Шестой арбитражный апелляционный суд
Именем Российской Федерации
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Хабаровск
17 сентября 2008 года № 06АП-А16/2008-2/3008
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2008 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Карасева В.Ф.
Судей: Михайловой А.И., Меркуловой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Капустиной Л.В.
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью «Деликон»: Николаева Л.Н., представитель по доверенности от 17.03.2008 б/н;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Еврейской автономной области: Осипович В.Г., представитель по доверенности от 14.02.2008 б/н;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Деликон»
на решение от 15.07.2008
по делу № А16-473/08-6
Арбитражного суда Еврейской автономной области
дело рассматривал судья Балова Е.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Деликон»
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Еврейской автономной области
о признании недействительным ненормативного акта
Решением Арбитражного суда Еврейской автономной области отказано в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Деликон» (далее – ООО «Деликон», общество, налогоплательщик) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Еврейской автономной области (далее – Межрайонная ИФНС России № 1 по ЕАО, налоговый орган, инспекция) от 26.02.2008 № 11-5/2/1889 об отказе в выдаче свидетельства о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, кроме того, отказано в удовлетворении требования об обязании инспекции выдать названное свидетельство.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый ненормативный акт соответствует законодательству о налогах и сборах, в частности, Федеральному закону от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ). Суд установил, что у общества на 01.01.2007 отсутствовало игорное заведение в г. Облучье, соответствующее требованиям названного Федерального закона, отсутствовали объекты обложения налогом на игорный бизнес по месту нахождения обособленного подразделения, а заявление о регистрации таковых свидетельствует об открытии обществом нового игорного заведения.
ООО «Деликон» не согласно с решением суда первой инстанции, в апелляционной жалобе просит отменить оспариваемый судебный акт и принять новый об удовлетворении заявленных требований, поскольку, суд первой инстанции не применил закон, подлежащий применению. Вывод суда о правомерности отказа инспекции в выдаче свидетельства о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес не основан на законе, поскольку Налоговым Кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) установлен 5-дневный срок, в течение которого налоговый орган обязан выдать свидетельство о регистрации. Кроме того, по мнению общества, Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ не является актом законодательства о налогах и сборах.
В судебном заседании представитель ООО «Деликон» огласил содержание апелляционной жалобы и настаивал на ее удовлетворении.
Представитель налогового органа настаивал на оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения.
Заслушав представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, апелляционный суд пришел к выводу о том, апелляционная жалоба заявлена обоснованно, а оспариваемый судебный акт подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, 28.01.2008 налогоплательщик обратился в инспекцию с заявлением о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес (входящий от 28.01.2008 № 1191) – 50 игровых автоматов в г. Облучье, ул. Интернациональная, 24.
26.02.2008 письмом за № 11-5/2/1889 инспекция сообщила ООО «Деликон» об отказе в регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес, сославшись на пункт 4 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ, поскольку игорные заведения могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном Федеральным законом, а Еврейская автономная область не имеет статуса игорной зоны.
Из материалов дела следует, что ООО «Деликон» 09.09.2004 зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 46 по г. Москве (л.д. 19), имеет лицензию № 005778, выданную Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму 27.10.2004 на право организации и содержания тотализаторов и игорных заведений, сроком действия до 27.10.2009 (л.д. 7).
Следовательно, в силу статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» названная лицензия позволяет обществу в течение установленного в ней срока осуществлять деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений на территории Российской Федерации.
13.11.2007 ИФНС России № 1 по ЕАО осуществлена постановка на учет обособленного подразделения ООО «Деликон» по адресу г. Облучье, ул. Интернациональная, 24 (л.д. 6). 28.01.2008 налогоплательщик обратился в инспекцию с заявлением о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес (л.д. 28-29).
Следовательно, обществом выполнены требования, установленные статьей 366 НК РФ для регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
В соответствии с пунктом 6 статьи 366 НК РФ регистрация объектов налогообложения осуществляется налоговым органом в срок не позднее пяти дней со дня представления заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес. При этом Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена возможность отказа в государственной регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, более того, пунктом 4 статьи 366 НК РФ установлено, что объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
Следовательно, не основан на нормах НК РФ вывод суда первой инстанции о правомерности отказа налогового органа в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Кроме того, правомерен довод общества о том, что Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ не является актом законодательства о налогах и сборах.
Так, согласно статье 1 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ, его нормы определяют правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливают ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
В соответствии со статьей 2 вышеназванного Федерального закона правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также может осуществляться принятыми в соответствии с указанным Федеральным законом иными нормативными правовыми актами.
Однако в Федеральном законе от 29.12.2006 № 244-ФЗ отсутствуют нормы, определяющие, что его регулирование распространяется на вопросы регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
В то же время, статьей 1 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что законодательство о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Следовательно, Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ не относится к актам законодательства о налогах и сборах, а значит - не может изменять или отменять обязанности налоговых органов, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации.
Указанный Федеральный закон также не устанавливает обязанностей налоговых органов в сфере налогообложения, какие-либо изменения в статью 366 НК РФ в связи с принятием указанного Федерального закона внесены не были.
Вместе с тем, действующее законодательство о налогах и сборах не содержит оснований для неисполнения налоговым органом обязанности по регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, определенной статьей 366 НК РФ.
Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ установлены ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации. При этом деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 статьи 16 настоящего закона, должна быть прекращена до 01.07.2007.
Согласно части 1 статьи 16 указанного Федерального закона игорные заведения, имеющие соответствующие лицензии, при условии их соответствия требованиям вышеназванного закона, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 без получения разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игровой зоне.
Следовательно, поскольку у налогоплательщика имеется действующая лицензия на право организации и содержания тотализаторов и игорных заведений, сроком действия до 27.10.2009, налоговый орган не вправе неисполнять положения статьи 366 НК РФ. Отказ Межрайонной ИФНС России № 1 по ЕАО в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес ущемляет права и законные интересы ООО «Деликон» как в сфере осуществления предпринимательской деятельности в отсутствие свидетельства о регистрации, так и в сфере гарантий прав налогоплательщиков.
Кроме того, вывод арбитражного суда об отсутствии у ООО «Деликон» объектов налогообложения налогом на игорный бизнес не основан на доказательствах.
В материалах дела отсутствуют доказательства наличия решения органа государственной власти Еврейской автономной области, принятого до 01.07.2007, о запрете с 01.07.2007 на территории Еврейской автономной области деятельности по организации и проведению азартных игр (часть 7 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ).
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.07.2008 № 8972/08, постановлении Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.04.2008 № Ф03-А73/08-2/1123.
Следовательно, выводы суда первой инстанции противоречат нормам Налогового кодекса Российской Федерации.
Основания к отмене или изменению оспариваемого судебного акта названы в статье 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил, что он подлежит отмене, как принятый в результате неправильного применения норм материального права.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 15 июля 2008 года по делу № А16-473/08-6 отменить.
Признать недействительным отказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Еврейской автономной области от 26.02.2008 № 11-5/2/1889 выдать свидетельство о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес. Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 1 по Еврейской автономной области выдать обществу с ограниченной ответственностью «Деликон» свидетельство о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес на основании заявления от 28 января 2008 года.
Постановление вступает в законную силу в день принятия, но может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий В.Ф. Карасев
Судьи А.И. Михайлова
Н.В. Меркулова