НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2022 № А63-13830/2021

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,

e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8(87934) 6-09-16, факс: 8(87934) 6-09-14

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки Дело № А63-13830/2021

26.04.2022

Резолютивная часть постановления объявлена 25.04.2022.

Полный текст постановления изготовлен 26.04.2022.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Сомова Е.Г., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Афанасовым К.Б., при участии в судебном заседании от заявителя - Администрации города Невинномысска (г. Невинномысск, ОГРН 1022603624845) - Дудченко Е.Н. по доверенности от 03.06.2020, от заинтересованного лица - инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ставрополя (г. Ставрополь, ИНН 2635028348, ОГРН 1042600329969), в отсутствие Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю (г. Ставрополь, ИНН 2634025383, ОГРН 1022601972678), третьих лица: ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Администрацию города Ставрополя, Комитет финансов и бюджета администрации города Ставрополя, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Невинномысска на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.01.2022 по делу № А63-13830/2021,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Невинномысска обратилось в арбитражный суд с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ставрополя, Управлению Федерального казначейства по Ставропольскому краю, г. Ставрополя,

- о признании незаконным бездействие ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя, выразившееся в не направлении в Управление Федерального казначейства по Ставропольскому краю Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа в отношении НДФЛ, исчисленного и уплаченного ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с пособий по временной нетрудоспособности, выплаченным в период с 01.07.2020 по дату вступления в законную силу решения Арбитражного суда Ставропольского края работникам организаций и физических лиц, осуществляющих деятельность на территории города Невинномысска по месту нахождения Филиала № 6 ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, с целью его зачисления в бюджет муниципального;

- обязании ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя направить в Управление Федерального казначейства по Ставропольскому краю Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа в отношении НДФЛ, исчисленного и уплаченного ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных в период с 01.07.2020 по дату вступления в законную силу решения Арбитражного суда Ставропольского края работникам организаций и физических лиц, осуществляющих деятельность на территории города Невинномысска, для распределения Управлением Федерального казначейства по Ставропольскому краю сумм НДФЛ надлежащим образом, с целью их зачисления в бюджет муниципального образования города Невинномысска по месту нахождения филиала № 6 ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, с указанием в уведомлении в отношении платежей по НДФЛ за указанный период надлежащего кода ОКТМО;

- обязании Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю после поступления соответствующего уведомления от ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя в отношении платежей по НДФЛ ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенное неверное распределение сумм НДФЛ с учетом нахождения филиала №6 ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (город Невинномысск Ставропольского края) и надлежащего кода ОКТМО за период с 01.07.2020 по дату вступления в законную силу решения Арбитражного суда Ставропольского края.

Решением от 25.01.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты.

В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм права и несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела.

В отзывах на апелляционную жалобу налоговый орган, казначейство и Комитет финансов и бюджета администрации города Ставрополя, просят решение суда оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность, а жалобу - без удовлетворения.

Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судом, 05 мая 2021 года администрация г. Невинномысска обратилась в ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя с заявлением о проведении проверки правильности и полноты перечислении ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, НДФЛ, с пособий по временной нетрудоспособности и о направлении в УФК по СК уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа в отношении НДФЛ исчисленного и уплаченного ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с пособий по временной нетрудоспособности, выплаченным в период с 01.07.2020 по дату обращения в налоговый орган.

В ответ на заявление ИФНС России по Ленинскому району была проведена проверка правильности и полноты перечисления НДФЛ филиалом № 6 ГУ-СРО ФСС РФ при указании в платежных поручениях кода ОКТМО муниципального образования, в бюджет которого должна быть перечислена спорная сумма НДФЛ.

По результатам указанной проверки, платежей с некорректными данными установлено не было, о чем было сообщено заявителю письмом №04-20/005597 от 24.05.2021.

Заявитель, не согласившись с ответом налогового органа, обратился с жалобой на бездействие лиц должностных лиц ИФНС России по Ленинскому району в адрес УФНС России по СК.

Решением управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю (далее - УФНС России по Ставропольскому краю) от 28.07.2021 №08-19/01766, жалоба администрации осталась без удовлетворения.

Не согласившись с решением УФНС России по Ставропольскому краю, заявитель обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.

Отказывая в удовлетворении требований, суд правомерно исходил из следующего.

Положениями ст. 24, п. 1 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ, Налоговый кодекс) установлена обязанность российских организаций и индивидуальных предпринимателей, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц, причитающуюся к уплате с этих доходов.

