НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014 № 16АП-1843/14

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки Дело №А25-2552/2012

07 июля 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2014

Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2014

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),

судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эдиевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу заявителя - открытого акционерного общества «РусГидро» на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 27.03.2014 по делу № А25-2552/2012 (судья Гришин С.В.),

по заявлению открытого акционерного общества «РусГидро» (г. Красноярск, ул. Республики, 51, ИНН: 2460066195, ОГРН: 1042401810494)

к Межрайонной ИФНС России № 2 по Карачаево-Черкесской Республике (ст. Зеленчукская, ул., Победы, 276)

при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:

Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 4 (г. Москва, Орликов пер., 3, 1)

о признании недействительными решений №№ 708, 709, 710 от 14.02.2012 в части,

при участии в судебном заседании представителя ОАО «РусГидро» – Шиганова И.А. по доверенности от 31.01.2014.

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «РусГидро» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Карачаево-Черкесской Республике (далее – заинтересованное лицо, инспекция) о признании недействительными решений № 708, 709, 710 от 14.02.2012 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части применения налоговой льготы в соответствии с пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) и обязать Межрайонную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4 возвратить излишне уплаченный налог в общей сумме 624 891 руб. (уточненные требования в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 27.03.2014 в удовлетворении требований общества отказано. Судебный акт мотивирован тем, что общество не представило подтверждений принадлежности 14 спорных объектов к линиям электропередач. Общество не имеет права на применение льготы.

Не согласившись с решением, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, заявление удовлетворить. В обоснование жалобы общество ссылается на то, что общество имеет право на применение льгот. Объекты неправильно квалифицированы инспекцией.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, заслушав представителя апеллянта, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, общество в качестве налогоплательщика состоит на учете в Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4 по критериям, относящим организации - юридические лица к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональных уровнях, в Инспекции №2 заявитель поставлен на учет по месту нахождения обособленного подразделения «Карачаево-Черкесский Филиал».

В 2008 – 2010 г. заявителем представлены в Инспекцию №2 налоговые декларации по налогу на имущество организаций с суммой налога к уплате в бюджет, в этих декларациях не указаны суммы налога, исчисленные к уменьшению, налогоплательщик налоговыми льготами по данному налогу не воспользовался.

В 2011 г. общество представило в Межрайонную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4 уточненные (корректирующие) налоговые декларации по налогу на имущество организаций за 2008 – 2010 г. с указанием в них сумм налога к уменьшению в результате использования налоговых льгот, предусмотренных пп. 1 п. 4 ст. 374, п. 11 ст. 381 НК РФ.

На основе представленных уточненных налоговых деклараций по налогу на имущество за 2008 - 2010 г. Инспекцией №2 проведены камеральные проверки, по результатам которых составлены акты камеральных налоговых проверок от 23.12.2011 №№10395, 10378,10377 и вынесены оспариваемые решения №№708, 709, 710 от 14.02.2012 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Заявитель обжаловал данные решения в вышестоящий налоговый орган.

По результатам рассмотрения апелляционных жалоб заявителя Управление Федеральной налоговой службы России по Карачаево-Черкесской Республике решениями №№ 36, 37, 38 от 14.05.2012 оставило решения Инспекции №2 без изменения, жалобы заявителя - без удовлетворения.

Считая, что решения инспекции являются недействительными, общество обратилось в суд с заявлением.

Разрешая заявленный спор при изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции, пришел к правильному выводу об отсутствии у общества права на применение налоговых льгот.

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным данным Кодексом.

Нормами п. 3 ст. 80 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков, в соответствии со ст. 83 Кодекса отнесенных к категории крупнейших, по представлению всех налоговых деклараций (расчетов), которые они обязаны представлять в соответствии с Кодексом, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок предоставления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 386 НК РФ налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации по налогу на имущество организаций (налоговые расчеты по авансовым платежам) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Кроме того ст. 386 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога), по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, налоговую декларацию по налогу на имущество организаций и налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу.

