ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП- 7 /2021-АКу
г. Пермь
31 мая 2021 года Дело № А71-15313/2020
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Борзенковой И. В.
рассмотрел без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заявителя, Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонного), на мотивированное решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 03 марта 2021 года,
принятое в порядке упрощенного производства,
по делу № А71-15313/2020
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонного) (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к ипотечному кредитному потребительскому кооперативу граждан «Доступное жилье» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании финансовых санкций,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное) (далее – заявитель, Пенсионный фонд, Управление) обратилось в суд с заявлением о взыскании с Ипотечного кредитного потребительского кооператива граждан «Доступное жилье» (далее – заинтересованное лицо, ИКПКГ «Доступное жилье») 3500 руб. 00 коп. финансовых санкций на основании решений от 09.10.2019 №019S19190020781, №019S19190020783, №019S19190020784, №019S19190020787, от 19.11.2019 №019S19190022214, от 10.12.2019 №019S19190022975, от 20.06.2020 №019S19200007923.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03 марта 2021 года, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом Пенсионный фонд, обратился с апелляционной, жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы указывает, что вывод суда о нарушении сроков вынесения актов о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, применил нормы налогового законодательства, предусматривающие сроки проведения налогового контроля, не обоснован. Указывает, что правонарушения зафиксированы Управлением в актах, которые составлены 29.08.2019, 07.10.2019, 30.10.2019, то есть в пределах срока, установленных пунктом 2 статьи 88 НК РФ, пунктом 1 статьи 100 НК РФ. Таким образом, нарушение срока составления акта, предусмотренного п. 2 ст. 88 НК РФ, п. 1 ст. 100 НК ФР, Управлением не допущено. Управление считает, что доводы суда о том, что рассмотрение материалов проверки было проведено без участия ответчика, в отсутствие сведений о его надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения актов проверки является ошибочным в связи со следующим. Отмечает, что сведения с сайта «Почта России» об отслеживании почтовых отправлений могут быть неполными и не могут являться доказательствами ненадлежащего извещения страхователя о времени и месте рассмотрения актов проверки. Управление не может контролировать работу филиалов Почты России, а именно сроки хранения, вручения, возврата почтовой корреспонденции. Таким образом, ответчик, в соответствии со ст. 17 Закона № 27-ФЗ, был извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, доказательства, подтверждающие наличие каких-либо обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности получения им почтовой корреспонденции по юридическому адресу не представлены.
ИКПКГ «Доступное жилье» письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела, управлением проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2- 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон №27-ФЗ), на основе форм СЗВ-М за апрель - сентябрь 2019 года и по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год.
В ходе проверки установлено, что сведения по форме СЗВ-М за апрель - сентябрь 2019 года в отношении 1 застрахованного лица в каждой форме представлены ответчиком с нарушением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ, а именно: 17.08.2019 – за апрель, май, июнь, июль 2019 года, 18.09.2019 – за август 2019 года, 21.10.2019 – за сентябрь 2019 года.
29.08.2019, 07.10.2019, 30.10.2019 управлением составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Рассмотрев материалы проверки, управлением вынесены решения от 09.10.2019 №019S19190020781, №019S19190020783, №019S19190020784, №019S19190020787, от 19.11.2019 №019S19190022214, от 10.12.2019 №019S19190022975 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Согласно решению ответчик привлечен к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона №27-ФЗ, в виде финансовых санкций в общей сумме 3000 рублей.
В целях добровольной уплаты финансовых санкций управлением выставлены требования от 08.11.2019 со сроком исполнения до 03.12.2019, от 24.12.2019 со сроком исполнения до 23.01.2020, от 13.01.2020 со сроком исполнения до 07.02.2020.
Управлением также установлено, что ответчиком не представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 года в отношении 1 застрахованного лица, сведения о котором были представлены в формах СЗВ-М за январь-сентябрь 2019 года 15.02.2019, 01.03.2019, 17.08.2019, 18.09.2019, 21.10.2019, в связи с чем составлен акт о выявлении правонарушения от 21.05.2020 №019S18200006296.
30.06.2020 управлением вынесено решение №019S19200007923 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которым ответчик привлечен к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона №27-ФЗ, в виде финансовой санкции в размере 500 рублей.
В целях добровольной уплаты финансовой санкции управлением выставлено требование 29.07.2020 со сроком исполнения до 26.08.2020.
