НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2024 № 06АП-6/2024

1192/2024-3229(2)




Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 № 06АП-6/2024

Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2024 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:  председательствующего Пичининой И.Е. 

судей  Гричановской Е.В., Козловой Т.Д.  

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Розыевым С.С. 

при участии в заседании:

от Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края:  Мельникова Т.К., представитель по доверенности от 29.12.2023; 

от комитета по обеспечению жизнедеятельности населения Администрации  Хабаровского муниципального района Хабаровского края :Мельникова Т.К.,  представитель по доверенности от 29.12.2023; 

от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края:  Резниченко О.П., представитель по доверенности от 24.05.2023; 

от Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края: Орлова  М.Д., представитель по доверенности от 10.01.2024. 

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по  обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского  муниципального района 

на решение от 29.11.2023
по делу № А73-5323/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску общества с ограниченной ответственностью «Амуртермоэнерго»
к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края

к Комитету по обеспечению жизнедеятельности населения администрации  Хабаровского муниципального района 

к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
о взыскании 2 145 810,72 руб.,

третьи лица: Министерство финансов Хабаровского края, Комитет по ценам и  тарифам Правительства Хабаровского края, 


УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Амуртермоэнерго»  обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к администрации  Хабаровского муниципального района Хабаровского края о взыскании  убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую  энергию, в размере 2 411 425,54 руб. 

Определением суда от 04.04.2022 исковое заявление принято к  производству. 

Определениями суда от 01.06.2022, от 04.08.2022 к участию в деле в  качестве соответчика привлечены Комитет по обеспечению жизнедеятельности  населения администрации Хабаровского муниципального района,  Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края; в  качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований  относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов  Хабаровского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства  Хабаровского края, Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского  края. 

С учетом принятых судом в ходе рассмотрения спора порядке статьи 49  АПК РФ уточнений, истец просил взыскать с Комитета по обеспечению  жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального  района убытки за период с 01.02.2021 по 08.03.2021 в размере 2 145 810,72 руб. 

Решением суда от 29.11.2023 с Комитета по обеспечению  жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального  района в пользу ООО «Амуртермоэнерго» взысканы убытки в размере  2 145 810,72 руб., расходы по уплате госпошлины в размере 2 000 руб. В  удовлетворении требований к Министерству жилищно-коммунального  хозяйства Хабаровского края, администрации Хабаровского муниципального  района Хабаровского края отказано. 

ООО «Амуртермоэнерго» из федерального бюджета возвращена  государственная пошлина в размере 33 057 руб. 

Комитет по обеспечению жизнедеятельности населения администрации  Хабаровского муниципального района, не согласившись с решением суда, в  апелляционной жалобе, принятой к производству Шестого арбитражного  апелляционного суда, просит его отменить и принять новый судебный акт. 

В обоснование ссылается на то, что в спорный период экономически  обоснованный тариф за тепловую энергию Князе-Волконского сельского  поселения не установлен, в связи с чем определить сумму компенсации  убытков в период с 01.02.2021 по 08.03.2021 не представляется возможным. 

В судебном заседании представители Комитет по обеспечению  жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального  района поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, настаивали  на отмене решения суда от 29.11.2023. 


Представитель Комитета по ценам и тарифам Правительства  Хабаровского края дала пояснения по жалобе, согласно представленному  отзыву. 

Иные лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное  заседание не обеспечили, ввиду чего апелляционная жалоба рассмотрена в их  отсутствие в силу части 3 статьи 156 АПК РФ

Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке главы  34 АПК РФ, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены  либо изменения. 

Как следует из материалов дела, и установлено судом, 25.12.2020 между  Хабаровским муниципальным районом Хабаровского края в лице  администрации Хабаровского муниципального района (концедент), МУП  «Новатор» (балансодержатель, выступающий на стороне концедента) и ООО  Амуртермоэнерго» (концессионер) и Хабаровского края в лице врио  губернатора, председателя Правительства Хабаровского края заключено  концессионное соглашение, по условиям которого концессионер обязуется в  том числе осуществлять объект концессионного соглашения, с 01.02.2021  осуществляет деятельность по теплоснабжению потребителей села Князе- Волконского Князе-Волконского сельского поселения Хабаровского  муниципального района Хабаровского края (пункт 1.1 соглашения). 

