НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2007 № 16АП-1256/07

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционного суда

г. Ессентуки Дело № А63-3337/2007-С4

28 сентября 2007 г. Вх. № 16АП-1256/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 24.09.2007,

дата изготовления постановления в полном объеме 28.09.2007

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Параскевовой С.А., судей: Баканова А.П., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ничковой В.В., с участием от истца – общества с ограниченной ответственностью «Метос и К» - Даниленко С.Я. (доверенность от 01.02.2007), от ответчика – инспекции ФНС России по Промышленному району города Ставрополя – Лычева Д.С. (доверенность от 11.09.2007 № 9), рассмотрев апелляционную жалобу инспекции ФНС России по Промышленному району города Ставрополя на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.07.2007 по делу № А63-3337/2007-С2 (судья Керимова М.А.), установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Метос и К» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании недействительным решения от 20.03.2007 № 2675/07-ЮЛ инспекции ФНС России по Промышленному району города Ставрополя (далее – налоговый орган, налоговая инспекция) об отказе в государственной регистрации юридического лица и об обязании налоговую инспекцию выдать свидетельство о ликвидации юридического лица в связи с внесением записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица.

Решением суда от 13.07.2007 заявленные требования общества удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением, налоговая инспекция обратилась в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 13.07.2007 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению налогового органа, суд неверно применил нормы материального права, не исследовал фактические обстоятельства дела.

Правильность решения от 13.07.2007 проверяется в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, Шестнадцатый Арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании данных налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2006 года, представленной обществом, налоговым органов, произведено начисление в карточки лицевого счета налогоплательщика авансового платежа по налогу на прибыль подлежащего уплате в первом квартале 2007 года, в федеральный бюджет: по сроку уплаты 29.01.2007 (за январь 2007 года) – 913 рублей; по сроку уплаты 28.02.2007 (за февраль 2007 года) – 913 рублей; по сроку уплаты 28.03.2007 (за март 2007 года) – 914 рублей. В бюджет субъекта Российской Федерации: по срокам уплаты 29.01.2007 (за январь 2007 года) – 2459 рублей; по сроку уплаты 28.02.2007 (за февраль 2007 года) – 2459 рублей; по сроку уплаты 28.03.2007 (за марта 2007 года) – 2459 рублей.

Решением о проведении выездной налоговой проверки от 26.12.2006 № 509, назначена проверка в связи с ликвидацией общества.

Из справки от 14.05.2007 № 92 о проведенной выездной налоговой проверки общества усматривается, что во исполнение решения от 26.12.2006 № 509 налоговым органом проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет:

- налога на прибыль предприятий и организаций, за период с 16.11.2005 по 30.09.2006;

- налога на имущество предприятий, за период с 16.11.2005 по 30.09.2006;

- налога на добавленную стоимость, за период с 16.11.2005 по 30.09.2006;

- единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, за период с 16.11.2005 по 30.09.2006;

- земельного налога, за период с 16.11.2005 по 30.09.2006;

- налога на рекламу, за период с 16.11.2005 по 30.09.2006;

- транспортного налога, за период с 16.11.2005 по 30.09.2006;

- страховых взносов, за период с 16.11.2005 по 30.09.2006;

- единого социального налога, за период с 16.11.2005 по 30.09.2006;

- налога на доходы физических лиц, за период с 16.11.2005 по 30.09.2006.

Решением от 02.03.2007 № 1922 о взыскании налогов, налоговым органом принято решение о взыскании налога (сбора), а также пени за счет денежных средств общества на счетах в банках в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога от 05.02.2007 № 2082, в размере неуплаченных (не полностью уплаченных): налогов – 3421 рубль, пеней – 303 рубля 29 копеек.

Из решения от 29.06.2007 № 163 о привлечении налогоплательщика (общество) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения следует, что с общества подлежит взысканию в бюджет по видам налогов и сборов 58643328 рублей 14 копеек, в том числе: налоги – 45197859 рублей; штрафы – 9039672 рублей 20 копеек; пени – 4405796 рублей 94 копейки.

В статье 21 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлен перечень документов, представляемых для государственной регистрации при ликвидации юридического лица. Подпунктом «а» пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ предусмотрено представление заявителем подписанного им заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В данном заявлении должно быть указано, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях.

Из статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ следует, что государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица. Документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица. Представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

Также после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Кроме того, промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Из правового анализа данной нормы следует, что ликвидационный баланс составляется после завершения расчетов с кредиторами, чьи требования удовлетворяются в соответствии с очередностью, установленной статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 которой предусматривает под требованиями четвертой очереди задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

Из материалов дела усматривается, что уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица и назначении ликвидатора поступило в налоговый орган 15.12.2006, на основании которого 22.12.2006 была внесена запись о внесении в Единый государственный реестр юридических сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица за № 2062635287284. Промежуточный ликвидационный баланс обществом представлен в налоговый орган 28.02.2007, окончательный ликвидационный баланс представлен 01.03.2007.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов. Данная обязанность согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетом (внебюджетными фондами) в соответствии со статьей 49 данного Кодекса.

Судом установлено, что общество не произвело в установленный законодательством срок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль за 1-й месяц 1-го квартала 2007 года, которые были исчислены налогоплательщиком в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2006 года, налоговый орган направил обществу требование от 05.02.2007 № 2082 об уплате налога. Указанное требование общество не исполнило.

В соответствии со статьей 49 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации. В случае недостаточности денежных средств оставшаяся задолженность должна быть погашена учредителями указанной организации в пределах и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Налоговый орган как кредитор по платежам в бюджет также должен соблюдать установленный порядок предъявления требований при ликвидации. Несоблюдение налоговой инспекцией установленного законодательством порядка предъявления требований при ликвидации влечет установленные законодательством последствия, в том числе в виде погашения требований кредитора.

В данном случае, по мнению суда апелляционной инстанции, таких нарушений установленного законодательством порядка предъявления требований при ликвидации юридического лица не установлено. Налоговая инспекция своевременно, до представления юридическим лицом ликвидационного баланса, провела налоговую проверку расчетов налогоплательщика по обязательствам с бюджетом. Установив наличие недоимки, налоговый орган направил в адрес общества требование об уплате налогов, сборов, а также решение, принятое по результатам проверки.

Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что ни промежуточный, ни ликвидационный баланс не содержат в себе сведения о наличии задолженности у общества перед бюджетом по данным платежам.

Поскольку в представленном обществом ликвидационном балансе сведения об отсутствии у налогоплательщика задолженности перед бюджетом не соответствуют действительности и вышеназванным нормам права, то апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого налогоплательщиком решения налоговой инспекции от 20.03.2007 № 2675/07-ЮЛ об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией.

В соответствии со статьей 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе: отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.

В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.16, 333.17, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы следует возложить на общество с ограниченной ответственностью «Метос и К».

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.07.2007 по делу № А63-3337/2007-С4 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

В иске обществу с ограниченной ответственностью «Метос и К» о признании недействительным решения от 20.03.2007 № 2675/07-ЮЛ инспекции ФНС России по Промышленному району города Ставрополя об отказе в государственной регистрации юридического лица и об обязании выдать свидетельство в связи с внесением записи в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственность «Метос и К» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей.

Постановление апелляционного суда вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий С.А. Параскевова

Судьи: А.П. Баканов

З.М. Сулейманов