НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2014 № 16АП-1095/14

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки Дело № А63-7814/2013

30 апреля 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2014 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Джамбулатова С.И.,

судей: Бейтуганова З.А., Годило Н.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Днепровским А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае и Федерального казенного учреждения Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 31.01.2014 по делу №А63-7814/2013 по заявлению Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ставропольскому краю», город Ставрополь, ОГРН <***>, к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае, город Ставрополь, ОГРН <***>, с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерства обороны Российской Федерации, город Москва, Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Южного-Федерального округа», город Ростов на Дону, ОГРН <***>, войсковой части 41600, город Ставрополь, войсковой части 74814, город Буденновск, Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Ставропольское президентское кадетское училище», город Ставрополь, ОГРН <***>, о признании недействительными и незаконными пунков 1.1, 1.2, 1.3, 4.1, 5.3, 5.6, 5.7 представления о ненадлежащем исполнении бюджета руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае от 31.05.2013 № 45 (судья Макарова Н.В.), при участии в судебном заседании: от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае – ФИО1 доверенность №7 от 28.04.2014, ФИО2 доверенность №7 от 19.06.2013; от Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Южного-Федерального округа» - ФИО3 доверенность от 29.06.2013; от Министерства обороны Российской Федерации – ФИО3 доверенность от 27.01.2014; от Федерального казенного учреждения Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации – ФИО4 доверенность №31 от 30.12.2013; в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ставропольскому краю» (далее - ФКУ «УФО МО РФ по СК») обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае (далее - ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае), с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: Министерства обороны Российской Федерации, федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Южного-Федерального округа», войсковых частей 41600, 74814, федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Ставропольское президентское кадетское училище» (далее - ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище», кадетское училище), о признании недействительными и незаконными пунктов 1.1, 1.2, 1.3, 4.1, 5.3, 5.6, 5.7 представления о ненадлежащем исполнении бюджета руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае от 31.05.2013 № 45 (с учетом уточненных требований).

Решением от 31.01.2014 суд признал недействительными, не соответствующими Бюджетному кодексу Российской Федерации, пункты 1.1, 1.2, 1.3 представления о ненадлежащем исполнении бюджета руководителя ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае от 31.05.2013 № 45. Производство в части признания недействительными и незаконными пунктов 2.1, 2.2, 2.3, 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 5.1, 5.2, 5.4, 5.5, 5.8, 5.9, 5.10, 5.11, 5.12, 5.13, 5.14, 5.15 представления о ненадлежащем исполнении бюджета руководителем ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае от 31.05.2013 № 45 прекратил в связи с отказом заявителя от требований. Обязал ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Взыскал с ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае в пользу ФКУ «УФО МО РФ по СК» расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб. В остальной части заявленных требований отказал.

Не согласившись с вынесенным решением, ФКУ «УФО МО РФ по СК» и ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае обратились в суд с апелляционными жалобами.

ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае просит решение суда первой инстанции в части признания недействительными пунктов 1.1, 1.2 и 1.3 представления о ненадлежащем исполнении бюджета руководителя ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае от 31.05.2013 № 45 отменить и принять по делу новый судебный акт признав указанные пункты законными и обоснованными. По мнению заявителя, имущество, находящееся в пользовании у воинских частей, является федеральным и должно целенаправленно и эффективно использоваться. Результаты выездной проверки заявителя свидетельствуют о неэффективном использовании войсковыми частями 41600, 74814 и федеральным государственным казенным общеобразовательным учреждением «Ставропольское президентское кадетское училище» материальных ресурсов и денежных средств, неправомерном расходовании денежных средств и материальных ресурсов. Объекты недвижимого имущества, которые ведущим бухгалтером ФИО5 должны были быть сняты с забалансового счета 01 и приняты к учету в качестве основных средств. При проявлении необходимой степени внимательности сотрудниками ФКУ «УФО МО РФ по СК» не было бы допущено нарушения норм Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (действовавшего в период проведения проверки). Занимаясь ведением бухгалтерского учёта воинских частей, должны проверять предоставляемые им первичные бухгалтерские документы, на основании которых делаются соответствующие записи в бухгалтерском учете, а также инициировать перед собственником имущества проведение проверок, инвентаризаций и перераспределения объектов движимого и недвижимого имущества для более эффективного использования федеральных денежных средств.

ФКУ «УФО МО РФ по СК» просит решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительными пунктов 4.1, 5.6 и 5.7 представления о ненадлежащем исполнении бюджета руководителя ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае от 31.05.2013 № 45 отменить и принять по делу новый судебный акт, признав указанные пункты недействительными. По мнению заявителя, вынесенное ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае представление не содержит обязательных к выполнению мероприятий, перечисленных в статье 284 БК РФ. Выявленные ревизионной группой нарушения классифицированы не в соответствии с Классификатором основных нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, выявляемых в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным совместными указаниями руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ВрИД начальника аппарата министра обороны Российской Федерации от 15.04.2008 № 43-01-03-23/1719 и № 200/455 (далее - Классификатор от 15.04.2008 № 43-01-03-23/1719 и № 200/455). Вменение ФКУ «УФО МО РФ по СК» неэффективного использования материальных ресурсов и денежных средств в войсковых частях незаконно, поскольку все имущество закреплено за войсковыми частями на праве оперативного управления, собственником имущества является Министерство обороны Российской Федерации. За период хранения техники какие-либо задания от собственника имущества (Министерство обороны Российской Федерации) войсковым частям на использование автомобильной техники и спортивного инвентаря не поступали. Таким образом, по мнению заявителя, выводы ревизионной группы ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае о неэффективности использования имущества без всестороннего изучения обстоятельств нарушения являются незаконными и необоснованными. Бухгалтер ФИО6 вела учет на основании представляемых ей войсковыми частями первичных документов (инвентаризационных описей, актов о приеме-передаче объектов основных средств и иных). Какие-либо первичные документы, отражающие поступление или выбытие с учета объектов недвижимого имущества, самой ФИО6 не составлялись и не подписывались. Неотражение ФИО5 выбытия объектов недвижимого имущества с забалансового счета 01 обусловлено несоответствием наименований объектов, указанных в первичных документах, с объектами, состоящими на забалансовом счете. Нарушение бухгалтером ФИО7 постановки на учет зданий и сооружений войсковой части 41600, по мнению заявителя, обусловлено отсутствием первичных учетных документов, позволяющих принять объекты недвижимого имущества к учету. Спорное представление вынесено без учета данных фактов. Ревизионной группой ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае не учтено, что ФКУ «УФО МО РФ по СК» является учреждением, обеспечивающим ведение бухгалтерского учета воинских частей на основании предоставляемых этими частями первичных бухгалтерских документов. Оценку предоставляемых бухгалтерских документов ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае не осуществляло. Вменение ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае ФКУ «УФО МО РФ по СК» нарушений действующего законодательства, приведших к неэффективному использованию материальных ресурсов и денежных средств в войсковых частях, неправомерному расходованию денежных средств и материальных ресурсов в войсковых частях и ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище», а также других нарушений, повлиявших на искажение бюджетной отчётности, является незаконным.

