ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Ессентуки
Дело №
А61-695/07-3
16АП-1514/07 (1)
19
ноября
2007 года
Резолютивная часть постановления оглашена
12 ноября 2007 года.
Постановление в полном объеме изготовлено
19 ноября 2007 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Луговой Ю.Б.,
и судей:
Жукова Е.В., Сулейманова З.М.
при ведении протокола с/з
помощником судьи Капикранян А.А.
С участием в заседании представителей:
от истца
Дударова М.М. – представитель по доверенности (копия в материалах дела)
от ответчиков:
Правительство Республики Северная Осетия – Алания
Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия -Алания
не явились, извещены
не явились, извещены
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Республики Северная Осетия - Алания
на
решение
Арбитражного суда Республики Северная Осетия – Алания
от 23 августа 2007 года
по делу
№А61-695/07-3
под председательством судьи Дзугкоевой Э.Ю.
по иску Владикавказского муниципального унитарного предприятия тепловых сетей
к
Правительству Республики Северная Осетия – Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания
Министерству труда и социального развития Республики Северная Осетия - Алания
о
взыскании 24.108.666 руб. 40 коп.
УСТАНОВИЛ:
Владикавказское муниципальное унитарное предприятие тепловых сетей (далее – предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с иском к Правительству Республики Северная Осетия – Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания (далее – правительство, апеллянт) и Министерству труда и социального развития Республики Северная Осетия – Алания (далее – министерство) о взыскании 28.045.542 руб. 40 коп. выпадающих доходов за период с 01.06.2006 по 15.04.2007 в связи с предоставлением льгот по оплате тепловой энергии отдельным категориям граждан, а именно «ветеранам труда» во исполнение Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – ФЗ № 5-ФЗ) и Республиканского закона от 05.03.2005 № 20-РЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов» (далее – Закон № 20-РЗ).
До рассмотрения дела по существу истец в порядке ст. 49 АПК РФ уменьшил размер исковых требований до суммы 24.108.666 руб. 40 коп. В части взыскания 3.936.889 руб. просил прекратить производство по делу в связи с тем, что эта часть задолженности погашена министерством в ходе судебного разбирательства. В подтверждение представлено платежное поручение № 535 от 31.05.2007.
Заявленные требования основаны на том, что министерство возмещает выпадающие расходы предприятию исходя из социальной нормы, тогда как предприятие предоставляет льготы ветеранам труда в соответствии с п. 8 ст. 3 Закона № 20-РЗ за отопление в размере 50% в пределах нормативов потребления. В соответствии с постановлением администрации г. Владикавказа о 07.06.2006 № 1071 норматив потребления по отоплению составляет 0,14 Гкал. на 1 кв. м общей площади. Таким образом, согласно Закону № 20-РЗ, оплата в размере 50% за услуги по отоплению, по мнению истца, должна распространяться на общую площадь.
Решением суда от 23.08.2007 по делу №А61-695/07-3 из федерального бюджета Республики Северная Осетия – Алания в лице ее финансового органа Министерства финансов Республики Северная Осетия – Алания в пользу предприятия взыскано 24.108.666 руб. 40 коп. задолженности по выпадающим доходам. Производство по делу в части требования о взыскании 3.936.889 руб. прекращено.
Указанное решение мотивировано тем, что тарифы и нормы потребления тепловой энергии, действующие в период образования задолженности, утверждены Региональной службой по тарифам при Правительстве Республики Северная Осетия. Постановление администрации г. Владикавказа об установлении тарифа, в том числе нормы потребления в 0,14 Гкал на 1 кв. м общей площади жилого помещения, по тепловой энергии никем не обжалованы. Судом отклонен довод министерства об оплате тепловой энергии по нормативу потребления на 18 кв. м, так как данный стандарт применяется при обеспечении граждан жильем, но не при предоставлении жилищно-коммунальных услуг согласно п.п. 2 п. 3 ст. 23.2 и п. 7 ст. 23 ФЗ №5-ФЗ. Истец представил доказательства расходов по предоставлению льгот. Судом не принято в качестве доказательства отсутствия задолженности акты сверки расчетов между сторонами.
