НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2015 № 17АП-11652/2015

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 52 /2015-АК

г. Пермь

30 сентября 2015 года                                                   Дело № А71-3196/2015­­

Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено  30 сентября 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.

судей Варакса Н.В., Щеклеиной Л.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Безденежных М.К.

при участии:

от заявителя - ООО "Удмуртэнергонефть" (ОГРН 1021801591943, ИНН 1834028862): не явились;

от заинтересованного лица - Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики  (ОГРН 1061831042866, ИНН 1831119423): не явились;

от третьего лица – индивидуального предпринимателя Орловой Елены Георгиевны: не явились;   

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица - индивидуального предпринимателя Орловой Елены Георгиевны

на решение  Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02 июля 2015 года

по делу № А71-3196/2015, принятое судьей Мосиной Л.Ф.

по заявлению ООО "Удмуртэнергонефть"

кМинистерству лесного хозяйства Удмуртской Республики

третье лицо:индивидуальный предприниматель Орлова Елена Георгиевна

о признании незаконным действия (бездействия) об отказе в предоставлении в аренду лесного участка ,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Удмуртэнергонефть» (далее заявитель,  общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Министерству лесного хозяйства Удмуртской Республики (далее заинтересованное лицо, Минлесхоз УР) о признании незаконными действий (бездействия) по отказу в предоставлении в аренду лесного участка, расположенного на территории квартала №319 выдел №№ 90, 76, 88 общей площадью 0,943 га для строительства линии электропередач, а также об обязании Минлесхоз УР сформировать данный участок.

Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.05.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена индивидуальный предприниматель Орлова Елена Георгиевна. 

Решением арбитражного суда от 02.07.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, третье лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы предприниматель указывает на несоответствие выводов суда нормам материального права, поскольку Правила № 223 и ч. 2 ст. 106 Лесного кодекса РФ не содержат запрета на размещение в ценных лесах линейных объектов; отсутствуют ограничения и в разделе 2.14 Лесохозяйственного регламента Шарканского лесничества; считает необоснованным вывод суда о том, что строительство линейных объектов для нужд единичных пользователей не предусмотрено, так как он противоречит содержанию страниц 166-167, 173 Лесного плана Удмуртской Республики. 

Заинтересованное лицо с жалобой не согласно по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Заявитель также представил отзыв на жалобу, в которой с доводами жалобы соглашается, считает жалобу третьего лица обоснованной и подлежащей удовлетворению. 

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, ООО «Удмуртэнергонефть» обратилось в Минлесхоз УР с заявлением о предоставлении в аренду лесного участка, расположенного на территории квартала №319 выдел №№ 90, 76, 88 общей площадью 0,943 га для строительства воздушной линии электропередач 6 кВ в рамках осуществления технологического присоединения объектов ИП Орловой Е.Г. по договору №97 от 03.03.2014, пасека на лесном участке 778-2012-01 (письма ООО «Удмуртэнергонефть» №21/337 от 11.02.2015, заявление ООО «Удмуртэнергонефть» (вх. №771 от 26.02.2015).

Письмами от 17.02.2015 №02/1-07/754, от 11.03.2015 №02/1-07/1106 Минлесхоз УР отказало ООО «Удмуртэнергонефть» в предоставлении в аренду земельных участков, указав, что часть испрашиваемого лесного участка представлена лесными культурами ели (выделы 76, 88), отнесенными действующим лесным законодательством к ценным лесным насаждениям, при этом ссылаясь на Правила использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, утвержденные Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 № 223, на ч. 2 ст. 72 Лесного кодекса РФ, в силу которой объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет и на требования подпункта «б» пункта 23 Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, утвержденного приказом Рослесхоза от 26.07.2011 № 319.

Несогласие заявителя с отказом в предоставлении в аренду лесного участка послужило основанием для обращения в арбитражный суд.

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания отказа Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики, выраженного в письмах от 17.02.2015 №02/1-07/754, от 11.03.2015 №02/1-07/1106, незаконным.

Оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности в порядке ст. 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, являются законными и обоснованными.