Следовательно, положения НК РФ не предусматривают заполнения единой декларации по всему имуществу организации в целом. Крупнейшие налогоплательщики заполняют декларации в общем порядке, т.е. отдельно по каждому месту уплаты налога: по месту нахождения организации, по месту нахождения каждого обособленного подразделения с отдельным балансом, по месту нахождения объектов недвижимости (п.3 ст. 383, ст. 384, 385 НК РФ). В таких декларациях указываются КПП организации и код налогового органа по соответствующему месту уплаты налога. Это следует из п. 1.5 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций декларации, утвержденного приказом Федеральной Налоговой Службы России от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895.

На основании п. 1 ст. 83 НК РФ Министерство финансов Российской Федерации определяет особенности постановки на налоговый учет крупнейших налогоплательщиков.

В рамках своих полномочий Министерство финансов Российской Федерации утвердило Положение о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам (Приложение № 2 к Приказу Минфина России от 09.08.2005 № 101н), согласно п. 6.7 и 7.4 которого право привлекать к налоговой ответственности крупнейших налогоплательщиков предоставлено Межрегиональным инспекциям Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам.

Реализуя указанные полномочия, инспекция Федеральной налоговой службы по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков привлекает другие инспекции к проведению камеральных проверок по отдельным налогам, но оставляет за собой право привлечения крупнейших налогоплательщиков к налоговой ответственности.

В силу п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Согласно ст. 100 НК РФ в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Пунктом 2 ст. 100 НК РФ предусмотрено, что акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем).

По правилам п. 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 Кодекса.

В силу п. 7 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение: о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Из буквального содержания ст. 88, 100, 100.1, 101 НК РФ следует, что решение по результатам камеральной налоговой проверки принимает должностное лицо налогового органа, которое непосредственно проводило проверку.

Иных особенностей порядка привлечения крупнейших налогоплательщиков к налоговой ответственности прямо не установлено налоговым законодательством (статьи 83, 88, 101 НК РФ, приказ Минфина России от 09.08.2005 № 101н).

Вместе с тем, по смыслу указанных норм привлечение Инспекции №2 по месту нахождения обособленного подразделения заявителя к участию в налоговой проверке, проводимой Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, не означает передачу прав на рассмотрение результатов проверки и привлечение налогоплательщика к ответственности.

В соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.

Таким образом, суд первой инстанции правильно установил, что Инспекция №2 обоснованно привлечена к проведению камеральных проверок уточненных налоговых деклараций заявителя за 2008 – 2010 г., поскольку администрирование налога на имущество организаций в отношении структурных подразделений заявителя осуществляется налоговым органом по месту расположения обособленных подразделений с отдельным балансом, по месту нахождения соответствующих объектов недвижимости, а допущенные Инспекцией №2 нарушения процедуры рассмотрения материалов камеральных налоговых проверок уточненных налоговых деклараций заявителя по налогу на имущество, выразившиеся в оформлении результатов проверки ненормативными правовыми актами Инспекции №2, не могут быть расценены в качестве нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и безусловного основания к отмене судом решений Инспекции №2 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения..

Заявителю была обеспечена возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговых проверок и представить свои объяснения, данной возможностью налогоплательщик воспользовался.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что нарушений Инспекцией №2 существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговых проверок, влекущих безусловную отмену оспариваемых решений от 14.02.2012 №№ 708,709,710 не имеется.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

В силу положений п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Обязанность доказывания права на применение налоговой льготы лежит на налогоплательщике.

Пунктом 11 ст. 381 НК РФ установлено, что от налогообложения освобождаются организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. При этом перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504 утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций (далее - Перечень).

Основанием для получения права на применение названной льготы по налогу на имущество является наличие у налогоплательщика в качестве основного средства линии электропередачи и оборудования, являющегося его неотъемлемой технологической частью, включенных в Перечень имущества, в котором даются наименования сложных технологических объектов и соответствующие этим объектам коды ОКОФ.