Министерство обороны Российской Федерации, ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае и ФКУ «УФО МО РФ по СК» направили отзывы на жалобы с обоснованием своих доводов относительно апелляционных жалоб.

В судебном заседании лица, участвующие в деле, изложили свои доводы относительно апелляционных жалоб.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалоб, отзывов на апелляционные жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278, Положением о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 № 89н, во исполнение централизованного задания Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 28.12.2012 № 43-01-06-25/5424, в соответствии с пунктом 17 Плана контрольной работы ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае, на основании приказа ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае на проведение проверки от 06.03.2013 № 68рп и удостоверения на проведение проверки от 06.03.2013 № 68рп, согласно программе проведения проверки, утвержденной 24.12.2012 и.о. руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора ФИО8, ревизионной группой ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае проведена выездная проверка правомерности использования и сохранности материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, а также выполнения требований приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2011 №2590 «О реорганизации федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации» в части проведения инвентаризации имущества и обязательств в ФКУ «УФО МО РФ по СК» за 2011-2012 годы.

В ходе проверки сотрудниками ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае установлено неэффективное использование материальных ресурсов и денежных средств в войсковых частях, а именно: в войсковой части 41600 выявлено имущество (автомобильная техника) стоимостью 140 836,31 тыс. руб., находящееся в федеральной собственности, которое не использовалось более года (пункт 1.1 представления от 31.05.2013 № 45); в войсковой части 74814 выявлено имущество (автомобильная техника стоимостью 49 518,80 тыс. руб. и спортивный инвентарь стоимостью 820 тыс. руб.), находящееся в федеральной собственности, которое не использовалось более трех лет (пункты 1.2, 1.3 представления от 31.05.2013 № 45).

Также в рамках проверки установлено неправомерное расходование денежных средств и материальных ресурсов в ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище», а именно: без подтверждающих первичных документов по внутриведомственным расчетам передано имущество кадетского училища общей стоимостью 4 776,21 тыс. руб. (пункт 4.1 представления от 31.05.2013 № 45).

Сотрудниками ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае при проведении проверки выявлены и другие нарушения в войсковых частях и ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище», приведшие к искажению информации в справках о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах к балансу (ф. 0503130) по состоянию на 01.01.2013, а именно: в бюджетном учете ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище» не отражено выбытие основных средств с забалансового счета 01 «Имущество, полученное в пользование» (пункт 5.3 представления от 31.05.2013 № 45); в бюджетном учете войсковой части 41600 не отражено недвижимое имущество, находящееся в пользовании у указанной части (пункт 5.6 представления от 31.05.2013 № 45); в бюджетном учете войсковой части 41600 дважды отражена спецтехника - автомобили (Р-166) в количестве двух единиц (пункт 5.7 представления от 31.05.2013 № 45).

По итогам проведения выездной проверки составлен акт проверки правомерности использования и сохранности материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, а также выполнения требований приказа Министерства обороны Российской Федерации от 14.12.2011 № 2590 «О реорганизации федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации» в части проведения инвентаризации имущества и обязательств в федеральном казенном учреждении «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ставропольскому краю» за 2011 -2012 годы, в котором перечислены все выявленные нарушения.

Указанный акт в день вынесения под роспись вручен начальнику ФКУ «УФО МО РФ по СК» ФИО9

По результатам рассмотрения акта проверки от 15.05.2013 и возражений заявителя руководителем ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае ФИО10 31.05.2013 вынесено представление о ненадлежащем исполнении бюджета № 45, в котором начальнику ФКУ «УФО МО РФ по СК» ФИО9 предлагалось рассмотреть представление и принять меры по недопущению в дальнейшем совершения изложенных в нем нарушений, а также рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности сотрудников ФКУ «УФО МО РФ по СК»: ведущих бухгалтеров ФИО5, ФИО7, бухгалтера ФИО6 и других должностных лиц, допустивших ненадлежащее возложение на них обязанностей.

Информацию о результатах рассмотрения представления ФКУ «УФО МО РФ по СК» необходимо было представить в адрес ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае в срок до 11.07.2013 с приложением отчета, а также копий документов, подтверждающих принятие мер по устранению выявленных нарушений.

04.06.2013 с присвоением исходящего номера 02-21/1558 представление было направлено в адрес ФКУ «УФО МО РФ по СК».

14.06.2013 указанное представление поступило в ФКУ «УФО МО РФ по СК» с присвоением входящего номера 1044.

Не согласившись пунктами 1.1, 1.2, 1.3, 4.1, 5.3, 5.6, 5.7 вынесенного представления, ФКУ «УФО МО РФ по СК» обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании недействительным и незаконным представления о ненадлежащем исполнении бюджета руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае от 31.05.2013 № 45 в указанной части.

В соответствии с частью 1 статьи 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Согласно Положению о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, которому в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности предоставлено право направлять в проверенные организации обязательные для рассмотрения представления или обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений.

Подпунктом 5.14.7 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 № 89н, аналогичное право предоставлено территориальным органам Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

Исходя из статьи 284 БК РФ представление руководителей Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса отнесено к мерам принуждения за нарушение бюджетного законодательства.

Согласно материалам дела ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае 31.05.2013 вынесло представление № 45 в отношении ФКУ «УФО МО РФ по СК», действуя в рамках своих полномочий по контролю за использованием федеральных средств. В представлении ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае содержатся выводы о неэффективном использовании ФКУ «УФО МО РФ по СК» федеральных денежных средств, о нарушении им бюджетного законодательства, а также требования, обязывающие заявителя принять меры по недопущению нарушений в дальнейшем и требования об информировании контролирующего органа о результатах рассмотрения представления.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Принимая во внимание изложенное, данное представление может быть оспорено в арбитражном суде в соответствии с главой 24 АПК РФ.

Довод заявителя об отсутствии в представлении ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае от 31.05.2013 № 45 обязательных для выполнения мероприятий, перечисленных в статье 284 БК РФ, правомерно отклонен судом на основании следующего.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора непосредственно или через свои территориальные органы осуществляет последующий финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, путем проведения ревизий и проверок.

Целью ревизий (проверок) является определение правомерности, в том числе целевого характера, эффективности и экономности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.

По результатам ревизии (проверки), в ходе которой выявлены нарушения требований бюджетного законодательства Российской Федерации, руководитель Росфиннадзора (территориального органа) применяет меры, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278, Положением о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 № 89н, в рамках административных процедур, предусмотренных Административным регламентом.

На основании результатов ревизии (проверки) руководитель Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (территориального органа) выносит обязательное к исполнению проверенной организации представление по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.

