НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2015 № 06АП-4324/2015

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-4324/2015

11 сентября 2015 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2015 года.
Полный текст  постановления изготовлен сентября 2015 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Харьковской Е.Г.

судей                                       Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.

при участии  в заседании:

от индивидуального предпринимателя ФИО1: ФИО2 представитель по доверенности от 16.03.2015;

от управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края: ФИО3 представитель по доверенности от 20.01.2015;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  индивидуального предпринимателя ФИО1

на решение от  23.06.2015

по делу № А73-3300/2015

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей Никитиной Т.Н.

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1

к управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края

о  признании недействительным решения от 11.02.2015 № 267

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (   ОГРН <***>, ИНН<***>,далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края к управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (далее - учреждение) о признании недействительным решения от 11.02.2015 № 267 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 23.06.2015 по  делу    № А73-3300/2015 заявленные обществом требования удовлетворены частично.                         

Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель  обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 23.06.2015 по делу № А73-3300/2015 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы предприниматель  ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда ф актическим обстоятельствам дела.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель предпринимателя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.

Представитель учреждения против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 23.06.2015 по делу № А73-3300/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

 Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции и отклоняет доводы жалобы исходя из следующего.

В силу подпункта «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее Закон № 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона).

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно части 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», применяются с 1 января 2013 года дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации: 2013 год - 2,0 процента, 2014 год - 4,0 процента, 2015 год и последующие годы - 6,0 процента.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правом на досрочное назначение пенсии по старости пользуются водители автобусов, троллейбусов и трамваев, работающие на регулярных городских пассажирских маршрутах.

В силу части 3 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ при исчислении страховых взносов по дополнительным тарифам, установленным настоящей статьей, положения частей 4 и 5 статьи 8 настоящего Федерального закона не применяются.

Частью 4 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам, установленным частями 1 и 2 настоящей статьи, по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.

Как следует из материалов дела, учреждением в отношении предпринимателя проведена выездная проверка за период с 01.01.2011 по 31.12.2013 по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, своевременности, достоверности и полноты представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц плательщиком страховых взносов.

Результаты проверки отражены в акте от 31.12.2014 № 417дсп.

На основании акта проверки учреждением принято решение от 11.02.2015 № 267 о доначислении страховых взносов в размере 43 774 руб., пени в размере 6 727,4 руб., а также указанным решением ИП ФИО1 привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 8 754,80 руб., предусмотренного статьей 47 Закона № 212-ФЗ.

Основанием для начисления страховых взносов в размере 43 774 руб., соответствующих сумм пени и штрафа послужил вывод учреждения о занижении предпринимателем базы для страховых взносов в связи с неисчислением страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии по дополнительному тарифу в отношении выплат, произведенных работающим у него водителям на регулярных городских пассажирских маршрутах №№ 82, 68, 60.

Не согласившись с решением Пенсионного фонда, предприниматель обратился в арбитражный суд, который обосновано частично удовлетворил заявленное требование.

          Апелляционный суд, рассмотрев в совокупности доказательства обстоятельств по настоящему делу, отклоняет доводы жалобы предпринимателя о том, что водители осуществляют не регулярную перевозку пассажиров по городу Хабаровску маршрутными такси на автобусах малой вместимости с посадкой и высадкой пассажиров по их требованию без обязательных остановок.

Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка пассажиров осуществляется на основании договора перевозки, а общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В силу условий статье 19 Федерального закона от 08.11.2007 №  259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования и подразделяются на:  перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;  перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок. Работа на городских пассажирских регулярных маршрутах может организовываться с полуэкспрессным, экспрессным, обычным режимом движения или сочетать в течение дня указанные режимы в зависимости от величины направленности пассажиропотоков. Организация любого из перечисленных режимов движения городских маршрутов не меняет вида пассажирских перевозок - регулярные перевозки.

На основании лицензии N АСС-27-34756 от 01.09.2009 (л.д.13 т.1), выданной Федеральной службой по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, ИП ФИО1 осуществляет в городском и пригородном сообщении регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек.

Согласно информации предоставленной управлением транспорта администрации города Хабаровска от 23.04.2015 № 21.1-20/1432 (л.д.38 т.3) ИП ФИО1 осуществляет перевозки пассажиров по городским маршрутам регулярных перевозок №№ 60,68,82 на основании договора об организации регулярных пассажирских перевозок маршрутными такси, заключенного предпринимателем с администрацией города. При этом перевозки по маршрутам осуществляются с определенной периодичностью и по согласованным с управлением транспорта администрации города Хабаровска маршрутам.

