НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2017 № 06АП-7597/16

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-7597/2016

15 февраля 2017 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2017 года.
  Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2017 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Швец Е.А.

судей    Песковой Т.Д., Харьковской Е.Г.

при ведении протокола судебного заседания   секретарем судебного заседания Бутенко А.А.

при участии в заседании:

от открытого акционерного общества «Промсвязь»:   ФИО1, представитель по доверенности от 01.09.2016;

от отделения по Хабаровскому краю Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации:   ФИО2, представитель по доверенности от 09.04.2015 № 28;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу   открытого акционерного общества «Промсвязь»

на   решение от 06.12.2016

по делу №   А73-11974/2016

Арбитражного суда   Хабаровского края

принятое судьей    Калашниковым А.Г.

по заявлению   открытого акционерного общества «Промсвязь»

к   отделению по Хабаровскому краю Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации

об оспаривании постановления

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Промсвязь» (далее -ОАО «Промсвязь», заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отделения по Хабаровскому краю Главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - административный орган, Отделение) от 09.08.2016 № 59-10-35-25-ЮЛ-16-4315, которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 355 000 рублей.

Решением суда от 06.12.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.

ОАО «Промсвязь» не согласилось с вынесенным решением и обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, освободить заявителя от административной ответственности.

Податель жалобы считает, что им не нарушались сроки раскрытия сообщения о существенном факте, поскольку раскрытие аудиторского заключения вместе с годовой бухгалтерской отчетностью не было возможным в связи с тем, что договором с аудиторской компанией предусмотрены более поздние сроки аудита. Кроме того считает, что при надлежащей оценке доводов, озвученных обществом, а также представленных доказательств, представленных в материалы дела, у административного органа и суда первой инстанции были основания для признания совершенного деяния малозначительным проступком и освобождения от наказания в виде штрафа.

Общество считает, что в рассматриваемом случае существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям не установлено.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить требования Общества.

Представитель административного органа отклонил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения. как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Из материалов дела следует, что в процессе проведения мониторинга по соблюдению порядка раскрытия на странице в сети Интернет необходимой информации, административным органом установлено, что ОАО «Промсвязь» несвоевременно исполнило обязанность по раскрытию на странице в сети Интернет необходимой информации, а именно, в установленный срок в ленте новостей и в сети Интернет не опубликован текст годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2015 вместе с аудиторским заключением.

Факт нарушения отражен в акте визуального осмотра интернет-сайта/интернет-страницы.

По данному факту 07.07.2016 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении № 59-10-35-25-ЮЛ-16-4315/1020-1 по признакам правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.

09.08.2016 административным органом вынесено постановление о назначении Обществу административного наказания по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ, с применением положений статьи 4.1 КоАП РФ штраф назначен ниже низшего предела, установленного санкцией указанной статьи, в размере 355.000 руб.

Считая постановление административного органа незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, а так же отсутствия оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения, с чем соглашается и апелляционная инстанция.

В соответствии с частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в нераскрытии или нарушении эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытии информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации.

Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения в сфере представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.

В соответствии с частью 1 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» общество обязано раскрывать годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект ценных бумаг общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Состав и объем информации, порядок и сроки ее раскрытия и предоставления на рынке ценных бумаг, а также порядок и сроки предоставления отчетов профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными актами Банка России (часть 26 статьи 30 Закона № 39-ФЗ).

Требования к составу, порядку и срокам обязательного раскрытия информации акционерным обществом, раскрытия информации на этапах процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг, раскрытия информации в форме проспекта ценных бумаг, сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности эмитента ценных бумаг, ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг и сообщений о существенных фактах эмитента ценных бумаг, определены Положением Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг».

В соответствии с пунктом 71.1 Положения № 454-П акционерные общества обязаны раскрывать информацию в форме годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности:

В соответствии с пунктом 71.4. годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества раскрывается:

-путем опубликования ее текста на странице в сети «Интернет», в срок не позднее трех дней с даты ее составления, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока предоставления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а в случае, если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту,- не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности;

-в составе ежеквартального отчета акционерного общества - эмитента за первый квартал в соответствии с разделом IV Положения № 454-П, если акционерное общество -эмитент в соответствии с указанным Положением обязано раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета (в силу пункта ИЛ Положения № 454-П, текст ежеквартального отчета должен быть опубликован эмитентом на странице в сети Интернет в срок не позднее 45 дней с даты окончания соответствующего квартала).

В соответствии с пунктом 71.3 Положения № 454-П годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества должна состоять из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. В случае если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна раскрываться вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности.

В случае, если эмитент не раскрывает какую-либо информацию, раскрытие которой требуется в соответствии с законодательном Российской Федерации и Положением № 454-П, эмитент должен указать основание, в силу которого такая информация эмитентом не раскрывается (пункт 2.13 Положения № 454-П).

Учитывая, что в соответствии с пунктом 12.2 Положения № 454-П эмитенты, на которых в соответствии с Положением № 454-П распространяется обязанность раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета, обязаны осуществлять раскрытие информации в форме сообщений о существенных фактах, то основания не раскрытия информации, предусмотренной Положением № 454-П, могут быть указаны в сообщении о существенном факте, опубликование которого предусмотрено пунктом 12.7.52 Положения № 454-П.