В статье 281 БК РФ установлено, что под нарушением бюджетного законодательства понимается неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного БК РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В статьях 284 и 283 БК РФ (в редакции, действовавшей в момент проведения проверки, составления акта и вынесения спорного представления) указано меры и нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации. Данный перечень не является исчерпывающим, следовательно, при обнаружении каких-либо нарушений бюджетного законодательства, выразившихся в нарушении расходования бюджетных денежных средств либо неэффективного использования бюджетных средств, руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов имеют полномочия по вынесению представления об устранении нарушений бюджетного законодательства.

Учитывая изложенное, орган финансово-бюджетного надзора имеет полномочия в пределах своей компетенции направлять получателю бюджетных средств обязательные к исполнению представления по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства, влекущих незаконное использование бюджетных средств.

В данном случае ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае в отношении ФКУ «УФО МО РФ по СК» 31.05.2013 вынесено представление № 45 о ненадлежащем исполнении бюджета, в котором отражены факты неэффективного использования войсковыми частями 41600 и 74814 и ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище» бюджетных средств, а также факты неправильного и несвоевременного отражения сотрудниками ФКУ «УФО МО РФ по СК» этих средств в бюджетном учете.

На основании изложенного, учитывая отсутствие в БК РФ исчерпывающего перечня оснований применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, вынесение ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае в отношении ФКУ «УФО МО РФ по СК» спорного представления является обоснованным.

Кроме того, оспариваемое представление не содержит прямых требований о проведении тех или иных мероприятий по внесению изменений в бюджетный учет и о привлечении должностных лиц ФКУ «УФО МО РФ по СК» к ответственности. В представлении от 31.05.2013 № 45 ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае предложено ФКУ «УФО МО РФ по СК» принять меры по недопущению в дальнейшем совершения выявленных нарушений, а также рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности сотрудников ФКУ «УФО МО РФ по СК»: ведущих бухгалтеров ФИО5, ФИО7, бухгалтера ФИО6 и других должностных лиц, допустивших ненадлежащее возложение на них обязанностей.

Таким образом, начальнику ФКУ «УФО МО РФ по СК» предложено самому определить виновность должностных лиц ФИО5, ФИО7, ФИО6 в отношении ненадлежащего учета бюджетных средств и в случае установления вины данных сотрудников привлечь их к ответственности.

Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции относительно неправомерного вменения ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае ФКУ «УФО МО РФ по СК» неэффективного использования материальных ресурсов и денежных средств (автомобильной техники и спортивного инвентаря) в войсковых частях 41600 и 74814 ввиду следующего.

В рамках проверки ревизорами ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае в войсковой части 41600 выявлено 57 единиц сверхштатной техники стоимостью 140 836 314,53 руб., находящийся в федеральной собственности, которая не использовалась более года.

Данная техника числится за войсковой частью 41600 с сентября 2011 года, поскольку прибыла в войсковую часть 41600 при расформировании войсковой части 13204 в сентябре 2011 года.

Факт неиспользования вышеуказанных материальных ценностей командиром войсковой части 41600 и должностными лицами ФКУ «УФО МО РФ по Ставропольскому краю» не оспаривается.

В войсковой части 74814 выявлено 8 единиц сверхштатной автомобильной техники стоимостью 49 518 799,64 руб. а также спортивный инвентарь общей стоимостью 820 000,00 руб., находящиеся в федеральной собственности, которые не используются более трех лет.

Сверхштатная автомобильная техника числится за войсковой частью 74814 с июня 2009 года, после преобразования отдельных войсковых частей в линейные подразделения, правопреемником которых стала войсковая часть 74814.

Наличие сверхштатного спортивного инвентаря подтверждено проведенной инвентаризацией, по результатам которой выявлено получение войсковой частью 74814 от вещевой службы СКВО по наряду от 26.03.2010 № Сп-13 в/ч вещевого имущества на общую сумму 820 000,00 руб. (лыжи «Турист», крепление лыжное для лыж «Турист», палки лыжные в количестве 200 штук), которые, начиная с марта 2010 года по настоящее время, не эксплуатируются.

Согласно письменному пояснению начальника вещевой службы войсковой части 74814 ФИО11 от 21.03.2013, в связи с тем, что в Буденновском районе климат умеренный, использование вышеперечисленных материальных запасов по прямому назначению не представляется возможным.

Факт неиспользования вышеуказанных материальных ценностей командиром войсковой части 74814 и должностными лицами ФКУ «УФО МО РФ по Ставропольскому краю» также не оспаривается.

Выявленные ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае сверхштатные автомобили и спортивный инвентарь являются имуществом, находящимся в указанных войсковых частях 41600 и 74814 в оперативном управлении.

По общим правилам Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имуществом распоряжается собственник.

Вопросы временного неиспользования имущества, закрепленного за учреждениями на праве оперативного управления, по различным причинам (пришедшее в негодное состояние, сломавшееся, неиспользуемое ввиду временного отсутствия необходимости в данном имуществе и т.д.) частью 1 статьи 296 ГК РФ не регламентируются, так как в данной статье отражены вопросы владения и пользования имущества в соответствии с целями деятельности и назначением имущества.

Соответственно, не может считаться нарушением требований пункта 1 статьи 296 ГК РФ неиспользование данного имущества по каким-либо причинам.

Собственник имущества - Министерство обороны Российской Федерации передал сверхштатное имущество войсковым частям 41600 и 74814. Каких-либо заданий собственником имущества - Министерством обороны Российской Федерации ни войсковым частям, ни ФКУ «УФО МО РФ по СК» по перераспределению неиспользованного имущества не выдавалось. Доказательств обратного ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае суду не представлено.

ФКУ «УФО МО РФ по СК» по договору о финансовом обслуживании осуществляло только бухгалтерский учет сверхштатного имущества без права распоряжения им и его использования, в том числе на основе права оперативного управления.

В связи с этим основания для признания неэффективным использование внештатных единиц техники и инвентаря отсутствуют.

Довод о необходимости направления сотрудниками ФКУ «УФО МО РФ по Ставропольскому краю» собственнику имущества - Министерству обороны Российской Федерации сообщений о длительном неиспользовании имущества не принимается судом, поскольку в должностных обязанностях бухгалтеров, ведущих бюджетный учет войсковых частей 41600 и 74814, отсутствует обязанность по инициированию перед собственником имущества перераспределения неиспользуемых объектов основных средств.

В статье 162 БК РФ установлено, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, а также статьи 34 БК РФ, предусматривающей принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Основной задачей войсковых частей, входящих в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, является защита Российской Федерации, поддержание постоянной боевой готовности.

Таким образом, хранение сверхштатной техники на складе, обеспечение ее готовности к боевому применению, не только не является нарушением действующего законодательства, а, наоборот, прямой обязанностью командиров различных уровней, выполнением мероприятий, направленных на цели обороноспособности Российской Федерации, предусмотренных Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне».

Согласно материалам дела войсковыми частями 41600 и 74814 в 2011 -2012 годах основная задача по поддержанию постоянной боевой готовности выполнялась, мероприятия боевой подготовки осуществлялись без срывов, согласно утвержденным планом. Командованием войсковых частей 41600 и 74814 был достигнут необходимый результат своей деятельности с учетом принципа результативности и эффективности, установленного статьей 34, 162 БК РФ. Указанные обстоятельства, подтверждаются справками командиров войсковых частей 41600 и 74814 (исх. № 163 от 10.07.2013).