Данная обязанность согласно пункту 2 статьи 226 НК РФ распространяется на случаи выплаты всех доходов физического лица, источником которых являются указанные лица (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм и уплата налога производятся в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 217 Налогового кодекса не подлежат обложению (освобождаются от налогообложения) налогом на доходы физических лиц, в том числе, государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком). Из содержания данной нормы следует, что оплата больничного листа не освобождается от обложения налогом на доходы физических лиц.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 223 Налогового кодекса датой получения дохода в виде пособия по временной нетрудоспособности является дата выплаты пособия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Кодекса налоговыми агентами признаются лица, на которых на основании пункта 3 статьи 24 Кодекса возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. В соответствии подпунктом 4 пункта 3 статьи 24 Кодекса налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Согласно пункту 6 статьи 226 Налогового кодекса при выплате налогоплательщику доходов, в частности, в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты.

При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 226 Налогового кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

В случае прямых выплат пособие работнику выплачивает не работодатель, а территориальный орган ФСС, который обязан как налоговый агент рассчитать, удержать и перечислить НДФЛ с выплачиваемых пособий.

Согласно пункту 1 статьи 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 226 НК РФ совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, если иной порядок не установлен указанным пунктом.

В силу указанных положений Налогового кодекса ГУ Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2634003750) является налоговым агентом и исполняет свою обязанность по перечислению налога в бюджет в части выплат по листкам нетрудоспособности по месту своей регистрации по адресу: 355002, г. Ставрополь, ул. 8 Марта, 3/1.

Вместе с тем филиалы и иные обособленные подразделения организации в целях применения положений главы 23 Налогового кодекса налоговыми агентами не являются.

Филиал № 6 ГУ- Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в платежных документах указывает ИНН, ОКТМО и КПП, ГУ - Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, в результате платежи отражаются в КРСБ филиала с соответствующими реквизитами.

Относительно необходимости направления в Управление Федерального казначейства по СК уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения правомерно учтено следующее.

Согласно ст. 6 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. На основании подпункта 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Исходя из положений ст. ст. 71, 72, 132 Конституции РФ, бюджетное регулирование относится к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Бюджетное регулирование представляет собой деятельность компетентных органов государственной власти и местного самоуправления на всех этапах бюджетного процесса, направленную на реализацию их полномочий в бюджетной сфере для обеспечения функционирования единой бюджетной системы РФ.

Вопрос перечисления налога на доходы физических лиц с выплаченных страховых выплат по обязательному социальному страхованию по ОКТМО муниципального образования, на территории которого зарегистрированы налоговые агенты, являющиеся работодателями физических лиц, получивших страховые выплаты, рассмотрен Министерством финансов Российской Федерации в письме от 28.02.2020 № 03-04-09/15262.

Так, Министерство финансов Российской Федерации отмечает, что возложение на налоговых агентов (региональные отделения Фонда социального страхования и филиалы отделения) обязанности по перечислению налога на доходы физических лиц в бюджеты по месту нахождения работодателей физических лиц, получивших страховые выплаты, приведет к увеличению административной нагрузки на налоговых агентов, а также к увеличению объемов налоговой отчетности.

В соответствии со статьей 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее -Бюджетный кодекс) законом субъекта Российской Федерации (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации или иного закона субъекта Российской Федерации на ограниченный срок действия) могут быть установлены нормативные отчисления в бюджеты муниципальных образований субъекта Российской Федерации от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом в бюджет субъекта Российской Федерации.

При этом Министерство финансов Российской Федерации посчитало нецелесообразным внесение изменений в Налоговый кодекс в части перечисления налога на доходы физических лиц с выплаченных страховых выплат по обязательному социальному страхованию по ОКТМО муниципального образования, на территории которого зарегистрированы налоговые агенты, являющиеся работодателями физических лиц, получивших страховые выплаты.

Таким образом, доводы налогоплательщика о неверном применении судом норм права, подлежащего применению при рассмотрении настоящего судебного спора, не соответствуют фактическим обстоятельствам.

Учитывая изложенное, представляются обоснованными выводы суда первой инстанции о правомерности действий инспекции в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах в части администрирования налоговых обязательств по налогу на доходы физических лиц, а также о несостоятельности доводов заявителя относительно бездействия налогового органа в части уведомления УФК по СК об уточнении вида и принадлежности платежа с целью зачисления НДФЛ в бюджет муниципального образования города Невинномысска.

Кроме того суд первой инстанции правомерно отметил, что в рамках настоящего спора не имело место бездействие должностных лиц, фактически истец не согласен с доводами ответчиков, изложенными в ответе от 24.05.2021 №04-20/005597 и решении, принятом по результатам рассмотрения жалобы администрации от 28.07.2021.

При таких обстоятельствах следует признать, что Администрацией города Невинномысска избран ненадлежащий способ защиты своих прав, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

При совокупности изложенных обстоятельств, суд находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными в полном объеме, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.01.2022 по делу № А63-13830/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий М.У. Семенов

Судьи Е.Г. Сомов

И.А. Цигельников