Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-247/2017
15 февраля 2017 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен февраля 2017 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Песковой Т.Д., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от Публичного акционерного общества «Дальневосточный завод энергетического машиностроения»: Яковлев М.В., представитель по доверенности от 14.04.2016 № 01-06/0026/16;
от Главного Управления Центрального банка России по Хабаровскому краю: Смирнов А.А., представитель по доверенности от 05.04.2015 № 28;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Публичного акционерного общества «Дальневосточный завод энергетического машиностроения»
на решение от 05.12.2016
по делу № А73-12806/2016
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Зверевой А.В.
по заявлению Публичного акционерного общества «Дальневосточный завод энергетического машиностроения»
к Главному Управлению Центрального банка России по Хабаровскому краю
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество «Дальневосточный завод энергетического машиностроения» (далее - заявитель, Общество, ПАО «Дальэнергомаш») обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконными и отмене постановления Отделения по Хабаровскому краю Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее -Отделение ЦБ РФ, административный орган) от 09.08.2016 № 25-ЮЛ-16-4306/3110-1, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 355 000 рублей.
Решением суда от 05.12.2016 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
ПАО «Дальэнергомаш» не согласилось с вынесенным решением и обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, освободить заявителя от административной ответственности.
По мнению заявителя, судом не дана оценка доводам об отсутствии какого-либо ущерба публично-правовым интересам в связи с допущенным правонарушением. Податель жалобы считает, что при надлежащей оценке доводов, озвученных обществом, а также представленных доказательств, представленных в материалы дела, у административного органа и суда первой инстанции были основания для признания совершенного деяния малозначительным проступком и освобождения от наказания в виде штрафа.
Общество считает, что в рассматриваемом случае существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям не установлено.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и применить правила статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного правонарушения.
Отделение ЦБ РФ в представленном отзыве, представитель в судебном заседании отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены, либо изменения решения суда в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в процессе проведения мониторинга по соблюдению порядка раскрытия на странице в сети Интернет необходимой информации, административным органом установлено, что ПАО «Дальэнергомаш» несвоевременно исполнило обязанность по раскрытию на странице в сети Интернет необходимой информации, а именно:
-в установленный срок не опубликованы сведения в ленте новостей и в сети Интернет о проведении заседания совета директоров Общества 04.02.2016;
-в установленный срок не опубликованы сведения в ленте новостей и в сети Интернет о проведении заседания совета директоров Общества 17.02,2016;
-в установленный срок не опубликован текст годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2015.
Раскрытие указанных сведений осуществлено ПАО «Дальэнергомаш» с просрочкой от 1 до 3 рабочих дней.
Факт нарушения отражен в акте визуального осмотра интернет-сайта/интернет-страницы от 15.06.2016.
По данному факту 21.07.2016 в отношении общества, в присутствии его представителей, составлен протокол об административном правонарушении
05-27-02-25-ЮЛ-16-4306/1020-2 по признакам правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
19.08.2016 административным органом вынесено постановление № 25-ЮЛ-16-4306/3110-1 о назначении ПАО «Дальэнергомаш» административного наказания по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ, с применением положений статьи 4.1 КоАП РФ, ниже низшего предела, установленного санкцией указанной статьи Штраф назначен в размере 355.000 руб.
Считая постановление административного органа незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, а так же отсутствия оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения, с чем соглашается и апелляционная инстанция.
В соответствии с частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в нераскрытии или нарушении эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытии информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения в сфере представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.
В соответствии с частью 1 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» общество обязано раскрывать годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект ценных бумаг общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Состав и объем информации, порядок и сроки ее раскрытия и предоставления на рынке ценных бумаг, а также порядок и сроки предоставления отчетов профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными актами Банка России (часть 26 статьи 30 Закона № 39-ФЗ).
Требования к составу, порядку и срокам обязательного раскрытия информации акционерным обществом, раскрытия информации на этапах процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг, раскрытия информации в форме проспекта ценных бумаг, сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности эмитента ценных бумаг, ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг и сообщений о существенных фактах эмитента ценных бумаг, определены Положением Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг».
В соответствии с пунктом 12.2 Положения № 454-П обязанность осуществлять раскрытие информации в форме сообщений о существенных фактах в порядке, предусмотренном Положением 454-П, распространяется на
эмитентов, которые в соответствии с Положением № 454-П обязаны раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета.
Пунктом 13.1. Положения 454-П определено, что раскрытие информации в форме сообщения о существенном факте должно осуществляться путем опубликования сообщения о существенном факте в ленте новостей - не позднее одного дня, на странице в сети Интернет - не позднее двух дней с момента наступления существенного факта.
Исходя из пунктов 15.1, 15.3 Положения № 454-П в форме сообщения о существенном факте раскрываются сведения о проведении заседания совета директоров (наблюдательного совета) эмитента и его повестке дня. Моментом наступления существенного факта о проведении заседания совета директоров (наблюдательного совета) эмитента и его повестке дня является дата принятия председателем совета директоров (наблюдательного совета) эмитента решения о проведении заседания совета директоров (наблюдательного совета) эмитента.
