Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-2314/2021
26 мая 2021 года
г. Хабаровск
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью «Амурская энергетическая компания»: Куликовой Е.Л. представителя по доверенности от 26.03.2019 (сроком на 3 года);Дергачёвой Е.Г. представителя по доверенности от 26.03.2019 (сроком на 3 года);
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Амурской области: Фортенадзе П.Н. представителя по доверенности от 04.02.2021 (сроком на 1 год);
от Управления Федеральной налоговой службы по Амурской области: Фортенадзе П.Н. представителя по доверенности от 28.04.2021 (сроком на 1 год);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Амурская энергетическая компания»
на решение от 11.03.2021
по делу № А04-9100/2020
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Амурская энергетическая компания»
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Амурской области
о признании незаконными решений,
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Амурской области
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Амурская энергетическая компания» (далее – заявитель, организация, ООО «АЭК», общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Амурской области (далее - Межрайонная ИФНС России № 6 по Амурской области; межрайонная инспекция, налоговый орган) о признании незаконными решений от 11.06.2020№51, от 06.07.2020№56, от 09.07.2020№1061.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Амурской области (далее – УФНС России по Амурской области; Управление).
Решением суда от 11.03.2021 в удовлетворении заявления ООО «АЭК» отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы утверждает следующее: решение суда принято по формальным основаниям, не основанным на законе и противоречащим фактическим обстоятельствам дела, установленным в суде; положенные в основу решения доводы налоговых органов, содержащихся в возражениях на заявление, не опровергают доказательств, предоставленных заявителем и обстоятельств, установленных судом; ООО «АЭК» вправе применять пониженные тарифы страховых взносов к выплатам, начисляемым работающим по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, указанных в заявке на заключение соглашения об осуществлении деятельности или бизнес-плане, а также в самом соглашении и предусмотренных впоследствии штатным расписанием резидента ТОСЭР.
В представленных в суд отзывах на апелляционную жалобу, межрайонная инспекция и Управление отклоняют доводы жалобы, просят оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
В судебном заседании, проводимом в режиме ВКС, обеспечивает которую Арбитражный суд Амурской области, представители ООО «АЭК» поддержали доводы апелляционной жалобы, в обоснование которых огласили жалобу. Просили решение суда первой инстанции отменить либо изменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Межрайонной ИФНС России №6 по Амурской области и Управления отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзывах на жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, Межрайонной ИФНС России №6 по Амурской области проведена камеральная налоговая проверка представленных ООО «АЭК» расчетов по страховым взносам за отчетный период - полугодие, 9 месяцев 2019 года и расчетный период - 2019 год.
По результатам проведенной в период с 25.07.2019 по 25.10.2019 камеральной проверки расчета по страховым взносам за полугодие 2019 года межрайонной инспекцией принято решение от 11.06.2020№51 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», которым ООО «АЭК» доначислены: страховые взносы на сумму 788139,24 руб.; пени в размере 101220,51 руб.; всего за полугодие 2019 года обществу доначислено 889359,75 руб.
По результатам проведенной в период с 23.10.2019 по 23.01.2020 камеральной проверки расчета по страховым взносам за 9 месяцев 2019 года межрайоной инспекцией принято решение от 06.07.2020№56 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», которым обществу доначислены: страховые взносы на общую сумму 591952,25 руб.; пени в размере 53749,16 руб.; всего за 9 месяцев 2019 года обществу доначислено 645701,41 руб.
По результатам проведенной в период с 23.01.2020 по 23.04.2020 камеральной проверки расчета по страховым взносам за 2019 год, межрайонной инспекцией принято решение от 09.07.2020№1061 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», которым обществу доначислены: страховые взносы на сумму 1500252,12 руб.; штраф по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) на сумму 255374,09 руб.; пени в размере 175051,28 руб.; всего за 2019 год обществу доначислено 1930677,49 руб.
В связи с несогласием с указанными решениями межрайонной инспекции, общество направило в УФНС России по Амурской области апелляционную жалобу, по итогам рассмотрения которой Управлением принято решение от 17.09.2020 №15-08/2/228 об оставлении жалобы без удовлетворения.
Не согласившись с указанными выше решениями межрайонной инспекции, общество обратилось с настоящим заявлением в суд.
Согласно пункту 1 статьи 23 НК РФ плательщики налогов обязаны уплачивать установленные законом налоги и сборы.
В соответствии с положениями статей 45, 46 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах; обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Статьей 427 НК РФ определены категории плательщиков страховых взносов, которые вправе применять пониженные тарифы страховых взносов при выполнении ими соответствующих условий, предусмотренных данной статьей.
Так, подпунктом 12 п. 1 ст. 427 НК РФ к данной категории отнесены организации и индивидуальные предприниматели, получившие статус резидента ТОСЭР в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 №473-ФЗ «О территориях опережающего социально- экономического развития (ТОСЭР) в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №473-ФЗ).