Неисполнение ответчиком в добровольном порядке указанных требований послужило основанием для обращения управления в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании финансовых санкций в размере 3500 руб. 00 коп.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23.11.2020 по делу № А71-14176/2020 управлению отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа, в связи с чем 09.12.2020 управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ответчика финансовых санкций.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя, отчество; идентификационный номер налогоплательщика.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Дополнительно к сведениям, предусмотренным настоящим пунктом, страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, страхователь представляет ежеквартально в составе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом №212-ФЗ: на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом; в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
В соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах от 21.12.2016 №766н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Отказывая в удовлетворении требований фонда, суд первой инстанции исходил из незаконности привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ, так как Управлением пропущен срок, установленный законодателем для обращения в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В части 17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2017, установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных данной статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" и Федерального закона от 01 апреля 1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются с 01.01.2017 законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из перечисленных норм права следует, что к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
На основании пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате.
Ранее, до 31.12.2016, аналогичная норма содержалась в статье 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", которая применялась при взыскании указанных штрафов в силу статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
В статье 17 Закона N 27-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2017, установлено, что при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение (часть 6).
В соответствии с положениями ст. 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение.
Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма (часть 7).
Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений (часть 8).
Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (часть 9).
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю) (часть 13).
Лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации (часть 14).
В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций (часть 15).
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании (часть 16).
В пункте 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что судам надлежит иметь в виду, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем, при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что из актов от 28.09.2019, 07.10.2019, 30.10.2019 следует, что сведения по форме СЗВ-М за апрель-сентябрь 2019 года представлены 18.08.2019, 18.09.2019, 21.10.2019.
Именно с указанных моментов управление могло обнаружить правонарушение и проверить соблюдение установленного пунктами 2- 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ порядка, достоверности, полноты и срока предоставления сведений.
Таким образом, учитывая совокупность вышеуказанных сроков, устанавливающих процедуру привлечения к ответственности, выставления требования, обращения в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций, обращение управления в суд 09.12.2020 свидетельствует о пропуске срока взыскания финансовых санкций и о незаконности принятия указанных решений от 09.10.2019 №019S19190020781, №019S19190020783, №019S19190020784, №019S19190020787, которые не могли быть принудительно реализованы, иначе как за пределами совокупности указанных сроков
Обращение Управления в арбитражный суд с настоящим заявлением даже с учетом того, что ходатайство о восстановлении пропущенного срока Управлением не заявлено, свидетельствует о пропуске срока взыскания финансовых санкций.
Абзацами 15-17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что в течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании. В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке. При таких обстоятельствах, выводы суда о неправомерности оспариваемого решения УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова является верными.
В силу абзаца 10 статьи 17 Закона N 27-ФЗ территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации извещает лицо, совершившее правонарушение, о времени и месте рассмотрения акта. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
Таким образом, обеспечение возможности лица, в отношении которого составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и представить свои объяснения, отнесено к существенным условиям процедуры рассмотрения акта.
Нарушение уполномоченным органом существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов, полученных в результате контрольных мероприятий, является основанием для отмены принятого им решения о привлечении лица к ответственности вышестоящим органом или судом.
Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно сведениям сведения с сайта «Почта России» об отслеживании почтовых отправлений почтовое отправление с номером почтового идентификатора 42692240439694, которым был направлен акт от 07.10.2019 №019S18190019953 о выявлении правонарушения, выразившегося в нарушении срока представления сведений по форме СЗВ-М за август 2019 года, направленный 15.10.2019, в место вручения поступил 17.10.2019 и в этот же день был возвращен отправителю из-за отсутствия адресата. При этом в акте от 07.10.2019 №019S18190019953 содержалось извещение ответчика о времени и месте рассмотрения акта и материалов проверки, назначенного на 19.11.2019.
Согласно сведениям сведения с сайта «Почта России» об отслеживании почтовых отправлений почтовое отправление с номером почтового идентификатора 42692241244853, которым был направлен акт от 30.10.2019 №019S18190020866 о выявлении правонарушения, выразившегося в нарушении срока представления сведений по форме СЗВ-М за сентябрь 2019 года, направленный 07.11.2019, в место вручения поступил 09.11.2019 и в этот же день был возвращен отправителю из-за отсутствия адресата. При этом в акте от 30.10.2019 №019S18190020866 содержалось извещение ответчика о времени и месте рассмотрения акта и материалов проверки, назначенного на 10.12.2019.
Согласно сведениям сведения с сайта «Почта России» об отслеживании почтовых отправлений почтовое отправление с номером почтового идентификатора 42692247393913, которым был направлен акт от 21.05.2020 №019S18200006296 о выявлении правонарушения, выразившегося в непредставлении сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год, направленный 27.05.2020, в место вручения поступил 28.05.2020 и 29.05.2020 был возвращен отправителю из-за отсутствия адресата. При этом в акте от 21.05.2020 №019S18200006296 содержалось извещение ответчика о времени и месте рассмотрения акта и материалов проверки, назначенного на 30.06.2020.
