НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2023 № 17АП-11078/2023-ГК

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-11078/2023-ГК

г. Пермь

07 ноября 2023 года Дело № А71-1007/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2023 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 07 ноября 2023 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гребенкиной Н.А.,

судей Власовой О.Г., Ушаковой Э.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коржевой В.А.,

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания»,

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 17 августа 2023 года

по делу № А71-1007/2023

по иску общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» (ОГРН 1151840003480, ИНН 1840038019)

к обществу с ограниченной ответственностью «Районная теплоснабжающая компания» (ОГРН 1141832003114, ИНН 1832118849)

об обязании предоставить ежегодно гидравлические и тепловые режимы системы централизованного теплоснабжения до границы эксплуатационной ответственности, на 2022-2023 года гидравлические и тепловые режимы в течение двух дней со дня вступления решения суда в законную силу, о взыскании астрента,

заинтересованное лицо: временный управляющий общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» Плотников Артур Николаевич,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» (далее – ООО «Городская УК») обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Районная теплоснабжающая компания» (далее – ООО «РТК») об обязании предоставить в ООО «ГУК» гидравлические и тепловые режимы системы централизованного теплоснабжения до границы эксплуатационной ответственности, на 2022-2023 годы в течение двух дней со дня вступления решения суда в законную силу в отношении следующих многоквартирных домов: ул. Кирзаводская, д. 6, 7А, 8, 9, 10, 13, 14, 15; ул. Клубная, 42, 61, 62/1, 64/2, 66, 66/3, 67, 69, 70, 71, 75, 77; городок Машиностроителей, д. 62, 65, 68, 100, 106, 108, 110, 118, 120; ул. Оружейника Драгунова, д. 62; ул. Саратовская, д. 31, 33, 39; ул. Селтинская, д. 9; ул. Тверская, д. 36; взыскании судебной неустойки в размере 1 000 руб. за каждый день неисполнения судебного акта со срока предоставления гидравлического и теплового режима системы централизованного теплоснабжения в течение первый трех месяцев, а начиная с четвертого месяца неисполнения решения суда – по 3 000 руб. в каждом последующем месяце за каждый неисполнения решения суда (с учетом уточнения иска, принятого судом первой инстанции к рассмотрению на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.08.2023 отказано в удовлетворении исковых требований.

Истец, не согласившись с вынесенным по делу решением, подал апелляционную жалобу, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит его отменить полностью и принять по делу новый судебный акт. ООО «Городская УК» полагает, что без предоставления ресурсоснабжающей компанией параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) на границе эксплуатационной ответственности, не сможет обеспечить предоставление качественных коммунальных услуг в многоквартирные дома.

Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Законность и обоснованность принятого по делу решения суда первой инстанции проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истец на основании протоколов общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, договоров управления многоквартирным домом осуществляет управление следующими многоквартирными домами: ул. Кирзаводская, д. 6, 7А, 8, 9, 10, 13, 14, 15; ул. Клубная, 42, 61, 62/1, 64/2, 66, 66/3, 67, 69, 70, 71, 75, 77;городок Машиностроителей, д. 62, 65, 68, 100, 106, 108, 110, 118, 120; ул. Оружейника Драгунова, д. 62; ул. Саратовская, д. 31, 33, 39; ул. Селтинская, д. 9; ул. Тверская, д. 36; ул. Телегина, д. 49А, и в целях исполнения обязательств по обеспечению собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах коммунальной услугой – отопление приобретает у ООО «РТК» тепловую энергию.

Тепловая энергия в объеме, необходимом для оказания коммунальной услуги по отоплению, приобреталась ответчиком у истца по договору теплоснабжения № 95/РТК от 09.09.2015 в редакции решения Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу № А71-12644/2015 от 12.01.2016 (далее – договор).

