НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2017 № 17АП-10454/17-АК

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-10454/2017-АК

г. Пермь

4 сентября 2017 года                                                         Дело № А60-10657/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2017 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 4 сентября 2017  года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,

судей Борзенковой И.В., Васевой Е.Е.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Державиной А.В.

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «УралЭнергоСети» – Монтиле Н.А., паспорт, доверенность от 16.12.2013;

от Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г.Екатеринбурга – Шокин Е.С., паспорт, доверенность от 14.08.2017;

от Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области – не явились;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью «УралЭнергоСети»

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 05 июня 2017 года по делу № А60-10657/2017,

принятое судьей Ремезовой Н.И.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «УралЭнергоСети» (ИНН 6678037055, ОГРН 1136678021567)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (ИНН 6658040003, ОГРН 1046602689495), Управлению Федеральной налоговой службы по Свердловской области (ИНН 6671159287, ОГРН 1046604027238)

о признании недействительным ненормативного акта,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «УралЭнергоСети» (далее –общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (далее – инспекция, налоговый орган) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 09.12.2016 № 79393 (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований).

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 05 июня 2017 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.

 Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В апелляционной жалобе общество ссылается на правомерное применение пониженной ставки по налогу на имущество организаций, поскольку спорные основные средства по своим техническим характеристикам и функциональному предназначению соответствуют понятию линии энергопередачи или связанным с ней сооружениям; в инвентарных карточках объектов, в отношении которых заявителем применена пониженная ставка налога на имущество, указаны коды ОКОФ, которые отражены в Перечне  имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 №504.

Представитель заявителя в судебном заседании на доводах апелляционной жалобы настаивал.

Налоговый орган с апелляционной жалобой не согласился, представил отзыв, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным.

Управление, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направило, что в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, 17.05.2016 обществом в налоговый орган представлена уточненная декларация по налогу на имущество организаций за 2015 год, в которой заявлено право на применение пониженной налоговой ставки в размере 1% в отношении объектов основных средств среднегодовой стоимостью (налоговая база) в размере  11 740 812 руб.

По результатам камеральной проверки налоговый орган пришел к выводу об отсутствии у налогоплательщика права на применение пониженной налоговой ставки, в связи с чем составил акт от 31.08.2016 и вынес решение от 09.12.2016 №79393 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Данным решением обществу доначислен и предъявлен к уплате налог на имущество за 2015г. в сумме 140 890 руб. (11 740 812 руб. х (2,2% - 1%)), соответствующие пени в сумме 11888,77 руб. и штраф по п.1 ст.122 НК РФ в размере 20% от неуплаченной суммы налога, что составило 28178 руб.

Решением УФНС России  по Свердловской области от 20.02.2017 № 86/17 жалоба заявителя на решение инспекции оставлена без удовлетворения.

Несогласие налогоплательщика с решением инспекции послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.

При принятии решения суд пришел к выводу, что налогоплательщик неправомерно применил льготный режим налогообложения.

Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и письменного отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда не соответствует обстоятельствам дела и нормам материального права.

На основании ст.373 НК РФ общество является плательщиком налога на имущество организаций.

Пунктом 1 статьи 374 НК РФ определено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Признаки основных средств даны в пункте 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать их в меньшем размере (пункт 1 ст.56 Кодекса).

Установление в налоговом законе налоговой льготы предполагает, что наряду с общим порядком налогообложения существует и специальный, в результате которого налогоплательщик, применяющий льготу, получает определенные преимущества по сравнению с другими плательщиками налога в виде снижения или смягчения налогового бремени.

Таким образом, с правовой точки зрения, налоговая льгота – это специальная норма, которая может применяться лишь при наличии установленных законодательством условий, которые не подлежат расширительному толкованию.

Положения статьи 23 НК РФ во взаимосвязи с нормами подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ предоставляют налогоплательщику возможность реализовать свое право на налоговую льготу при условии, что он представит доказательства, подтверждающие основания, с которыми налоговое законодательство связывает наличие у налогоплательщика права на льготу.

Согласно пункту 6 ст.88 Кодекса при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 380 НК РФ ставки по налогу на имущество устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу пункта 3 статьи 380 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.11.2012 № 202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», действующей с 01.01.2013, налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4 процента, в 2014 году – 0,7 процента, в 2015 году – 1%, в 2016 году - 1,3 процента, в 2017 году - 1,6 процента, в 2018 году - 1,9 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.

Статьей 2 Закона Свердловской области от 27.11.2003 № 35-ОЗ «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций» общая ставка по налогу на имущество установлена в размере 2,2%.

При этом пунктом 4-1 данной статьи предусмотрено, что для организаций в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, ставки налога на имущество организаций устанавливаются в 2013 году в размере 0,4 процента, в 2014 году – 0,7 процента, в 2015 году – 1%, в 2016 году - 1,3 процента, в 2017 году - 1,6 процента, в 2018 году - 1,9 процента.

На основании данных норм применяется Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504, которым утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций (далее – Перечень №504).

В названном Перечне указан код ОКОФ (общероссийский классификатор основных фондов) и наименование имущественного объекта. Кроме того, Перечень содержит графу «Примечание», в котором имеется краткая характеристика имущественных объектов.

Однако право на применение льготы законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов налогообложения, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (в инвентарных карточках). ОКОФ применяется для выполнения статистических задач, а не регулирует вопросы налогообложения. Само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в Перечне, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение льготы в отношении данного имущества.

Таким образом, право на налоговую льготу возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий:

1) имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в пункте 11 статьи 381 НК РФ;

2) имущество поименовано в Перечне №504.

