НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2014 № 16АП-1005/14

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки

20 мая 2014 года Дело № А15-1744/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2014 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Жукова Е.В.,

судей: Бейтуганова З.А., Джамбулатова С.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Огай А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия «Водоканал» на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.01.2014 по делу № А15-1744/2013

по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Производственное объединение “Луч”» (ОГРН 1020502131440),

к муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» (ОГРН 1020502130516),

о признании незаконным отказа в выдаче технических условий на водоснабжение и водоотведение и обязании их выдать (судья Гаджимагомедов И.С.),

в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «Производственное объединение “Луч”» (далее – истец, общество, ООО ПО «Луч», ООО «Производственное объединение “Луч”») обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» (далее – ответчик, предприятие, МУП «Водоканал») о признании незаконным отказа в выдаче технических условий на водоснабжение и водоотведение и обязании их выдать.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора? привлечены УФАС России по РД, администрация г. Каспийска, КП РД «Спецбытстройсервис» и ПЖСК «Салют».

Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.01.2014 по делу № А15-1744/2013 исковые требования общества удовлетворены. Суд первой инстанции признал незаконным отказ муниципального унитарного предприятия «Водоканал», выраженный в письме № 462 от 19.11.2013 и обязал муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» выдать обществу с ограниченной ответственностью «Производственное объединение “Луч”» технические условия на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения жилого дома в г. Каспийск МКР № 7 поз. 13 А, Б, В.

Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.01.2014 по делу № А15-1744/2013, предприятие обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований ООО «Производственное объединение “Луч”».

В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что при вынесении решения судом нарушены нормы материального права. Кроме того, судом не полно выяснены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и являются ошибочными.

По мнению заявителя, в материалах дела между сторонами отсутствует факт законного владения ответчиком сетями водоснабжения и водоотведения и именно сетями в МКР № 7 г. Каспийска.

Апеллянт указывает, что истцом также не представлены доказательства о действительной возможности водоочистных сооружений обеспечить питьевой водой весь город с 103 тысячным населением и дополнительно еще обеспечить, в том числе, новый МКР № 7, когда водоочистные сооружения рассчитаны на подачу питьевой воды на 30 тыс. куб в день. Отсутствуют доказательства, которые, по мнению ответчика, обязаны представить стороны в суд о наличии и принятия в состав муниципального имущества города Каспийска в МКР № 7, зарегистрированного в соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ от 21.07.1997 (в ред. от 05.06.2012г.) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Отсутствуют в материалах дела договора о передаче имущества расположенных в МКР 7 (насосных и очистных станций) в муниципальную собственность города, а также нет передачи имущества в хозяйственное ведение на баланс МУП «Водоканал» г. Каспийска.

По мнению заявителя, суд первой инстанции в обосновании принятого решения, ссылаясь на обстоятельства, несоответствующие действительности и противоречащие законодательству Постановлению Правительства Российской Федерации № 83, Федеральному закону N 416-ФЗ от 07.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении», принял незаконное и необоснованное решение.

В отзыве на апелляционную жалобу ООО ПО «Луч», ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного судебного акта, просило отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

Лица, участвующие в деле, о месте и времени проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в судебное заседание не явились, представителей не направили.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

Правильность решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.01.2014 по делу № А15-1744/2013 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, в отзыве на апелляционную жалобу, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.01.2014 по делу № А15-1744/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, в соответствии с договором от 06.03.2008 (регистрационным номером 05-05-12/010/2008-014), заключенным на основании постановления администрации ГО «город Каспийск» № 160 от 16.04.2007, истцу на праве аренды под строительство жилого дома предоставлен земельный участок площадью 0,6 га, расположенный в МКР № 7 г. Каспийска.

На указанном земельном участке истцом построены жилые дома (позиции 13 А, Б, В), на которые получены положительные заключения государственной экспертизы № 05-1-4-0091-08 от 20.05.2008 и № 05-1-4-0204-09 от 07.10.2009.

В связи с отказом ответчика выдать истцу технические условия на подключение дома к сетям водоснабжения и водоотведения, истец обратился в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений и применил нормы права, регулирующие спор.

В соответствии с пунктом 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за подключение предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение 14-ти дней по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков. Пунктом 10 названной статьи установлено, что порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического № 83 обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 (далее - Правила N 83) при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления. Порядок получения органом местного самоуправления указанных технических условий установлен пунктами 5, 8 Правил N 83 и предусматривает направление запроса органа местного самоуправления либо правообладателя земельного участка о предоставлении технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14-ти рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 Правил N 83 запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Пунктом 4 правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (части 2 Правил N 83) предусмотрено, что подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется в порядке, который включает следующие этапы: подача заказчиком заявления о подключении; заключение договора о подключении; выдача исполнителем заказчику условий подключения, которые не противоречат техническим условиям, ранее полученным заказчиком от исполнителя или органа местного самоуправления. Таким образом, подключению объекта к сетям предшествует выдача технических условий заказчику.

Выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы (пункт 9 Правил N 83).