Не согласившись с таким решением, правительство направило апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия – Алания от 23.08.2007 по делу № А61-695/07-3 отменить и принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе апеллянт указывает, что суд не принял во внимание, что постановления Правительства Республики Северная Осетия – Алания от 03.05.20006 № 108 и № 36 от 16.02.2007, в соответствии с которыми выпадающие доходы от предоставления льгот ветеранам труда возмещаются в пределах бюджетных назначений, утвержденных Законами «О республиканском бюджете» на 2006 и 2007 года. Согласно Закону Республики Северная Осетия – Алания «О республиканском бюджете Республики Северная Осетия - Алания на 2006 год» для обеспечения мер по социальной поддержке ветеранов труда запланировано 231.125 тыс. руб., на 2007 год запланировано – 247.866 тыс. руб. Также апеллянт считает, что суд неправомерно ссылается на п.п. 1 п. 3 ст. 23.2 ФЗ №5-ФЗ, так как эта норма применяется для расчета межбюджетных трансфертов и не может быть применена как руководство для установления тарифов и норм потребления тепловой энергии внутри субъекта.
Апеллянт ссылается на то, что истец не представил первичных бухгалтерских документов, подтверждающих фактическое предоставление услуг на заявленную в иске сумму. Сумма исковых требований выведена расчетным путем и не подтверждается тем, какие расходы понесло предприятие, оказывая услуги на самом деле. Учет количества предоставляемой тепловой энергии предприятием не ведется. Начисленные за отопление суммы одинаковы и в период отопительного сезона и в летние месяцы.
Суд неправомерно не принял в качестве доказательства предоставленные акты сверки между министерством и предприятием, из которых следует, что все бюджетные обязательства по оплате выпадающих доходов выполнены.
Предприятие представило отзыв на жалобу, в которой просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Ответчики, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, в суд полномочных представителей не направили, причину неявки суду не сообщили. Отзыв на апелляционную жалобу от ответчика - Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия - Алания не поступил.
В судебном заседании представитель предприятия возражал против удовлетворения жалобы по доводам, изложенным в отзыве на нее. Дополнительно пояснила, что нормативы потребления с 01.01.2008 будут составлять 18, 33, 42 кв.м. в соответствии с постановлением администрации г. Владикавказа от 17.08.2007 №199 «Об установлении нормативов потребления тепловой энергии по горячему водоснабжению и отоплению для населения г. Владикавказа и подчиненных его администрации населенных пунктов». До изменения норматив потребления рассчитывался из фактически занимаемой площади.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в соответствии с требованиями #M12293 0 901821334 1265885411 7716944 1376109634 567009903 100790 3764586642 2285564532 2104396949ст. ст. 268 – 271#S#M12293 1 901821334 1265885411 7716946 2728605473 567009903 100790 4294967294 3764582560 40394781 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации#S, заслушав мнение истца, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что предприятие является поставщиком тепловой энергии для населения г. Владикавказа.
Министерство и предприятие заключили в 2006 и 2007 годах договора о порядке предоставления льгот по оплате за тепловую энергию, в соответствии с которыми министерство обязалось обеспечивать в полном объеме компенсацию расходов предприятия в пределах выделенных ассигнований по мере их поступления из бюджета.
Согласно пунктам 2.2, 2.3 договоров стороны должны производить сверку списков лиц, пользующихся льготами в отчетном периоде и осуществлять оплату по фактически произведенным расходам согласно счетам-фактур по мере поступления денежных средств, предусмотренных на реализацию льгот.
Срок действия договоров установлен с 01.01.2006-31.12.2006 и с 01.01.2007- 31.12.2007 соответственно.
Во исполнение обязательств по договорам (п.2.3) истец направил в адрес ответчика счета-фактуры, которые ответчик оплатил частично, исходя из социальной нормы 18 кв.м.
Истец неоднократно направлял в адрес министерства письма с просьбой принять в расчетах по возмещению затрат от предоставления льгот жителям города не социальную норму площади жилья, а норматив потребления указанных услуг, установленный органами местного самоуправления в соответствии с п. 8 ст. 3 Закона №20-РЗ и возместить убытки предприятию за период с 01.01.2006-15.04.2007 с учетом поступивших оплат.
