НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2015 № 06АП-4912/2015

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-4912/2015

27 октября 2015 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2015 года.
Полный текст  постановления изготовлен октября 2015 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Швец Е.А.

судей                                       Вертопраховой Е.В., Песковой Т.Д.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.

при участии  в заседании:

от Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Ленинскому району Еврейской автономной области: Хроленок Т.В., представитель по доверенности от 16.10.2015 № 8;

от Администрациимуниципального образования «Ленинского сельского поселения» Ленинского муниципального района Еврейской автономной области: представитель не явился;

от третьего лицаФедерального казенного учреждения "Военный комиссариат Еврейской автономной области": представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Администрации муниципального образования "Ленинское сельское поселение" Ленинского муниципального района Еврейской автономной области

на решение от  25.12.2014

по делу № А16-1522/2014

Арбитражного суда Еврейской автономной области

принятое судьей  Баловой Е.В.

по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Ленинскому району Еврейской автономной области

к Администрации муниципального образования "Ленинское сельское поселение" Ленинского муниципального района Еврейской автономной области

о взыскании 345 446 руб. 86 коп.

УСТАНОВИЛ:

государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ленинскому району Еврейской автономной области (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением к администрации Ленинского сельского поселения Ленинского муниципального района Еврейской автономной области (далее - администрация) о взыскании 345 446 рублей 86 копеек, из которых: 155 830 рублей 55 копеек -недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2011 - 2013 гг.; 44 544 рубля 87 копеек -недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии за 2011 - 2013 гг.; 44 270 рублей 74 копейки - недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС за 2011 - 2013 гг.; 32 135 рублей 77 копеек - пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии; 9397 рублей 94 копейки - пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии; 8937 рублей 76 копеек - пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС; 48 929 рублей 23 копейки - штраф за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов; 1400 рублей - штраф за непредставление в установленный срок документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов.

Решением от 25.12.2015 суд заявленные требования удовлетворил в полном объеме.

Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой указала, что при вынесении решения суд первой инстанции не принял во внимание, что согласно пункту 15 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ  « О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования» суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско правовым договорам, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Кроме этого с Администрации необоснованно взыскана государственная пошлина. Просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

 Кроме этого, от Администрации поступило ходатайство о привлечении к участию в деле третьего лица Военного комиссариата Еврейской автономной области.

Установив, что обжалуемое решение суда первой инстанции затрагивает права и обязанности не привлеченного к участию в деле лица, суд апелляционной инстанции определением от 24.03.2015 привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования Военный комиссариат Еврейской автономной области  и перешел к рассмотрению дела по правилам первой инстанции.

26.05.2015 Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда   решение   Арбитражного суда Еврейской автономной области было отменено, в удовлетворении заявленных Пенсионным фондом требований было отказано.

Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.08.2015 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда было отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Шестой арбитражный апелляционный суд.

При новом рассмотрении Администрация, Военный комиссариат Еврейской автономной области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы не принимали участие в судебном заседании апелляционной инстанции.

Представитель Пенсионного фонда отклонил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.

 Исследовав представленные доказательства с учетом указаний кассационной инстанции, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя Пенсионного фонда, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.

 Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом проведена выездная   проверка   в   отношении   Администрации   по   вопросам   правильностиисчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в ФФОМС и ТФОМС плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, по итогам которой составлен акт выездной проверки от 22.07.2014 № 031/003/54-2014. В ходе проверки Пенсионным фондом установлено, что:

           -в нарушение требований статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 212-ФЗ), в объект обложения страховыми взносами не включена заработная плата, выплаченная физическим лицам по договорам подряда за выполненные работы по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу в 2011 года в сумме 229 927 рублей, в 2012 году - 276 116 рублей 09 копеек, в 2013 году - 354 035 рублей 76 копеек;

           -в нарушение статьи 8 Закона № 212-ФЗ занижена база для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на сумму заработной платы, выплаченной физическим лицам по договорам подряда за выполненные работы по подготовке мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу, на сумму единовременного денежного поощрения в связи с выходом на пенсию, на сумму материальной помощи. В 2011 году занижена база для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 61 082 рублей, на обязательное медицинское страхование в ФФОМС - на 7281 рубль, в ТФОМС - на 4699 рублей. В 2012 году занижена база для начисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 276 116 рублей 09 копеек. Занижена база для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 60 745 рублей 55 копеек, на обязательное медицинское страхование в ФФОМС - на 14 081 рубль 92 копейки. В 2013 году занижена база для начисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 357 035 рублей 76 копеек. Занижена база для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 78 547 рублей 86 копеек, на обязательное медицинское страхование в ФФОМС - на 18 208 рублей 82 копейки;

       - в нарушение статьи 9 Закона № 212-ФЗ в суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, включена материальная помощь, выплаченная работнику в связи со смертью лица, не являющегося согласно Семейному кодексу Российской Федерации членом семьи.

