НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2020 № 06АП-6372/20

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: i№fo@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-6372/2020

25 декабря 2020 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2020 года.
Полный текст  постановления изготовлен декабря 2020 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего      Вертопраховой Е.В.

судей                                       Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.

при участии  в заседании:

от Муниципального автономного общеобразовательного  учреждения средней  общеобразовательной  школы  № 1 пгт. Серышево имени Сергея Бондарева: представитель не явился;

от Министерства  финансов Амурской области: представитель не явился;

от Министерства образования и науки Амурской области: представитель не явился;

Муниципального учреждения Отдела образования администрации Серышевского района Амурской области: представитель не явился;

 рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Министерства финансов Амурской области

на решение от  14.10.2020

по делу № А04-8887/2019

Арбитражного суда Амурской области

по заявлению муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Министерству финансов Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительным представления,

третьи лица: Министерство образования и науки Амурской области, Муниципальное учреждение Отдел образования администрации Серышевского района Амурской области

УСТАНОВИЛ:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 п.г.т. Серышево имени Сергея Бондарева (далее - заявитель, учреждение, школа, МАОУ СОШ № 1 п.г.т. Серышево) обратилось в Арбитражный суд Амурской области к Министерству финансов Амурской области (далее -  Министерство, Минфин) с заявлением о признании недействительным представления Минфина от 25.09.2019 № 07-04-26/4599.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство образования и науки Амурской области (далее – Минобрнауки), Муниципальное учреждение Отдел образования администрации Серышевского района Амурской области (далее – Отдел образования).

Решением суда от 14.10.2020: оспариваемое представление Минфина признано недействительным как несоответствующее Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ, Закон об образовании); с Минфина  в пользу  школы взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Минфин  обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований школы.

Заявитель жалобы утверждает следующее:в описательной части решения должность главного бухгалтера одновременно отнесена и к обслуживающему персоналу и к категории руководитель (заведующий) структурного подразделения и заместитель руководителя (заведующего) структурного подразделения, при этом не сделано  окончательного вывода о том, под какую категорию подпадает указанная должность;  относя  должность  главного  бухгалтера  к  той  части  обслуживающего-персонала, расходы на оплату труда которого,  должны предусматриваться за счет средств субъекта Российской Федерации, суд не учитывает то, что главный бухгалтер не осуществляет реализацию основных образовательных программ; субвенция, предоставляемая из бюджета Амурской области на финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях и муниципальных общеобразовательных организациях, общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, рассчитывается в соответствии с требованиями статьи  1 Закона Амурской области от 11.10.2013 № 255-ОЗ,  и соответственно может использоваться муниципальными общеобразовательными учреждениями исключительно на цели, указанные в статье, а именно на оплату труда руководителей, на оплату труда педагогических работников, на оплату труда учебно-вспомогательного персонала и на материальные затраты, связанные с реализацией общеобразовательных программ; указанный закон  не содержит обязательств субъекта Российской Федерации по финансовому обеспечению (предоставлению субвенции) государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях и муниципальных общеобразовательных организациях, общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях на оплату труда обслуживающего персонала, соответственно нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации, также отсутствуют; положения Федерального закона  № 273-ФЗ, Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ также не содержат норм в соответствии, с которыми на субъект Российской Федерации возложены полномочия по предоставлению финансового обеспечения, направленного на оплату труда обслуживающего персонала в муниципальных общеобразовательных организациях; оспариваемое  представление Минфина в полной мере соответствует Закону Амурской области от 11.10.2013 № 255-ОЗ и Федеральному закону  № 273-ФЗ, так как средства субвенции не предоставлялись на оплату труда обслуживающего персонала;  суд относит должность главного бухгалтера к категории руководителей образовательного учреждения - данный вывод суда напрямую противоречит требованиям п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона  № 273-ФЗ, п.2 ч.1 ст. 1 Закона Амурской области от 11.10.2013 №255-03, п.1 и разделу 2 Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761;  использование программного обеспечения (ИТС «1С:Предприятие», «1С Предприятие 8», а также услуг по консультационно-технологическому сопровождению прикладных программ «ИнТеП-Зарплата») главным бухгалтером МАОУ COLLI №1 имени Сергея   Бондарева   в   целях   управления   образовательной   организацией,    не   относится образовательному процессу, так как деятельность главного бухгалтера не направлена на реализацию образовательных программ; приобретенные и оплаченные за счет средств субсидии в проверяемом периоде услуги, работы, на сумму 149406 рублей, связаны с информационно-технологическим сопровождением программного обеспечения, используемого в целях реализации функций бухгалтерии, по договорам, заключенным с ООО «Интеп-Партнер», ИП ФИО1, ИП ФИО1, АО «Производственная фирма «СКБ Контур» на выполнение работ по обслуживанию программного продукта ИТС «1С:Предприятие», «1С Предприятие 8», а также услуг по консультационно-технологическому сопровождению прикладных программ «ИнТеП-Зарплата», также является нецелевым использованием бюджетных средств.

Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.

Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле согласно положениям статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Как видно из материалов дела, между  школой   и отделом образования заключено Соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на 2018 год от 09.01.2018 № 5 (далее - Соглашение № 5) на сумму    96656640,92 рубля.

Согласно отчету о состоянии лицевого счета учреждения в период с 01.01.2018 по 31.12.2018 на основании Соглашения № 5 в целях обеспечения образовательного процесса по коду субсидии 955017003 учреждению предоставлена субсидия в сумме 60776810,56 руб.

Проведенной Минфином  внеплановой камеральной проверкой  учреждения  за 2018 год  установлено нецелевое использование субвенции.

Так, субвенция в сумме 875 316,92 рубля направлена на:

1. Оплату труда главного бухгалтера ФИО2 в сумме                             725910,92 рубля (557535,27 оплата труда + 168375,65 отчисления по фонду оплаты труда).

Согласно Справочнику, должность главного бухгалтера не относится к должностям руководителей, педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала.

Министерством сделан вывод о том, что оплата труда главного бухгалтера ФИО2 в сумме 725 910,92 рубля за счет средств областного бюджета, предоставленных на обеспечение гарантий на получение общедоступного обучения, является нецелевым использованием бюджетных средств;

2. Оплату услуг по информационно-технологическому сопровождению программного обеспечения, не связанного с реализацией общеобразовательных программ.

В проверяемом периоде учреждением заключены договоры на сумму                 149406,00 рублей в том числе: ООО «Интеп-Партнер» на оказание услуг по консультационно-технологическом сопровождению прикладных программ от 01.01.2018 № 708 в сумме 62 160,00 рублей («ИнТеП-Зарплата»); ИП ФИО1 о информационно-технологическом сопровождении систем «1С:Предприятие» от 15.11.2018 № 26-в сумме 14256 рублей; ИП ФИО1 на выполнение работ по обслуживанию программного продукта «1 Предприятие 8» в сумме 60000 рублей (абонентская плата 5000,00*12 мес.); АО «Производственная фирма «СКБ Контур» на оказание услуг Удостоверяющего центра от 06.12.2018 № 00630301/18УЦ в сумме 12990 рублей.

Министерством сделан вывод о том, что оплата услуг, не относящихся к организации образовательного процесса муниципальных общеобразовательных организациях, в сумме 149406 рублей за счет средств областного бюджета, предоставленных на обеспечение гарантий на получение общедоступного обучения, является нецелевым использованием бюджетных средств.

25.09.2019 Министерством финансов Амурской области внесено представление № 0704-26/4599, содержащее требование к школе о  возмещении  в доход областного бюджета денежных средств, использованных не по целевому назначению, в размере 875316,72 руб. в срок до 01.11.2019.

Не согласившись с указанным представлением Минфина, учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.

Исходя из анализа положений  статей  266.1, 269.2  Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) Министерство финансов Амурской области вправе было вынести оспариваемое представление.

В соответствии с пунктом «е» части 1 статьи 72,частей 2 и 5 статьи 76   Конституции Российской Федерации общие вопросы образования отнесены к совместному ведению Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые федеральным законам противоречить не могут.

Пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона  № 273-ФЗ  к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования отнесено, в том числе обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Данные положения корреспондируют норме, закрепленной в подпункте 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

При этом согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 9 Федерального  закона № 273-ФЗ, пункта 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) организация дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение, которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации).

Статьей 1 Закона Амурской области от 11.10.2013 № 255-03  предусмотрено, что в целях обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях и муниципальных общеобразовательных организациях, общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях бюджетам муниципальных районов и городских округов предоставляется субвенция: на оплату труда руководителей; на оплату труда педагогических работников; на оплату труда учебно-вспомогательного персонала, включенного в утвержденный федеральным органом исполнительной власти единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, участвующего в реализации образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в соответствии с федеральными государственными стандартами дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования; на материальные затраты, включая приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек, услуг доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в целях организации образовательного процесса в муниципальных общеобразовательных организациях (кроме дошкольного образования), на питание учащихся начальной школы и учащихся интернатов при муниципальных образовательных организациях, на дополнительное профессиональное образование педагогических работников по профилю педагогической деятельности, а также на иные затраты, связанные с реализацией общеобразовательных программ (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).

