НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2014 № 06АП-268/14

Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-268/2014

13 февраля 2014 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2014 года.
 Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2014 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Песковой Т.Д.

судей    Балинской И.И., Харьковской Е.Г.

при ведении протокола судебного заседания   секретарем судебного заседания Лященко А.Ю.

при участии в заседании:

от Федерального государственного казенного учреждения «301 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации:   Галкина П.Д., представитель по доверенности от 31.12.2013;

от Государственной инспекции труда в Хабаровском крае:   представитель не явился

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу   Федерального государственного казенного учреждения «301 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации

на   определение  от 25.12.2013

по делу №   А73-12694/2013

Арбитражного суда   Хабаровского края

принятое судьей   Стёпиной С.Д.

по заявлению   Федерального государственного казенного учреждения «301 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации

к   Государственной инспекции труда в Хабаровском крае

о   признании незаконным предписания № 7-3424-13-ОБ169/75/3 от 15.10.2013

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное казенное учреждение «301 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала № 2 обратилось (далее – Учреждение) в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Государственной инспекции труда в Хабаровском крае (далее – Государственная инспекция) о признании незаконным предписания №7-3424-13-ОБ169/75/3 от 15.10.2013.

Определением суда первой инстанции от 25.12.2013 производство по делу № А73-12694/2013 по заявлению Федерального государственного казенного учреждения «301 военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ в лице филиала №2 о признании незаконным предписания от 15.10.2013 №7-3424-13-ОБ169/78/3 Государственной инспекции труда в Хабаровском крае прекращено.

ФГКУ «301 военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в сумме 2000 рублей, оплаченная по чеку - ордеру от 22.10.2013, за рассмотрение дела в суде первой инстанции.

Не согласившись с судебным актом, Федеральное государственное казенное учреждение «301 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить определение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением нор материального и процессуального права, и принять по делу судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Учреждения поддержал в полном объеме доводы апелляционной жалобы, просил принять по делу судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Государственная инспекция, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимала участия в заседании суда апелляционной инстанции, отзыва не направила, каких-либо ходатайств не заявляла.

Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя Учреждения, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены определения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Из материалов дела следует, что Комсомольским-на-Амуре отделом Государственной инспекции труда в Хабаровском крае по жалобе работника Серга А.В. произведена внеплановая документарная проверка в отношении Федерального государственного казенного учреждения «301 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации.

15.10.2013 по результатам проверки составлен акт и юридическому лицу выдано предписание №7-3424-13-ОБ169/75/3 об устранении нарушений трудового законодательства - на основании статей 22, 57, 72 ТК РФ решить вопрос о перерасчете заработной платы работнику ФГКУ «301 ВКГ» МО РФ Серга А.В. за период с декабря 2012 года по август 2013 года, согласно определенных сторонами условий трудового договора № 240 и дополнительного соглашения к нему от 01.12.2008 в части выплаты ежемесячной премии в размере 22%.

Не согласившись с предписанием №7-3424-13-ОБ169/75/3 от 15.10.2013 и считая его незаконным, ФГУП «301 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Прекращая производство по настоящему делу, суд первой инстанции исходил из следующего.

В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, а также исполнять обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Статьей 352 ТК РФ установлено, что одним из основных способов защиты трудовых прав и законных интересов работников является государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Статьями 353, 354, 356 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда), осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 11 ГК РФ защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке с использованием способов защиты, предусмотренных в статье 12 ГК РФ, либо иными способами, установленными законом.

Статья 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.

Согласно частям 1, 2 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 2 статьи 29 АПК РФ определена подведомственность арбитражному суду дел об оспаривании ненормативных правовых актов, в том числе, органов государственной власти Российской Федерации, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемые ненормативные правовые акты не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для предъявления требований об оспаривании ненормативных актов необходимым условием является экономический характер спора.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Учреждение выполняет в отношении нанятого им работника функции и обязанности работодателя, следовательно, как правомерно признал суд, предписание №7-3424-13-ОБ169/75/3 от 15.10.2013 Государственной инспекции труда в Хабаровском крае Федеральной службы по труду и занятости выдано ФГУП «301 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации не как субъекту предпринимательской деятельности, и не в связи с ее осуществлением, а как участнику трудовых правоотношений, допустившему нарушение трудового законодательства.

В соответствии со статьей 373 ТК РФ работодателю предоставлено право обжалования в суд предписания государственной инспекции труда.

Порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах в соответствии со статьей 383 ТК РФ определяется гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что з предписание заинтересованного лица по результатам проведения проверки ФГУП «301 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации соблюдения законодательства о труде и охране труда вынесено в соответствии с полномочиями, предоставленными Трудовым кодексом Российской Федерации государственным инспекциям труда, затрагивает трудовые правоотношения, в связи с чем, данный спор неподведомственен арбитражному суду.

Таким образом, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального и процессуального права, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства, правомерно признал, что настоящий спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, прекратив производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.

При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены определения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Хабаровского края от 25.12.2013 по делу № А73-12694/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий

Т.Д. Пескова

Судьи

И.И. Балинская

Е.Г. Харьковская