ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,
e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8 (87934) 6-09-16, факс: 8 (87934) 6-09-14
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело № А63-2580/2021
30.08.2021
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Семенова М.У., рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью компании «Агрорегион» на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.05.2021 по делу № А63-2580/2021, принятого по заявлению общества с ограниченной ответственностью компании «Агрорегион» (г. Георгиевск, ОГРН 1022601166422) к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Георгиевску Ставропольского края (г. Георгиевск, ОГРН 1042600089993) о признании незаконным и отмене постановления ИФНС России по городу Георгиевску Ставропольского края от 12.02.2021 № 9 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 90000р,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью компания «Агрорегион» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по городу Георгиевску Ставропольского края (далее – инспекция, ИФНС России по г. Георгиевску) о признании незаконным и отмене постановления ИФНС России по городу Георгиевску Ставропольского края от 12.02.2021 № 9 по привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 90 000 рублей.
Определением суда от 02.03.2021 заявление принято к производству в порядке упрощенного производства без вызова сторон согласно статье 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 26.04.2021 (оформленным резолютивной частью) в удовлетворении заявления отказано.
28.05.2021 судом изготовлено мотивированное решение на основании части 2 статьи 229 АПК РФ. Суд исходил из наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Апеллянт ссылается на наличие оснований для признания правонарушения малозначительным, а также для замены штрафа на предупреждение. Заявитель жалобы полагает, что общество добросовестно заблуждалось насчет отсутствия у него обязанности по осуществлению валютных операций в виде выплаты заработной платы иностранному работнику – нерезиденту исключительно через банковский счет в уполномоченном банке, при этом применяло особый порядок регулирования трудовых отношений руководствуясь нормами трудового права и международными договорами Российской Федерации. По мнению общества, данное обстоятельство, свидетельствует об отсутствии со стороны общества пренебрежительного отношения к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Апеллянт полагает, что правонарушение совершено без отягчающих обстоятельств и не привело к наступлению серьезных, общественно-опасных последствий, заявителем были приняты все необходимые меры для избежание нарушения валютного законодательства Российской Федерации.
Определением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2021 апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению судьей единолично без проведения судебного заседания. Инспекции предложено в срок до 30.07.2021 предоставить отзыв на жалобу.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В силу абзаца второго пункта 47 Постановления № 10 апелляционная жалоба рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, по имеющимся в материалах дела доказательствам, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 и 272 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, дополнений к апелляционной жалобе и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении жалобы, исходя их следующего.
Как видно из материалов дела, инспекцией на основании поручения от 16.12.2020 № 262520200003003 проведена проверка общества по вопросам соблюдения валютного законодательства за период с 01.01.2019 по 31.12.2019.
Проверка проведена в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173-ФЗ), иными актами органов валютного регулирования, инструкцией Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления», приказом Федеральной налоговой службы от 26.08.2019 № ММВ-7-17/418с «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой контроля и надзора за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации».
В ходе контрольных мероприятий налоговым органом установлено, что обществом заключены трудовые договоры тридцатью гражданами Армении.
Инспекцией установлено нарушение обществом части 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ, выразившееся в выплате заработной платы наличными денежными средствами работникам иностранным гражданам (нерезидентам).
В ходе контрольных мероприятий проверки соблюдения валютного законодательства налоговым органом установлено, что ООО «Компания «Агрорегион» заключило следующие трудовые договоры с иностранными гражданами:
1. № 13/18 от 11.07.2018, Авагян Ара Левонович, ИНН в РФ - 262522953316 (гражданин Армении). Договор заключен неопределенный срок. Для работника устанавливается оплата труда в размере 20 000 рублей в месяц. Заработная плата работнику выплачивается путем выдачи наличных денежных средств в кассе работодателя два раза в месяц.
2. № 05/18 от 01.03.2018, Алмасян Месроп Вараздатович, ИНН в РФ – 262522845092 (гражданин Армении). Договор заключен на неопределенный срок. Для работника устанавливается оплата труда в размере 20 000 рублей в месяц. Заработная плата работнику выплачивается путем выдачи наличных денежных средств в кассе работодателя два раза в месяц.
