Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-830/2016
15 марта 2016 года
г. Хабаровск
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
от администрации Амурского муниципального района Хабаровского края: представитель не явился;
от министерства финансов Хабаровского края: ФИО1 представитель по доверенности от 12.11.2015;
от комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края: ФИО2 представитель по доверенности от 17.03.2015;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрация Амурского муниципального района Хабаровского края
на решение от 25.01.2016 по делу № А73-14447/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Леоновым Д.В.
по заявлению администрации Амурского муниципального района Хабаровского края
к министерству финансов Хабаровского края
третье лицо: комитет по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края
о признании незаконными представления № 25, решения № 13 от 15.09.2015 и действий по бесспорному взысканию суммы субвенции в размере 40 650 руб.
УСТАНОВИЛ:
администрация Амурского муниципального района Хабаровского края (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с учетом уточнения требований о признании незаконным решения министерства финансов Хабаровского края от 15.09.2015 № 13; признании незаконным действия министерства по бесспорному взысканию с администрации суммы субвенции в размере 40,65 тыс. руб.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительного предмета спора к участию в деле, привлечен комитет по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края (далее - комитет).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 25.01.2016 по делу № А73-14447/2015 в удовлетворении требований администрации отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 25.01.2016 по делу № А73-14447/2015 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы администрация ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель министерства против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25.01.2016 по делу № А73-14447/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель комитета против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25.01.2016 по делу № А73-14447/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). В судебное заседание апелляционной инстанции администрация явку своего представителя не обеспечила, заявила ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие её представителя. С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы администрации. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Получатель бюджетных средств, в силу статьи 162 БК РФ обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно части 1 статьи 20 Закона № 131-ФЗ по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.
Законом Хабаровского края от 25.11.2009 № 276 (далее – Закон № 276) органы местного самоуправления Хабаровского края, в том числе, Амурского муниципального района, наделены отдельными государственными полномочиями края по государственному управлению охраной труда.
Согласно части 1 статьи 6 названного Закона, финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета.
Частью 2 статьи 6 Закона № 276 предусмотрено, что расчет нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления государственных полномочий, осуществляется на основании методики расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления государственных полномочий, численности муниципальных служащих, осуществляющих государственные полномочия в городских округах и муниципальных районах края, и критериев отнесения муниципальных служащих, осуществляющих государственные полномочия в муниципальном образовании, к соответствующим муниципальным должностям муниципальной службы согласно приложениям 1 - 3 к настоящему закону.
Законом Хабаровского края от 11.12.2013 № 330 «О краевом бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», Амурскому муниципальному району на реализацию переданных государственных полномочий в области государственного управления охраной труда предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 779,6 тыс. руб.
Комитет по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края является главным распорядителем указанных бюджетных средств. Постановлением Правительства Хабаровского края от 13.02.2010 № 32-пр комитет по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края определен уполномоченным органом исполнительной власти края по контролю за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Хабаровского края по государственному управлению охраной труда.
В соответствии с Порядком осуществления внутреннего государственного финансового контроля в Хабаровском крае, утвержденном постановлением Правительства Хабаровского края от 17.03.2014 № 65-пр, министерство финансов Хабаровского края является органом внутреннего государственного финансового контроля в крае, уполномоченным на осуществление проверки законности использования средств краевого бюджета, межбюджетных трансфертов, предоставляемых другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с приказом министерства от 24.08.2015 № 141П проведена внеплановая камеральная проверка в виде контроля за целевым использованием средств краевого бюджета, переданных для осуществления государственных полномочий по государственному управлению охраной труда администрации Амурского муниципального района, в 2014 году.
В соответствии с уведомлением о бюджетных ассигнованиях краевого бюджета на 2014 год, объем субвенций для осуществления отдельных государственных полномочий в области государственного управления охраной труда доведен администрации в сумме 779,6 тыс. руб. Приложением к указанному уведомлению комитетом произведено распределение бюджетных ассигнований в соответствии с видами расходов, а именно: 732,5 тыс. руб. – фонд оплаты труда муниципального служащего; 47,1 тыс. руб.- материальные расходы.