Истец, ссылаясь на пункт 50 «Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации» утвержденных Приказом Госстроя России от 21.04.2020 № 92, и ссылаясь на обязанность ответчика по разработке гидравлических и тепловых режимов системы централизованного теплоснабжения, обратился к ответчику 09.09.2022 с письмом исх. № 1210 и 16.12.2022 с письмом исх. № 1911 о предоставлении гидравлических и тепловых режимов в отношении ряда МКД.

Неисполнение требований истца ответчиком послужили обществу «Городская УК» основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из обстоятельств того, что в ходе судебного разбирательства истец не обосновал правомерность предъявляемых требований со ссылкой на нормы закона, обязывающего представлять истребуемые документы управляющей организации. Обязанность ответчика разрабатывать указанные документы, по мнению суда, не влечет за собой автоматическую обязанность последнего передавать указанные документы в адрес истца.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции оснований для отмены или изменения судебного акта не установил.

В силу статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из принципов гражданского законодательства является необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебная защита.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно пункту 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

На основании пункта 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на обязанность ответчика предоставить гидравлические и тепловые режимы системы централизованного теплоснабжения до границы эксплуатационной ответственности на 2022-2023 годы в течение двух дней со дня вступления решения суда в законную силу в отношении спорных многоквартирных домов.

В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом.

Таким образом, перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим, однако использование других способов защиты права допускается Гражданским кодексом Российской Федерации только при наличии прямого указания закона.

Одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

При избрании такого способа защиты гражданских прав лицо, обратившееся за защитой, должно доказать наличие у должника определенных обязательств, наступление срока их исполнения и представить доказательства неисполнения должником принятого на себя обязательства.

Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется в силу статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации истцом, но этот выбор является правомерным и может быть поддержан судом только в том случае, если он действительно приведет к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса. Избранный способ защиты гражданского права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру его нарушения.

Оказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции принял во внимание пояснения ответчика о том, что разработка тепловых и гидравлических режимов системы централизованного теплоснабжения представляет собой комплекс мероприятий, включающий разработку температурных графиков отпуска тепловой энергии, расчет расходов сетевой воды, гидравлический расчет системы теплоснабжения, составление пьезометрических графиков, определение давлений в тепловых сетях, определение тепловых нагрузок потребителей, анализ смесительных и дроссельных устройств на тепловых вводах потребителей.

Согласно пункту 50 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя России от 21.04.2000 № 92 (далее – Приказ № 92), указанные мероприятия проводятся теплоснабжающей организацией с целью обеспечения нормального функционирования систем теплопотребления абонентов с расчетными параметрами в соответствии с техническими условиями на присоединение.

Исходя из практического опыта эксплуатации систем теплоснабжения и требований технических регламентов, определяющих правила эксплуатации тепловых энергоустановок, разработка тепловых и гидравлических режимов проводится: 1) при проектировании новых и реконструкции действующих систем централизованного теплоснабжения (СЦТ), а также при разработке мероприятий по повышению эксплуатационной готовности и безотказности работы всех звеньев системы (пункт 8.1 СП 124.13330.2012); 2) в связи с перспективным развитием системы коммунального теплоснабжения (пункт 2.2 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения утвержденной Приказом Госстроя России от 13.12.2000 № 285); 3) с целью необходимости проведения мероприятий по регулированию расхода воды у потребителей, а также в случае сооружения новых магистралей и насосных станций, предусмотренных схемой теплоснабжения с учетом реального роста присоединяемой тепловой нагрузки (пункт 6.2.60 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 (далее – Правила № 115);

Согласно пункту 107 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства России от 18.11.2013 № 1034, контролю качества теплоснабжения подлежат следующие параметры, характеризующие тепловой и гидравлический режим системы теплоснабжения теплоснабжающих и теплосетевых организаций: а) при присоединении теплопотребляющей установки потребителя непосредственно к тепловой сети: давление в подающем и обратном трубопроводах; температура теплоносителя в подающем трубопроводе в соответствии с температурным графиком, указанным в договоре теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 24 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 (далее – Правила № 808), показатели качества теплоснабжения в точке поставки, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе. Температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения. Необходимые и достаточные сведения/параметры для осуществления теплоснабжения надлежащего качества должны быть определены сторонами и зафиксированы в договоре теплоснабжения.