Согласно пп. 5 п. 2 ст. 427 НК РФ для плательщиков, указанных в подпунктах 11 - 14 п. 1 ст. 427, тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливаются в размере 6,0 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 1,5 процента, на обязательное медицинское страхование - 0.1 процента.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона№473-ФЗ резидентом ТОСЭР признается индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на территории опережающего социально-экономического развития согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), которые заключили в соответствии с Федеральным законом №473-ФЗ соглашение об осуществлении деятельности на ТОСЭР и включены в реестр резидентов ТОСЭР.
Индивидуальный предприниматель, юридическое лицо признаются резидентами ТОСЭР с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов (ч. 12 ст. 13 Федерального закона №473-ФЗ).
Как установлено судом, ООО «АЭК» 17.12.2015 включено в реестр резидентов ТОСЭР (свидетельство от 16.12.2015№2800000012) и в проверяемых периодах применяло пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат в пользу всех работников общества. |
Так, между ООО «АЭК» и АО «Корпорация развития Дальнего Востока» (далее - AО «КРДВ») заключено Соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР от 16.12.2015 №1/Р-13 (далее - Соглашение), в соответствии с которым резидент (ООО «АЭК») обязуется осуществлять на ТОСЭР «Приамурская» следующие виды деятельности: производство кокса и нефтепродуктов; обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционированием воздуха; забор, очистка и распределение воды; сбор и обработка сточных вод; деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта; деятельность водного транспорта; складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность; деятельность по предоставлению мест для временного проживания; разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги данной области и другие сопутствующие услуги; деятельность в области информационных технологий; научные исследования и разработки; деятельность административно-хозяйственная, вспомогательная деятельность по обеспечению функционирования организации, деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса; добыча сырой нефти и природного газа; предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых.
Согласно п. 1.1. Соглашения ООО «АЭК» осуществляет вышеуказанные виды деятельности в соответствии с представленной им заявкой от 25.09.2015 №01 и бизнес-планом от 25.09.2015, прилагаемыми к Соглашению, на условиях, предусмотренным Соглашением в соответствии с Федеральным законом №473-ФЗ.
03.08.2018 принят Федеральный закон №300-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 части первой и статьи 422 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон№300-ФЗ), в соответствии с которым статья 427 НК РФ дополнена пунктом 10.1, отменяющим трехлетнее ограничение с момента создания ТОСЭР, расположенных на территории ДФО (с 26.06.2015), для приобретения резидентами ТОСЭР в ДФО права на применение пониженных тарифов с продлением для них до 31.12.2025 периода, в течение которого резиденты этих территорий, получая соответствующий статус, приобретают и право на применение в течение следующих 10 лет пониженных тарифов страховых взносов.
При этом в соответствии с введенным пунктом 10.1 статьи 427 НК РФ, с 03.08.2018 уточнены условия для применения резидентами ТОСЭР пониженных тарифов страховых взносов, а именно применение резидентами ТОСЭР пониженных тарифов страховых взносов исключительно в отношении выплат физическим лицам, занятым на новых рабочих местах.
Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона№300-ФЗ установлено, что действие положений пункта 10.1 статьи 427 НК РФ в отношении резидентов ТОСЭР, расположенных на территории ДФО, распространяется на правоотношения, возникшие с 26.06.2018.
Абзацем вторым пункта 10.1 статьи 427 НК РФ определено, что под новым рабочим местом понимается место, впервые создаваемое резидентом ТОСЭР или резидентом СПВ при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014№473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития Российской Федерации» или Федеральным законом№212-ФЗ (далее - соглашение об осуществлении деятельности); физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом ТОСЭР или резидентом СПВ, и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, в том числе, с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности.
Перечень новых рабочих мест, создаваемых для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, является неотъемлемой частью: заявки общества на заключение соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР; соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР; бизнес-плана, представляемого для заключения соглашения об осуществлении деятельности в качестве резидента СПВ.
При этом на этапе заключения соглашения об осуществлении деятельности уполномоченным органом должна производиться оценка целесообразности создания требуемого заявителем количества рабочих мест и его согласование.
Таким образом, на этапе заключения соглашения об осуществлении деятельности перечень создаваемых для исполнения соглашения об осуществлении деятельности новых рабочих мест с соответствующей квалификацией определяется заявителем.
Вместе с тем, уполномоченным Федеральным законом№473-ФЗ органом должны производиться оценка целесообразности создания требуемого заявителем количества рабочих мест и его согласование.
Следовательно, резидент ТОСЭР вправе применять пониженные тарифы страховых взносов только к выплатам, начисляемым работающим по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, указанных в заявке на заключение такого соглашения и предусмотренных впоследствии штатным расписанием резидента ТОСЭР.
При этом, как следует из материалов дела, заключенное между АО «КРДВ» и ООО «АЭК» Соглашение не содержит информацию о количестве создаваемых Обществом рабочих мест и их перечень.
Как следует из заявки, являющейся неотъемлемой частью Соглашения, количество создаваемых рабочих мест определено Заявителем в размере 1200 единиц. Однако, перечень создаваемых новых рабочих мест к заявке не приобщен.