Частью 1 ст. 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства линейных объектов. Лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты. В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков. Порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 № 223 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.

Согласно 5 указанных Правил в  целях строительства линейных объектов используются, прежде всего, нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель - участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.07.2011 № 319 утвержден Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и Формы примерного договора аренды лесного участка (далее - Порядок № 319).

В соответствии с пунктом 18 Порядка № 319 в случае заключения договора аренды лесного участка без проведения аукциона в соответствии с частью 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации заинтересованное в получении права на заключение договора аренды лесного участка лицо (далее - заявитель) подает заявление в органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 5 настоящего Порядка (далее - арендодатель).

Пунктом 23 Порядка № 319 предусмотрено, что в решении об отказе в предоставлении лесного участка в аренду должны быть указаны обстоятельства, послужившие основанием для его принятия. Указанным пунктом также установлен исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в предоставлении в аренду лесного участка, в том числе несоответствие заявленной цели (целей) использования лесного участка лесному плану субъекта Российской Федерации или лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка).

Указом Президента Удмуртской Республики от 08.07.2011 №123 утвержден Административный регламент Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики по предоставлению государственной услуги «Предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду».

Согласно п.п. 5 п. 44 Административного регламента одним из оснований для принятия решения об отказе в предоставлении в аренду лесного участка является несоответствие заявленной цели (целей) использования лесного участка Лесному плану Удмуртской Республики или лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка).

В разделе 2.14 Лесохозяйственного регламента Шарканского лесничества «Нормативы, параметры и сроки использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов» приводится норма, закрепленная в п. 5 Правил №223: «В целях строительства линейных объектов используются, прежде всего, нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель - участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения». Далее указано: «Линейные объекты следует (по возможности) располагать с использованием существующих дорог, а также на сельскохозяйственных угодьях - по границам полей севооборотов или границам хозяйств; в лесных массивах - с использованием направлений просек и противопожарных разрывов».

Аналогичное положение содержится в Лесном плане Удмуртской Республики, утвержденном  Указом Президента УР от 15.12.2008 № 197.

Из представленного в материалы дела письма Минлесхоза УР от 17.02.2015 № 02/1-07/754, следует, что на испрашиваемом для строительства линейного объекта лесном участке произрастают лесные культуры ели, отнесенные законодательством к ценным лесным насаждениям.

Руководствуясь положениями вышеуказанных норм Лесного кодекса РФ, Правил № 223, Порядка № 319, норм Административного регламента и Лесного платн Удмуртской Республики, принимая во внимание произведенный Минлесхоз УР анализ Лесного плана Удмуртской Республики, согласно которому строительство линейных объектов (в том числе линии электропередач) для нужд единичных пользователей не предусмотрено, а также учитывая сведения, содержащиеся в письме Минлесхоза УР от 17.02.2015 № 02/1-07/754, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что предоставление спорного лесного участка для испрашиваемой цели противоречило бы приведенным требованиям действующего законодательства.

Таким образом, поскольку отказ в предоставлении в аренду лесного участка соответствуют действующему законодательству, суд первой инстанции, не установив совокупность оснований для признания оспариваемого отказа незаконным (198, 201 АПК РФ), правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы об отсутствии законодательного запрета на вырубку ценных лесных насаждений с целью строительства линейного объекта, а также отсутствие запрета на осуществление строительства линейных объектов для нужд единичных пользователей, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, направлены на переоценку выводов суда, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.

Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.

По изложенным мотивам судебный акт не подлежит отмене, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.

Поскольку третьим лицом при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина уплачена в размере 3000 рублей, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2850 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании ст. 104 АПК РФ, ст. 333.40 НК РФ.

Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02 июля 2015 года по делу № А71-3196/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Орловой Елене Георгиевне (ОГРНИП 311182814300042, ИНН 182808536801) из федерального бюджета 2 850 (две тысячи восемьсот пятьдесят) рублей излишне уплаченной государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы по чеку-ордеру от 28.07.2015.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий

Е.Ю.Муравьева

Судьи

Н.В. Варакса

Л.Ю. Щеклеина