Заинтересованным лицом данные обстоятельства не оспариваются, доказательств обратного не представлено.

Деятельность войсковыми частями 41600 и 74814 в 2011-2012 годах осуществлялась без срывов выполнения мероприятий, то есть с достижением необходимого результата, выводы ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае о нарушениях статьи 34 и статьи 162 БК РФ неправомерны, поскольку необходимый результат был достигнут с использованием наименьшего объема средств (без использования указанного сверхштатного имущества).

На основании изложенного, принимая во внимание тот факт, что имущество по факту имелось в наличии, но не использовалось на цели деятельности воинских частей и по назначению, учитывая выполнения войсковыми частями плановых мероприятий без срывов, то есть с достижением необходимого результата, а также отсутствия каких-либо распоряжений от собственника имущества - Министерства обороны Российской Федерации о перераспределении спорных сверхштатных единиц техники и спортивного инвентаря, выводы ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае о нарушении части 1 статьи 296 ГК РФ являются неправомерными, а пункты 1.1, 1.2, 1.3 представления о ненадлежащем исполнении бюджета руководителя ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае от 31.05.2013 № 45 правомерно признано незаконными и подлежащими отмене.

Доводы заявителя об отсутствии вины сотрудников ФКУ «УФО МО РФ по СК» в искажении сведений, содержащихся в справках о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах к балансу (ф. 0503130) по состоянию на 01.01.2013 в войсковых частях 41600 и 74814 и ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище», а также о неверном определении ревизионной группой ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае положений законодательства и нормативно-правовых актов, которые были нарушены бухгалтерами ФИО5, ФИО7 и ФИО6 , на основании следующего.

Из материалов дела следует, что ведущим бухгалтером ФИО5 от ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище» по внутриведомственным расчетам передано имущество общей стоимостью 19 649 788,56 руб. на основании извещений: извещение № 00000001 от 01.11.2011 на сумму 1 474 535,52 руб., получатель - военный авиационный инженерный университет гор. Воронеж (ВАИУ). Извещение подписано директором ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище» ФИО12 (в данной должности с 22.08.2012 по 21.12.2012) и ведущим бухгалтером ФИО5 (ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище» зачислено на финансовое обеспечение ФКУ «УФО МО РФ по СК» с 01.11.2012); извещение № 00000002 от 19.11.2011 на сумму 1 121 929,20 руб., получатель - Военно-медицинская академия ФИО13. Извещение подписано директором ФИО12 и ведущим бухгалтером ФИО5; извещение № 00000003 от 19.11.2011 на сумму 2 179 748,16 руб., получатель - Военная академия тыла и транспорта имени генерала армии А.В. Хрулева МО РФ. Извещение подписано ФИО12 и ведущим бухгалтером ФИО5; извещение № 00000003 от 20.12.2011 на сумму 12 822 048,00 руб., получатель - Военно-космическая академия ФИО14. Извещение подписано ФИО12 и ведущим бухгалтером ФИО5; извещение № 00000004 от 24.11.2011 на сумму 2 051 527,68 руб., получатель -Вольский военный институт тыла (филиал) федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военная академия тыла и транспорта имени генерала А.В. Хрулева». Извещение подписано ФИО12 и ведущим бухгалтером ФИО5

Первичные документы - акты о приеме-передаче объектов основных средств (ф. 0306001), подтверждающие передачу ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище», представлены только на объекты движимого имущества стоимостью 14 873 575,68 руб.

Передача ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище» имущества на сумму 4 776 212,88 руб. первичными бухгалтерскими документами (актами о приеме-передаче объектов основных средств (ф. 0306001)) не подтверждена.

Согласно материалам дела ведущим бухгалтером ФИО5 по внутриведомственным расчетам передано имущество ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище» на сумму 4 776 212,88 руб. без подтверждающих первичных документов, что является нарушением бюджетного законодательства.

В соответствии с представленными в дело документами ведущим бухгалтером ФИО5 по бюджетному учету ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище» не отражено выбытие основных средств с забалансового счета 01 «Имущество, полученное в пользование».

На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 14.12.2012 № 2842 «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления и предоставлении земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральному государственному казенному общеобразовательному учреждению «Ставропольское президентское кадетское училище» за ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище» на праве оперативного управления закреплено 26 объектов недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности.

Все объекты недвижимого имущества отражены ведущим бухгалтером ФИО5 по бюджетному учету ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище» на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

После регистрации указанных объектов в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю и выдачи свидетельств о государственной регистрации права, ведущим бухгалтером ФИО5 на баланс ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище» на счет 01 «Основные средства» оприходовано шесть объектов недвижимого имущества на общую сумму 884 146 093,18 руб.

При этом выбытие с забалансового счета 01 «Имущество, полученное в пользование» указанных шести объектов недвижимого имущества ведущим бухгалтером ФИО5 не отражено.

Факт двойного отражения в бухгалтерском учете имущества на сумму 831 724 978,00 руб. ФКУ «УФО МО РФ по СК» не оспаривается.

Довод заявителя о невозможности ведущим бухгалтером ФИО5 осуществления списания шести объектов недвижимого имущества с забалансового счета 01 «Имущество, полученное в пользование» по причине несоответствия наименований объектов недвижимого имущества, указанных в первичных документах, с числящимися на забалансовом счете, судом отклоняется, как несоответствующий материалам дела.

Согласно материалам дела бухгалтером ФИО5 на основании разрешений на ввод объектов в эксплуатацию Министерства обороны Российской Федерации на забалансовый счет 01 в бюджетном учете ФКУ «УФО МО РФ по СК» поставлено шесть объектов недвижимого имущества, а именно: разрешение № RUS263090002005 -104/39 на объект - здания ГП-7 под гостиницу для нужд Президентского кадетского училища, общей площадью 2 368 кв.м; разрешение № RUS263090002005 -104/31 на объект здания ГП-9 под спальный корпус для размещения Президентского кадетского училища, общей площадью 2 928,4 кв.м; разрешение № RUS263090002005 -104/26 на объект - здания ГП-1 под учебный корпус для размещения Президентского кадетского училища, общей площадью 9 590,1 кв.м; разрешение № RUS263090002005 -104/32 на объект - здания бассейна ГП-11 Президентского кадетского училища, общей площадью 1 735,3 кв.м; разрешение № RUS263090002005 -104/38 на объект - здания ГП-4 под спальный корпус на 70 мест с гостиничным блоком для размещения Президентского кадетского училища, общей площадью 2 980,9 кв.м; разрешение № RUS263090002005 -104/29 на объект - здания ГП-6 под спальный корпус для размещения Президентского кадетского училища, общей площадью 5 148,4 кв.м.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 14.12.2012 № 2842 «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления и предоставлении земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральному государственному казенному общеобразовательному учреждению «Ставропольское президентское кадетское училище» за ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище» на праве оперативного управления закреплено 26 объектов недвижимого имущества.