В рассматриваемом споре, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что водители ИП ФИО1 работают на регулярных городских пассажирских маршрутах.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011. Целью проведения аттестации является оценка условий труда на рабочих местах и выявление вредных, опасных производственных факторов. В 2013 году ООО «МИ-Транс» проведена аттестация рабочих мест предпринимателя: водитель автомобиля (рабочих мест - 4, занятых работников - 8). По итогам аттестации рабочих мест оснований для досрочного назначение трудовой пенсии не установлено. Результаты аттестации утверждены 26.09.2013.

При указанных обстоятельствах в соответствии со статьей 58.3 Закона № 212-ФЗ суд первой инстанции верно указал о  неправомерности доначисления страховых взносов за 4 квартал 2013 года (октябрь - 3 694 руб., ноябрь - 3 840 руб., декабрь - 3 840 руб., всего 11 374 руб.), соответствующие пени, штраф по статье 47 Закона № 212-ФЗ.

Доводы жалобы предпринимателя о том, что для исчисления страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам необходимо документально подтвердить полную занятость водителей не менее 80 процентов рабочего времени за месяц, а водители предпринимателя работали на маршрутах менее установленной нормы, не принимаются.

В соответствии с письмом Минтранса России от 02.07.1992 № 13-пр «О порядке подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах», право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени. Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких маршрутах не менее 80 процентов рабочего времени за месяц.

При этом, в целях реализации статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ Минтруд России в письме от 05.06.2013 № 17-3/10/2-3105 разъяснил (направлено Пенсионным фондом Российской Федерации для сведения и использования в работе письмом от 28.06.2013 № ТМ-30-26/9649), порядок исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат и вознаграждений в пользу работников обусловлен тем, был ли работник занят на работах с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда в месяце, в котором начислены выплаты. Данное правило применяется независимо от условий занятости работника в периоде, за который эти выплаты и вознаграждения начисляются. В случае полной занятости работника в течение месяца на работах, указанных в пп. 1, пп. 2 - 18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, организация исчисляет страховые взносы по дополнительным тарифам со всех начисленных ему в этом месяце выплат и вознаграждений, в том числе за периоды, которые не включаются в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (например, с премий за прошлые периоды и др.). В случае частичной занятости работника в течение месяца на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда дополнительные тарифы страховых взносов применяются пропорционально количеству дней (часов), фактически отработанных на соответствующих видах работ.

По материалам дела установлено доначисление страховых взносов в сумме 43 774 руб. по дополнительному тарифу было произведено учреждением без учета фактически отработанного времени в часах водителями на линии регулярных городских пассажирских маршрутов за месяц.

Согласно представленному учреждением уточненному расчету общая сумма страховых взносов по дополнительному тарифу за период с января по сентябрь 2013 года включительно составила 22 461,61 руб., в том числе январь - 3 840 руб., февраль - 3840 руб., март - 1 744,35 руб., апрель - 1 269,53 руб., май - 1 578,29 руб., июнь - 1 285,43 руб., июль - 2 353,37 руб., август - 2 950,64 руб., сентябрь - 3 600 руб.

Вместе с этим, учреждением не представлены и у ИП ФИО1 отсутствуют путевые листы за январь, февраль, сентябрь 2013 года, подтверждающие, работу водителей на регулярных городских пассажирских маршрутах № 60, № 86, № 82, поэтому суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для доначисления страховых взносов за этот период, что исключает начисление пени и штрафа.

Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ ИП ФИО1 обязан был в 2013 году исчислить и уплатить страховые взносы по дополнительному тарифу в размере 11 181,61 руб., в том числе март - 1 744,35 руб., апрель - 1 269,53 руб., май - 1 578,29 руб., июнь - 1 285,43 руб., июль - 2 353,37 руб., август - 2 950,64 руб.

На основании изложенного выше, оспариваемое решение правомерно признано незаконным в части доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть по дополнительному тарифу в размере 32 592,39 руб. (43 774 руб. - 11 181,61 руб.), соответствующих пени и штрафа.

         Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

          решение Арбитражного суда Хабаровского края от 23.06.2015 по делу              № А73-3300/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить из федерального бюджета индивидуальному предпринимателю ФИО1 излишне уплаченную государственную пошлину по чеку-ордеру от  22.07.2015 в сумме 2850 рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий

    Е.Г. Харьковская

Судьи

Е.В. Вертопрахова

        Е.А. Швец