Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-1020/2021
19 марта 2021 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью «Альбион»: Ткаченко Ю.А. – адвокат по доверенности от 15.03.2021;
от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Хабаровскому краю: Кобякова П.В. по доверенности от 12.01.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Альбион»
на решение от 08.02.2021
по делу № А73-19900/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Альбион»
к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю
о признании незаконным и отмене постановления от 13.11.2020 №27202030000021500006 о назначении административного наказания,
установил:
должностным лицом межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Хабаровскому краю (далее – Инспекция, административный орган, МР-3 ФНС по Хабаровскому краю) проведена проверка соблюдения обществом с ограниченной ответственностью «Альбион» (далее - ООО «Альбион», Общество) валютного законодательства Российской Федерации.
В ходе проверки установлены следующие обстоятельства, отраженные в акте проверки от 23.10.2020 № 272020200014004:
- в проверяемом периоде с 01.01.2019 по 31.12.2019 Обществом для выполнения работ привлекались иностранные граждане (нерезиденты). В Трудовых договорах, заключенных с нерезидентами, указаны паспортные данные граждан Армении и Узбекистана. При этом способы выплаты заработной платы в трудовых договорах не отражены;
- при анализе документов, а именно трудовых договоров с иностранными работниками, платежных ведомостей, расходных кассовых ордеров, карточек счетов 70, 71, 73, расчетных листков установлено, что оплата за услуги производилась наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации, то есть Общество осуществляло незаконные валютные операции, запрещенные ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ) или произведенные с нарушением этого законодательства, выразившиеся в выдаче из кассы организации заработной платы нерезидентам в размере 798.137,0 рублей, минуя банковский счет в уполномоченном банке;
- выдача ООО «Альбион» иностранным работникам заработной платы, то есть осуществление вышеназванной валютной операции не через банковский счет в уполномоченном банке, свидетельствует о совершении незаконной валютной операции.
Уведомлением от 26.10.2020 Обществу сообщено о необходимости явки в Инспекцию для составления протокола об административном правонарушении 05.11.2020 в 11-00. Уведомление направлено Обществу электронной почтой.
05.11.2020 заместителем начальника отдела камеральных проверок Инспекции Агеевой Д.С. в отсутствии представителя Общества, при надлежащем извещении, был составлен протокол от 05.11.2020 № 27202030000021500002 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Копия протокола направлена в адрес Общества.
Определением от 09.11.2020 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 13.11.2020 г. в 12-00. Определение направлено Обществу электронной почтой.
13.11.2020 начальником Инспекции Васютиным П.В. в отсутствие представителей Общества, при надлежащем извещении Общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление № 272020030000021500006, которым ООО «Альбион» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 598 602,75 руб.
Решением Управления ФНС по Хабаровскому краю от 07.12.2020 № 13-09/22906@ указанное постановление изменено в части размера административного штрафа. Сумма штрафа применена с применением статьи 4.1.1 КоАП РФ ниже низшего предела и составила 299 301,37 руб.
ООО «Альбион» не согласилось с привлечением его к административной ответственности, обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Инспекции о признании незаконным и отмене постановления от 13.11.2020 №27202030000021500006 о назначении административного наказания, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Заявление было принято к рассмотрению, возбуждено производство по делу № А73-19900/2020.
Решением от 08.02.2021 суд отказал в удовлетворении заявления по делу № А73-19900/2020.
ООО «Альбион» не согласилось с вышеуказанным судебным актом, подало на него апелляционную жалобу, содержащую требование – решение отменить, прекратить производство по делу.
Апеллянт считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным по следующим доводам:
- судом и административным органом не учтено, что трудовым законодательством, распространяющим свое действие на правоотношения работодателя и с иностранными работниками, не предусмотрена возможность перечислять заработную плату на счет без соответствующего заявления работника;
- правом, но не обязанностью, на открытие счета обладает работник;
- заработная плата выплачивалась нерезидентам во избежание санкций, предусмотренных трудовым законодательством;
- ссылки на судебную практику по другим делам подлежат отклонению;
- Общество не согласно с тем, что нарушение несет угрозу экономической безопасности страны;
- допущенное нарушение не является существенным;
- примененное к субъекту малого предпринимательства наказание в виде штрафа не является справедливым и адекватным.
Апелляционная жалоба была принята к рассмотрению определением от 20.02.2021 Шестого арбитражного апелляционного суда.
Инспекция в отзыве не согласилась с доводами Общества, просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее соответственно.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам относительно законности судебного акта, обоснованности доводов сторон.