В соответствии с пунктом 12 Правил № 83 в случае обращения правообладателя земельного участка, который намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, если технические условия на его подключение отсутствовали либо истек срок их действия, или в случае обращения органа местного самоуправления в целях получения информации о земельных участках, находящихся в границах застроенных территорий, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определяет технические условия:

- на основе анализа резерва мощностей по производству соответствующих ресурсов и приему сточных вод и пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, а в точках взаимного присоединения - совместно с организациями, осуществляющими эксплуатацию технологически связанных сетей инженерно-технического обеспечения с учетом указанного анализа;

- с учетом оценки альтернативных вариантов подключения объектов капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения;

- с учетом принятых такой организацией в соответствии с ранее выданными техническими условиями обязательств по обеспечению подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а в отношении сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения также с учетом схем тепло-, водоснабжения и водоотведения.

Согласно пункту 13 Правил № 83 возможность подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей инженерно-технического обеспечения, используемых в процессе холодного водоснабжения и водоотведения) в случаях, указанных в пункте 12 настоящих Правил, существует:

- при наличии резерва пропускной способности сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема ресурса;

- при наличии резерва мощности по производству соответствующего ресурса.

Отсутствие на момент запроса указанных резервов является основанием для отказа в выдаче технических условий, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.

При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, используемым в процессе холодного водоснабжения и водоотведения, и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая эксплуатацию указанных сетей, не вправе отказать в выдаче технических условий.

В силу пункта 14 Правил № 83 в целях подтверждения наличия резервов пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, обеспечивающих передачу необходимого объема ресурса, и (или) резерва мощности по производству соответствующего ресурса организация, получившая запрос о выдаче технических условий, согласовывает технические условия с организациями, владеющими технологически связанными сетями инженерно-технического обеспечения и (или) объектами по производству данного ресурса.

Соответствующие организации в течение 5 рабочих дней с даты обращения должны согласовать данную информацию либо представить письменный мотивированный отказ.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истец, как собственник объекта незавершенного строительства, которому земельный участок предоставлен для строительства жилого дома, правомерно требует от ответчика выдачи технических условий на подключение дома к сетям водоснабжения и водоотведения, поскольку истец обращался к ответчику с соответствующим запросом № 13/10-17 от 21.10.2013, а ответчик письмом № 462 от 19.11.2013 в установленный законом срок неправомерно отказался выдавать указанные условия.

С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению.

Доводы ответчика об отсутствии достаточных мощностей и возможности для подключения дома ответчика судом первой инстанции обоснованно отклонены, поскольку имеются инвестиционные программы развития сетей, в том числе постановлением Правительства Республики Дагестан № 179 от 11.06.2009 «О республиканской инвестиционной программе на 2009 год и государственной поддержке дорожного хозяйства Республики Дагестан в 2009 году» (приложение № 4 Мероприятия по обеспечению населения РД качественной питьевой водой и развитию сетей канализации на 2009 год) к на развитие сетей водоснабжения и канализации новых МКР г. Каспийска выделены средства. Кроме того, на развитие сетей водоснабжения и канализации новых МКР г. Каспийска выделены средства на основании Закона РД «О Республиканском бюджете РД на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (приложение № 12 к таблице № 4 Республиканская адресная инвестиционная программа на 2012 год раздел «Перечень строек и объектов для Республиканских государственных нужд на 2012 год» - «коммунальное хозяйство»).

Строительство новых сетей водоснабжения в микрорайоне № 7 г. Каспийска в соответствии Генпланом города подтверждено и письмами администрации городского округа «Город Каспийск» № 4049 от 20.09.2013, № 1-805а от 30.12.2013.

Более того, об отсутствии препятствий для выдачи технических условий свидетельствует и то обстоятельство, что третьим лица, также осуществляющим строительство домов в этом же микрорайоне города, технические условия выданы. Об отсутствии препятствий для выдачи технических условий свидетельствует и факт выдачи технических условия № 18 от 16.04.2007 на водоснабжение и водоотведение многоэтажных жилых домов в микрорайоне № 7 г. Каспийска (истечение срока действия которых послужило основанием для обращения истца за выдачей новых условий).

При этом доводы ответчика о том, что построенные и строящиеся объекты инженерных сетей судом первой инстанции правомерно не приняты в муниципальную собственность не имеет значения для дела, так как в соответствии с пунктом 7 Правил № 83 органам местного самоуправления рекомендовано принимать созданные за счет правообладателя земельного участка за пределами границ земельного участка сети инженерно-технического обеспечения в муниципальную (государственную) собственность, что также направлено на обеспечение возможности осуществления снабжения соответствующими коммунальными услугами.

Тем самым ответчиком не доказано наличие достаточных оснований для отказа в выдаче технических условий.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы о признании незаконным отказ муниципального унитарного предприятия «Водоканал», выраженный в письме № 462 от 19.11.2013 и обязании муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» выдать обществу с ограниченной ответственностью «Производственное объединение “Луч”» технические условия на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения жилого дома в г. Каспийск МКР № 7 поз. 13 А, Б, В. не обоснованы и противоречат закону, исследовались судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка и обоснованно отклонены как не соответствующие закону и противоречащие материалам дела. Результаты оценки этих доводов заявителя отражены в принятом по делу судебном акте. Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод об удовлетворении заявленных требований общества.

Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам находит, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера. Судом правильно применены нормы материального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права, вынесено законное и обоснованное решение.

В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы следует возложить на подателя жалобы, однако взысканию не подлежат, поскольку государственная пошлина в сумме 2 000 руб. уплачена при подаче апелляционной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.01.2014 по делу № А15-1744/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия «Водоканал» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Республики Дагестан.

Председательствующий Е.В. Жуков

Судьи З.А. Бейтуганов

С.И. Джамбулатов