НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2008 № 06АП-124/08

Шестой арбитражный апелляционный суд

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

  арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Хабаровск

19 февраля 2008 года № 06АП-А04/2008-2/124

Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2008 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего    Захаревич Б.В.

Судей:  Карасева В.Ф., Меркуловой Н.В.

при ведении протокола судебного заседания  помощником судьи Сазонкиной Е.А.

при участии в судебном заседании:

отКонтрольно-счетной палаты Амурской области:   Толкачева Наталья Петровна, представитель по доверенности от 11.02.2008 № 01-06/112; Чернова Татьяна Борисовна, представитель по доверенности от 21.09.2007 № 01-13/747;

от Отдела по управлению муниципальным имуществом и приватизации Октябрьского района:   не явились;

от Министерства финансов Амурской области:   не явились;

от Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области:   не явились

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу   Контрольно-счетной палаты Амурской области

на решение   от 26.11.2007

по делу   № А04-5822/2007-18/394

Арбитражного суда   Амурской области

Дело рассматривал судья   П.А.Чумаков

по заявлению   Отдела по управлению муниципальным имуществом и приватизации Октябрьского района

к   Контрольно-счетной палате Амурской области

третьи лица:   Министерство финансов Амурской области, Министерство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области

о   признании представления от 26.06.2007 № 01-07/523 недействительным в части нецелевого использования денежных средств

Отдел по управлению муниципальным имуществом и приватизации Октябрьского района (далее – Отдел) обратился в Арбитражный суд Амурской области к Контрольно-счетной палате Амурской области с заявлением (далее – Палата) о признании недействительным представления от 26.06.2007 № 01-07/523 в части нецелевого использования денежных средств, в размере 1 605,5 тыс. руб.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Амурской области, Министерство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области.

Решением суда от 26.11.2007 заявленные требования Отдела удовлетворены, представление Контрольно-счетной палаты Амурской области от 26.06.2007 № 01-07/523, в части которой денежные средства в размере 1 606 500 руб. расценены, как использованные по нецелевому назначению признано недействительным.

Не согласившись с судебным решением, Контрольно-счетная палата Амурской области, подала апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить на том основании, что предписание Палаты носит рекомендательный характер и не обязательно для исполнения.

В судебном заседании представители Контрольно-счетной палаты Амурской области поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представители Отдела по управлению муниципальным имуществом и приватизации Октябрьского района, Министерства финансов Амурской области, Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, заявлений, отзывов не представили.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, заслушав представителей Палаты, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции находит жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению, решение суда первой инстанции - отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Отдел осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Главы Октябрьского района от 08.02.2005 № 25, входит в структуру местного самоуправления района и занимается вопросами управления и распоряжения в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности муниципального образования Октябрьского района.

Постановлением администрации Октябрьского района от 30.12.2005 № 448 в целях реализации программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Амурской области на 2003-2010 годы» (далее – Программа) в Октябрьском районе утвержден перечень мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в Октябрьском районе Амурской области на 2006 год, согласно которомупредусмотрена покупка 2 квартир для освобождения земельного участка для муниципальных нужд – для комплексной застройки по адресам: с. Екатеринославка, ул. Ленина, 74, с. Екатеринославка, ул. Коммунальная, 47, капитальный ремонт квартир, строительство жилья (36-квартирный жилой дом в с. Екатеринославка ул. Ленина).

30.06.2006 Департаментом архитектуры и строительства Администрации Амурской области (в настоящее время - Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области) и муниципальным образованием Октябрьский район согласован список граждан, проживающих в аварийном и ветхом жилье, подлежащем сносу в Октябрьском районе Амурской области по состоянию на 01.07.2006, в том числе, в список включены семьи граждан - Собакарь В.В., Подплетько Е.Н., Прохорихина О.В.

24.07.2006 между вышеуказанными уполномоченными органами заключено соглашение № 01-26-31 о взаимодействии по реализации инвестиционной Программы и определен объем финансирования из областного бюджета в сумме 2700 тыс. руб. и местного бюджета 300 тыс. руб.

Уведомлением Финансовому отделу Администрации Октябрьского района доведен лимит бюджетных ассигнований на выполнение мероприятия Программы в размере 2700 тыс. рублей (целевая статья 5221500 «Областная программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда», код вида расходов 197 «Субсидии», код экономической статьи расходов 251 «Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации») и на лицевой счет Финансового отдела администрации Октябрьского района поступили денежные средства в сумме 2700,0 тыс. руб.

