НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 № 16АП-505/14

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ 

г. Ессентуки Дело №А15-2810/2013

14 апреля 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2014 года

Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2014 года

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),

судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гузоевым А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Дагестан в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу заявителя – федерального государственного предприятия «Почта России» в лице филиала Управление Федеральной почтовой связи по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.12.2013 по делу А15-2810/2013 (судья Батыраев Ш.М.)

по заявлению федерального государственного предприятия «Почта России» в лице филиала Управление Федеральной почтовой связи по Республике Дагестан (г. Махачкала, ул. Абубакарова, 18, ИНН: 7724261610, ОГРН: 1037724007276)

к Дагестанской таможне (г. Махачкала, ул. Юсупова, 24, ИНН: 0541015036, ОГРН: 1020502528727)

о признании недействительным постановления от 27.08.2013 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 16.9 КоАП РФ,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – представитель по доверенности Гамзатов Г.М.,

от заинтересованного лица – представитель по доверенности Абдулжалилова С.Ю., Гуцилаев К.К.,

УСТАНОВИЛ:

федеральное государственное предприятие «Почта России» в лице филиала Управление Федеральной почтовой связи по Республике Дагестан (далее – заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Дагестанской таможне (далее – заинтересованное лицо, таможня) о признании недействительным постановления от 27.08.2013 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 16.9 КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.12.2013 в удовлетворении заявления отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что вина в совершении правонарушения установлена. Оснований для применения малозначительности не имеется.

Не согласившись с решением, предприятие подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что суд не учел принципы соразмерности наказания и не применил малозначительность. Вина не установлена.

В отзыве на апелляционную жалобу таможня просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании стороны поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, изучив и оценив в совокупности материалы дела, заслушав представителей сторон, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 23.07.2012 Балтийским таможенным постом Калининградской таможни на Махачкалинский таможенный пост Дагестанской таможни направлено уведомление от 21.07.2012 № 234СР об отправке в адрес Расуловой Х.А. международного почтового отправления (далее – МПО) № CL28776268DE весом 19,490 кг., поступившее из Германии и подлежащее декларированию таможенному посту в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

30.04.2013 в таможню от Калининградской таможни поступило письмо от 08.04.2013 № 48-01-20/126, в котором указано, что сведения из информационной системы ФГУП «Почта России», указанные в МПО таможенному органу не предъявлялись.

В ходе проверки таможней установлено, что МПО поступило в отделение почтовой связи № 3 г. Хасавюрт и выдано 28.07.2012 без разрешения таможенного органа, что явилось основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.

12.07.2013 в отношении предприятия составлен протокол об административном правонарушении.

27.08.2013 постановлением предприятие привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 16.9 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 305 000 рублей.

Считая, что постановление является недействительным, предприятие обратилось в суд с настоящим заявлением.

Разрешая заявленный спор при изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества признаков состава вмененного ему административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ недоставка товаров, перевозимых в соответствии с таможенным транзитом, в место доставки либо выдача (передача) без разрешения таможенного органа или утрата товаров, находящихся под таможенным контролем, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой; на должностных лиц -от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой.

Порядок производства таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу РФ в международных почтовых отправлениях регламентируется Таможенным кодексом Таможенного союза (далее - ТК ТС), а также Правилами таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу РФ в международных почтовых отправлениях (далее -Правила), утвержденными приказом ГТК РФ от 03.12.2003 N 1381.

На основании подпункта 16 пункта 1 статьи 4 ТК ТС под МПО для целей применения главы 44 ТК ТС понимаются почтовые отправления, принимаемые для пересылки за пределы таможенной территории Таможенного союза, поступающие на таможенную территорию Таможенного союза либо следующие транзитом через эту территорию и сопровождаемые документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза. Пунктом 1 статьи 312 ТК ТС закреплен перечень объектов относящихся к международным почтовым отправлениям, в число которых также входят посылки.

Согласно пункту 3 Правил пересылка через таможенную границу Российской Федерации МПО осуществляется с использованием почтовых документов, среди которых предусмотрена таможенная декларация CN 23, форма которой установлена Исполнительным регламентом Всемирной почтовой конвенции.

Непосредственный обмен МПО почтовыми службами Российской Федерации с почтовыми службами зарубежных стран осуществляется под таможенным контролем в пунктах международного почтового обмена, определяемых ГТК РФ (ФТС России) совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи (пункты 4,5 Правил). В данном случае пунктом международного почтового обмена являлся согласно приложению N 1 к Правилам -Международный почтамт, находящийся по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, д. 37.

