НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2023 № А63-21913/2022

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357600, http://www.16aas.arbitr.ru,

e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. (87934) 6-09-16, факс: (87934) 6-09-14

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки Дело № А63-21913/2022

20 октября 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2023 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сомова Е.Г., судей Цигельникова И.А. и Сулейманова З.М. при ведении протокола судебного заседания секретарем Красса Л.П., с участием от заявителя – Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю – Литвиновой Н.Н. (доверенность от 23.08.2023), в отсутствие заинтересованного лица – общественной организации «Федерация каратэ Ставропольского края», извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общественной организации «Федерация каратэ Ставропольского края» на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.07.2023 по делу № А63-21913/2022,

УСТАНОВИЛ:

государственное учреждение Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю (далее – фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением к общественной организации «Федерация каратэ Ставропольского края» (далее – организация) о взыскании финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений персонифицированного учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон № 27-ФЗ) по форме СЗВ-М за июль 2020 года в размере 500 рублей, по форме СЗВ-Стаж за 2018 год в размере 500 рублей, а всего 1 000 рублей. Фонд заявил ходатайство о восстановлении срока на подачу иска.

Решением суда от 19.07.2023 заявление фонда удовлетворено. Судебный акт мотивирован наличием у фонда правовых оснований для привлечения организации к ответственности.

В апелляционной жалобе организация просила решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Податель жалобы указал, что у председателя общественной организации не возникло трудовых или гражданско-правовых отношений с общественной организацией. Общим собранием и советом общественной организации не принималось решение об установлении вознаграждения председателю за осуществление своей деятельности, которую он выполняет на безвозмездной основе. На лиц, осуществляющих безвозмездно свою деятельность, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не начисляются.

В отзыве фонд просил решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании представитель фонда возражал по доводам жалобы.

Организация явку представителя в судебное заседание не обеспечила, уведомлена о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке. Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие данного лица в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, фонд провел проверку в отношении организации по вопросу правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета и установил, что организация представила в фонд сведения исходной формы СЗВ-М за июль 2020 года в отношении 1 застрахованного лица 20.08.2020, т.е. с нарушением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (на два дня), а также не предоставила сведения по форме СЗВ-Стаж за 2018 год на 1 застрахованное лицо, срок предоставления которых истек 01.03.2019.

По данному факту фонд составил акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 21.08.2019
№ 036S18190019988, от 26.08.2020 № 036S18200014312 и вынес решения от 26.09.2019
№ 036S19190020844, от 02.10.2020 № 036S19200014411 о привлечении организации к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в общей сумме 1000 рублей и выставил требование об уплате финансовых санкций от 22.10.2019, от 02.11.2020.

Неисполнение требований явилось основанием для обращения фонда в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа.

Суд апелляционной инстанции считает, что фондом соблюден срок обращения в суд с иском.

Согласно абзацу 17 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Согласно абзацу 20 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций не превысила 3 000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев, со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Из материалов дела следует, что срок исполнения ответчиком самого раннего требования фонда об уплате штрафа (от 22.10.2019) истек 12.11.2019. Общая сумма требований фонда не превышает 3000 руб., следовательно, срок на подачу иска истекает 12.05.2023. Иск поступил суд первой инстанции 30.03.2023, т. е. в пределах установленного срока.

Суд первой инстанции удовлетворил требования фонда, при этом обоснованно исходил из следующего.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Как видно из материалов дела, что актом от 26.08.2020 № 036S18200014312 фонд установил нарушение предоставление организацией сведений исходной формы СЗВ-М за июль 2020 года в отношении 1 застрахованного лица 20.08.2020, т.е. с нарушением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (на два дня).

Установив, что исходные сведения о застрахованном лице по форме СЗВ-М за июль 2020 года представлены организацией с нарушением установленного законом срока (до 17.08.2020 с учетом выходных дней), суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в данном случае правовых оснований для удовлетворения требования фонда о взыскании с организации финансовых санкций, предусмотренных абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в размере 500 рублей.

Кроме того, актом от 21.08.2019 № 036S18190019988 установлено организацией нарушение положений пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, выразившееся в не предоставлении исходной формы по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год в отношении руководителя общественной организации Вишняк Р.И.

Довод организации об отсутствии обязанности по представлению сведений в отношении руководителя страхователя, поскольку с ним не заключен трудовой договор, суд принял во внимание следующее.

В силу части 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. При этом, как установлено частью 1 статьи 53 ГК РФ, юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.

Ответчик зарегистрирован в качестве юридического лица, организационно-правовой формой которого является "общественная организация". Деятельность названных юридических лиц регулируется разделом 3 параграфа 6 главы 4 ГК РФ и статьей 8 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон № 82-ФЗ), в соответствии с которой общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Согласно части 2 статьи 123.7 ГК РФ, в общественной организации образуется единоличный исполнительный орган (председатель, президент и т.п.) и могут образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, правление, президиум и т.п.). Конкретизируя приведенное положение, статья 8 Федерального закона № 82-ФЗ закрепила, что в случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Статьей 273 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) руководитель организации определен как физическое лицо, которое в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. Права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором (статья 274 ТК РФ). В свою очередь, под трудовым договором статья 56 ТК РФ понимает соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

По смыслу приведенных норм права, единоличный исполнительный орган общественной организации является наемным работником данной организации на основании заключенного с ним трудового договора.