3. № 8 от 22.07.2016, Асатрян Саргис Михайлович, ИНН в РФ – 262522370804 (гражданин Армении). Договор заключен на неопределенный срок. Для работника устанавливается оплата труда в размере 15 000 рублей в месяц. Заработная плата работнику выплачивается путем выдачи наличных денежных средств в кассе работодателя каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка.
4. № 6 от 22.07.2016, Бадалян Айк Норикович, ИНН в РФ – 520601893958 (гражданин Армении). Договор заключен на неопределенный срок. Для работника устанавливается оплата труда в размере 15 000 рублей в месяц. Заработная плата работнику выплачивается путем выдачи наличных денежных средств в кассе работодателя каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка.
5. № 21/18 от 20.07.2018, Вардересян Роберт Генрикович, ИНН в РФ – 262522953002 (гражданин Армении). Договор заключен на неопределенный срок. Для работника устанавливается оплата труда в размере 20 000 рублей в месяц. Заработная плата работнику выплачивается путем выдачи наличных денежных средств в кассе работодателя два раза в месяц.
6. № 20/18 от 20.07.2018, Габриелян Артур Асланович, ИНН в РФ – 632414971038 (гражданин Армении). Договор заключен на неопределенный срок. Для работника устанавливается оплата труда в размере 20 000 рублей в месяц. Заработная плата работнику выплачивается путем выдачи наличных денежных средств в кассе работодателя два раза в месяц.
7. № 34/18 от 06.12.2018, Галоян Роберт Максимович, ИНН в РФ – 262523076114 (гражданин Армении). Договор заключен на неопределенный срок. Для работника устанавливается оплата труда в размере 20 000 рублей в месяц. Заработная плата работнику выплачивается путем выдачи наличных денежных средств в кассе работодателя два раза в месяц.
8. № 30/18 от 03.12.2018, Геворгян Карапет Нахалетович, ИНН в РФ - 262523075946 (гражданин Армении). Договор заключен на неопределенный срок. Для работника устанавливается оплата труда в размере 20 000 рублей в месяц. Заработная плата работнику выплачивается путем выдачи наличных денежных средств в кассе работодателя два раза в месяц.
9. № 19 от 16.08.2016, Григорян Енгибар Мишаевич, ИНН в РФ - 262522392^18 (гражданин Армении). Договор заключен на неопределенный срок. Для работника устанавливается оплата труда в размере 15 000 рублей в месяц. Заработная плата работнику выплачивается путем выдачи наличных денежных средств в кассе работодателя каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка.
10. № 34 от 19.12.2016 с Гумашян Андраник Киракосович, ИНН в РФ - 164448459451 (гражданин Армении). Договор заключен на неопределенный срок. Для работника устанавливается оплата труда в размере 15 000 рублей в месяц. Заработная плата работнику выплачивается путем выдачи наличных денежных средств в кассе работодателя каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка.
11. № 35/18 от 18.12.2018, Джилавян Арам Микаелович, ИНН в РФ. - 400704598902 (гражданин Армении). Договор заключен на неопределенный срок. Для работника устанавливается оплата труда в размере 20000 рублей в месяц. Заработная плата работнику выплачивается путем выдачи наличных денежных средств в кассе работодателя два раза в месяц.
12. № 18/17 от 20.10.2017, Казанчян Жора Гамлетович, ИНН в РФ - 262522755297 (гражданин Армении). Договор заключен на неопределенный срок. Для работника устанавливается оплата труда в размере 20 000 рублей в месяц. Заработная плата работнику выплачивается путем выдачи наличных денежных средств в кассе работодателя два раза в месяц.
13. № 2/№7 от 22.07.2016, Карапетян Манвел Мовсесович, ИНН в РФ -262522371149 (гражданин Армении). Договор заключен на неопределенный срок. Для работника устанавливается оплата труда в размере 15 000 рублей в месяц. Заработная плата работнику выплачивается путем выдачи наличных денежных средств в кассе работодателя каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка.