Правилами установлены три процедуры (порядка) завершения производства таможенного оформления и таможенного контроля МПО, первая из которых осуществляется таможенными органами, находящимися непосредственно в местах международного почтового обмена в зависимости от стоимости товаров, пересылаемых в МПО, составляющей более 5 000 рублей, а остальные две процедуры предусматривают их завершение по месту расположения самого адресата МПО.

В силу пункта 39 Правил, если в отношении товаров, указанных в пункте 34 Правил, не применяются запреты и ограничения, в том числе экономического характера, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (в случаях, предусмотренных статьей 313 ТК ТС), должностное лицо таможенного органа, в регионе деятельности которого находится место международного почтового обмена, завершает таможенное оформление пересылаемых в МПО товаров путем проставления на таможенной декларации CN 23 любым возможным способом (оттиск штампа, рукописная запись и т.д.) отметку "Выпуск разрешен" (заверяя его подписью и оттиском личной номерной печати).

МПО, таможенное оформление которых завершено, места международного почтового обмена направляют адресату по адресу, указанному на оболочке МПО либо сопроводительных к нему документах (пункт 41).

Согласно второй установленной Правилами процедуре таможенного оформления МПО, в соответствии с пунктом Правил при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров, пересылаемых в МПО в адрес физических лиц, предназначенных для их личного пользования и облагаемых в соответствии с законодательством РФ таможенными пошлинами, налогами, должностное лицо таможенного органа, в регионе деятельности которого находится место международного почтового обмена, при исчислении и начислении подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов использует таможенный приходный ордер (далее - ТПО) с указанием в нем таможенной стоимости, принятой в соответствии с пунктами 35 - 37 настоящих Правил, а также массы (веса) пересылаемых в МПО товаров.

Должностное лицо таможенного органа на основании сведений, содержащихся в ТПО, заполняет графы бланка почтового перевода ф. 112 с указанием в них подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, налогов; почтового адреса получателя МПО; почтового адреса и наименования таможенного органа, а также реквизитов расчетного счета таможенного органа, начислившего таможенные пошлины, налоги. Заполненный бланк почтового перевода ф. 112 вместе с третьим экземпляром ТПО прочно прикрепляется к оболочке МПО или бланку сопроводительного адреса СР 71, и место международного почтового обмена направляет это МПО в объект почтовой связи, в регионе деятельности которого находится получатель (пункт 44 Правил).

В соответствии с пунктом 45 Правил в сопроводительном адресе СР 71, в таможенной декларации CN 23 и на оболочке почтового отправления (в случае отсутствия сопроводительного адреса и декларации) должностное лицо таможенного органа проставляет отметку «Выпуск разрешен с обязательной уплатой таможенных пошлин, налогов», которую подписывает и заверяет оттиском личной номерной печати.

Выдачу физическим лицам МПО производит оператор почтовой связи, в регионе деятельности которого находятся получатели МПО, только после уплаты таможенных пошлин, налогов, путем перечисления необходимой денежной суммы на счет таможенного органа, их начислившего, по поступившему вместе с МПО из места международного почтового обмена бланку почтового перевода ф. 112.

Для соблюдения третьей процедуры (порядка) таможенного оформления и таможенного контроля МПО, в соответствии с пунктом 29 п. 29 раздела IV Правил, должностное лицо таможенного органа, расположенного в месте международного почтового обмена, при проведении таможенного контроля вынимает таможенные декларации CN 23, пересылаемые внутри МПО и прикрепляет способом, исключающим их утерю, к сопроводительным документам, направляемым вместе с МПО в объект почтовой связи (почтамт) для выдачи адресату.

На каждое МПО, содержащее товары, таможенное оформление которых производится по месту нахождения адресата, должностное лицо таможенного органа, расположенного в месте международного почтового обмена (далее - таможенный орган отправления), также составляет в двух экземплярах уведомление о необходимости проведения таможенного оформления товаров, перемещаемых в указанном МПО, в таможенном органе, расположенном по месту нахождения адресата, регистрируя уведомление в журнале регистрации уведомлений (п. 53 Правил).

Согласно пунктам 54,55,56 Правил на накладной ф. 16, оформляемой на МПО в месте международного почтового обмена, должностное лицо таможенного органа проставляет штамп «Груз таможенный» и письменную отметку «С уведомлением». Один экземпляр уведомления должностное лицо таможенного органа вкладывает в страховой мешок, в котором МПО направляется в объект почтовой связи для выдачи адресату. При поступлении МПО с уведомлением в объект почтовой связи работниками этого объекта адресату направляется извещение ф. 22. При предъявлении адресатом извещения работник объекта почтовой связи выдает адресату под расписку на извещении изъятые из страхового мешка экземпляр уведомления, почтовые и другие сопроводительные документы.