В приложении к данному приказу определен четкий перечень недвижимого имущества, передаваемого в оперативное управление ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище». Шесть спорных объектов недвижимого имущества поименованы следующим образом: учебный корпус, литера К, общей площадью 9 590,1 кв.м; спальный корпус, литера Т, общей площадью 5 148,4 кв.м; бассейн, литера Б2, общей площадью 1 735,3 кв.м; спальный корпус, литера Ж, общей площадью 2 928,4 кв.м; спальный корпус на 70 мест с гостиничным блоком, литера Б, общей площадью 2 980,9 кв.м; гостиница для нужд Президентского кадетского училища, литер Б, общей площадью 2 368 кв.м.

Свидетельства о государственной регистрации права, выданные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на указанные объекты недвижимого имущества, содержат сведения, позволяющие идентифицировать переданное ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище» имущество, а именно: в свидетельстве № 26-АИ 213982 от 14.11.2012 в качестве объекта права указан спальный корпус на 70 мест с гостиничным блоком с литерой Б, общей площадью 2 980,9 кв.м; в свидетельстве № 26-АИ 214103 от 14.11.2012 -учебный корпус с литерой К, общей площадью 9 590,1 кв.м; в свидетельстве № 26-АИ 213980 от 14.11.2012 - спальный корпус с литерой Т, общей площадью 5 148,4 кв.м; в свидетельстве № 26-АИ 213983 от 14.11.2012 - гостиница для нужд Президентского кадетского училища с литерой В общей площадью 2 368 кв.м; в свидетельстве № 26-АИ 214068 от 14.11.2012 - бассейн с литерой Б2, общей площадью 1 735,3 кв.м; в свидетельстве № 26-АИ 214077 от 14.11.2012 - спальный корпус с литерой Ж, общей площадью 2 928,4 кв.м.

В представленных актах приема-передачи здания (сооружения) также четко обозначены объекты недвижимого имущества, передаваемые министром обороны Российской Федерации ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище», а именно: в акте приема-передачи здания (сооружения) № 735 от 09.10.2012 в качестве передаваемого объекта указан спальный корпус на 70 мест с гостиничным блоком, литера Б, общей площадью 2 980,9 кв.м; в акте приема-передачи здания (сооружения) № 738 от 09.10.2012 -учебный корпус с литерой К, общей площадью 9 590,1 кв.м; в акте приема-передачи здания (сооружения) № 737 от 09.10.2012 - спальный корпус с литерой Т, общей площадью 5 148,4 кв.м; в акте приема-передачи здания (сооружения) № 734 от 09.10.2012 - гостиница для нужд Президентского кадетского училища с литерой В общей площадью 2 368 кв.м; в акте приема-передачи здания (сооружения) № 733 от 09.10.2012 - бассейн с литерой Б2, общей площадью 1 735,3 кв.м; в акте приема-передачи здания (сооружения) № 736 от 09.10.2012 - спальный корпус с литерой Ж, общей площадью 2 928,4 кв.м.

Учитывая аналогичные наименования объектов основных средств, их характеристики (литеры, общие площади) в разрешениях на ввод объекта в эксплуатацию, приказе министра обороны Российской Федерации от 14.12.2012 № 2842, в свидетельствах о государственной регистрации права на недвижимое имущество, а также актах о приеме-передаче зданий (сооружений), суд соглашается, что при должной осмотрительности и внимательности ведущий бухгалтер ФИО5 имел возможность при оприходовании шести объектов основных средств своевременно снять данное недвижимое имущество с забалансового учета.

Довод заявителя о наличии расхождений в стоимости имущества в разрешениях на ввод объектов в эксплуатацию (831 724 978 руб.) и имущества, указанного в актах приема-передачи (884 146 093,18 руб.), что не позволило бухгалтеру ФИО5 идентифицировать указанные объекты, отклоняется судом, поскольку разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, приказ министра обороны Российской Федерации от 14.12.2012 № 2842, свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество, а также акты о приеме-передаче зданий (сооружений) помимо стоимостных показателей содержат иные сведения, позволяющие сопоставить спорные объекты недвижимого имущества.

Указанные нарушения ведения бюджетного учета ведущим бухгалтером ФИО5 привели к искажению справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах к балансу (ф.0503130) по состоянию на 01.01.2013.

Согласно материалам дела недвижимое имущество общей стоимостью 178 777 180,03 руб., находящееся в пользовании войсковой части 41600, ведущим бухгалтером ФИО7 не отражено по бюджетному учету.

В ходе проверки ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае в адрес ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ направлен запрос о предоставлении сведений о находящихся в пользовании войсковой части 41600 зданиях и сооружениях с указанием их балансовой стоимости.

После получения от ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ необходимой информации сотрудниками ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае проведено сличение данных бюджетного учета войсковой части 41600 и представленных ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ сведений.

В результате анализа установлено, что в справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (ф. 0503130) на 01.01.2013 недвижимое имущество в количестве двадцати восьми единиц общей стоимостью 178 777 180,03 руб., с 2011 года находящееся в пользовании войсковой части 41600, не учтено на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование»

Указанное недвижимое имущество (здание и сооружения) ведущим бухгалтером ФИО7 поставлено на учет войсковой части 41600 только 27.02.2013, что подтверждается бухгалтерскими справками №№ 00000001 -00000002.

Таким образом, вышеуказанные действия ведущего бухгалтера ФИО7 привели к искажению данных в справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах к балансу (ф.0503130) по состоянию на 01.01.2013.

В соответствии с представленными в дело материалами в бюджетном учете войсковой части 41600 дважды отражена спецтехника в количестве двух единиц автомобилей (Р-166).

Так, сотрудниками ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае в результате проверки установлено, что у материально ответственного лица ФИО15 выявлена недостача двух автомобилей (Р-166) на общую сумму 75 849 066,60 руб. (по бухгалтерскому учету числится 10 единиц спецтехники (Р-166), фактически для проверки предъявлено 8 единиц).

В соответствии с лицевым счетом, представленным начальником отдела технического обеспечения управления связи Южного военного округа ФИО16 в ходе проверки ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае, в войсковой части 41600 числится 13 единиц автомобилей (Р-166).

В связи с представленным лицевым счетом войсковой части 41600 ревизорами ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае проведена сплошная инвентаризация спецтехники Р-166, в ходе которой выявлено, что у материально ответственного лица ФИО17 установлен излишек спецтехники Р-166 на сумму 37 924 533,30 руб. (числиться 2 единицы спецтехники, фактически для проверке предъявлено 3 единицы).

Таким образом, проведенной инвентаризацией установлен излишек спецтехники Р-166 в количестве 1 единицы на сумму 37 924 533,30 руб., недостача в количестве 2 единиц на сумму 75 849 066,60 руб.