Для осуществления контроля качества поставляемого ресурса и возможности произведения регулирования расхода тепловой энергии в многоквартирном доме управляющей компании достаточно знать диапазон допустимых значений. Давление воды в обратных трубопроводах водяных тепловых сетей при работе сетевых насосов должно быть избыточным (не менее 0,05 МПа) и не превышать допускаемого давления в системах теплоиспользования потребителей (пункт 8.10 «СП 124.13330.2012. Свод правил. Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003» (утвержденных Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 280).

Согласно пункту 3 статьи 23 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать, в том числе: 1) определение условий организации централизованного теплоснабжения, индивидуального теплоснабжения, а также поквартирного отопления; 2) оптимальный температурный график и оценку затрат при необходимости его изменения; 3) иные меры, предусмотренные правилами, определяющими требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки, в целях достижения установленных в инвестиционных программах организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения.

Согласно пункту 31 Требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения, утвержденных Постановлением Правительства России от 22.02.2012 № 154, часть 3 «Тепловые сети, сооружения на них» главы 1 «Схемы теплоснабжения» содержит, в том числе такие параметры как: ж) фактические температурные режимы отпуска тепла в тепловые сети и их соответствие утвержденным графикам регулирования отпуска тепла в тепловые сети; з) гидравлические режимы и пьезометрические графики тепловых сетей.

Пунктом 7 статьи 23 Федерального закона «О теплоснабжении» предусмотрено, что требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки определяются правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона «О теплоснабжении» организация отношений в сфере теплоснабжения должна формироваться на основе таких принципов, как обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.

В силу части 15 статьи 2 Федерального закона «О теплоснабжении» режим потребления тепловой энергии – процесс потребления тепловой энергии, теплоносителя с соблюдением потребителем тепловой энергии обязательных характеристик этого процесса в соответствии с нормативными правовыми актами, в том числе техническими регламентами, и условиями договора теплоснабжения.

На основании пункта 26 Правил № 808 режим потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя предусматривает, в частности, показатели качества возвращаемых в тепловую сеть или на источник тепловой энергии теплоносителей и конденсата, диапазон разницы температур теплоносителя между подающим и обратным трубопроводами или значение температуры теплоносителя в обратном трубопроводе.

Значение температуры теплоносителя в подающем трубопроводе определяется в точке поставки как среднесуточное значение температуры теплоносителя в подающем трубопроводе по температурному графику, включенному в договор теплоснабжения, предусматривающему в отношении каждого потребителя зависимость температуры теплоносителя в подающем трубопроводе и в обратном трубопроводе в точке поставки от температуры наружного воздуха (пункт 124(2) Правил № 808).

Следует отметить отсутствие закрепленной законодательством обязанности у ответчика предоставлять информацию по режимам за пределами эксплуатационной и балансовой принадлежности ООО «Городская УК».

Истец требует получения информации о тепловых и гидравлических режимах, которые устанавливаются ресурсоснабжающей компанией до границ балансовой принадлежности (за пределами своей зоны ответственности).

Ответчик отвечает перед потребителями только за качество ресурса по тепловым и гидравлическим режимам на границе балансовой принадлежности.

Пунктом 50 Приказа Госстроя России от 21.04.2000 № 92 определена обязанность по разработке гидравлических и тепловых режимов, а не обязанность по предоставлению этих режимов потребителю. Контроль за выполнением ресурсоснабжающей организацией функции обеспечения необходимых параметров теплоснабжения возложен на соответствующие надзорные органы. Истец, в свою очередь, не лишен права обращения в них и возможности привлечения ответчика к административной ответственности.