На основании актов приема-передачи объектов муниципального  имущества, входящих в объект концессионного соглашения, от 25.12.2020  МУП «Новатор» осуществило передачу указанных объектов истцу. 

Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства  Хабаровского края № 6/2 от 24.02.2021 истцу был установлен экономически  обоснованный тариф на 2021 г. в размере 6 079,53 руб./Гкал (без НДС),  действующий с 09.03.2021. 

До 09.03.2021 экономически обоснованный тариф для истца не  действовал. 

В период с 01.02.2021 по 08.03.2021 истцом был произведен отпуск  коммунального ресурса по социальному тарифу (предельному максимальному  для населения Хабаровского края) в размере 2 286,74 руб./Гкал без НДС,  установленному постановлением Губернатора Хабаровского края от 01.12.2020   № 134 (в редакции № 1 от 01.12.2020). 

Ссылаясь на то, что в результате отпуска тепловой энергии населению в  спорный период, расчеты за которую осуществлялись по предельному для этой  категории потребителей тарифу, истец понес убытки, которые подлежат  возмещению Комитетом по обеспечению жизнедеятельности населения  администрации Хабаровского муниципального района, ООО  «Амуртермоэнерго» предоставило ответчику отчет об объеме реализованной  населению тепловой энергии за февраль, март 2021 г. 

Отказ Комитета в предоставлении субсидии за февраль 2021 г. и не  полное перечисление суммы субсидии за март 2021 г. послужило истцу  основанием для обращения в суд с иском о взыскании с Комитета по 


обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского  муниципального района убытков в сумме 2 145 810,72 руб. (с учетом  уточнения). 

При рассмотрении спора суд правомерно руководствовался нормами  статьи 15 ГК РФ, положениями Федерального закона от 27.02.2010 № 190-ФЗ  «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), Федерального закона  от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного  самоуправления в Российской Федерации», Закона Хабаровского края от  24.11.2004 № 222 «О компенсации организациям убытков, связанных с  применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию,  поставляемую населению» (далее - Закон № 222), Закона Хабаровского края от  31.10.2007 № 150 «О наделении органов местного самоуправления  государственными полномочиями Хабаровского края по компенсации  организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов)  на тепловую энергию, поставляемую населению» (далее - Закон № 150), а также  Постановления Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 № 87 «О некоторых вопросах  практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь  ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей» (далее –  Постановление № 87). 

Согласно статье 2 Закона № 222 компенсация организациям убытков,  связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию,  поставляемую для нужд населения, производится в случае, если установленный  экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный  максимальный тариф. 

В силу пункта 1 статьи 3 Закона № 222 компенсация организациям  коммунального комплекса убытков, связанных с применением ими  регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению,  является расходным обязательством Хабаровского края. 

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3 Закона № 150 на органы  местного самоуправления при осуществлении ими указанных государственных  полномочий возложена обязанность по компенсации организациям убытков,  связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию,  поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством края. 

По смыслу разъяснений, изложенных в Постановлении № 87, а также в  Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011   № 2-П, возникший в результате межтарифной разницы ущерб, являясь прямым  следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен  (тарифов), гарантировано компенсируется ресурсоснабжающим организациям в  виде выпадающих доходов, путем исполнения публично-правовым  образованием установленного законом обязательства, возникшего как в связи с  заключением уполномоченным органом и ресурсоснабжающей организацией  соглашения о предоставлении субсидии, так и в отсутствие такового. 

Удовлетворяя требование истца в уточненном размере, суд обоснованно  исходил и того, что, обеспечив отпуск тепловой энергии населению в 


период с 01.02.2021 по 08.03.2021, расчеты за которую осуществлены по  предельному для этой категории потребителей тарифу, ООО «АТЭ» понесло  убытки¸ связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую  энергию. 