14. № 14 от 22.07.2016, Карпетян Санвел Мовсесрвич, ИНН в РФ - 262522371212 (гражданин Армении). Договор заключен на неопределенный срок. Для работника устанавливается оплата труда в размере 10 000 рублей в месяц. Заработная плата работнику выплачивается путем выдачи наличных денежных средств в кассе работодателя два раза в месяц.
15. № 21/17 от 11.12.2017, Киракосян Ваграм Гарникович, ИНН в РФ -771980409073 (гражданин Армении). Договор заключен на неопределенный срок. Для работника устанавливается оплата труда в размере 20 000 рублей в месяц. Заработная плата работнику выплачивается путем выдачи наличных денежных средств в кассе работодателя каждые, полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка.
16. № 07/18 от 05.03.2018, Манукян Гайк Вазгенович, ИНН в РФ - 890105058720 (гражданин Армении). Договор заключен на неопределенный срок. Для работника устанавливается оплата труда в размере 20000 рублей в месяц. Заработная плата работнику выплачивается путем выдачи наличных денежных средств в кассе работодателя два раза в месяц.
17. № 22/18 от 23.07.2018, Матосян Аргам Хачатурович, ИНН в РФ – 262522962303 (гражданин Армении). Договор заключен на неопределенный срок. Для работника устанавливается оплата труда в размере20 000 рублей в месяц. Заработная плата работнику выплачивается путем выдачи наличных денежных средств в кассе работодателя два раза в месяц
18. № 29/18 от 10.10.2018, Мкртчян Аркади Гнелович, ИНН в РФ - 262523024123 (гражданин Армении). Договор заключен на неопределенный срок. Для работника устанавливается оплата труда в размере 20 000 рублей в месяц. Заработная плата работнику выплачивается путем выдачи наличных денежных средств в кассе работодателя два раза в месяц.
19. № 09/18 от 24.05.2018, Мнацаканян Артур Хачикович, ИНН в РФ -262522929722 (гражданин Армении). Договор заключен на неопределенный срок. Для работника устанавливается оплата труда в размере 20 000 рублей в месяц. Заработная плата работнику выплачивается путем выдачи наличных денежных средств в кассе работодателя два раза в месяц
20. № 10/17 от 17.07.2017, Мхитарян Армен Мишаевич, ИНН в РФ - 262522675429 (гражданин Армении). Договор заключен на неопределенный срок. Для работника устанавливается оплата труда в размере 20 000 рублей в месяц. Заработная плата работнику выплачивается путем выдачи наличных денежных средств в кассе работодателя каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка.
21. № 25/18 от 24.08.2018, Оганисян Гарегин Азатович, ИНН в РФ - 26252298668 (гражданин Армении). Договор заключен на неопределенный срок. Для работника устанавливается оплата труда в размере 20 000 рублей в месяц. Заработная плата работнику выплачивается путем выдачи наличных денежных средств в кассе работодателя два раза в месяц.
22. № 32/18 от 03.12.2018, Оганнисян Геворг Георгиевич, ИНН в РФ -760806151309 (гражданин Армении). Договор заключен на неопределенный срок. Для работника устанавливается оплата труда в размере 20 000 рублей в месяц. Заработная плата работнику выплачивается путем выдачи наличных денежных средств в кассе работодателя два раза в месяц.
23. № 28/18 от 05.10.2018, Оганнисян Марзпетуни Толуханович, ИНН в РФ -760312985054 (гражданин Армении). Договор заключен на неопределенный срок. Для работника устанавливается оплата труда в размере 20 000 рублей в месяц. Заработная плата работнику выплачивается путем выдачи наличных денежных средств в кассе работодателя два раза в месяц.
24. № 19/18 от 19.07.2018, Папикян Карапет Суренович, ИНН в РФ - 381810914807 (гражданин Армении). Договор заключен на неопределенный срок. Для работника устанавливается оплата труда в размере 20 000 рублей в месяц. Заработная плата работнику выплачивается путем выдачи наличных денежных средств в кассе работодателя два раза в месяц.