Согласно пункту 69.1 Положения № 454-П - акционерное общество, которое обязано раскрывать информацию в соответствии с пунктом 1 статьи 92 Закона РФ «Об акционерных обществах», а также акционерное общество, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, помимо иной информации, предусмотренной Положением № 454-П, обязаны раскрывать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность акционерного общества вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности, если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
В силу требований пункта 71.4 Положения № 454-П годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет в срок не позднее трех дней с даты ее составления, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а в случае, если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, - не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности.
Согласно сведениям, содержащимся в эмиссионном деле, в отношении ценных бумаг ПАО «Дальэнергомаш» осуществлена регистрация проспекта ценных бумаг. Следовательно, ПАО «Дальэнергомаш» обязано осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах.
Как следует из материалов дела ПАО «Дальэнергомаш» в установленный срок не опубликованы сведения в ленте новостей и в сети Интернет о проведении заседания совета директоров Общества 04.02.2016; в установленный срок не опубликованы сведения в ленте новостей и в сети Интернет о проведении заседания совета директоров Общества 17.02.2016; в установленный срок не опубликован текст годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2015.
Так сообщение о проведении заседания совета директоров эмитента и его повестке дня опубликовано ПАО «Дальэнергомаш» в ленте новостей 08.02.2016.
Учитывая, что дата принятия председателем совета директоров эмитента решения о проведении заседания совета директоров эмитента – 02.02.2016, сообщение о проведении заседания совета директоров эмитента и его повестке дня должно быть опубликовано в ленте новостей не позднее 03.02.2016.
Сообщение о проведении заседания совета директоров эмитента и его повестке дня опубликовано ПАО «Дальэнергомаш» на странице в сети Интернет 08.02.2016.
Учитывая, что дата принятия председателем совета директоров эмитента решения о проведении заседания совета директоров эмитента - 02.02.2016, сообщение о проведении заседания совета директоров эмитента и его повестке дня должно быть опубликовано на странице в сети Интернет, не позднее 04.02.2016.
Сообщение о проведении заседания совета директоров эмитента и его повестке дня опубликовано ПАО «Дальэнергомаш» в ленте новостей 18.02.2016.
Учитывая, что дата принятия председателем совета директоров эмитента решения о проведении заседания совета директоров эмитента - 15.02.2016, сообщение о проведении заседания совета директоров эмитента и его повестке дня должно быть опубликовано в ленте новостей не позднее 16.02.2016.
Сообщение о проведении заседания совета директоров эмитента и его повестке дня опубликовано ПАО «Дальэнергомаш» на странице в сети Интернет 18.02.2016.
Учитывая, что дата принятия председателем совета директоров эмитента решения о проведении заседания совета директоров эмитента - 15.02.2016, сообщение о проведении заседания совета директоров эмитента и его повестке дня должно быть опубликовано на странице в сети Интернет не позднее 17.02.2016.
Текст годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной за 2015, опубликован ПАО «Дальэнергомаш» 30.03.2016.
Учитывая, что аудиторское заключение ООО «Аудит-Эталон» составлено 25.03.2016, текст годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной за 2015, должен быть опубликован на странице в сети Интернет не позднее 28.03.2016.
Названные обстоятельства установлены административным органом в ходе проведения проверки соблюдения ПАО «Дальэнергомаш» обязательных требований действующего законодательства, касающихся раскрытия информации на рынке ценных бумаг, подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, протоколом об административном правонарушении от 21.07.2017, постановлением от 19.08.2016 и свидетельствуют о наличии в деянии Общества объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что обществом предпринимались все зависящие от него меры, направленные на соблюдение требований законодательства о раскрытии информации на рынке ценных бумаг, в материалах дела не имеется. Допущенное заявителем нарушение не было вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля общества.
Поскольку нарушение требований законодательства о рынке ценных бумаг допущено по вине общества, вывод суда первой инстанции о наличии в деянии заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, является обоснованным.
Порядок привлечения к административной ответственности. регламентированный положениями КоАП РФ соблюден, существенных нарушений судом не установлено.
Оснований для квалификации совершенного обществом правонарушения в качестве малозначительного не усматривается, о чем правомерно указано судом первой инстанции в обжалуемом решении.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление Пленума ВАС РФ) разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В силу п. 18.1 названного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивированным.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума ВАС РФ, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании этого постановления незаконным и о его отмене.
В данном случае суд первой инстанции правильно указал, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Обществом нарушен порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством. Своевременное раскрытие информации является важной составляющей нормального функционирования рынка ценных бумаг и ее нераскрытие и непредставление влечет существенную угрозу охраняемым законом общественным отношениям в указанной сфере.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в указанной части. Соответствующие доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При данных обстоятельствах оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 05.12.2016 по делу № А73-12806/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Дальневосточный завод энергетического машиностроения" из федерального бюджета ошибочно уплаченную платежным поручением № 52 от 12.01.2017 государственную пошлину в размере 3000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.А. Швец |
Судьи | Т.Д. Пескова |
Е.Г. Харьковская |