В соответствии с Перечнем имущества подлежит льготированию имущественный объект, код которого по ОКОФ содержится в Перечне имущества, с учетом иерархической структуры кодов (если иное не указано в Перечне имущества).

Коды объектов основных средств по ОКОФ являются более детализированными, чем указанные в Перечне имущества, льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно назван в Перечне имущества, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в Перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе «Примечание», состав имущественных объектов по которой является закрытым.

Определение льготируемого имущества, относящегося к соответствующему разделу Перечня, в случае несовпадения инвентарного кода объекта по ОКОФ с кодом ОКОФ, указанным в Перечне, производится по совпадению фактического наименования имущества с примечаниями Перечня, а также, если, в соответствии с проектно-сметной документацией на объект, данное имущество является неотъемлемой технологической частью объекта, код по ОКОФ которого включен в Перечень, и соответствует основным понятиям, определенным в ОКОФ, и признакам целевого назначения группировок объектов ОКОФ.

Имущество тогда может быть отнесено к льготируемому, когда оно не только относится к соответствующему разделу Перечня, но и соответствует признакам целевого назначения группировок этих объектов.

Исходя из ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» следует, что электроэнергетика - это отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам.

Основным видом деятельности заявителя является производство, передача и реализация электроэнергии. Следовательно, в силу ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ заявитель является субъектом электроэнергетики.

Согласно материалам дела у общества на балансе числятся следующие объекты в отношении которых, по его мнению, обоснованно применена налоговая льгота:

Распределительные устройства 10 кВ, камеры сборные односторонние, комплект 9 шт. (инв. № 410002) код ОКОФ 14 3120189; Заградители высокочастотные ВЗ-630- 0,5 У1 (инв. №410024) код ОКОФ 14 3222163 новый код ОКОФ, указанный в инвентарной карточке от 01.01.2013 – 14 3120010; Панель собственных нужд переменного тока ПНС (инв. №№ 410014, 410039, 410040) код ОКОФ 14 3120390; Разъединитель наружной установки (инв. №№ 410021, 410020) код ОКОФ 14 3120112; Пункт распределительный (инв. №№ 410015, 410044) код ОКОФ 14 3120390; Выключатель масляный наружной установки (инв. № 410019) код ОКОФ 14 3120102; Трансформатор тока с тремя обмотками ТФМ-35 (инв. №410023) код ОКОФ 14 3120133; Щит управления шкафного исполнения (инв. №410012) код ОКОФ 14 31203903; Комплектное распределительное устройство КРУН – 10 Кв (инв. №410018) код ОКОФ 14 3120161; Трансформатор (инв. №410016) код ОКОФ 14 3115130; КТП 35/10 кВт (инв. №410017) код ОКОФ 14 3115203; Камера 1 – стороннего обслуживания в составе КСО распределительного устройства 10 кВ (инв. №№ 410011, 410032, 410033, 410034, 410035, 410036, 410037, 1684, 1681, 168, 72, 1683, 1682, 1685, 3032) код ОКОФ 14 3120189; Ячейка комплектного распределительного наруж. уст. К59 (инв. №410043) код ОКОФ 14 3120161; Объект КЛ-10 кВ вдоль перебросного канала (от гидроузла Маруха до канала Кубыш-БСР ПК 247+64) (инв. №3586) код ОКОФ 12 4527341 новый код ОКОФ, указанный в инвентарной карточке от 01.01.2013 – 12 4521010.

При инвентарном учете двух объектов, заявителем указаны коды ОКОФ, отличные от кодов ОКОФ, указанных в настоящее время. Впоследствии заявитель обнаружил, что при инвентарном учете данных объектов допущена ошибка, которая выразилась в указании неверных кодов ОКОФ.