26.10.2006 Глава Октябрьского района, рассмотрев представленные межведомственной комиссией по оценке жилых помещений муниципального

жилищного фонда, действующей на основании постановления главы Октябрьского района от 06.06.2005 № 163, акты обследования помещений о признании жилых домов непригодными для постоянного проживания, аварийными и подлежащими сносу, руководствуясь Постановлением Правительства от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» утвердил акты обследования помещения и признал дома по ул. Ленина, 72, 74, 76/1, 76/2, ул. Ленина, 114, ул., Коммунальная 47,  села Екатеринославка, по ул. Мухина, 7 с. Николоалександровка ветхими и аварийными, а проживающих в них граждан, нуждающимися в улучшении жилищных условий, в том числе граждан - Собакарь В.В., Подплетько Е.Н., Прохорихина О.В.

05.12.2006 Главой Октябрьского района утвержден реестр ветхого и аварийного жилого фонда и постановлением от 07.12.2006 № 371 утвержден список граждан, подлежащих переселению из ветхого и аварийного жилья, в связи с чем распоряжением Главы Октябрьского района от 27.12.2006 № 544-р из районного бюджета Отделу на реализацию мероприятий Программы выделено 263,5 тыс. руб.

На основании поручения от 15.06.2007 № 61, Палатой проведена проверка Отдела по вопросу целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных на финансирование целевой Программы.

По результатам проверки составлен акт от 15.06.2007, согласно которому в 2006 году администрацией Октябрьского района использовано 2656,5 тыс. руб. средств областного бюджета на приобретение жилья путем объявления о проведении открытого конкурса на приобретение жилищного фонда в соответствии с Программой.

По результатам конкурса Отделом заключены договоры купли-продажи, в том числе:

- от 11.10.2006 на приобретение жилого дома по адресу: с. Екатеринославка, ул. Пионерская, 67, общей площадью 75,2 кв. м, стоимостью 735,0 тыс. руб., в том числе за счет областного бюджета- 661,5 тыс. руб.

- от 26.12.2006 на приобретение трехкомнатной квартиры по адресу: с. Екатеринославка, ул. Хвойная, 15, кв. 2, общей площадью 62,4 кв. м, стоимостью 575,0 тыс. руб.

- от 10.10.2006 на приобретение жилого дома по адресу: с. Екатеринославка, ул. Коммунальная, 24, общей площадью 68,7 кв. м, стоимостью 710,0 тыс. руб., в том числе за счет областного бюджета - 610,0 тыс. руб.

- от 09.10.2006 на приобретение жилого дома по адресу: с. Екатеринославка, ул. Коммунальная, 34, общей площадью 69,5 кв. м, стоимостью 900,0 тыс. руб., в том числе за счет областного бюджета -810,0 тыс. руб.

Общая площадь приобретенных квартир составила 275,8 кв.м., стоимость квартир - 2920,0 тыс. руб., из которых 2 656,5 тыс. руб. – средства областного бюджета.

Право собственности муниципального образования Октябрьский район на жилые помещения зарегистрированы в Управлении Федеральной регистрационной службы по Амурской области (свидетельства о государственной регистрации права: серия 28 АА № 127360, серия 28 АА № 127365, 28 АА № 127363, 28 АА № 127375).

Распоряжением Главы Октябрьского района от 30.01.2007 № 42-р приобретенное жилое помещение, находящееся по адресу: с. Екатеринославка, ул. Пионерская, 67, общей площадью 75,2 кв. м, предоставлена Собакарь В.В. по договору социального найма от 30.01.2007.

Проверкой также установлено, что переселяемая семья Собакарь В.В. в составе трех человек занимала ранее жилое помещение по адресу: ул. Ленина, 114, площадью 42,8 кв. м.

В нарушение положений статьи 7 Закона Амурской области от 01.09.2005 № 38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области» превышение нормы предоставления жилого помещения (54,0 кв.м.) семье Собакарь В.В. составило 21,2 кв.м.

В связи с этим, средства областного бюджета в сумме 186,5 тыс. рублей признаны проверяющим органом использованными не по целевому назначению (661,5 тыс. рублей : 75,2 кв.м х 21,2 кв.м).