При этом, согласно пункту 13.1 Положения № 454-П раскрытие информации в форме сообщения о существенном факте должно осуществляться путем опубликования сообщения о существенном факте в следующие сроки с момента наступления существенного факта: в ленте новостей - не позднее одного дня; на странице в сети Интернет - не позднее двух дней.

Планом приватизации федерального государственного предприятия Хабаровского завода «Промсвязь» при преобразовании в ОАО «Промсвязь» предусматривалось отчуждение акций, в том числе, на специализированном чековом и денежном аукционах, т.е. неограниченному кругу лиц. Таким образом, ОАО «Промсвязь» является эмитентом, на которого распространяется обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета и форме сообщений о существенных фактах.

Как следует из материалов дела, ОАО «Промсвязь» не раскрыта в сети интернет годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2015 вместе с аудиторским заключением. В составе ежеквартального отчета за 1 квартал 2016, опубликованного ОАО «Промсвязь» в сети Интернет 16.05.2016 годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2015 вместе с аудиторским заключением также не раскрыта.

До вступления в силу (14.03.2016) Указания Банка России от 16.12.2015 № 3899-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 30 декабря 2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», пунктом 71.4 Положения № 454-П предусматривалось, что раскрытие годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется путем «опубликования ее текста на странице в сети Интернет в срок не позднее трех дней с даты ее составления, а в случае, если она подлежала обязательному аудиту, - не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения». С 14.03.2016 для акционерных обществ установлена обязанность раскрывать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность вместе с аудиторским заключением «с даты составления аудиторского заключения».

Из материалов дела видно, что договор на оказание аудиторских услуг, заключенный между обществом и ООО «Фирма «Аудит-экспертиза» 26.11.2015, предусматривает срок оказания аудиторских услуг с 18.05.2016 по 18.06.2016.

Таким образом, поскольку договор на проведение обязательного аудита заключен до 14.03.2016 и предусматривает представление аудиторского заключения за 2015 позднее 04.04.2016, в соответствии с пунктом 2.13 Положение № 454-П у ОАО «Промсвязь» возникла обязанность указать основания, в силу которого годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2015 вместе с аудиторским заключением не была раскрыта.

Пунктом 12.7.52 главой 65 Положения № 454-П предусмотрена обязанность эмитента раскрывать сведения, отличные от иных сведений, указанных в других главах Положения № 454-П, которые, по мнению эмитента, оказывают существенное влияние на стоимость его ценных бумаг. Указанные сведения подлежат раскрытию в форме сообщения о существенном факте.

В соответствии с пунктом 65.3 Положения № 454-П моментом наступления данного существенного факта является, в том числе, дата наступления соответствующего события (совершения действий) оказывающее, по мнению эмитента, существенное влияние на стоимость его эмиссионных ценных бумаг.

Учитывая, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность Общества за 2015 вместе с аудиторским заключением подлежит опубликованию в сети интернет не позднее 04.04.2016, сообщение о существенном факте - «сведения, оказывающие, по мнению эмитента, существенное влияние на стоимость его эмиссионных ценных бумаг», содержащее основания не раскрытия указанной информации, должно быть опубликовано ОАО «Промсвязь»: в сети интернет не позднее 06.04.2016, в ленте новостей не позднее 05.04.2016.

В нарушение указанных нормоположений, сообщение о существенном факте - «сведения, оказывающие, по мнению эмитента, существенное влияние на стоимость его эмиссионных ценных бумаг», содержащее информацию относительно оснований не раскрытия годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО «Промсвязь» за 2015 вместе с аудиторский заключением, раскрыто обществом в сети интернет - 06.05.2016, то есть позднее двух дней, предусмотренных для раскрытия информация в сети Интернет с момента наступления указанного события.

Факт опубликования сообщения о существенном факте с нарушением установленного срока, подтверждается материалами дела.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.

Доказательств своевременного принятия обществом необходимых мер по своевременному опубликованию соответствующей информации в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, вынесения постановления по делу об административном правонарушении общество извещено надлежащим образом.

Постановление о привлечении к административной ответственности в принято пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.

Оснований для квалификации совершенного обществом правонарушения в качестве малозначительного не усматривается, о чем правомерно указано судом первой инстанции в обжалуемом решении.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление Пленума ВАС РФ) разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В силу п. 18.1 названного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивированным.

Согласно пункту 17 Постановления Пленума ВАС РФ, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании этого постановления незаконным и о его отмене.

В данном случае суд первой инстанции правильно указал, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Обществом нарушен порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством. Своевременное раскрытие информации является важной составляющей нормального функционирования рынка ценных бумаг и ее нераскрытие и непредставление влечет существенную угрозу охраняемым законом общественным отношениям в указанной сфере.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в указанной части. Соответствующие доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.

При данных обстоятельствах оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 06.12.2016 по делу № А73-11974/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.А. Швец

Судьи

Т.Д. Пескова

Е.Г. Харьковская