Согласно пункту 58 Правил полученное уведомление адресат подает в таможенный орган, в котором будет производиться таможенное оформление товаров, пересылаемых в МПО, для получения разрешения на выпуск товаров до подачи ГТД в соответствии со статьей 197 ТК ТС, т.е. выдачу МПО получателю объектом почтовой связи.

Выдачу МПО получателю объект почтовой связи производит на основании решения о выпуске товаров до подачи ГТД, принятого начальником таможенного органа либо уполномоченным им должностным лицом этого таможенного органа, при условии выполнения адресатом мер, предусмотренных статьей 197 ТК ТС, и фиксируется на свободном месте уведомления (его копии) путем простановки указанным должностным лицом таможенного органа отметки «Выдача МПО разрешена», заверенной подписью и оттиском личной номерной печати этого должностного лица.

Объект почтовой связи, являющийся местом международного почтового обмена, осуществляет выдачу МПО адресату применительно к порядку, установленному пунктами 56 - 57 Правил. При этом выдача МПО получателю (адресату), а также иные действия с МПО, предусмотренные Правилами оказания услуг почтовой связи, место международного почтового обмена осуществляет после завершения таможенного оформления товаров, пересылаемых в МПО, при наличии оттиска штампа «Выпуск разрешен», поставленного в таможенной декларации должностным лицом таможенного органа.

Согласно пункту 3 статьи 312 ТК ТС МПО не могут быть выданы организациями почтовой связи их получателям либо отправлены за пределы таможенной территории ТС без разрешения таможенного органа.

Аналогичные требования к запрещению выдачи МПО без разрешения таможенного органа содержит пункт 8 Правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу РФ в международных почтовых отправлениях, утвержденных приказом ГТК РФ от 03.12.2003 № 1381, а также пункт 37 раздела III Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 № 221, непосредственно регулирующих взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи на территории РФ, а также устанавливающих права и обязанности указанных операторов и пользователей.

Как установлено материалами дела, с письмом от 08.04.2013 №48-01-20/126 из Калининградской областной таможни в Дагестанскую таможню поступили уведомление № 234СР от 21.07.2012, сопроводительный адрес СР 71, таможенная декларация СК 23.

В сопроводительном адресе СР 71 и таможенной декларации СК 23 имеются отметки «Груз таможенный» и «С уведомлением».

Из уведомления №234 СР от 21.07.2012 следует, что в адрес получателя Расуловой Х. направлено МПО №CL428776268DE весом 19,490 кг, которое подлежит таможенному оформлению в Дагестанской таможне по причине отсутствия сведений для выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой (пункт 4 статьи 314 ТК ТС).

В уведомлении также указано, что выдача МПО без разрешения сотрудника Махачкалинского таможенного поста запрещена.

Между тем, МПО поступило в ГОПС №3 г.Хасавюрт и по извещению формы №22 выдано Расуловой Х.А. без разрешения таможенного органа.

Данный факт подтверждается свидетельскими показаниями получателя МПО Расуловой Х.А. и руководителем отделения почты Хаджимурадовой Р.С., которая непосредственно осуществила выдачу МПО.

Следовательно, вмененный состав административного правонарушения, выразившегося в выдаче должностным лицом почты МПО без разрешения таможенного органа является доказанным.

При этом, порядок оформления МПО таможенным органом не имеет правового значения, поскольку орган почтовой связи в любом случае должен выдать МПО только при наличии разрешения.

Предприятие не предприняло всех мер для соблюдения правил выдачи МПО, направляемых таможенными органами, что указывает на наличие у него возможности соблюдения норм и требований таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Ознакомление сотрудников предприятия с правилами выдачи МПО не исключает вину в совершении административного правонарушения.

Принимая на работу работника предприятие несет ответственность за соблюдение им в рассматриваемом случае правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в МПО.

Все операции, связанные с доставкой, выдачей почтовых отправлений, в том числе международных, и их оформление в соответствии с действующим законодательством является основным видом деятельности предприятия.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности вины предприятия в соответствии с пунктом 1 статьи 1.5 КоАП РФ.

Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не применил малозначительность, отклоняется судом апелляционной инстанции, так как оснований для ее применения не имеется.

В данном случае имеется существенная угроза охраняемым общественным отношениям, которая заключается в ущемлении прав и законных интересов как получателей МПО, так и таможенных органов.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в признании недействительным постановления, а поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании постановлений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, в связи с чем вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции не рассматривается.

Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.12.2013 по делу А15-2810/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий С.А. Параскевова

Судьи Д.А. Белов

И.А. Цигельников