Заявителем внесены изменения в содержание инвентарных карточек учета основных средств в отношении заградителей высокочастотных ВЗ-630-0,5 У1 (инв. №410024), путем указания надлежащего кода ОКОФ 14 3120010 и объекта КЛ-10 кВ вдоль перебросного канала (от гидроузла Маруха до канала Кубыш-БСР ПК 247+64) (инв. №3586) – код ОКОФ 12 4527341.

В материалах дела представлены копии первоначальной и исправленной инвентарных карточек в отношении объектов, указанных в таблице в пунктах 2 и 14, и в отношении всех остальных спорных объектов.

В соответствии со структурой Перечня, имущество, относящееся к линиям электропередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью включает: Линии электропередачи; Сооружения электроэнергетики; Сети тепловые магистральные; Здания электрических и тепловых сетей; Трансформаторы электрические силовые мощные; Подстанции трансформаторные комплектные; Распределительные устройства; Оборудование энергетическое прочее; Аппаратура электрическая высоковольтная (более 1000 В); Устройства распределительные комплектные высокого напряжения; Устройства комплектные силовые и осветительные с различного вида аппаратами (пункты, щитки, шкафы, панели); Аппаратура электрическая низковольтная (до 1000 В); Компенсаторы реактивной мощности вращающиеся, синхронные; Оборудование компрессорное и вакуумное.

В данном перечне рассматриваются специализированные системы транспорта энергии.

Согласно Перечня, к имуществу, относящемуся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью относятся линии электропередачи и сети тепловые магистральные.

Энергетической системой согласно ГОСТ 21027-75 называется совокупность электростанций, электрических и тепловых сетей, соединенных между собой и связанных общностью режима в непрерывном процессе производства, преобразования и распределения электрической энергии и тепла при общем управлении этим режимом.

В соответствии с п. 31 ГОСТ 19431-84 Гидроэлектростанция - электростанция, преобразующая механическую энергию воды в электрическую энергию.

В силу п. 34 ГОСТ 19431-84 линия электропередачи - электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние.

За пределы ГЭС выходит ЛЭП, предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние.

Согласно ГОСТ 24291-90 линией электропередачи (ЛЭП) называется электроустановка, состоящая из проводов, кабелей, изолирующих элементов и несущих конструкций, предназначенная для передачи электрической энергии между двумя пунктами энергосистемы с возможным промежуточным отбором.

Спорные объекты основных средств не предназначены для передачи электрической энергии между двумя пунктами энергосистемы с возможным промежуточным отбором.

Как следует из ст. 3 Федерального закона №35-Ф3 «Об электроэнергетике» (далее-Закон № 35-ФЗ) субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе: производство электрической, тепловой энергии и мощности; приобретение и продажа электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей; оказание услуг по передаче электрической энергии; оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике; сбыт электрической энергии (мощности), организация купли-продажи электрической энергии и мощности.

Оптовый рынок электрической энергии и мощности - сфера обращения электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии и мощности, а также иных лиц, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка.

Объекты электроэнергетики - имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.

Объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

Оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике - комплекс мер по централизованному управлению технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, если эти объекты и устройства влияют на электроэнергетический режим работы энергетической системы и включены соответствующим субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в перечень объектов, подлежащих такому управлению.

Потребители электрической энергии с управляемой нагрузкой - категория потребителей электрической энергии, которые в силу режимов работы (потребления электрической энергии) влияют на качество электрической энергии, надежность работы Единой энергетической системы России и оказывают в связи с этим на возмездной договорной основе услуги по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций. Указанные потребители могут оказывать и иные согласованные с ними услуги на условиях договора.

Услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.

Территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона №35-Ф3 технологическую основу функционирования электроэнергетики составляют единая национальная (общероссийская) электрическая сеть, территориальные распределительные сети, по которым осуществляется передача электрической энергии, и единая система оперативно-диспетчерского управления.

