Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-2897/2020
24 июля 2020 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен июля 2020 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Мильчиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильева И.А.
при участии в заседании:
от акционерного общества «Птицефабрика «Комсомольская»: ФИО1 представитель по доверенности от 29.07.2019, представлен паспорт и диплом о высшем юридическом образовании;
от инспекции Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску-на Амуре Хабаровского края: ФИО2 представитель по доверенности от 09.01.2020, представлено удостоверение и диплом о высшем юридическом образовании;
от управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю: ФИО2 представитель по доверенности от 31.12.2019, представлено удостоверение и диплом о высшем юридическом образовании;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Птицефабрика «Комсомольская»
на решение от 26.05.2020
по делу № А73-2332/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению акционерного общества «Птицефабрика «Комсомольская»
к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на Амуре Хабаровского края
третье лицо: управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю
о признании недействительным решения.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Птицефабрика «Комсомольская» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края от 25.09.2019 № 39 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 26.05.2020 по делу № А73-2332/2020 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 26.05.2020 по делу № А73-2332/2020 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда ф актическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель инспекции и управления против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзывах. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26.05.2020 по делу № А73-2332/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка на основании расчета по страховым взносам за 3 месяца 2019 года, представленного обществом 23.04.2019. В ходе проверки налоговым органом установлена неполная уплата в результате неправильного исчисления страховых взносов с неправомерным применением пониженного кода тарифа «15» на количество застрахованных лиц, превышающих количество рабочих мест, заявленных в рамках реализации инвестиционного проекта резидента ТОСЭР, подлежащих уплате в бюджет. Указанные обстоятельства отражены в акте налоговой проверки от 06.08.2019 № 961.
По результатам рассмотрения материалов проверки инспекцией вынесено решение от 25.09.2019 № 39 о начислении пени по страховым взносам в сумме 272 708,70 руб. и предложено уплатить недоимку 3 272 587,90 руб. (ОПС-2 365 663,86 руб., ОМС-739 703,10 руб., ОСС - 167 220,95 руб.)
Жалоба общества на решение инспекции УФНС России по Хабаровскому краю решением от 20.11.2019 № 13-10/24110@ оставлена без удовлетворения.
О незаконности решения инспекции общество обратилось в арбитражный суд, который правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с соглашением от 05.09.2017 № 1/Р-169 и Федеральным законом от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социальноэкономического развития в Российской Федерации» сельскохозяйственное предприятие АО «Птицефабрика «Комсомольская» получило статус резидента территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) «г. Комсомольск».
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1, подпунктом 5 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента ТОСЭР, применяются пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6 процентов.
Порядок и условия их применения установлен статьей 427 НК РФ. Согласно пункту 10 указанной статьи (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона № 300-ФЗ) пониженные тарифы страховых взносов применялись в отношении резидентов ТОСЭР, получивших такой статус, не позднее чем в течение трех лет со дня создания соответствующей ТОСЭР.
С 03.08.2018 вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2019 № 300-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 части первой и статьи 422 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 300-ФЗ), в соответствии с которым статья 427 НК РФ дополнена пунктом 10.1, отменяющим трехлетнее ограничение с момента создания ТОСЭР, расположенных на территории ДФО (с 26.06.2015), для приобретения резидентами ТОСЭР в ДФО права на применение пониженных тарифов с продлением для них до 31.12.2025 периода, в течение которого резиденты этих территорий, получая соответствующий статус, приобретают и право на применение в течение следующих 10 лет пониженных тарифов страховых взносов.
При этом в соответствии с введенным пунктом 10.1 статьи 427 НК РФ с 03.08.2018 уточнены условия для применения резидентами ТОСЭР пониженных тарифов страховых взносов, а именно применение резидентами ТОСЭР пониженных тарифов страховых взносов исключительно в отношении выплат физическим лицам, занятым на новых рабочих местах.
Пунктом 4 статьи 3 Закона № 300-ФЗ установлено, что действие положений пункта 10.1 статьи 427 НК РФ в отношении резидентов ТОСЭР, расположенных на территории ДФО, распространяется на правоотношения, возникшие с 26.06.2018.
Абзацем вторым пункта 10.1 статьи 427 НК РФ определено, что под новым рабочим местом понимается место, впервые создаваемое резидентом ТОСЭР или резидентом СПВ при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития Российской Федерации» или Федеральным законом № 212-ФЗ (далее - соглашение об осуществлении деятельности). Физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом ТОСЭР или резидентом СПВ, и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, в том числе, с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности.
Перечень новых рабочих мест, создаваемых для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, является неотъемлемой частью: заявки общества на заключение соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР; соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР; бизнес-плана, представляемого для заключения соглашения об осуществлении деятельности в качестве резидента СПВ.
При этом на этапе заключения соглашения об осуществлении деятельности уполномоченным органом должна производиться оценка целесообразности создания требуемого заявителем количества рабочих мест и его согласование.
Федеральным законом № 300-ФЗ статья 5 НК РФ дополнена пунктом 4.2, в соответствии с которым положения актов законодательства о налогах и сборах в части увеличения и (или) отмены пониженных налоговых ставок, тарифов страховых взносов, установленных для налогоплательщиков - резидентов ТОСЭР и налогоплательщиков - резидентов СПВ в связи с исполнением ими соглашений об осуществлении деятельности, и (или) в части отмены или изменения условий предоставления налоговых льгот и иных преференций (включая особый порядок и сроки уплаты, порядок исчисления налогов и сборов), установленных для таких налогоплательщиков, не применяются в отношении указанных налогоплательщиков до наступления наиболее ранней из следующих дат: даты утраты налогоплательщиком соответственно статуса резидента ТОСЭР или резидента СПВ; даты окончания сроков действия налоговых ставок, тарифов страховых взносов, налоговых льгот, порядка исчисления налогов, порядка и сроков уплаты налогов, установленных на дату заключения соглашения об осуществлении деятельности, указанного в абзаце 1 п. 4.2 ст. 5 НК РФ, если дата окончания сроков действия налоговых ставок, тарифов страховых взносов, налоговых льгот, порядка исчисления налогов, порядка и сроков уплаты налогов, установленных на дату заключения такого соглашения, наступает ранее даты утраты налогоплательщиком статуса резидента ТОСЭР или резидента СПВ.
