12.2013) за счет собственных средств, бюджет муниципального образования Сковородинский район понес убытки, истец обратился в арбитражный суд с указанным иском.

Удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришел к выводу о его обоснованности и отнес убытки истца в виде денежных средств за неиспользованный отпуск уволенным работникам на казну Амурской области.

Повторно рассмотрев дело, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.

В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению муниципальным образованием.

В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны муниципального образования.

Согласно статье 1064 ГК РФ общими основаниями ответственности за причинение вреда являются противоправность поведения нарушителя, причинная связь между таким поведением и наступившим вредом, а также вина причинителя вреда. В предмет доказывания по делу о взыскании убытков входит установление факта причинения вреда и размера понесенных убытков. Противоправность поведения нарушителя при наступлении гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16, 1069 ГК РФ, выражается в незаконности актов, действий или бездействия органов публичной власти.

В случаях, когда убытки подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статьи 1071 ГК РФ).

Частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ) установлено, что полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Пунктом 6.1 статьи 29 действовавшего до 01.09.2013 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» было предусмотрено, что обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

Нормативы финансирования из областного бюджета общеобразовательных учреждений и методика формирования межбюджетных трансфертов муниципальным районам и городским округам на финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, определялись Законом Амурской области от 29.08.2011 № 513-03 «О финансовом обеспечении государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего, дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях» (далее – Закон № 513-03).

В силу пункта 5 статьи 3 Закона № 513-03 объемы межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям утверждаются законом области об областном бюджете на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) и ежемесячно перечисляются в бюджеты муниципальных образований в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Согласно статьям 1, 3 Закона № 513-03 бюджетам муниципальных районов и городских округов межбюджетные трансферты предоставляются для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования, в которое включена также оплата труда педагогических работников общеобразовательных учреждений, в том числе вечерних (сменных) общеобразовательных школ при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

Согласно Закону Амурской области от 17.12.2012 № 123-03 «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» в бюджет Сковородинского района было выделено и перечислено 190 774 руб. 50  коп. на оплату труда педагогическим работникам общеобразовательных организаций на весь финансовый год, что подтверждается расчетом объемов межбюджетных трансфертов на реализацию общеобразовательного процесса на 2013 год.

Как видно из материалов дела на 2013 год фонд оплаты труда работников с начислениями на выплаты на оплату труда МКОУ (В)СОШ с. Тахтамыгда при ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области составлял 10 448 917,49 руб.

В декабре 2013 года педагогическим работникам МКОУ (В)СОШ                     с. Тахтамыгда в соответствии с Положением о формировании отраслевой системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений Сковородинского района, утвержденным постановлением администрации района от 16.07.2012 № 794, начислена заработная плата работникам из оставшейся на конец года сумме в размере 745 926,94 руб., в том числе 81 888 руб. стимулирующие выплаты.

В соответствии со статьей 127 Трудового кодекса Российской Федерации при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Истец на основании Решения Сковородинского Совета народных депутатов от 25.04.2014 № 214 перечислил средства для погашения задолженности перед бюджетом, что подтверждается расчетными листками, приказами об увольнении работников, лицевыми счетами, ведомостью начислений за 2013 год, сводной ведомостью по видам оплат и удержаний за декабрь 2013 года.

При этом, ртветчиками не представлены доказательства того, что указанные денежные средства использованы не по целевому назначению.

Таким образом, суд пришел к правильному выводу о наличии причинно-следственной связи между не направлением ответчиком межбюджетных трансферов для выплаты компенсаций педагогическим работникам и понесенными истцом расходами на выплаты денежных средств за неиспользованный отпуск уволенным работникам.

Следовательно, Амурская область обязана была возместить понесенные истцом убытки.

На основании изложенного, апелляционная жалоба подлежит отклонению, а решение суда первой инстанции - оставлению без изменения.

Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Амурской области от 18.12.2014 по делу № А04-6115/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий

А.И. Михайлова

Судьи

        Т.С. Гетманова

     Т.Д. Козлова