25. № 23/18 от 17.08.2018, Петросян Гарник Арамаисович, ИНН в РФ – 490200749405 (гражданин Армении). Договор заключен на неопределенный срок. Для работника устанавливается оплата труда в размере 20 000 рублей в месяц. Заработная плата работнику выплачивается путем выдачи наличных денежных средств в кассе работодателя два раза в месяц.
26. № 12/18 от 11.07.2018, Петросян Мгер Петросович, ИНН в РФ - 590420737856 (гражданин Армении). Договор заключен на неопределенный срок. Для работника устанавливается оплата труда в размере 20 000 рублей в месяц. Заработная плата работнику выплачивается путем выдачи наличных денежных средств в кассе работодателя два раза в месяц.
27. № 22/17 от 29.12.2017, Саградян Саргис Грантович, ИНН в РФ - 490202203273 (гражданин Армении). Договор заключен на неопределенный срок. Для работника устанавливается оплата труда в размере 20 000 рублей в месяц. Заработная плата работнику выплачивается путем выдачи наличных денежных средств в кассе работодателя два раза в месяц.
28. № 33/18 от 06.12.2018, Саргсян Арсен Самвелович, ИНН в РФ - 262523075872 (гражданин Армении). Договор заключен на неопределенный срок. Для работника устанавливается оплата труда в размере 20 000 рублей в месяц. Заработная плата работнику выплачивается путем выдачи наличных денежных средств в кассе работодателя два раза в месяц.
29. № 31/18 от 03.12.2018, Унанян Армен Рафикович, ИНН в РФ - 262522371075 (гражданин Армении). Договор заключен на неопределенный срок. Для работника устанавливается оплата труда в размере 20 000 рублей в месяц. Заработная плата работнику выплачивается путем выдачи наличных денежных средств в кассе работодателя два раза в месяц.
30. № 36/18 от 18.12.2018, Хачатрян Артак Рубенович, ИНН в РФ - 262523076040 (гражданин Армении). Договор заключен на неопределенный срок. Для работника устанавливается оплата труда в размере 20 000 рублей в месяц. Заработная плата работнику выплачивается путем выдачи наличных денежных средств в кассе работодателя два раза в месяц.
Так, в соответствии с ведомостями выплаты заработной платы, общество производило выплаты наличными денежными средствами работникам - иностранным гражданам (нерезидентам), а именно 20.02.2019 по 8 000 рублей каждому из вышеперечисленных сотрудников общества.
16.12.2020 инспекцией составлен акт от № 262520200003005, копия которого 16.12.2020 получена нарочно директором общества Мурадян А.Ю.
Инспекцией в присутствии директора общества 05.02.2021 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
12.02.2021 инспекцией вынесено постановление № 9 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей.
Общество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения выступают экономические интересы Российской Федерации, выражающиеся в осуществлении контроля над внешнеэкономической деятельностью и порядком осуществления валютных операций. Такие правонарушения посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования и контроля за определенными юридически значимыми действиями участников внешнеэкономической деятельности.
Объективную сторону данного административного правонарушения образует осуществление незаконных валютных операций.
Субъектом ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, является резидент, в том числе созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации юридическое лицо, заключившее внешнеэкономическую сделку и передавшее нерезиденту товар.
Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется умышленной или неосторожной формами вины.
Законом № 173-ФЗ устанавливаются правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяются права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (статья 2 Закона № 173-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона № 173-ФЗ заявитель является резидентом, а иностранные граждане, с которыми заключены трудовые договоры - нерезидентами.
В силу пункта 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в наличной иностранной валюте и наличной валюте Российской Федерации с нерезидентами за обслуживание воздушных судов таких юридических лиц в аэропортах иностранных государств, судов таких юридических лиц в речных и морских портах иностранных государств, иных транспортных средств таких юридических лиц во время их нахождения на территориях иностранных государств, а также при оплате такими юридическими лицами аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, связанных с обеспечением деятельности таких юридических лиц.
Возможность осуществления такой валютной операции, как оплата труда резидентом физическим лицам - нерезидентам наличными денежными средствами, минуя счета в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит.