Истец полагая, что принятые на себя обязательства по договорам от 01.01.2006 б/н и от 01.02.2007 №6/1 исполнил надлежащим образом, тогда как ответчик оказанные услуги за период с 01.01.2006-01.04.2007 на сумму 28.045.542 руб. не оплатил, обратился в суд с соответствующим иском.
Согласно ст. 10 ФЗ № 5-ФЗ расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов указанным законом возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Расходы на оплату коммунальных услуг, возмещаются за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Источником финансирования категории льготников «ветераны труда» согласно Постановлению Правительства РСО – Алания № 108 от 003.05.206, постановлению Правительства РСО – Алания №36 ото 16.02.2007 является республиканский бюджет. Данными нормативно-правовыми актами определено, что возмещение выпадающих доходов осуществляется из республиканского бюджета через министерство.
Пунктом 2 постановления Правительства РСО – Алания № 108 от 03.05.2006 и п. 2 постановления Правительства № 36 от 16.02.2007 «О порядке возмещения выпадающих доходов, связанных с предоставлением населению жилищно-коммунальных и транспортных услуг» обязанность по обеспечению финансированию выпадающих доходов организаций, предоставляющих льготы отдельным категориям населения, возложена на Министерство финансов Республики северная Осетия – Алания.
В соответствии с Республиканским законом от 05.03.2005 № 20-РЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов», принятым во исполнение Федерального закона «О ветеранах», ветеранам предоставляется 50% скидка в оплате тепловой энергии в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления.
Тарифы и нормы потребления по тепловой энергии, действующие в период образования задолженности, утверждены Региональной службой по тарифам при Правительстве Республики Северная Осетия - Алания. Постановления администрации г. Владикавказа об установлении тарифа, в том числе нормы потребления в 0,14 Гкал на 1 кв.м общей площади жилого помещения по тепловой энергии никем не обжалованы.
В качестве подтверждения оказанных услуг истец представил материалы дела расчет по количеству лиц, подтвержденный актами сверок с министерством, подписанные сторонами, с отсутствием претензий по факту оказанных услуг.
Неоснователен довод апеллянта о непредставлении истцом первичных бухгалтерских документов, подтверждающих фактическое предоставление услуг на заявленную в иске сумму.
Тарифы и нормы потребления по тепловой энергии, действующие в период образования задолженности, утверждены Региональной службой по тарифам при Правительстве РСО-Алания. Постановлением администрации г. Владикавказа об установлении тарифа, в том числе нормы потребления в 0,14 Гкал на 1 м2 общей площади жилого помещения по тепловой энергии никем не были обжалованы (т. 3. л.д. 62-78).
В материалах дела имеются акты сверок баз данных получателей льгот, составленные Министерством труда и социального развития РСО-А, за весь период, заявленный в иске, то есть с января 2006-апрель 2007 годы.
В указанных актах Министерство труда и социального развития РСО-А подтверждает количество людей, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе и по «ветеранам труда.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод ответчика о неприменении судом первой инстанции Постановления Правительства РСО-Алания № 36 от 16.02.2007 в соответствии, с которым выпадающие доходы от предоставления льгот ветеранам труда возмещаются в пределах бюджетных назначений, утвержденных законом о республиканском бюджете на 2006 и на 2007 года.
В соответствии с законом РСО – Алания «О республиканском бюджете РСО-Алания на 2006 год» для обеспечения мер социальной поддержке ветеранов труда запланировано 231.125 тыс. руб., на 2007 год запланировано – 247.866 тыс. руб.
В соответствии с расчетом представленным истцом в суд за 2006 год начисление по выпадающим доходам от предоставления льгот ветеранам труда составляет – 56.442,7 тыс.руб., за период с января по апрель 2007 год включительно – 14.364,2 тыс.руб.
Довод ответчика о том, что основным законом, подлежащим применению в настоящем деле является Закон № 20-РЗ, и, что льгота должна предоставляется по согласованию с Правительством РСО-Алания является необоснованным.
В п. 8 ст. 3 Закона № 20-РЗ речь идет о том, что ветераны труда оплачивают коммунальные услуги в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления, указанных услуг, установленных органами местного самоуправления по согласованию с Правительством РСО-Алания), то есть не само предоставление льготы ветеранам труда согласовывается с Правительством РСО-А, а норматив потребления, утвержденный органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ норматив коммунальных услуг, утверждается органами местного самоуправления, в порядке, установленном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» определен порядок установления норматива потребления, где указано, что нормативы коммунальных услуг, утверждаются уполномоченными органами (п.4 § 1). «Уполномоченные органы» - органы местного самоуправления, (п.2 § 1).