Согласно служебной пояснительной бухгалтера ОУМС № 9 ФИО18, недостача образовалась в результате дважды поставленных на бухгалтерский учет двух автомобилей марки Камаз, заводской №№ 110022, 110023; шасси №№ 2384793, 2384791: двигатель №№ В2604793, В2604829.

На основании приказа командира войсковой части 41600 в июле 2011 года была проведена инвентаризация основных средств и материальных запасов у материально ответственного лица ФИО19 , в ходе которой были выявлены излишки двух автомобилей марки Камаз (заводской №№ 110022, 110023), которые были проведены по бухгалтерскому учету бухгалтером ФИО18 бухгалтерской справкой от 29.11.2011 №15. В октябре 2011 года в войсковую часть 41600 от войсковой части 29928 централизованно поступили основные средства по извещению № БС000006, в котором были указаны 5 автомобилей, в том числе два Камаза (акт ОС № БС000006, № БС000005 - марки Камаз, заводской №№ 110022, 110023, шасси №№ 2384793, 2384791, двигатель №№ В2604793, В2604829).

Бухгалтером ФИО20 повторно справками от 05.11.2011 № 300-301 были поставлены на бухгалтерский учет вышеуказанные автомобили.

В ходе выездной проверки ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае бухгалтером ФИО20 указанные нарушения были устранены: бухгалтерской справкой от 17.04.2013 № 00000019 проведено сторнирование на общую сумму 87 226 426,68 руб., в том числе амортизации на общую сумму 11 377 360,08 руб.

Вышеуказанные действия бухгалтера ФИО6 привели к искажению бюджетной отчетности за 2012 год (по кодам строк 010, 013, 023, 150 баланса (ф. 0503130) по состоянию на 01.01.2013 на сумму 87 226 426,68 руб.

Факты совершения сотрудниками ФКУ «УФО МО РФ по СК» ФИО5, ФИО7 и ФИО6 указанных нарушений ведения бюджетного учета подтверждены материалами дела и заявителем не оспариваются.

Более того, выявленные нарушения устранены ФКУ «УФО МО РФ по СК» в добровольном порядке.

Из материалов дела следует, что ФКУ «УФО МО РФ по СК» создано на основании приказа министра обороны Российской Федерации от 20.09.2010 № 1144 «О реорганизации федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации» в соответствии со статьей 11.1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» для осуществления оперативной, тактической или иной функции управления войсковым звеном некоммерческого характера.

ФБУ «УФО МО РФ по Ставропольскому краю» является уполномоченным финансовым органом Министерства обороны Российской Федерации и предназначено для финансово-экономического обеспечения войсковых частей, дислоцирующихся на территории субъекта Российской Федерации, на основании заключаемого на безвозмездной основе договора за счет и в пределах ассигнований по утвержденным сметам войсковых частей и организаций.

Должностные обязанности бухгалтера (по учету материальных ценностей) ОУМС № 1 отдела учета и отчетности ФИО6, утверждены 05.11.2012 начальником ФКУ «УФО МО РФ по СК» ФИО9

Аналогичные должностные обязанности возложены на ведущих бухгалтеров ФИО5 и ФИО7

Принимая во внимание должностные обязанности бухгалтеров ФКУ «УФО МО РФ по СК», сотрудники ФКУ «УФО МО РФ по СК» наделены правами по проверке предоставляемых им первичных бухгалтерских документов, а также по контролю и планированию расходования войсковыми частями и учреждениями бюджетных денежных средств.

Поэтому, при проявлении бухгалтерами ФИО5, ФИО7 и ФИО6 должной осмотрительности и внимательности при обработке поступающих из войсковых частей и кадетского училища первичных документов, при своевременном проведении инвентаризаций и сличении полученных результатов с реестрами бюджетного учета, указанные сотрудники ФКУ «УФО МО РФ по СК» имели возможность не допустить нарушения ведения бюджетного учета, повлекшие искажение финансовой отчетности.

Учитывая изложенное, суд не соглашается с доводом заявителя о том, что зафиксированные в пунктах 4.1, 5.6, 5.7 представления о ненадлежащем исполнении бюджета руководителя ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае от 31.05.2013 № 45 нарушения в ведении бухгалтерского учета не являются основанием для вывода о нарушениях бюджетного законодательства.

Кроме того, ряд выявленных при проверке нарушений в ведении бухгалтерского учета учреждением устранен.

05.07.2013 в ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае поступил отчет ФКУ «УФО МО РФ по СК» о результатах рассмотрения представления ТУ Росфиннадзора (исх. от 01.07.2013 № 525/3/1220).

Согласно данному отчету с целью устранения нарушения, изложенного в пункте 4.1 представления от 31.05.2013 № 45 (передача имущества ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище» без соответствующих первичных документов), в организации, в которые направлено имущество кадетского училища, 16.05.2013 повторно направлены запросы №№ 544-546 для предоставления актов приема-передачи основных средств.

Отраженное в пункте 5.6 представления от 31.05.2013 № 45 нарушение (неотражение в бюджетном учете ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище» выбытия основных средств забалансового счета 01), устранено: в бюджетном учете на забалансовом счете 01 отражены объекты недвижимого имущества. Кроме того, ведущему бухгалтеру ФИО7 приказом начальника ФКУ «УФО МО РФ по СК» от 07.05.2013 № 39 объявлен выговор.

Нарушение, отраженное в пункте 5.7 представления от 31.05.2013 № 45 (двойное отражение в бюджетном учете воинской части 41600 спецтехники - автомобилей (Р-166) в количестве двух единиц), устранено в ходе проверки ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае: в бюджетном учете проведено сторнирование основных средств и амортизации. Кроме того, бухгалтеру ФИО6 приказом начальника ФКУ «УФО МО РФ по СК» от 17.04.2013 № 00000019 объявлен выговор.

22.07.2013 в ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае из военной прокуратуры Ставропольского гарнизона (исх. 19.07.2013 № 3350) также поступил отчет о результатах рассмотрения представления об устранении нарушений закона, выявленных в ходе совместной проверки специалистов военной прокуратуры Ставропольского гарнизона и ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае.

Судом правомерно отклонен довод о неверном определении ревизионной группой ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае положений законодательных и нормативных правовых актов, которые были нарушены бухгалтерами ФИО5, ФИО7 и ФИО6, ввиду следующего.

В акте выездной проверки ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае бухгалтеру ФИО5 за передачу имущества ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище» общей стоимостью 4 776,21 тыс. руб. по внутриведомственным расчетам без соответствующих первичных документов вменено нарушение пункта 48 Инструкции Минфина России от 01.12.2010 № 157н, а также пункта 9 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2012 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению».

За неотражение в бюджетном учете ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище» выбытия основных средств общей стоимостью 831 724 978 руб. (без учета проведенной модернизации) с забалансового счета 01 бухгалтеру ФИО5 вменено нарушение пункта 5 статьи 8, пункта 4 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», пунктов 9, 36, 48, 332 Инструкции Минфина России от 01.12.2010 № 157н, а также пункта 7 Инструкции Минфина России от 28.12.2010 № 191н.

