НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2022 № 06АП-1519/2022

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-1519/2022

23 мая 2022 года

г. Хабаровск

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

судьи Е.В. Вертопраховой

рассмотрев апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области»

на решение от 10.03.2022

по делу № А04-1/2022

Арбитражного суда Амурской области

рассмотренному в порядке упрощенного производства

по заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области» (ОГРН 1022800531731, ИНН 2801070109)

к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской

Федерации по Амурской области(ОГРН 1022800510150, ИНН 2801008213)

о признании недействительным решения

УСТАНОВИЛ:

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области» (исправительная колония № 8; ФКУ ИК № 8; заявитель, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Амурской области к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Благовещенске Амурской области с заявлением о признании недействительным решения от 14.07.2021 №038S19210006106 в части назначения наказания в сумме штрафа- 500 руб.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Решением суда от 10.03.2022 произведена замена государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Благовещенске Амурской области на его правопреемника – Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области (далее - пенсионный фонд; Отделение Пенсионного фонда, ОПФ, орган контроля); в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, ФКУ ИК № 8 обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

Заявитель жалобы утверждает следующее: уведомление об устранении ошибок (в сведениях по застрахованному человеку по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год - отсутствие страховых взносов по дополнительному тарифу Кидяева А.П.) пришло в ФКУ ИК № 8 15.01.2021, так как к ПК к которому подключено программное обеспечение «Сбис» имеют доступ все отделы последнего, ошибочно 16.01.2021 (в выходной день) лицом, не имеющим отношения к отчетам в ПФР, было открыто письмо и отправлено уведомление о принятии документа, в бухгалтерию данное уведомление не дошло, поэтому ответ не был дан во время, органом контроля при принятии решения не были исследованы, не приняты во внимание и не учтены обстоятельства, смягчающие ответственность заявителя за совершение правонарушения, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Как видно из материалов дела,26.02.2018 заявителем представлены в УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) сведения по форме СЗВ - СТАЖ за 2017 год, что подтверждено извещением о доставке сведений по телекоммуникационным каналам связи, содержащим дату и время поступления документов в пенсионный фонд.

При проведении ОПФ сверки за 2017 год форм РСВ и форс СЗВСТАЖ выявлены на лицевом счете застрахованного лица коды особых условий труда (льготный стаж), также установлено отсутствие страховых взносов по дополнительному тарифу за 2017 год на 1 застрахованное лицо.

Пенсионным фондом 14.01.2021 было сформировано и направлено заявителю уведомление о предоставлении в течение 5 рабочих дней корректирующих (отменяющих) сведений за особые условия труда, за которые отсутствуют данные о начислении страховых взносов по дополнительному тарифу по форме СЗВ-КОРР либо если страховые взносы по дополнительному тарифу отсутствуют ошибочно – о необходимости представить в орган контроля уточненный расчет по страховым взносам (с начислением страховых взносов по данному застрахованному лицу) и также представить в ПФР разъяснение, указав дату уточненного расчета.

Уведомление получено ФКУ ИК № 8 16.01.2021, на что 21.04.2021 последним были представлены сведения по форме СЗВ-КОРР (корректирующая) за 2017 год в отношении 1 застрахованного лица в УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное), что подтверждено извещением о доставке сведений по телекоммуникационным каналам связи, содержащим дату и время поступления документов в пенсионный фонд.

Факт нарушения нашел свое отражение в акте от 10.06.2021 №038S1820003071.

22.06.2021 заявителем в пенсионный фонд были представлены письменные возражения по факту выявленного нарушения, с указанием на то, что уведомление об устранении нарушений в сведениях по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год было получено ФКУ ИК № 8 лишь 21.04.2021.

Заместителем начальника УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) вынесено решение от 14.07.2021 № 038S19210006106 о привлечении заявителя к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон №27-ФЗ) в виде взыскания финансовой санкции в размере 500 руб.

24.08.2021 заявителем подана жалоба на решение от 14.07.2021 № 038S19210006106 в ОПФР по Амурской области.

Письмом от 23.09.2021 ОПФР по Амурской области решение № 038S19210006106 от 14.07.2021 оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.

Заявителю с целью досудебного урегулирования спора было направлено требование от 17.08.2021 № 038S01210005097 об уплате финансовых санкций в срок до 07.09.2021.

ФКУ ИК № 8, не согласившись с решением от 14.07.2021 обратилось с настоящим заявлением арбитражный в суд.

В соответствии со статьями 8 и 15 Закона №27-ФЗ страхователь обязан представлять в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы; контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ обязательные для представления сведения страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемых особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Сведения, указанные в пункте 2 статьи 11 Закона №27-ФЗ о застрахованном лице, подавшем заявление о назначении страховой пенсии или страховой и накопительной пенсий, страхователь представляет в течение трех календарных дней со дня обращения застрахованного лица к страхователю.

Сведения подаются по форме СЗВ-СТАЖ, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 № 507п (ранее - постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации № Зп от 11.01.2017).

В соответствии с указанными нормами, установленный срок представления сведений о застрахованных лицах для отчетности СЗВ-СТАЖ (2017 год) – 1 марта 2018 года.

Как следует из материалов дела, сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год заявителем поданы в пенсионный орган в установленный законом срок 26.02.2018.

Статьей 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрена публично-правовая ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, в виде применения финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Также пенсионным фондом в ходе проведения проверки сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 – 2018 г. г. установлено, что на лицевом счете 1 застрахованного лица (Кидяев А.П.) выявлены коды особых условий труда при отсутствии страховых взносов по дополнительному тарифу за соответствующие периоды, в связи с чем пенсионный фонд пришел к выводу о представлении недостоверных сведений.