Согласно статье 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. В силу абзаца пятого статьи 11 ТК РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Таким образом, заработная плата иностранному работнику может выдаваться только путем перечисления денежных средств через банковский счет, открытый работодателем в уполномоченном банке. Выплата же зарплаты наличными денежными средствами из кассы является незаконной валютной операцией.
Следовательно, при выдаче иностранным работникам заработной платы применению подлежала специальная норма Закона № 173-ФЗ, т.е. работодатель-резидент обязан выплачивать заработную плату работникам - нерезидентам исключительно в безналичной форме - через банковские счета в уполномоченных банках.
В абзаце 3 части 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ указано, что юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, предоставляемых населению.
Данные ограничения связаны с необходимостью учета проведения валютных сделок, совершенных иностранными гражданами, а также для легального ввоза денежных средств на территорию Российской Федерации.
Таким образом, единственным законным способом оплаты по выплате заработной платы является безналичный расчет через уполномоченные банки расположенные на территории Российской Федерации.
Как установлено пунктом 2.2 Инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов», физическим лицам для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой, открываются текущие счета.
В силу пункта 3.2 указанной Инструкции для открытия текущего счета физическому лицу - иностранному гражданину или лицу без гражданства помимо иных документов представляется миграционная карта и (или) документ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в случае если их наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, возможность выплаты юридическим лицом - резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы в наличной валюте Российской Федерации, минуя счет в уполномоченном банке, открытый в указанном порядке, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Из материалов дела усматривается, что обществом заключены трудовые договоры с тридцатью иностранными гражданами, не являющимися резидентами Российской Федерации и не имеющими вида на жительство. Трудовые договоры не содержат сведений о видах на жительство иностранных граждан, с которыми заключены трудовые договоры, имеется ссылка только на их заграничные паспорта, подтверждающие гражданство Республики Армения.
В подтверждение гражданства работников обществом представлены копии страниц заграничных паспортов граждан Республики Армения с переводами.
Кроме того, обществом представлены справки 2-НДФЛ с указанием в них сведений о заграничных паспортах работников.
Условиями трудовых договоров предусмотрено, что все работники, поименованные в них, получают заработную плату наличными денежными средствами. В качестве доказательств получения заработной платы наличными денежными средствами и их размера обществом представлены заявления работников, в которых они просят производить выплату заработной платы наличными денежными средствами, расходные кассовые ордера, подписанные директором общества Мурадян А.Ю., платежными ведомостями к таким ордерам, подписанными директором и главным общества.
Данные ведомости соответствуют представленным обществом справкам 2-НДФЛ.
26.10.2020 инспекцией с целью проверки соблюдения требований статьи 14 Закона № 173-ФЗ в адрес ГУ МВД России по Ставропольскому краю направлен запрос № 06-04/04579. Из ответа от 06.11.2020 № 13/17802 на указанный запрос следует, что по учетам управления по опросам миграции ГУ МВД России по Ставропольскому краю граждане, указанные в запросе, не значатся поставленными на миграционный учет по месту пребывания либо зарегистрированными по месту жительства на территории Ставропольского края, за оформлением разрешительных документов на пребывание (проживание) в управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Ставропольскому краю не обращались.
Таким образом, иностранные граждане, привлеченные обществом, не являются гражданами Российской Федерации, не имеют вида на жительство в Российской Федерации, следовательно, на основании пунктов 6 и 7 Закона № 173-Ф3 являются нерезидентами.
Исходя из подпункта «а» пункта 7, пункт 9 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ, абзаца 14 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» выплата заработной платы работнику-иностранцу, не имеющему вида на жительство в России, временно пребывающему в Российской Федерации, признается валютной операцией.
В настоящем случае заработная плата иностранным работникам может выдаваться только путем перечисления денежных средств через банковские счета, открытые работодателем в уполномоченном банке, а выплата зарплаты наличными денежными средствами из кассы общества является незаконной валютной операцией.
Вместе с тем, согласно платежным ведомостям, 20.02.2019 общество произвело выплату дохода тридцати нерезидентам по трудовым договорам в общей сумме 240 000 рублей из кассы общества в наличной форме без использования банковского счета в уполномоченном банке.
Факт выплаты заработной платы иностранным гражданам наличными денежными средствами обществом не оспаривается.