Согласно ч. 1 ст. 9 Закона №35-Ф3 организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью оказывает на возмездной договорной основе услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети субъектам оптового рынка, а также иным лицам, имеющим на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании объекты электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к единой национальной (общероссийской) электрической сети.

В соответствии с ч. 1 ст. 26 Закона №35-Ф3 технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

В силу ч. 1 ст. 36 Закона №35-Ф3 Поставщики - субъекты оптового рынка обязаны обеспечить надлежащее исполнение всех принятых ими на себя в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка обязательств как в части требований в отношении готовности генерирующего оборудования к выработке и качества поставляемой электрической энергии, так и в части объема поставок.

В отношении отдельных субъектов электроэнергетики, обладающих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании объектами по производству электрической энергии (генерирующими мощностями), в силу технологических особенностей работы таких генерирующих мощностей на определенный период устанавливается обязанность по оказанию услуг по обеспечению системной надежности.

Оказание услуг по обеспечению системной надежности субъектами электроэнергетики, в том числе субъектами электроэнергетики, для которых не установлена обязанность по оказанию таких услуг, а также гидроаккумулирующими электрическими станциями и потребителями электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2.5.2. ПУЭ воздушная линия электропередачи выше 1 кВ - устройство для передачи электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным при помощи изолирующих конструкций и арматуры к опорам, несущим конструкциям, кронштейнам и стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т.п.).

За начало и конец ВЛ (ВЛЗ) принимаются: у ЗРУ - место выхода провода из аппаратного зажима, присоединяемого к проходному изолятору; у ОРУ с линейными порталами - место выхода провода из зажима натяжной гирлянды изоляторов на линейном портале в сторону ВЛ; у КТП - место крепления провода к изолятору КТП или место выхода провода из аппаратного зажима; у ТП с выносным разъединителем - место выхода провода из аппаратного зажима, присоединяемого к разъединителю.

Таким образом, началом воздушной линий является место выхода провода из зажима натяжной гирлянды изоляторов на линейном портале ОРУ в сторону ВЛ.

ГЭС - субъект электроэнергетики, осуществляющий производство электрической энергии и мощности с использованием, в том числе спорных объектов основных средств и не является субъектом электроэнергетики (сетевой организацией), осуществляющим оказание услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с п. 2.5.2 ПУЭ, п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и п. 16.3. Правил технологического присоединения, установлено разграничение балансовой принадлежности электросетей, разграничение эксплуатационной ответственности ГЭС и сетевой организации, собственником ЛЭП.

Граница балансовой принадлежности электросетей, разграничения эксплуатационной ответственности ГЭС находится в точке выхода провода из зажима натяжной гирлянды изоляторов на линейном портале ОРУ в сторону ВЛ.

Таким образом, все 14 спорных объектов основных средств филиала общества являются оборудованием, обеспечивающим выработку, преобразование и передачу электроэнергии до вышеуказанной точки разграничения, находятся в зоне балансовой и эксплуатационной ответственности ГЭС, и не относятся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов и, следовательно, не относятся к имуществу по смыслу Перечня, в отношении которого применяются льготы по налогу на имущество организаций.

Налогоплательщиком не представлено сведений о том, входит ли данное имущество в состав линий электропередач и как они взаимосвязаны, а его правовой статус не подпадает под статус, установленный статьей 3 Закона № 35-ФЗ, в связи с чем он не имеет права на применение налоговых льгот в отношении данного вида имущества.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что доводы заявителя о возможности применения п. 11 ст. 381 НК РФ в отношении спорных объектов несостоятельны.

Таким образом, объекты, в отношении которых обществом заявлено применение налоговых льгот, правильно квалифицировано судом первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.

Расходы по уплате государственной пошлины, уплаченной при подаче апелляционной жалобы апеллянтом, относятся на него в связи с отклонением доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 27.03.2014 по делу № А25-2552/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий С.А. Параскевова

Судьи Л.В. Афанасьева

И.А. Цигельников