За неотражение в бюджетном учете недвижимого имущества общей стоимостью 178 777 180,03 руб., фактически находящегося в пользовании войсковой части 41600, ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае бухгалтеру ФИО7 вменено нарушение пункта 5 статьи 8, пункта 4 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», пунктов 332, 333 Инструкции Минфина России от 01.12.2010 № 157н, а также пункта 20 Инструкции Минфина России от 28.12.2010 № 191н.

За двойное отражение в бюджетном учете воинской части 41600 спецтехники - автомобилей (Р-166) в количестве двух единиц ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае бухгалтеру ФИО6 вменено нарушение пункта 5 статьи 8, пункта 4 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также пункта 16 Инструкции Минфина России от 28.12.2010 № 191н.

В соответствии с пунктом 103 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденного приказом Минфина России от 04.09.2007 № 75н (далее - Инструкция Минфина России от 04.09.2007 № 75н), описание каждого нарушения, выявленного в ходе ревизии (проверки), встречной проверки, должны быть указаны: положения законодательных и нормативных правовых актов, которые были нарушены, к какому периоду относится выявленное нарушение, должностное, материально ответственное или иное лицо проверенной организации, допустившее нарушение.

В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (действовавшего в период совершения хозяйственных операций) все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.

Согласно пункту 4 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным -непосредственно после ее окончания.

Пунктом 9 Инструкции Минфина России от 01.12.2010 № 157н предусмотрено, что в целях обеспечения своевременного и достоверного отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни (результатов операций) субъект учета формирует первичный учетный документ в момент совершения факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно по окончании операции.

Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

Принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку (пункт 36 Инструкции Минфина России от 01.12.2010 № 157н).

Операции по поступлению, внутреннему перемещению, выбытию (в том числе по основанию списания) объектов основных средств оформляются бухгалтерскими записями на основании первичных (сводных) учетных документов в порядке, предусмотренном Инструкцией по применению Планов счетов (пункт 48 Инструкции Минфина России от 01.12.2010 № 157н).

Согласно пункту 57 Инструкции Минфина России от 01.12.2010 № 157н к нематериальным активам, принимаемым к бухгалтерскому учету, не относятся: научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, не давшие ожидаемых и (или) предусмотренных договором (государственным (муниципальным) контрактом) результатов; незаконченные и не оформленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы; материальные объекты (материальные носители), в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (далее - средства индивидуализации).

Пунктом 332 Инструкции Минфина России от 01.12.2010 № 157н определено, что на забалансовых счетах учреждением учитываются: ценности, находящиеся у учреждения, но не закрепленные за ним на праве оперативного управления (арендованное имущество; имущество, полученное с правом безвозмездного (бессрочного) пользования, поступившее на хранение и (или) переработку, а также по централизованным закупкам (централизованному снабжению) и т.п.); материальные ценности, учет которых согласно настоящей Инструкции предусмотрен вне балансовых счетов (основные средства, стоимостью до 3000 включительно, введенные в эксплуатацию, периодические издания для пользования в составе библиотечного фонда независимо от их стоимости, бланки строгой отчетности, имущество, приобретенное в целях награждения (дарения), переходящие награды, призы, кубки, материальные ценности, оплаченные по централизованным закупкам (централизованному снабжению), специальное оборудование для выполнения научно-исследовательских работ по государственным (муниципальным) договорам (контрактам), экспериментальные устройства, иные ценности, расчеты; обязательства, ожидающие исполнения, а также дополнительные аналитические данные об иных объектах учета и проведенных с ними операциях, необходимые для раскрытия сведений о деятельности учреждения в формируемой им отчетности.

Учет на забалансовых счетах ведется по простой системе.

Учреждения вправе вводить дополнительные забалансовые счета для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета.

Все материальные ценности, а также иные активы и обязательства, учитываемые на забалансовых счетах, инвентаризируются в порядке и в сроки, установленные для объектов, учитываемых на балансе.

В соответствии с абзацем 3 пункта 333 Инструкции Минфина России от 01.12.2010 № 157н объект имущества, полученный учреждением от балансодержателя (собственника) имущества, учитывается на забалансовом счете на основании акта приема-передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества и (или) права его пользования) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником).

Внутренние перемещения материальных ценностей в учреждении отражаются по забалансовому счету на основании оправдательных первичных документов путем изменения материально ответственного лица и (или) места хранения.

Согласно пункту 9 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2012 № 162н, выбытие основных средств в части объектов недвижимого имущества оформляется актом о списании объекта основных средств (ф. 0306003), актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001), акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030) с приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности (права оперативного управления) на объекты недвижимого имущества в установленных законодательством Российской Федерации случаях.

В соответствии с пунктом 7 Инструкции Минфина России от 28.12.2010 № 191н бюджетная отчетность составляется: на основе данных Главной книги и (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством Российской Федерации для получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджетов, администраторов источников финансирования дефицита бюджетов, финансовых органов, органов казначейства, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета; на основании показателей форм бюджетной отчетности, представленных получателями, распорядителями, главными распорядителями бюджетных средств, администраторами, главными администраторами доходов бюджета, администраторами, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета, финансовыми органами, органами казначейства, органами, осуществляющими кассовое обслуживание, обобщенных путем суммирования одноименных показателей по соответствующим строкам и графам с исключением в установленном указанной Инструкцией порядке взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям форм бюджетной отчетности.

Перед составлением годовой бюджетной отчетности должна быть проведена инвентаризация активов и обязательств в установленном порядке.

В пункте 16 Инструкции Минфина России от 28.12.2010 № 191н указано, что в разделе «Нефинансовые активы» предусмотрено отражение остатков по стоимости нефинансовых активов в разрезе следующих счетов бюджетного учета: 010100000 «Основные средства», 010110000 «Основные средства - недвижимое имущество учреждения»; 010130000 «Основные средства - иное движимое имущество учреждения»; 010140000 «Основные средства - предметы лизинга»; 010400000 «Амортизация»; 010410000 «Амортизация недвижимого имущества учреждения», 010430000 «Амортизация иного движимого имущества учреждения», 010440000 «Амортизация предметов лизинга», 010200000 «Нематериальные активы»; 010230000 «Нематериальные активы - иное движимое имущество учреждения»; 010240000 «Нематериальные активы - предметы лизинга»; 010439000 «Амортизация нематериальных активов - иного движимого имущества учреждения»; 010449000 «Амортизация нематериальных активов - предметов лизинга»; 010300000 «Непроизведенные активы»; 010500000 «Материальные запасы»; 010600000 «Вложения в нефинансовые активы»; 010610000 «Вложения в недвижимое имущество учреждения»; 010630000 «Вложения в иное движимое имущество учреждения»; 010640000 «Вложения в предметы лизинга»; 010700000 «Нефинансовые активы в пути»; 010710000 «Недвижимое имущество учреждения в пути»; 010730000 «Иное движимое имущество учреждения в пути»; 010740000 «Предметы лизинга в пути»; 010800000 «Нефинансовые активы имущества казны»; 010450000 «Амортизация имущества, составляющего казну»; 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг».