Статьями 7 и 37 Конституции Российской Федерации закреплен принцип оплаты труда.

Из материалов дела усматривается, что в спорный период председателем совета общественной организации «Федерация каратэ Ставропольского края» являлся Вишняк Роман Иванович (с марта 2023 года Ревенко Д.В.).

Деятельность организации регламентирована Уставом, постоянно действующим руководящим органом районной общественной организации является совет, повседневное руководство общественной организацией осуществляет председатель. При этом, на совет организации и ее председателя возложено повседневное выполнение определенных функций на этих выборных должностях, прямо поименованных в Уставе, в том числе принимают решение об оплате труда и другие внутренние нормативные акты, регулирующие деятельность организации.

Таким образом, поскольку в силу указанных выше норм права на руководителей (председателей) некоммерческих организаций возложено выполнение определенных функций на этих выборных должностях, их деятельность является трудовой деятельностью физического лица.

В силу статей 8 и 11 Закона № 27-ФЗ страхователь обязан представлять сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.

Пунктом 7 статьи 431 НК РФ предусмотрена, в том числе, обязанность плательщика страховых взносов представлять по форме, формату и в порядке, которые утверждены ФНС, в налоговый орган по месту нахождения организации персонифицированные сведения о физических лицах, включающие персональные данные физических лиц и сведения о суммах выплат и иных вознаграждений в их пользу за предшествующий календарный месяц, - не позднее 25-го числа каждого месяца, следующего за истекшим.

Освобождение от исполнения обязанности плательщика страховых взносов по представлению персонифицированных сведений о физических лицах в случае отсутствия выплат физлицам по договорам, указанным в пункте 1 статьи 420 НК РФ, Налоговым кодексом не предусмотрено.

Таким образом, руководитель общественной организации является застрахованным лицом, сведения о котором должны предоставляться в орган Пенсионного фонда согласно части 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.

Судом первой инстанции дана оценка ссылкам организации на письмо Пенсионного Фонда РФ от 13.07.2016 № ЛЧ-08- 26/9856, в котором даны разъяснения, что обязанность по представлению сведений персонифицированного учета в отношении руководителей общественной организации зависит от факта наличия или отсутствия трудовых или гражданско-правовых отношений, в связи с чем, в случае, отсутствия оформления таких отношений представление отчетности по формам СЗВ-М не требуется.

Как верно отметил суд, в период с 2016 года по настоящее время подобные разъяснения с различной позицией уполномоченного органа давались неоднократно.

В письме Пенсионного фонда России от 02.09.2020 № СЧ-25-24/18011 даны разъяснения по вопросу отнесения руководителей и/или членов некоммерческих организаций к неработающим лицам.

В письме же Пенсионного фонда России от 06.05.2016 № 08-22/6356 даны обратные разъяснения.

В письме Федеральной налоговой службы России от 02.03.2023 № БС-4-11/2477 изложена позиция, согласно которой, руководители организаций, безвозмездно выполняющие свои функции, относятся к неработающим лицам и персонифицированные сведения в их отношения не представляются.

Впоследствии письмом от 28.03.2023 № БС-4-11/3699@ Федеральная налоговая служба довела до сведения сотрудников территориальных органов информацию о том, что в случае отсутствия у общественной организации выплат в пользу физических лиц (включая руководителя) такие организации обязаны представить в установленный срок в налоговые органы персонифицированные сведения о физлицах с прочерками. Дополнительно в названном документе сообщено, что письмо ФНС России от 02.03.2023 № БС-4-11/2477@ не подлежит применению.

24 мая 2023 года письмом № 03-15-08/47331 Федеральной налоговой службы России даны разъяснения, согласно которым в случае, если между руководителями НКО и самими НКО не заключены трудовые договоры или гражданско-правовые договоры на оказание управленческих услуг и такие руководители на основании решения высшего органа управления НКО выполняют свои функции безвозмездно, то такие руководители не могут быть отнесены к кругу застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, персонифицированные сведения об указанных лицах в налоговые органы не представляются.

Таким образом, судом верно отмечено, что однозначная позиция по данному вопросу до настоящего времени не выработана, вместе с тем, в силу статьи 1 НК РФ письма подобного контекста не относятся к актам законодательства о налогах и сборах, и в соответствии требованиями статьи 13 АПК РФ подобные письма не являются нормативными правовыми актами, подлежащими применению при рассмотрении дела.

С учетом данных обстоятельств, суд поддержал позицию фонда, согласно которой организация обязана была предоставлять сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, и счел доказанным факт нарушения организацией об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, взыскав сумму финансовых санкций.

Довод подателя жалобы о том, что у него отсутствовала обязанность по представлению сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, на председателя ответчика, который безвозмездно выполняет трудовые функции в некоммерческой организации – общественном учреждении, отклоняются, поскольку отсутствие факта начисления в пользу вышеуказанного лица выплат и иных вознаграждений за отчетный период не имеет правового значения для соблюдения обязанности по представлению в отношении него отчетности.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии судом первой инстанции законного и обоснованного судебного акта с правильным применением норм материального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.07.2023 по делу
№ А63-21913/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий Е.Г. Сомов

Судьи: И.А. Цигельников

З.М. Сулейманов