В пункте 50 Приказа Госстроя Российской Федерации от 21.04.2000 № 92 указано, что теплоснабжающая организация обязана поддерживать на границе эксплуатационной ответственности давление и температуру пара в соответствии с договором, с отклонениями не более чем обусловлено договором; поддерживать температуру сетевой воды на границе эксплуатационной ответственности в соответствии с приложенным к договору температурным графиком, не допуская отклонения среднесуточной температуры более чем обусловлено договором; в периоды снижения температуры наружного воздуха ниже расчетных значений температура сетевой воды должна поддерживаться на уровне не ниже ее значения для расчетной температуры наружного воздуха.

Согласно Правилам № 115 (пункт 6.2.60) Удмуртским филиалом ПАО «Т Плюс» ежегодно актуализируются и разрабатываются гидравлические режимы водяных тепловых сетей для отопительного и летнего периодов в контрольных точках: Источник, ЦТП, ИТП, БГВС.

Режимные карты утверждаются на предприятии и вывешиваются на ЦТП, ИТП, БГВС для использования в работе эксплуатационным персоналом и поддержания заданных параметров на выходе в квартал. Параметры подаваемого давления соответствует необходимым для обеспечения работы систем параметрам, то есть – в обратном трубопроводе давление поддерживается в пределах, необходимых для обеспечения залива здания и не выше допустимых значений, располагаемый напор на вводе в здание поддерживается в соответствии с пунктом 4.19 СП 41-101-95 «Проектирование тепловых пунктов».

В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства того, что гидравлические и тепловые режимы нарушены, соответственно, отсутствуют доказательства нарушения прав истца.

Контроль за выполнением ресурсоснабжающей организацией функции обеспечения необходимых параметров теплоснабжения (гидравлических, тепловых и иных) возложен на соответствующие надзорные органы. Истец, в свою очередь, не лишен права обращения в них и возможности привлечения ответчика к административной ответственности.

Температурный график разрабатывается и утверждается не для каждого отдельного потребителя, а для групп потребителей в зависимости от вида системы отопления либо для определенной территории (населенного пункта), в связи с чем, оснований для включения температурного графика в качестве приложения в договор с каждым отдельным потребителем не имеется.

В рассматриваемом случае, истец как поставщик коммунального ресурса в МКД, обеспечивает соблюдение определенных параметров поставленного коммунального ресурса на вводе в МКД и в системе теплоснабжения МКД, тогда как требование о предоставлении информации о параметрах коммунального ресурса находящегося в ЦТП и тепловых сетях, выходит за границы балансовой и эксплуатационной ответственности истца.

Перечень документов, подлежащих передаче ресурсоснабжающей организацией управляющей компании, приведен в пункте 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами», при этом истребуемые истцом документы в указанный перечень не входят.

В ходе судебного разбирательства истец не обосновал правомерность предъявляемых требованием со ссылкой на нормы закона, обязывающего представлять истребуемые документы управляющей организации. Вопреки доводам истца о том, что ресурсоснабжающая организация обязана разрабатывать указанные документы, не влечет за собой автоматическую обязанность последней передавать указанные документы в адрес истца.

Правоотношения истца и ответчика возникли из фактических отношений по договору энергоснабжения, поэтому при ненадлежащем исполнении условий договора энергоснабжения, в частности, при подаче тепловой энергии ненадлежащего качества лицо, чье право нарушено, вправе применить меры ответственности, предусмотренные законом и договором.

С подобными требованиями истец не обращался, а избранный им способ защиты предполагаемого нарушенного права законом не предусмотрен.

Кроме того, судом учтено, что согласно приказу Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики № 47 от 05.06.2023 с 01.06.2023 прекращено действие лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД № 018000082 от 29.04.2015 в отношении ООО «Городская УК».

Исходя из вышеизложенного, исковые требования правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения (статьи 1, 8, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции исследованы и отклонены, как не свидетельствующие о незаконности и необоснованности обжалуемого судебного акта и не влекущие его отмены.

Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.

Таким образом, с учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным. Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л :

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 августа 2023 года по делу № А71-1007/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий

Н.А. Гребенкина

Судьи

О.Г. Власова

Э.А. Ушакова