В ходе проверки министерством выявлено нецелевое использование средств краевого бюджета, переданных району на исполнение государственных полномочий по Закону Хабаровского края от 25.11.2009 № 276 «О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по государственному управлению охраной труда». Средства субвенций в сумме 40,65 тыс. руб. использованы на цели, не предусмотренные доведенным до администрации уведомлением комитета. В нарушение методики расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления государственных полномочий, являющейся приложением к Закону № 276, расходы на оплату труда муниципального служащего в бюджетной смете администрации района запланированы в завышенном размере сверх предельных нормативов на 40,65 тыс. руб., а материальные расходы запланированы в меньшем объеме на сумму 40,65 тыс. руб. Затраты администрации на заработную плату на 40,65 тыс. руб. превысили доведенные лимиты бюджетных обязательств и составили 773,15 тыс. руб. При этом соответствующее выплаты произведены администрацией за счет денежных средств, выделенных на материальные расходы (расходы на служебные командировки, приобретение услуг связи, основных средств).
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 28.08.2015. Министерством принято решение от 15.09.2015 № 13 о применении к администрации меру бюджетного принуждения – бесспорное взыскание суммы субвенции на выполнение отдельных государственных полномочий Хабаровского края по государственному управлению охраной труда в сумме 40,65 тыс. руб. Согласно справке органа Федерального казначейства № 1705393 от 21.09.2015 денежные средства в сумме 40 650 руб. списаны со счета администрации в доход краевого бюджета.
Не согласившись с решением от 15.09.2015 № 13 и действиями министерства по бесспорному взысканию денежных средств администрация обратилась в арбитражный суд, который правомерно отказал в удовлетворении требований.
Апелляционным судом установлено подтверждение материалами дела нарушения указанных выше норм законодательства, расходование администрацией бюджетных средств, выделенных на материальные расходы, на оплату труда муниципального служащего, что является нецелевым использованием бюджетных средств. Главным распорядителем бюджетных средств – комитетом по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края до администрации Амурского муниципального района уведомлением от 05.08.2014 доведены лимиты бюджетных обязательств в виде субвенций на осуществление государственных полномочия по государственному управлению охраной труда в сумме 779,60 руб. на 2014 год. Приложением к уведомлению главный распорядитель этих средств, в пределах своих полномочий, установленных статьей 158 БК РФ, довел до администрации распределение суммы субвенции применительно к расходам на оплату труда и расходам на материальные затраты. В платежных поручениях, которыми сумма соответствующей субвенции перечислялась администрации, в поле «назначение платежа» комитетом указывалось: на оплату труда, на материальные затраты.
Администрация не обращалась в комитет о перераспределении поступающих средств по видам расходов и обязана была расходовать бюджетные средства по видам расходов, на цели и в объемах, доведенных до неё главным распорядителем.
Довод жалобы администрации о израсходовании суммы субвенции на цели, связанные с исполнением государственных полномочий по управлению государственной охраной труда в пределах общего размера субвенции, выделенной из краевого бюджета на 2014 год, отклоняется апелляционным судом как несоответствующий приведенным выше положениям БК РФ и фактическим обстоятельствам дела, поскольку проверкой установлено нарушение бюджетного законодательства по использованию средств по видам расходов, определенным главным распорядителем бюджетных средств.
В соответствии со статьей 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Довод жалобы о несоответствующей форме уведомления комитета, приложения к уведомлению не исключает установленный факт нарушения администрацией и отклоняется апелляционным судом. Форма уведомления о лимитах бюджетных обязательств (бюджетных ассигнованиях) утверждена приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н. Согласно примечанию к указанной форме допускается уточнение формы документа и включение дополнительных показателей, отражающих особенности исполнения соответствующего бюджета. Полученные администрацией уведомление комитета и приложение к нему содержат четкую информацию к исполнению.
На основании изложенного решение министерства и мера бюджетного принуждения соответствуют действующему законодательству.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25.01.2016 по делу № А73-14447/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.Г. Харьковская
Судьи
Е.В. Вертопрахова
Т.Д. Пескова