Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-5884/2011
25 января 2012 года
г. Хабаровск
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Балинской И.И., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Морозовой К. П.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Три Кю": Писарева А.С., представителя;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска: Партоменко Е.А., представителя; Куровской Е.Б., представителя;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Три Кю"
на решение от 21.11.2011
по делу № А73-10308/2011
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей А.В.Зверевой
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Три Кю"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Хабаровска
о признании незаконным и отмене постановления
третьи лица
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Три Кю» (далее -общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 17.08.2011 № 81 Инспекции ФНС по Железнодорожному району г.Хабаровска (далее - инспекция, административный орган) о привлечении к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
По мнению общества, оно должно быть освобождено от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Решением арбитражного суда от 21.11.2010 ООО «Три Кю» в удовлетворении требований отказано. Суд признал факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 КоАП РФ, доказанным, и пришел к выводу о невозможности применения положений о малозначительности правонарушения, поскольку нарушение хранения денежных средств было допущено в отношении значительной суммы (10 219 руб.).
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой (с учетом дополнения к ней).
По мнению заявителя, применению подлежит статья 1.7 КоАП РФ, поскольку Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 № 40, нарушение которого в части хранения денежных средств вменяется обществу, с 01.01.2012 утратил силу.
В письменном отзыве на жалобу Инспекция ФНС по Железнодорожному району г. Хабаровска выразила согласие с принятым судебным актом, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители участвующих в деле лиц поддержали свои позиции относительно обжалуемого судебного акта. В отношении вопроса о применении статьи 1.7 КоАП РФ представители инспекции оставили его решение на усмотрение суда.
Проверив в порядке и пределах статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ применение судом норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция считает апелляционную жалобу обоснованной.
Как следует из материалов дела, общество постановлением
административного органа от 17.08.2011 № 81 привлечено к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Обществу вменяется несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств (отсутствие специально оборудованного, изолированного помещения кассы для приема, выдачи и временного хранения наличных денежных средств), и наличие на момент проведения проверки 02.08.2011 в 14 час. по адресу: г.Хабаровск, ул.Карла Маркса, 136 изолированного помещения кассы для приема, выдачи и временного хранения наличных денежных средств. Нарушение хранения денежных средств допущено в отношении суммы 10 219 руб.
Ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, предусмотрена статьей 15.1 КоАП РФ.
Пунктом 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 №40 (далее - Порядок) предусмотрено, что для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу.
В соответствии с пунктом 29 Порядка руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение), предназначенную для приема, выдачи и временного хранения наличных денег и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк.
Пунктом 3 Приложения № 3 к Порядку ведения кассовых операций предусмотрены требования по технической укрепленности и оборудованию помещений касс предприятий: помещение кассы должно быть изолированным от других служебных и подсобных помещений; располагаться на промежуточных этажах многоэтажных зданий; иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежныевнутренние стены и перегородки; закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу, и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки, открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы; оборудоваться специальным окошком для выдачи денег; иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, прочно прикрепленный к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами; располагать исправным огнетушителем.
В связи с чем, арбитражный суд сделал вывод о наличии в действиях общества состава вменяемого правонарушения и привлек его к административной ответственности по статье 1.5 КоАП РФ.
Между тем, на момент рассмотрения апелляционной жалобы Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (утв. Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 № 40) утратил силу в связи с изданием Указания Банка России от 13.12.2011 № 2750-У.
Согласно пункту 1.11 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (далее - Положение), вступившего в силу с 1 января 2012 года, мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок фактического наличия наличных денег определяются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения самостоятельно юридическое лицо устанавливает и максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица.
В соответствии со статьей 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно части 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Частью 2 указанной выше статьи КоАП РФ предусмотрено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающийположение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено; закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Из содержания абзаца 1 пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что в силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
С учетом изложенного, поскольку обжалуемое решение суда не вступило в законную силу, постановление административного органа не исполнено, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности заявленной апелляционной жалобы и отмене решения суда.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.11.2011 Арбитражного суда Хабаровского края по делу № А73-10308/2011 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Хабаровска от 17.08.2011 № 81.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.В. Гричановская
Судьи
И.И. Балинская
Е.И. Сапрыкина