Кроме того, в нарушение Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон № 27-ФЗ) не представлены индивидуальные сведения о периодах работы и начисленных страховых взносах по застрахованным лицам, работающим по договорам подряда, связанные с выполнением работ по призыву гражданина военную службу: в 2011 году на 2 человека; в 2012 году - на 6 человек; в 2013 году - на 5 человек.

Таким образом, в результате занижения базы для начисления страховых взносов, сумма неуплаченных страховых взносов составила 244 646 рублей 16 копеек. В нарушение Закона № 27-ФЗ администрацией не по всем застрахованным лицам представлены точные сведения, касающиеся периодов работы и начисленных страховых взносов.

По результатам проверки заявителем предложено взыскать с администрации неуплаченные суммы страховых взносов в размере 244 646 рублей 16 копеек, пени в размере 46 771 рубля 14 копеек, привлечь администрацию к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, а также к ответственности, предусмотренной статьей 48 Закона № 212-ФЗ за представление в установленный срок документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов. В случае несогласия с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте, администрации предлагалось представить свои возражения в течение 15 дней со дня получения акта.

Экземпляр акта выездной проверки получил глава администрации 24.07.2014, что подтверждается отметкой на акте.

          Рассмотрев указанный акт и другие материалы проверки, и.о. начальника Пенсионного фонда 26.08.2014 принято решение № 031/003/54-2014 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах", которым администрация привлечена к ответственности в виде штрафа в размере 48 929 рублей 23 копеек на основании части 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, привлечена к ответственности в виде штрафа в размере 1400 рублей на основании статьи 49 Закона № 212-ФЗ за представление в установленный срок документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов. Этим же решением администрации предложено уплатить пени и недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2011 – 2013 гг. в сумме 155 830 рублей 55 копеек, недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии за 2011 - 2013 гг. в сумме 44 544 рублей 87 копеек, недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС за 2011 – 2013 гг. в сумме 39 571 рубля 74 копеек, недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ТФОМС за 2011 – 2013 гг. в сумме 4699 рублей.

На основании указанного решения Пенсионный фонд направил администрации требование от 15.09.2014 № 3100340000054 об уплате в срок до 29.09.2014 указанных в нем сумм недоимки, пеней и штрафов. Требование получено главой администрации 15.09.2014, что подтверждается отметкой на требовании.

Пенсионный фонд, ссылаясь на неисполнение требования ответчиком в установленный срок, руководствуясь пунктом 1 части 4 и частью 12 статьи 18 Закона № 212-ФЗ и статьей 213 АПК РФ, обратился с   заявлением в арбитражный суд, который удовлетворяя заявленные Пенсионным фондом требования, обоснованно исходил из следующего.

          В силу подпункта «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ администрация является страхователем и плательщиком страховых взносов, в связи с чем, она обязана в соответствии с частью 1 статьи 18 и пунктом 1 части 2 статьи 28 названного Закона правильно исчислять и своевременно и в полном объёме уплачивать страховые взносы.

          Согласно части 1 статьи 15 Закона № 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 этого Федерального закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд. В силу части 4 статьи 15 Закона № 212-ФЗ в течение расчётного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платёж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днём, днём окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (часть 5 статьи 15 Закона № 212-ФЗ).

           Статьёй 10 Закона № 212-ФЗ установлено, что расчётным периодом по страховым взносам признаётся календарный год. Отчётными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

В соответствии со статьёй 25 Закона № 212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.

При этом пенями признаётся установленная названной статьёй денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Законом № 212-ФЗ сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным Законом № 212-ФЗ сроком уплаты сумм страховых взносов, при этом пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов, а процентная ставка пеней принимается равной одной трёхсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Наличие просрочки исполнения обязанности по уплате вышеуказанных сумм страховых взносов подтверждается доказательствами, представленными в материалы дела.

 Поскольку администрация допустила просрочку исполнения обязанности по уплате страховых взносов, Пенсионный фонд правомерно начислил пени на суммы задолженности. Расчет пеней произведен заявителем верно.

 В соответствии с частью 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

Материалами дела подтверждено, что в результате неправомерного занижения базы для начисления страховых взносов за отчетные периоды, относящиеся к 2011 - 2013 гг., сумма неуплаченных администрацией страховых взносов составила 244 646 рублей 16 копеек.