Согласно части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в редакции, действовавшей в момент совершения правонарушения, за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации. Указанное нарушение влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно редакции Федерального закона от 20.07.2020 № 218-ФЗ указанное в статье 15.25 КоАП РФ нарушение влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Подпунктом "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ предусмотрено, что к валютным операциям относятся приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Согласно статье 1 Федерального закона № 173-ФЗ резидентами для целей данного Закона признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; нерезидентами - иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации; валютные операции - отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.
В силу части 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен этой же частью 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ.
Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена; в перечень исключений такая выплата не входит.
Суд первой инстанции правильно определил круг норм права, подлежащих применению в спорном правоотношении, пришел к правильному выводы о том, что выдача Обществом иностранному работнику заработной платы не через банковский счет в уполномоченном банке свидетельствует о совершении заявителем незаконной валютной операции и образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Исследовав по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) доказательства по делу (акт проверки соблюдения валютного законодательства от 23.10.2020 № 272020200014004, протокол об административном правонарушении от 05.11.2020 №27202030000021500002; платежные ведомости №1 от 18.01.2019, №2 от 05.02.2019, №3 от 20.02.2019, №4 от 06.03.2019, №5 от 20.03.2019, №6 от 05.04.2019, №7 от 19.04.2019, №8 от 06.05.2019, №9 от 20.05.2019, №10 от 05.06.2019, №11 от 20.06.2019, №12 от 05.07.2019, №13 от 19.07.2019, №14 от 05.08.2019, №15 от 20.08.2019, №16 от 05.09.2019, №17 от 06.09.2019, №19 от 11.09.2019, №21 от 20.09.2019, №23 от 04.10.2019, №24 от 18.10.2019, №25 от 21.10.2019, №26 от 05.11.2019, №27 от 07.11.2019, №28 от 08.11.2019, №30 от 20.11.2019, в которых имеются подписи иностранных граждан (нерезидентов)), суд пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что ООО «Альбион» в проверяемом периоде с 01.01.2019 по 31.12.2019 осуществляло незаконные валютные операции, то есть валютные операции, запрещенные частью 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ или произведенные с нарушением этого законодательства, выразившиеся в выдаче из кассы заработной платы наличными денежными средствами нерезидентам в размере 798.137,0 рублей, минуя банковский счет в уполномоченном банке.
Апеллянт не оспаривает событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, соблюдение административным органом порядка и срока привлечения к ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ, наличие оснований для составления акта, протокола, производства по делу об административном правонарушении.
Суд первой инстанции рассмотрел вопрос о наличии оснований считать правонарушение малозначительным, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ, положениями статей 2.9, 4.1 КоАП РФ, пунктами 17, 18, 18.1 Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», не установил наличие исключительных обстоятельств, указывающих на малозначительность правонарушения, оснований для освобождения Общества от административной ответственности (применения замечания).
Относительно замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение суд пришел к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства и юридическим лицам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Как правильно указал суд первой инстанции, для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная статьей 4.1.1 КоАП РФ, является исключительной.
Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, является установленный порядок осуществления валютных операций, его нарушение посягает на экономическую безопасность государства, ведет к неконтролируемому потоку валютных ценностей, нарушает устойчивость валюты Российской Федерации и стабильность внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов развития национальной экономики (Согласно преамбуле Закона № 173-ФЗ, целью его принятия является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества).
Судом учтено значительное количество эпизодов, вмененного правонарушения, а также длительный период в течении которого допускалось рассматриваемое нарушение (с 01.01.2019 по 31.12.2019, в т.е. в течении года).
При таких обстоятельствах не подлежит пересмотру вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для замены административного штрафа на предупреждение.
В отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность, при наличии смягчающих ответственность обстоятельств (принятие Обществом мер к устранению нарушений), решение Управления ФНС по Хабаровскому краю от 07.12.2020 г. № 13-09/22906@, которым постановление № 272020030000021500006 изменено в части размера административного штрафа (до 299 301,37 руб., ниже низшего предела, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ), суд первой инстанции не установил оснований для уменьшения штрафа ниже суммы 299 301,37 руб.
Доводы апелляционной жалобы и изложенные в судебном заседании пояснения заявителя (в том числе о добросовестном поведении, устранении нарушений, надлежащей уплате налога, несении убытков в связи с наложением штрафа) не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права, о неправильных вышеизложенных выводах суда первой инстанции, в том числе по применению статей 3.4, 4.1.1 АПК РФ.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем доводы заявителя жалобы признаются необоснованными.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 08.02.2021 по делу № А73-19900/2020 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | А.П. Тищенко |
Судьи | Е.И. Сапрыкина |
Е.А. Швец |