При этом пунктом 3 статьи 3 Закона № 300-ФЗ установлено, что положения пункта 4.2 статьи 5 НК РФ применяются к актам законодательства о налогах и сборах, вступившим в силу после 01.01.2019, и распространяют свое действие также на резидентов ТОСЭР, резидентов СПВ, получивших соответствующий статус до 01.01.2019.
Таким образом, к резидентам ТОСЭР не применяются федеральные законы, изменяющие порядок предоставления льгот, иных преференций, вступившие в силу с 01.01.2019. Суд первой инстанции верно определил, что положения п. 10.1 ст. 427 НК РФ введены Федеральным законом № 300-ФЗ, вступившим в силу 03.08.2018 (т.е. до 01.01.2019) и п. 4.2 ст. 5 НК РФ в данном случае не применим.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам за 3 месяца 2019 года (квартальный) налоговым органом установлено неверное исчисление обществом страховых взносов. Как установлено в ходе проверки на основании представленных обществом документов в рамках реализации инвестиционного проекта создается 10 новых рабочих мест. В нарушение п. 10.1 ст. 427 НК РФ пониженный тариф страховых взносов обществом применен в отношении общего количества застрахованных лиц, а не физических лиц, занятых на новых рабочих местах, то есть впервые созданных резидентом в рамках исполнения соглашения об осуществлении деятельности.
При этом все резиденты ТОСЭР обязаны применять пониженные тарифы страховых взносов исключительно в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на новых рабочих местах, со дня вступления в силу Закона № 300-ФЗ, то есть с 03.08.2018.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации, рассматриваемой во взаимосвязи с положениями ее статей 1 (часть 1), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), федеральный законодатель при осуществлении налогового регулирования и установлении общих принципов налогообложения и сборов располагает достаточной свободой усмотрения при установлении конкретных налогов: он самостоятельно определяет параметры основных элементов налога, в том числе состав налогоплательщиков и объекты налогообложения, стоимостные и (или) количественные показатели, необходимые для определения налоговой базы, порядок исчисления налога, а также основания и порядок освобождения от налогообложения (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 октября 2018 г. N 2525-О).
Доводы о применении пониженных тарифов страховых взносов ко всем рабочим местам организации, в том числе к тем, которые не имеют связи с заключаемыми резидентами ТОСЭР соглашениями, являются ошибочными, приводят к неравенству между резидентами ТОСЭР в силу разнообразия проектов, которые могут предполагать как начало новой деятельности, так и модернизацию уже работающего производства. Резиденты, реализующие новый проект и не ведущие до заключения соглашения деятельность, окажутся в неравном (худшем) положении с резидентами, уже осуществляющими деятельность и получающими льготы по производству, не связанному с вновь реализуемым проектом.
Предписания пункта 10.1 статьи 427 НК РФ в части снятия ограничения по сроку предоставления права на применение пониженных тарифов страховых взносов для резидентов ТОСЭР в ДФО, как улучшающие положение плательщиков страховых взносов, имеют обратную силу и распространяются на правоотношения, возникшие с 26.06.2018. Плательщик страховых взносов, получивший статус резидента ТОСЭР в ДФО с 26.06.2018 по 31.12.2025 вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в течение десяти лет со дня получения им этого статуса (при соблюдении установленного пунктом 10.1 статьи 427 НК РФ условия о минимальном объеме инвестиций) при том, что до принятия Закона N 300-ФЗ такое право плательщик страховых взносов приобретал лишь в том случае, если в первые три года с момента создания ТОСЭР в ДФО получил статус резидента данной территории.
Довод жалобы о том, что придана обратная сила нормам Закона N 300-ФЗ, ухудшающим положение плательщиков страховых взносов в части применения резидентами ТОСЭР пониженных тарифов страховых взносов исключительно в отношении выплат физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, в то время как ранее такое условие предусмотрено не было, нельзя признать состоятельным. Пункт 10.1 статьи 427 НК РФ уточняет условия для применения резидентами ТОСЭР пониженных тарифов страховых взносов: такие тарифы применяются резидентами ТОСЭР исключительно в отношении выплат физическим лицам, занятым на новых рабочих местах (определение Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2020 № АПЛ20-151)
Нормативные положения, предусматривающие применение плательщиками страховых взносов пониженных тарифов, изначально вводились в целях создания благоприятных условий для резидентов ТОСЭР и стимулирования их к созданию новых рабочих мест в рамках соглашений об осуществлении деятельности. Пункт 10.1 статьи 427 НК РФ установил специальную норму, разъясняющую существовавший ранее общий порядок применения пониженных тарифов налогоплательщиками, указанными в пунктах 12 и 13 пункта 1 статьи 427 НК РФ.
На основании изложенного оспоренное решение налогового органа правомерно. Иное понимание апеллянтом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств настоящего спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26.05.2020 по делу № А73-2332/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.Г. Харьковская |
Судьи | Е.В. Вертопрахова |
И.А. Мильчина |