Указанный перечень был запрошен межрайонной инспекцией у общества требованием от 29.01.2020№85, на что 05.02.2020 представлены пояснения общества, из которых следует, что в заявке на заключение соглашения об осуществлении деятельности указывается количество создаваемых рабочих мест без указания их перечня: в бизнес-плане, который представлялся в АО «КРДВ», численность работников представлена укрупнено в разрезе основных категорий работников; в период с 01.01.2019 по 30.06.2019 новые рабочие места не создавались.
Кроме того, в налоговые органы в соответствии с абз. 3 п. 10.1 ст. 427 НК РФ информация об изменении перечня рабочих мест плательщика, относящихся к новым рабочим местам, не предоставлялась.
В представленных обществом расчетах по страховым взносам плательщиком применены пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат, произведенных в пользу всех работников последнего.
При этом, как установлено судом, при сравнительном анализе штатных расписаний ООО «АЭК», действовавших как до, так и после заключения Соглашения, а также в проверяемых периодах, должности: генеральный директор, главный инженер по проекту, помощник генерального директора, менеджер по персоналу, начальник планово-финансового департамента, директор по экономике, бухгалтера, начальник департамента внешних связей, переводчик 2 категории, переводчик, водители, технический работник, системный администратор, комендант, помощник коменданта, директор завода, начальник проектно-сметного отдела, ведущий инженер сметчик, специалист транспортной инфраструктуры, энергетик на момент заключения Соглашения уже существовали в ООО «АЭК».
Указанные обстоятельства документально оспорены не были, доказательств обратного заявителем не представлено.
Кроме того, ООО «АЭК» применены пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат в пользу Одородько Т.Ю., которая в проверяемых периодах оказывала обществу услуги по ведению документации, связанной с привлечением иностранной рабочей силы на основании договора оказания услуг от 29.12.2017 б/н, в то время как в целях п. 10.1 ст. 427 НК РФ физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключившее с резидентом ТОСЭР трудовой договор.
Как установлено судом, ООО «АЭК» до начала реализации инвестиционного проекта (2015 год) уже осуществляло предпринимательскую деятельность.
Федеральный закон№300-ФЗ вступил в силу со дня его официального опубликования, то есть с 03.08.2018.
Следовательно, все резиденты ТОСЭР обязаны со дня вступления в силу Федерального закона№300-ФЗ (03.08.2018) применять пониженные тарифы страховых взносов исключительно в отношении выплат, начисляемых работающим только по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, созданных резидентом ТОСЭР при исполнении соглашения об осуществлении деятельности.
Учитывая правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 октября 2018 года №2525-О, суд пришел к правильному выводу о том, что применение пониженных тарифов страховых взносов ко всем рабочим местам общества, является ошибочным, поскольку приводит к неравенству между резидентами ТОСЭР в силу разнообразия проектов, которые могут предполагать как начало новой деятельности, так и модернизацию уже работающего производства; резиденты, реализующие новый проект и не ведущие до заключения соглашения деятельность, окажутся в неравном (худшем) положении с резидентами, уже осуществляющими деятельность и получающими льготы по производству, не связанному с вновь реализуемым проектом.
По утверждению заявителя - спорные рабочие места были созданы им именно в целях задействования в производственных процессах нового завода, строительство и запуск мощностей которого предусматривает бизнес-план заявочной документации.
Виды деятельности, которые обязуется осуществлять общество на ТОСЭР «Приамурская» перечислены в Соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР от 16.12.2015№1/Р-13.
Однако, в проверяемых периодах общество осуществляло деятельность, не предусмотренную Соглашением, а именно: предоставление в аренду земельного участка, предоставление в субаренду офисного помещения, оказание услуг хранения, предоставление займов.
В подтверждение осуществления иной деятельности в материалы дела представлены счета-фактуры.
Таким образом, довод общества о том, что трудовые обязанности работников ООО «АЭК», связаны непосредственно с исполнением соглашения, является необоснованным.
В силу ч. 2 ст. 14 Федерального закона№473-ФЗ в течение срока действия соглашения об осуществлении деятельности резидент ТОСЭР обязуется осуществлять деятельность, предусмотренную соглашением об осуществлении деятельности, и осуществить инвестиции, в том числе капитальные вложения, в объеме и в сроки, которые предусмотрены соглашением об осуществлении деятельности.
То есть, резидент ТОСЭР обязан соблюдать обязательные условия, предусмотренные соглашением об осуществлении деятельности.
Применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых при осуществлении деятельности резидентом ТОСЭР, не связанной с реализацией упомянутого соглашения, не соответствует цели создания ТОСЭР и не способствует экономической эффективности развития такой территории.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемые решения межрайонной инспекции соответствуют закону и не нарушают прав и законных интересов заявителя, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что в целом судом первой инстанции установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы же заявителя жалобы не принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве обоснованных, так как они выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними.
Нарушений, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Излишне уплаченная 25.03.2021 заявителем жалобы государственная пошлина в сумме 1500 руб., подлежит возврату последнему из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ, статей 333.21, 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 11 марта 2021 года по делу № А04-9100/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Амурская энергетическая компания» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., как излишне уплаченную согласно платежного поручения № 135 от 25.03.2021. Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.В. Вертопрахова
Судьи
Е.И. Сапрыкина
Е.Г. Харьковская