С учетом приведенных правовых положений, а также принимая во  внимание преюдициально установленный в рамках дела № А73-5320/2022 факт  обеспечения муниципального образования в лице Комитета по обеспечению  жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального  района переданных ему государственных полномочий финансирования из  краевого бюджета запланированным размером субвенций, суд пришел к  верному выводу о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу  является Комитет 

Расчет суммы выпадающих доходов, связанных с применением льготных  тарифов на тепловую энергию в период с 01.02.2021 по 08.03.2021, истец  произвел с применением экономически обоснованного тарифа, установленного  Постановлением Комитета по ценам и тарифам правительства Хабаровского  края от 09.12.2020 № 38/12 на период с 01.01.2021 по 30.06.2021 для МУП  «Новатор» - предыдущей теплоснабжающей организации – в размере 5 661,76  руб./Гкал. (Постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства  Хабаровского края от 10.10.2018 № 29/7 в редакции Постановления от  09.12.2020 № 38/12). 

Ответчик, согласно доводам жалобы, не согласен с расчетом убытков,  произведенным истцом, ввиду отсутствия для него утвержденного тарифа в  спорный период. Доводы жалобы отклоняются судом апелляционной  инстанции в связи со следующим. 

Основные принципы и методы регулирования тарифов (цен) на тепловую  энергию, а также основания и порядок установления регулируемых тарифов  (цен) на тепловую энергию предусмотрены «Основами ценообразования в  сфере теплоснабжения» (далее – Основы ценообразования) и «Правилами  регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения», утвержденных  постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 (далее - Правила   № 1075). 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 №  2602 Правила № 1075 дополнены пунктом 25(1) следующего содержания: в  случае если организация утратила статус единой теплоснабжающей  организации, в отношении организации, которой присвоен статус единой  теплоснабжающей организации до утверждения в установленном порядке  тарифов, применяются тарифы, установленные для организации, утратившей  статус единой теплоснабжающей организации (в течение 60 календарных дней  со дня присвоения статуса единой теплоснабжающей организации). 

Как верно обращено внимание судом, приведенные дополнения внесены  по истечении спорного периода, и не могли быть учтены сторонами при расчете  суммы выпадающих доходов. 


Наряду с этим, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ  представленные в материалы дела доказательства, исходя из принципов  справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению  (часть 5 ст. 393 ГК), в целях определения экономически обоснованной  стоимости отпущенного ресурса и соответственно убытков истца, суд первой  инстанции обосновано пришел к выводу о возможности принять для расчета  этих убытков в спорный период экономически обоснованного тарифа,  установленного для предшественника истца - 5661,76 руб./Гкал. без НДС. 

При этом судебная коллегия соглашается с примененным судом первой  инстанции подходом, принимая во внимание, что данный вывод суда направлен  на исключение возникшей правовой неопределенности в уже состоявшихся  отношениях и не вводит новое правовое регулирование. 

Кроме того, как верно принято судом во внимание, тариф для МУП  «Новатор», примененный истцом при уточнении размера исковых требований,  меньше, нежели установлен для истца с 09.03.2021. 

При таких обстоятельствах, суд, в отсутствие доказательств поставки  потребителям коммунальных ресурсов в меньшем объеме, чем указано в  отчетах, пришел к правомерному выводу об удовлетворении требований о  взыскании с Комитета в пользу ООО «Амуртермоэнерго» убытков в размере 2  145 810,72 руб. 

Суд апелляционной инстанции, проверив доводы, изложенные в  апелляционной жалобе, приходит к выводу, что судебный акт соответствует  нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по  делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. 

Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих  безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено. 

Оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции,  предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, не установлено. 

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 29.11.2023 по делу № А73-5323/2022 Арбитражного суда  Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу – без  удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может  быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд  Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через  арбитражный суд первой инстанции. 

Председательствующий И.Е. Пичинина 

Судьи Е.В. Гричановская 

Т.Д. Козлова