Актом проверки также зафиксировано, что в соответствии с Постановлением Главы Октябрьского района от 07.02.2007 № 34 «Об освобождении земельных участков для строительства жилого дома» приобретенные жилые дома, расположенные по адресам: с. Екатеринославка, ул. Коммунальная, 24 (стоимостью 710,0 тыс. рублей, в том числе за счет областного бюджета - 610,0 тыс. рублей) и ул. Коммунальная, , 34 (стоимостью 900,0 тыс. рублей, в том числе за счет областного бюджета - 810,0 тыс. рублей), переданы по договорам мены земельного участка и жилого дома следующим гражданам: Подплетько Е.Н., проживающим по адресу: с. Екатеринославка, ул. Коммунальная, 47 в собственность; Прохорихиной О.В., проживающей по адресу: с. Екатеринославка, ул. Ленина, 74.

Проверкой установлено, что дома, расположенные по адресам: ул. Ленина, 74 и ул. Коммунальная, 47 находились в частной собственности.

В связи с этим, на основании статей 210, 211 Гражданского кодекса РФ, статей 30, 86-89 Жилищного кодекса РФ, статьи 289 Бюджетного кодекса РФ средства областного бюджета в сумме средства областного бюджета в сумме 1420,0 тыс. рублей, направленные Октябрьскому району на выполнение мероприятий областной целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Амурской области на 2003 - 2010 годы», признаны проверяющим органом использованными не по целевому назначению.

Всего установлено нецелевого использования средств на сумму 1 606,5 тыс. руб.

По итогам проверки Палатой вынесено представление от 26.06.2007 начальнику Отдела, в котором указано о допущенном заявителем нецелевом использовании средств областного бюджета на сумму 1 606,5 тыс. руб., на основании которого семьям Собокарь В.В., Подоплетько Е.Н., Прохорихиной О.В. предоставлено жилье с нарушением норм действующего законодательства.

Согласно представлению от 26.06.2007 Отделу предложено, в том числе:обеспечить выполнение условий предоставления субсидий из областного бюджета, закупки товаров, работ и услуг осуществлять в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Федеральным Законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и обеспечить целевое использование бюджетных средств.

Кроме того, Отдел был уведомлен, что за допущенные нарушения Финансовому департаменту Администрации области будет направлено представление о блокировке расходов областного бюджета в сумме 1606,5 тыс. руб., использованных не по целевому назначению, путем сокращения лимитов бюджетных обязательств по соответствующим кодам бюджетной классификации.

В связи с установленным фактом нецелевого использования средств на сумму 2 441,5 тыс. руб., в том числе, по Октябрьскому району в размере 1606,5 тыс. рублей, Контрольно-счетной палатой вынесено представление о подлежащих сокращению лимитах бюджетных обязательств № 11 путем блокировки расходов областного бюджета.

На основании данного представления 20.07.2007 финансовый департамент Администрации Амурской области принял решение № 18 об уменьшении лимитов бюджетных обязательств и решено в 2008 году произвести блокировку расходов областного бюджета, в том числе финансовому отделу администрации Октябрьского района в размере 1 606 500 руб.

Признавая недействительным представление Контрольно-счетной палаты Амурской области от 26.06.2007 № 01-07/523 в части, которой денежные средства в сумме 1 606,5 тыс.руб. расценены использованными по нецелевому назначению, суд первой инстанции исходил из того, что Отдел является уполномоченным органом по реализации программы по переселению из ветхого и аварийного жилья в Октябрьском районе и данное представление противоречит статьи 289 Бюджетного кодекса РФ и нарушает его права.

Между тем, выводы суда сделаны с неправильным применением норм материального права.

Статьей 289 Бюджетного кодекса РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается их направление и использование на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Таким образом, использование бюджетных средств можно расценивать как нецелевое исключительно в случае использования их на цели, не соответствующие условиям получения.

В соответствии с Законом Амурской области от 19.02.2003 № 185-ОЗ «Об областной целевой программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Амурской области на 2003-2010 годы», на основании Постановления Губернатора области от 22.09.2004 № 517 «О порядке финансирования областной адресной инвестиционной программы за счет средств областного бюджета на 2004 год» и Постановления Губернатора Амурской области от 27.09.2004 № 527 утвержден Порядок предоставления средств участникам областной целевой программы (далее – Порядок), согласно которому определены условия и основания предоставления средств областного бюджета, а также сформированы ее основные направления.

Согласно статье 7 Закона Амурской области от 01.09.2005 № 38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области» установлены норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения, в том числе 18 кв.м на каждого члена семьи при численности семьи 3 и более человек.

Из материалов дела усматривается, что в рамках целевой программы семья Собакаря В.В., состоящая из трех человек, признана Отделом нуждающейся в переселении из ветхого и аварийного жилья. Переселяемая семья занимала жилое помещение площадью 42,8 кв.м, расположенное по адресу: ул. Ленина, 114.