Пунктом 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 (далее – Правила), установлено, что письменная корреспонденция и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней, иные почтовые отправления - в течение 15 дней, если более длительный срок хранения не предусмотрен договором об оказании услуг почтовой связи. Почтовые отправления разряда "судебное" и разряда "административное" при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней.
При исчислении срока хранения почтовых отправлений разряда "судебное" и разряда "административное" день поступления и возврата почтового отправления, а также нерабочие праздничные дни, установленные трудовым законодательством Российской Федерации, не учитываются.
Срок хранения почтовых отправлений (почтовых переводов) исчисляется со следующего рабочего дня после поступления почтового отправления (почтового перевода) в объект почтовой связи места назначения.
Срок хранения почтовых отправлений и почтовых переводов может быть продлен в соответствии с договором об оказании услуг почтовой связи.
Адресатом (его уполномоченным представителем) может быть продлен срок хранения почтовых отправлений (за исключением почтовых отправлений разряда "судебное" и разряда "административное") и почтовых переводов в случае, если такая возможность предусмотрена в соответствии с договором об оказании услуг почтовой связи.
По истечении установленного срока хранения не полученная адресатами (их уполномоченными представителями) простая письменная корреспонденция передается в число невостребованных почтовых отправлений. Не полученные адресатами (их уполномоченными представителями) регистрируемые почтовые отправления и почтовые переводы возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи и пользователем. По истечении установленного срока хранения или при отказе отправителя от получения и оплаты пересылки возвращенного почтового отправления или почтового перевода они передаются на временное хранение в число невостребованных.
Пунктом 40 Правил установлено, что почтовые отправления и почтовые переводы, не доставленные (не врученные) адресату в связи с его отказом от их получения либо в связи с истечением установленного срока хранения, которые невозможно доставить (вручить) отправителю в связи с его отказом от их получения (в том числе если в соответствии с договором об оказании услуг почтовой связи предусмотрен отказ отправителя от их возврата по истечении установленного срока хранения) либо в связи с истечением установленного срока хранения, или почтовые отправления из числа нерозданных (после их вскрытия и невозможности установления адресных данных адресата и отправителя) передаются в число невостребованных почтовых отправлений и почтовых переводов.
Между тем возврат почтовых отправлений с номерами почтового идентификатора 42692240439694, 42692241244853, 42692247393913 был осуществлен до истечения установленных сроков хранения. Доказательства отсутствия адресата по месту нахождения в материалах дела отсутствуют. Почтовые конверты, подтверждающие причины возврата почтовых отправлений управлению, в материалы дела не представлены.
С учетом совокупности изложенных обстоятельств, доказательств, с достоверностью подтверждающие надлежащее извещение ответчика о времени и месте рассмотрения актов проверки, назначенного на 19.11.2019, на 10.12.2019, на 30.06.2020, содержащего информацию о времени и месте рассмотрения материалов проверки в материалах дела не имеется.
Доказательств направления отдельных уведомлений о времени и месте рассмотрения материалов проверок в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Пенсионным фондом в материалы дела не представлено.
При рассмотрении вопроса о надлежащем извещении арбитражные суды исходят из презумпции надлежащего выполнения предприятием "Почта России" обязанностей по доставке почтовой корреспонденции, пока не доказано иное.
Вместе с тем, как указано выше, обеспечение возможности лица, в отношении которого составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и представить свои объяснения, отнесено к существенным условиям процедуры рассмотрения акта.
При рассмотрении вопроса о привлечении к ответственности, административный орган, во избежание нарушения прав и законных интересов страхователя, обязан с достоверностью убедиться в том, что последний надлежащим образом был извещен о времени и месте рассмотрения акта и материалов проверки.
Нарушение уполномоченным органом существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов, полученных в результате контрольных мероприятий, является основанием для отмены принятого им решения о привлечении лица к ответственности вышестоящим органом или судом.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу, что Управление приняло решения от 19.11.2019 № 019S19190022214, от 10.12.2019 №019S19190022975, от 30.06.2020 №019S19200007923 в отсутствие надлежащим образом извещенного общества.
Поскольку допущенные нарушения процедуры рассмотрения материалов проверок и вынесения оспариваемых решений свидетельствуют о существенном нарушении прав лица, привлекаемого к ответственности, суд правомерно признал решения фонда недействительным.
Все доводы Управления, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03 марта 2021 года, принятое в порядке упрощенного производства, по делу № А71-15313/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья | И.В. Борзенкова | |