Однако при выдаче обществом иностранным работникам заработной платы применению подлежала специальная норма Закона № 173-ФЗ.
Работодатель-резидент обязан выплачивать заработную плату работнику-нерезиденту, в том числе гражданину Республики Армения исключительно в безналичной форме.
Требования об осуществлении расчетов через счета в уполномоченных банках, установленные частью 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ, обусловлены необходимостью обеспечения надлежащего контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, в том числе для предотвращения неконтролируемого оттока капитала за рубеж, противодействия незаконным и сомнительным финансовым операциям.
Таким образом, заработная плата иностранным работникам может вдаваться только путем перечисления денежных средств через банковские счета, открытые работодателем в уполномоченном банке, а выплата зарплаты наличными денежными средствами из кассы является незаконной валютной операцией.
При этом, доказательств, свидетельствующих об отсутствии у общества реальной возможности для соблюдения обязательных требований законодательства, а также того, что обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение нарушений действующего законодательства, в материалах дела не содержится. Сведений о том, что кто-либо из вышеуказанных работников отказался предоставить сведения об открытых у них счетов в кредитных организациях, препятствовал в предоставлении указанной информации, а также открытию счетов обществом, суду не представлено.
Объективных причин, препятствовавших соблюдению обществом требований Закона № 173-ФЗ, судом первой инстанции обоснованно не установлено.
Общество, осуществляя коммерческую деятельность на свой риск, должно было не только знать требования действующего валютного законодательства, но и обеспечить их соблюдение. Однако, как следует из материалов дела, общество не приняло каких-либо мер, направленных на надлежащее исполнение публично-правовой обязанности при наличии возможности соблюдения установленных правил и норм.
Учитывая, что факт осуществления выплаты заработной платы через кассу организации наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации в сумме 8 000 рублей каждому из тридцати иностранных работников, а не через банковские счета в уполномоченном банке, установлен материалами дела, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, являются несостоятельными, исходя из следующего.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного суды исходят из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18 Постановления № 10).
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям, которые являются объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, заключается в неисполнении формальных требований публичного права.
По смыслу части 1 статьи 15.25 КоАП РФ рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок публичных общественных отношений в области валютного регулирования.
Следовательно, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношением может быть оценено судом с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично - правовому порядку деятельности. В частности, существенная степень угрозы охраняемым общественным отношениям имеет место в случае пренебрежительного отношения лица к установленным правовым требованиям и предписаниям (публичным правовым обязанностям).
Преамбулой Закона № 173-ФЗ установлено, что целью настоящего Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
Нарушение заявителем требований валютного законодательства свидетельствует об отсутствии с его стороны надлежащего контроля за соблюдением исполнения соответствующих публично-правовых обязанностей, характеризует его пренебрежительное отношение к установленным правовым требованиям и предписаниям.
Заявителем также не представлено доказательств исключительности данного конкретного случая.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного обществом правонарушения малозначительным.
Апелляционный суд также отклоняет довод общества о необходимости замены административного штрафа на предупреждение.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела 11 настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ определено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные доказательства с учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции не усмотрел в данном случае оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку допущенное административное правонарушение, выразившееся в осуществлении незаконной валютной операции (выплате нерезиденту денежных средств в виде заработной платы из кассы предприятия, минуя счета в уполномоченном банке), создает угрозу экономической безопасности государства.
Целью Закона № 173-ФЗ является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
При указанных обстоятельствах в рассматриваемом конкретном случае отсутствует достаточная и необходимая совокупность условий для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены административного штрафа на предупреждение.
На основании оспариваемого постановления, обществу назначено наказание по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 90 000 рублей с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ.
Избранная мера административного наказания установлена административным органом в соответствии с требованием действующего законодательства.
Учитывая изложенное, требование общества о признании незаконным и отмене постановления налогового органа о назначении административного наказания от 12.02.2021 № 9 является необоснованным.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности инспекцией не допущено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции признает обжалуемое решение законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьёй 270 АПК РФ не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.05.2021 по делу № А63-2580/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.
Судья
М.У. Семенов