В соответствии с пунктом 20 Инструкции Минфина России от 28.12.2010 № 191н справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (ф. 0503130) формируется на основании показателей по учету имущества и обязательств, отраженных по забалансовым счетам с 01 по 26.

Исходя из материалов дела, бухгалтером ФИО5 по внутриведомственным расчетам осуществлена передача имущества ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище» общей стоимостью 4 776,21 тыс. руб. без соответствующих первичных документов (актов-приема передачи), что прямо противоречит пункту 48 Инструкции Минфина России от 01.12.2010 № 157н и пункту 9 Инструкции Минфина России от 06.12.2012 № 162н.

Также материалами дела подтверждено неотражение бухгалтером ФИО5 в бюджетном учете ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище» выбытия основных средств общей стоимостью 831 724 978 руб. (без учета проведенной модернизации) с забалансового счета 01, что противоречит пункту 5 статьи 8 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункту 36 Инструкции Минфина России от 01.12.2010 № 157н, пункту 48 Инструкции Минфина России от 01.12.2010 № 157н, пункту 332 Инструкции Минфина России от 01.12.2010 № 157н, пункту 7 Инструкции Минфина России от 28.12.2010 № 191н.

Неотражение бухгалтером ФИО7 в бюджетном учете недвижимого имущества общей стоимостью 178 777 180,03 руб., фактически находящегося в пользовании войсковой части 41600, противоречит пункту 5 статьи 8 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», пунктам 332, 333 Инструкции Минфина России от 01.12.2010 № 157н, а также пункту 20 Инструкции Минфина России от 28.12.2010 № 191н.

Двойное отражение бухгалтером ФИО6 в бюджетном учете войсковой части 41600 спецтехники - автомобилей (Р-166) в количестве двух единиц противоречит пункту 16 Инструкции Минфина России от 28.12.2010 № 191н.

Таким образом, вменение ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае бухгалтерам ФИО5, ФИО7 и ФИО6 нарушений указанных норм права является обоснованным.

Факт вменения ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае бухгалтерам ФИО5 , ФИО7 и ФИО6 нарушений пункта 5 статьи 8 (ФИО6), пункта 4 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 9 Инструкции Минфина России от 01.12.2010 № 157н суд оценивает с учетом должностных обязанностей указанных сотрудников ФКУ «УФО МО РФ по СК».

Статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также пунктом 9 Инструкции Минфина России от 01.12.2010 № 157н предусмотрена обязанность лиц, составивших и подписавших первичные учетные документы, по обеспечению достоверности содержащихся в них данных, по своевременному и качественному их оформлению, а также по передаче в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете.

Согласно материалам дела составление первичных документов осуществлялось сотрудниками войсковых частей и ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище», которые в дальнейшем передавались бухгалтерам, ведущим бюджетный учет.

Между тем представленные в дело должностные обязанности бухгалтеров ФИО5, ФИО7 и ФИО6 предусматривают осуществление приема и контроля первичной документации и подготовку ее к счетной обработке; проверку оправдательных документов на правильность оформления и законность совершения операций; контроль ведения материально-ответственными лицами обслуживаемой воинской части (организации) учета имущества и своевременное представление ими первичных учетных документов для отражения в бюджетном учете; участие в проведении инвентаризаций имущества и обязательств, своевременное и правильное определение результатов и отражение их в бюджетном учете.

Учитывая изложенное, указанные сотрудники ФКУ «УФО МО РФ по СК» наделены правом по контролю и оценке предоставляемых им документов, и в случае наличия сомнений в их достоверности - правом на проведение инвентаризации имущества.

Кроме того, факт неполного указания ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае в акте проверки норм права, нарушенных сотрудниками ФКУ «УФО МО РФ по СК» при выполнении должностных обязанностей (указание статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и пункта 9 Инструкции Минфина России от 01.12.2010 № 157н без должностных обязанностей), не свидетельствует о недействительности вынесенного представления и об отсутствии вины бухгалтеров ФИО5, ФИО7 и ФИО6 в ненадлежащем ведении бюджетного учета, повлекшего искажение финансовой отчетности.

Таким образом, ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае при составлении акта по результатам проверки и спорного представления нарушений пункта 103 Административного регламента не допущено, лица, нарушившие бюджетное и бухгалтерское законодательство, установлены заинтересованным лицом верно. Доводы заявителя в этой части подлежат отклонению.

Довод заявителя об отсутствии в указанных в спорном представлении нарушений в Классификаторе от 15.04.2008 № 43-01-03-23/1719 и № 200/455, судом отклоняется как противоречащий материалам дела.

Пунктом 1 вышепоименованных совместных указаний выявляемые нарушения классифицируются в соответствии с Классификатором от 15.04.2008 № 43-01-03­23/1719 и № 200/455, которым предусмотрены нарушения, связанные с нерезультативным, неэффективным и нерациональным расходом денежных средств.

Так, к незаконному (неправомерному) расходованию денежных средств и материальных ценностей, в том числе, отнесено расходование бюджетных средств без наличия соответствующих оправдательных документов (код 13112).

Изучив материалы дела, суд пришел к правильному выводу, что поскольку бухгалтером ФИО5 по внутриведомственным расчетам осуществлена передача имущества ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище» общей стоимостью 4 776,21 тыс. руб. без соответствующих первичных документов (актов-приема передачи), то есть расходы проведены, подтверждающие документы о передаче (акты приема-передачи) отсутствуют, ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае обоснованно данное нарушение классифицировано как неправомерное расходование материальных ресурсов, а именно расходование бюджетных средств без наличия соответствующих оправдательных документов, что соответствует коду 13112 Классификатора от 15.04.2008 № 43-01-03-23/1719 и № 200/455.

При этом нарушения, допущенные бухгалтерами ФИО5 (по неотражению в учете выбытия основных средств общей стоимостью 831 724 978 руб. с забалансового счета 01), ФИО7 и ФИО6, могли быть классифицированы ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае не как другие финансовые нарушения (как указано в представлении ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае от 31.05.2013 № 45), а как нарушения в бюджетном (бухгалтерском) учете и отчетности.

Кроме того, указанный классификатор носит рекомендательный характер при отнесении той или иной ситуации к определенному виду нарушения.

Таким образом, неточная классификация ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае выявленных нарушений не свидетельствует об отсутствии фактов несоблюдения сотрудниками ФКУ «УФО МО РФ по СК» действующего законодательства и не может являться основанием для безусловной отмены спорного представления.

На основании изложенного, требования ФКУ «УФО МО РФ по СК» о признании недействительными и незаконными пунктов 4.1, 5.6, 5.7 представления о ненадлежащем исполнении бюджета руководителя ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае от 31.05.2013 № 45 удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.

Анализ материалов дела свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции в обжалуемой части соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части по доводам, приведенным в жалобах.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 31.01.2014 по делу №А63-7814/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий С.И. Джамбулатов

Судьи З.А. Бейтуганов

Н.Н. Годило