В указанном Постановлении не предусмотрено согласование норматива потребления, утвержденного органами местного самоуправления с Правительством субъекта РФ.
Таким образом, норматив потребления, установленный Постановлением АМС г. Владикавказа № 1071 от 07.06.2006, принят в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ № 306 от 23.05.2006.
В соответствии с Законом № 20-РЗ, принятым во исполнение ФЗ № 5-ФЗ, ветеранам предоставляется 50% скидка в оплате тепловой энергии в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления.
При утверждении тарифа на тепловую энергию на 2006 и 2007 года норматив потребления был утвержден в размере 0,14 Гкал на 1 м2 общей площади жилого помещения. То же подтверждается п.п. 1 п.3 ст. 23.2. ФЗ № 5-ФЗ.
Что касается ссылки представителя Министерства труда и социального развития РСО-Алания на федеральный стандарт 18 м2, то данный стандарт применяется при обеспечении граждан жильем, но не при предоставлении жилищно-коммунальных услуг согласно п. п. 2 п.3 ст. 23.2 и п. 7 ст. 23 Федерального закона «О ветеранах».
В соответствии со ст. 781 Гражданского кодекса РФ оказанные услуги должны быть оплачены в полном объеме. ФЗ N 5-ФЗ не предусмотрена возможность неполного компенсирования расходов, понесенных по исполнению данного Закона. Выделенные из федерального бюджета денежные средства в полном объеме не компенсировали материальные потери, полученные истцом в результате исполнения Федерального закона "О ветеранах" в части предоставления услуг категории граждан, имеющих право на льготную оплату коммунальных услуг.
В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Ответчик не представил никаких первичных документов, подтверждающих объем ассигнований, утвержденный Законом «О республиканском бюджете РСО-Алания», предусмотренных на возмещение выпадающих доходов от предоставления льгот при оплате за тепловую энергию, то есть не представил доказательств, свидетельствующих о недостаточности средств на возмещение выпадающих доходов по РЗ « О мерах социальной поддержки ветеранов» в полном объеме.
Представленные истцом лицевые счета подтверждают факт предоставления гражданам, имеющим звание «ветеран труда» 50% скидку на всю площадь помещения по тепловой энергии.
Суд не принимает в качестве доказательств по делу представленные акты сверки расчетов между сторонами (т. 1 л.д. 61-63) об отсутствии задолженности, так как данные акты не могут служить доказательством в соответствии с требованиями ст.ст. 64, 68 АПК РФ, поскольку содержащие в них сведения оспариваются одной из сторон (предприятием).
Представленные истцом доказательства подтверждают его расходы по предоставлению с 01.01.2006 по 01.05.2007 льгот по оплате тепловой энергии на основании ФЗ № 5-ФЗ и Закона № 20-РЗ в сумме 24.108.666 руб. 40 коп.
Довод правительства о неправомерном начислении за отопление в летний период, является необоснованным.
В соответствии с п. 3 Приложения № 1 к решению Собрания представителей г.Владикавказа от 05.12.2006 № 42/7 «Об утверждении тарифа на тепловую энергию для потребителей ВМУП Тепловые сети на 2007 год» оплата за отопление взимается равномерно в течение календарного года.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования о взыскании выпадающих доходов по категории льготников «ветеран труда» в сумме 24.108.666 руб. 40 коп. за счет средств республиканского бюджета в лице финансового органа Министерства финансов РСО-Алания.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все доказательства по делу, применил нормы права, подлежащие применению и оснований для отмены решения суда отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену вынесенного решения суда, при проверке дела в апелляционном порядке не установлено.
Госпошлина по апелляционной жалобе относится на правительство, но взысканию не подлежит, поскольку при подаче жалобы пошлина уплачена в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л :
Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия – Алания от 23.08.2007 по делу № А61-695/07-3 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо- Кавказского округа в двух месячный срок через Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания.
Председательствующий:
Луговая Ю.Б.
Судьи:
Жуков Е.В.
Сулейманов З.М.