В соответствии с абзацем 2 части 5 статьи 3 Закона  Амурской области от 11.10.2013 № 255-ОЗ, Правительство области устанавливает предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей муниципальных общеобразовательных организаций, финансируемых за счет средств областного бюджета, и среднемесячной заработной платы работников муниципальной общеобразовательной организации, а также предельную долю оплаты труда руководителей и иных работников муниципальных общеобразовательных организаций в фонде оплаты труда указанных муниципальных общеобразовательных организаций.

Пунктом 6 статьи 2, частью 3 статьи 11 Закона об образовании установлено, что совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и направлению подготовки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере образования, составляют федеральные стандарты, которые включают в себя требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Федеральные стандарты дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, утвержденные приказами Министерства образования и науки Российской  Федерации от 17.10.2013 № 1155, от 06.10.2009 № 373, от 17.12.2010 № 1897, от 17.05.2012 № 413, содержат требования к условиям реализации основной образовательной программы, которые состоят из требований к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим, финансовым и иным условиям (III раздел федерального стандарта дошкольного образования и IV раздел федеральных стандартов остальных уровней образования).

Названные федеральные стандарты предусматривают обязательность укомплектования организаций наряду с педагогическими работниками иными работниками (пункт 3.4.1 Федерального стандарта дошкольного образования, пункт 23 Федерального стандарта начального общего образования, пункт 22 Федерального стандарта основного общего образования, пункт 22 Федерального стандарта среднего общего образования).

Частью 1 статьи 52 Закона об образовании установлено, что наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно- вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.

К иным работникам, осуществляющим указанные функции, на оплату труда которых субъект Российской Федерации обязан предоставить местным бюджетам субвенцию, относится главный бухгалтер, выполняющий функции, связанные непосредственно с реализацией образовательных программ, поскольку указанная должность участвует в образовательном процессе.

Следовательно, выделенные на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях субвенции Амурской области правомерно направлены  на оплату труда главного бухгалтера.

Согласно квалификационным характеристикам должностей работников образования, Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, раздел «Квалификационные характеристики работников должностей образования», утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации  от 26.08.2010 № 761н, в должностные обязанности заместителя руководителя входят: контроль за рациональным расходованием  материалов и финансовых средств образовательного учреждения, организация работы по проведению анализа и оценки финансовых результатов деятельности образовательного учреждения, разработке и реализации мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных средств; контроль за своевременным и полным выполнением договорных обязательств, порядка оформления финансово-хозяйственных операций; подготовка отчета учредителю о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств.

Поскольку  все указанные обязанности включены в должностную инструкцию главного бухгалтера МАОУ СОШ № 1 пгт Серышево, то верен вывод суда о том, что  главный бухгалтер выполняет обязанности заместителя руководителя по финансовой части, связанные с реализацией образовательных программ.

Также согласно правовой позиции сформированной в апелляционном Определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2017 № 74- АПГ17-1 должности главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера, бухгалтера подпадают под категории таких работников как руководитель (заведующий) структурного подразделения и заместитель руководителя (заведующего) структурного подразделения.

Условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать для участников образовательных отношений возможность эффективного управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с использованием информационно-коммуникационных технологий, что следует из федеральных государственных образовательных стандартов (пункт 21 Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» и аналогичные пункты иных федеральных государственных образовательных стандартов).

Согласно пункту 23 указанного ФГОСа финансово-экономические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации основной образовательной программы основного общего образования, а также механизм их формирования.

26. Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно- образовательной средой.

Информационно-образовательная среда организации, осуществляющей образовательную деятельность, включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

Информационно-образовательная среда организации, осуществляющей образовательную деятельность должна обеспечивать: информационно-методическую поддержку образовательной деятельности; планирование образовательной деятельности и ее ресурсного обеспечения; современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации; дистанционное взаимодействие всех участников образовательных отношений (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования; дистанционное взаимодействие организации, осуществляющей образовательную деятельность, с другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и организациями социальной сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

В рассматриваемом случае, как верно установил суд первой инстанции, использованные школой программы, непосредственно связаны с управлением образовательной организацией, что свидетельствует о связи используемых программ с реализацией основных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Таким образом, верны также и выводы суда о целевом характере использования школой средств субвенции, и в связи с этим - о недействительности оспариваемого представления Минфина, как несоответствующего положениям Федерального закона № 273-ФЗ, и нарушающего права и законные интересы заявителя.

Приведенные доводы заявителя апелляционной жалобы, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права действующего законодательства.

Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Амурской области от  14 октября  2020 года по делу № А04-8887/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.В. Вертопрахова

Судьи

    Е.И. Сапрыкина

   А.П. Тищенко