Поскольку событие нарушения пенсионного законодательства Российской Федерации, ответственность за совершение которого, предусмотрена частью 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ и вина администрации доказаны, привлечение ответчика к ответственности и взыскание штрафа правомерно.

Размер штрафа, примененного к администрации на основании части 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ, составил 48 929 рублей 23 копейки, назначен в пределах санкции названной статьи.

В силу статьи 48 Закона № 212-ФЗ отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных настоящим Федеральным законом, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Факт непредставления Администрацией в установленный срок документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов, подтвержден материалами дела, в связи с чем, привлечение Администрации к ответственности по статье 48 Закона № 212-ФЗ правомерно.

Размер штрафа, примененного на основании статьи 48 Закона № 212-ФЗ, назначен в пределах санкции названной статьи и составил 1400 рублей.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.

 При этом доводы апелляционной жалобы   в части того, что договоры, заключенные между Администрацией и работниками трудовыми договорами не являлись, судом апелляционной инстанции отклоняются как несостоятельные.

       Как следует из материалов дела,  в 2011, в 2012, 2013 годах между Военным комиссариатом ЕАО и Администрацией заключались договоры, согласно которым Администрация обязуется направить в Военный комиссариат ЕАО  своих технических работников для подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу в соответствии с Федеральным законом от 28.03.98г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе».

       Пунктом 2.3 представленных в материалы дела Договоров  предусмотрена обязанность  Администрации по разъяснению в соответствии с трудовым законодательством откомандированным работникам причин временного перевода на другую работу в другую организацию.

      Пунктами 2.4-2.7 договоров установлены обязанности Военного комиссариата ЕАО: разъяснение откомандированному персоналу режима и внутреннего распорядка дня, действующего в организации; представление прикомандированным работникам рабочего места и создание необходимых условий для эффективного выполнения возложенных на них обязанностей; своевременное возмещение всех расходов связанных с использованием прикомандированных работников.

       При этом Администрация на всех работников, выполнявших обязанности в рамках договоров подряда вела табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы.

        Таким образом, довод Администрации о том, что отношения между работниками и Администрации в рамках договоров подряда складывались вне рамок трудовых отношений, противоречит материалам дела.

 Между тем, суд апелляционной инстанции находит обоснованной и подлежащей удовлетворению жалобу Администрации о неправомерном, по мнению апеллянта, взыскании судом первой инстанции с органа местного самоуправления государственной пошлины.

Согласно статье 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регламентировано статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 1 данной статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Из материалов дела следует, что при обращении в суд с настоящим заявлением Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ленинскому району Еврейской автономной области не оплатило госпошлину, поскольку в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты госпошлины по настоящему делу.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, введенным в действие с 30.01.2009 Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 25.12.2008 N 281-ФЗ), от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

 Внесенные Законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ в статью 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации дополнения не распространяются лишь на распределение судебных расходов, которые понесли лица, участвующие в деле.

Администрация Ленинского  сельского поселения Ленинского муниципального района Еврейской автономной области является органом местного самоуправления, в связи с чем, от уплаты государственной пошлины освобождено.

Учитывая, что по настоящему делу расходы на уплату государственной пошлины заявителем понесены не были и ответчик освобожден от уплаты госпошлины, у суда первой инстанции не имелось оснований для взыскания с Администрации Ленинского  сельского поселения Ленинского муниципального района Еврейской автономной области в доход федерального бюджета госпошлины в размере 9909 рублей, в связи с чем решение суда в указанной части подлежит отмене.

  Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от  25.12.2014 по делу № А16-1522/2014 отменить.

Заявление государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Ленинскому району Еврейской автономной области удовлетворить.

Взыскать с администрации Ленинского сельского поселения Ленинского муниципального района Еврейской автономной области в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации 345 446 (Триста сорок пять тысяч четыреста сорок шесть) рублей 86 копеек, из которых: 155 830 рублей 55 копеек – недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2011 – 2013 гг.; 44 544 рубля 87 копеек – недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии за 2011 - 2013 гг.; 44 270 рублей 74 копейки – недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС за 2011 – 2013 гг.; 32 135 рублей 77 копеек – пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за период с 16.02.2014 по 15.09.2014; 9397 рублей 94 копейки – пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии за период с 16.02.2014 по 15.09.2014; 8937 рублей 76 копеек – пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС за период с 16.02.2014 по 15.09.2014; 48 929 рублей 23 копейки – штраф за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов; 1400 рублей – штраф за непредставление в установленный срок документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий

     Е.А. Швец

Судьи

Е.В. Вертопрахова

     Т.Д. Пескова