В ходе проверки установлено, что для семьи Собакаря В.В. по договору купли-продажи от 11.10.2006 на открытом конкурсе приобретен жилой дом по ул. Пионерской, 67, общей площадью 75,2 кв.м, стоимостью 735 тыс.руб., из которых 661,5 тыс.руб., денежные средства составляют средства областного бюджета. При этом при норме предоставления общей площади 54 кв.м для семьи из трех человек, размер площади жилого помещения превышен на 21,2 кв.м., в связи с чем, средства областного бюджета в сумме 186,5 тыс.руб. обоснованно признаны палатой использованными по нецелевому назначению.

Кроме того, уполномоченным органом выявлено, что жилые дома приобретены за счет областного бюджета (610 тыс.руб. и 810 тыс.руб.) для Подплетько Е.Н. и Прохорихиной О.В., являющихся собственниками жилых домов и земельных участков, расположенных по адресам: п. Екатеринославка, ул. Коммунальная, 47, инвентарной стоимостью 29,9 тыс.руб. и по ул. Ленина, 74, инвентарной стоимостью 5,2 тыс.руб. соответственно. Приобретенные дома переданы по договору мены в собственность указанным лицам администрацией Октябрьского района в связи с необходимостью строительства жилого дома. При этом от права собственности на прежние жилые помещения в пользу муниципального образования данные граждане не отказывались.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Следовательно, если часть жилых помещений в подлежащем сносу доме принадлежит гражданам на праве собственности, то при изъятии у собственника жилого помещения и решении вопроса о предоставлении собственнику иного жилого помещения следует исходить из того, что жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Доказательств о приобретении жилья для Прохорихиной О.В. и Подплетько Е.Н. с учетом положений статьи 32 Жилищного кодекса РФ Отделом не представлено.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что действующее законодательство не содержит запрета и ограничений на предоставление субсидий для приобретения жилья лицам, проживающим в частном жилищном фонде.

Однако судом не учтено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона Амурской области от 01.09.2005 № 38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области» бюджетное финансирование развития жилищного фонда осуществляется путем выделения бюджетных средств на приобретение жилых помещений для включения их в состав государственного или муниципальных жилищных фондов области.

В силу статьи 5 настоящего Закона жилищный фонд на территории области представляет собой совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории области и в зависимости от форм собственности подразделяется на государственный, муниципальный и частный жилищный фонд.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, относятся к вопросам местного значения, в том числе по вопросам предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (статья 4 Закона № 38-ОЗ).

При этом при признании граждан, нуждающимися в жилых помещениях, им предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в случаях обеспечения общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, проживания в помещении, не отвечающем установленным требованиям, признания малоимущим.

Учитывая, что имеющиеся у Прохорихиной О.В. и Подплетько Е.Н. в собственности жилые помещения не относятся к муниципальному жилищному фонду, у Отдела не имелось правовых оснований для передачи в собственность приобретенного жилья за счет средств, выделенных для реализации целевой Программы.

Кроме того, судом не учтено, что договор купли-продажи дома по ул. Пионерской, 67, приобретенный по итогам открытого конкурса у Макаряна А.М. и переданный впоследствии Собакарю В.В., был заключен с продавцом 11.10.2006, то есть ранее даты поступления заявок на участие в нем, прием которых закончился 06.11.2006, что также не может свидетельствовать о соблюдении Отделом порядка использования бюджетных средств по целевому назначению.

Исследовав и оценив представленные по делу доказательства, апелляционный суд приходит к выводу о том, что Отделом допущено нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, а также правовым основаниям для их получения.

В связи с изложенным, решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, а жалоба Контрольно-счетной палаты - удовлетворению.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Амурской области от 26.11.2007 по делу № А04-5822/07-18/394 отменить.

В удовлетворении заявленных требований Отделу по управлению муниципальным имуществом и приватизации Октябрьского района о признании недействительным в части представления Контрольно-счетной палаты Амурской области от 26.06.2007 № 01-07/523 об использовании денежных средств в сумме 1 606,5 тыс.руб. по нецелевому назначению отказать.

Взыскать с Отдела по управлению муниципальным имуществом и приватизации Октябрьского района в пользу Контрольно-счетной палаты Амурской области госпошлину за рассмотрение дела в апелляционной инстанции в сумме 1 000 руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.

Председательствующий Б.В. Захаревич

Судьи В.Ф. Карасев

Н.В. Меркулова