Пенсионный фонд уведомлением от 14.01.2021 сообщил ФКУ ИК № 8 о необходимости представления корректных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год в отношении 1 застрахованного лица; уведомление направлено заявителю по телекоммуникативным каналам связи 15.01.2021 и получено последним 16.01.2021.

Довод заявителя о том, что уведомление было получено неуполномоченным лицом, правомерно отклонен судом первой инстанцией.

Так, согласно пункту 30 Инструкции, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах» (далее - Инструкция №211н) индивидуальные сведения, сведения о трудовой деятельности могут быть представлены страхователем в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: а) на бумажном носителе (лично (его представителем) либо с использованием средств почтовой связи); б в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал и сайт ПФР, "личного кабинета", обеспечивающего возможность направления и получения однозначной и конфиденциальной информации, а также промежуточных сообщений и ответной информации в электронном виде, в том числе с использованием электронной подписи, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации; в) через многофункциональный центр (в отношении сведений, указанных в пункте 26 Инструкции№ 211н).

Контроль за полнотой, достоверностью и своевременностью представления страхователем индивидуальных сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении каждого работающего у страхователя застрахованного лица согласно пункту 37 Инструкции №211н.

При обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (пункт 38 Инструкции №211н).

Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

Согласно уведомлению от 14.01.2021 из программы «Сбис», в тот же день в адрес заявителя по ТКС было направлено сообщение о наличии в сведениях СЗВ-СТАЖ 2017 некорректных сведений в отношении 1 застрахованного лица. Согласно программе «Сбис» датой получения указанного уведомления ФКУ ИК № 8 является 16.01.2021.

Доказательств получения уведомления о необходимости предоставления корректирующих сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год ненадлежащим лицом, заявителем ни при рассмотрении материалов в пенсионном фонде, ни в материалы дела не представлено.

Между тем, обязанность по представлению страхователем достоверных и полных сведений в соответствии с нормами Закона № 27-ФЗ при наличии указанных обстоятельств не отменена.

Согласно пункту 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 № 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании" изложен общий правовой подход, исходя из которого с учетом принципа соразмерности наказания размер штрафа следует исчислять только в отношении тех застрахованных лиц, о которых не представлены сведения.

Не представление сведений в отношении всех застрахованных лиц вносит экономическую неопределенность в вопросе начисления обязательных социальных выплат.

Довод заявителя о представлении сведений в установленный срок при получении повторного уведомления от 21.04.2021, как верно отметил суд, не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения; ФКУ ИК № 8 могло и, должно было принять меры по представлению достоверных сведений в пенсионный фонд в установленный законом срок после получения уведомления от 14.01.2021; факт направления пенсионным фондом повторного уведомления об устранении нарушений в отчетности по форме СЗВ- СТАЖ за 2017 год не освобождает страхователя от ответственности за совершенное нарушение.

Заявителем в материалы дела доказательств того, что оно предприняло необходимые и достаточные меры для представления в пенсионный фонд полных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год в отношении 1 застрахованного лица, до направления уведомлений от 14.01.2021 и 21.04.2021, не представлено, как и не представлено доказательств самостоятельного выявления и исправления ФКУ ИК № 8 неполных (недостоверных) сведений, поданных по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год в отношении 1 застрахованного лица.

ОПФ, привлекая страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ, должен не только констатировать факт неполноты (недостоверности) представленных сведений, но и обязан определить все элементы состава данного правонарушения.

Как верно установлено судом, указание в исходных сведениях по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год в отношении 1 застрахованного лица кодов особых условий труда при отсутствии страховых взносов по дополнительному тарифу, не позволило органу контроля самостоятельно уточнить (скорректировать) представленные сведения на основании статьи 16 Закона №27-ФЗ и пункта 38 Инструкции №211н.

Для устранения выявленных неточностей пенсионным фондом заявителю направлены уведомление от 14.01.2021, повторное уведомление от 21.04.2021.

В данном случае именно дата получения уведомления является значимой для целей исчисления пятидневного срока по представлению корректировочных данных.

В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются.

В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются (п. 40 Инструкции №211).

Судом установлено, что направленные в Фонд сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год требовали подачи корректирующих сведений за рассматриваемый период.

Доказательств самостоятельного выявления и устранения заявителем полноты представленных сведений до обнаружения ошибки пенсионным фондом не представлено, таким образом, к страхователю согласно пункту 40 Инструкции №211 применяются финансовые санкции.

Заявителем в 5-дневный срок с момента получения уведомления от 14.01.2021 необходимые сведения в пенсионный фонд представлены не были.

Доказательств наличия причин, исключающих возможность ФКУ ИК № 8 представить корректирующие сведения в указанный срок заявителем в материалы дела не представлены.

Следовательно, оснований для освобождения заявителя от ответственности по делу не имеется.

Таким образом, суд пришел к правомерному выводу о том, что с учетом характера выявленного нарушения, предоставления ФКУ ИК № 8 в пенсионный фонд некорректных сведений, существенным образом влияющих на пенсионные права застрахованных граждан, не предоставление корректирующих сведений в установленный законом срок с момента получения соответствующего уведомления, нет снований для снижения штрафа, поскольку в деянии заявителя имеется состав вменяемого правонарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, и назначенный размер штрафа 500 руб. соразмерен тяжести совершенного правонарушения, выразившегося в несвоевременном представлении корректирующих сведений на 1 застрахованного лица, необходимых для определенности вопросе начисления обязательных социальных выплат.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы были исследованы в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку, не согласиться с которой, у арбитражного суда апелляционной инстанции правовых оснований нет.

Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права действующего законодательства.

Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах основания для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Амурской области от 10 марта 2022 года по делу № А04-1/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

Е.В. Вертопрахова