Поскольку понятие «линии энергопередачи» в налоговом законодательстве отсутствует, для уяснения этого понятия необходимо руководствоваться понятиями и терминами гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации (пункт 1 ст.11 НК РФ).

Согласно пункту 1 ст.539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу пункта 4 ст.539 и пункта 1 ст.548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила §6 «Энергоснабжение» применяются в том числе к договору снабжения электрической энергией, а также отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть.

Из статей 3 и 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ) следует, что услуги по передаче электроэнергии – это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Оказание услуг по передаче электроэнергии осуществляется в отношении точек поставки на розничном рынке на основании публичного договора возмездного оказания услуг, заключаемого потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями). Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.

К объектам электросетевого хозяйства отнесены линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (абзац одиннадцатый статьи 3 Закона № 35-ФЗ).

В соответствии с пунктом 6 «ГОСТ 19431-84. Государственный стандарт Союза ССР. Энергетика и электрификация. Термины и определения», утвержденным постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 № 1029, энергоснабжение (электроснабжение) – обеспечение потребителей энергией (электрической энергией), при этом на основании пункта 21 этого акта потребителем признается предприятие, организация, территориально обособленный цех, строительная площадка, квартира, у которых приемники электрической энергии (тепла) присоединены к электрической (тепловой) сети и используют электрическую энергию (тепло).

Линия электропередачи (ЛЭП) – это электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние (пункт 34 ГОСТ 19431-84).

В силу пункта 5 Государственного стандарта СССР ГОСТ 24291-90 «Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения», утвержденного постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 № 3403, электропередачей является совокупность линий электропередачи и подстанций, предназначенная для передачи электрической энергии из одного района энергосистемы в другой.

Пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, точка поставки определена как место исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемое для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей.

Границей балансовой принадлежности является линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.

Таким образом, исходя из норм отраслевого законодательства к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, относится имущество, которое с учетом функционального назначения используется для передачи электроэнергии.

Из акта проверки следует и свидетельствами о государственной регистрации права от 13.04.2015 (представлены в суд 11.04.2017 и приобщены к делу в электронном виде – л.д.24) подтверждается, что у общества в собственности имеется и на балансе учитывается следующее имущество:

распределительная подстанция (РП-862), расположенная по адресу: г.Екатеринбург, ул. Соболева, д. 19;

кабельная линия 10кВ протяженностью 1976 м, расположенная по адресу: г.Екатеринбург, от подстанции «Отрадное» до РП-862.

Общая среднегодовая стоимость данного имущества за 2015 год составила 11 740 812 руб.

По данным  Единого государственного реестр юридических лиц, основным видом деятельности общества является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям.

Многочисленными судебными актами (например, дела №№А60- 62710/2015,А60-17372/2015), опубликованными в системе http://kad.arbitr.ru/, также подтверждается, что общество является сетевой организацией, постановлениями РЭК Свердловской области от 24.12.2014 №№ 260-ПК, 261-ПК ему утвержден индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии; в 2015 году владело на основании договора аренды от 10.12.2014 № 56УСИ-30АС-070/14 (2014-06-015/02), подписанного с закрытым акционерным обществом «Уралсетьинвест», в том числе следующими объектами электросетевого хозяйства:

РП-862, расположенной по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Соболева, д. 19;

кабельной линией 10 кВ, расположенной по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, от ПС «Отрадное» до РП-862.

По договору купли-продажи объектов электросетевого хозяйства от 03.03.2015 указанное имущество приобретено обществом в собственность, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 13.04.2015.

Представленными в дело актами разграничения балансовой принадлежности электросетей между ОАО «Екатеринбургская электросетевая компания», налогоплательщиком (сетевая организация) и потребителями электроэнергии (абоненты) (л.д.24) подтверждается, что спорные основные средства (кабельная линия 10кВ между подстанцией «Отрадное» и распределительной подстанцией РП-862 и сама распределительная подстанция) расположены между границей балансовой принадлежности налогоплательщика с ОАО «Екатеринбургская электросетевая компания» и точкой поставки им электроэнергии потребителю.

То есть рассматриваемые основные средства  используются сетевыми организациями для передачи электроэнергии иным субъектам (потребителям электрической энергии).

То, что основные средства общества являются объектами электросетевого хозяйства и использовались в том числе в спорный период для передачи электроэнергии иным субъектам, налоговым органом не оспаривается.

Основанием для отказа в предоставлении льготы явилось то обстоятельство, что общество сдавало рассматриваемые основные средства в аренду ОАО «МРСК Урала» (стр.4,6 оспариваемого решения).

Между тем применение спорной льготы не поставлено в зависимость от вида деятельности, осуществляемой налогоплательщиком.

Предусмотренное пунктом 3 статьи 380 НК РФ применение пониженной ставки обусловлено лишь назначением объекта основных средств.

Как уже указано в постановлении, спорные основные средства являются объектами электросетевого хозяйства, предназначены именно для передачи электроэнергии потребителям этой энергии. Использовались ли такие объекты в спорный период непосредственно самим налогоплательщиком или иным лицом, которое осуществляло передачу электроэнергии потребителям, значения для применения пониженной налоговой ставки не имеет.

На основании изложенного законных оснований для доначисления обществу налога на имущество, соответствующих пени и штрафа у налогового органа не имелось, решение инспекции подлежит признанию недействительным, как не соответствующее НК РФ. Решение суда первой инстанции следует отменить в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.

В соответствии со ст.110 АПК РФ расходы общества по уплате госпошлины за подачу заявления об оспаривании ненормативного правового акта в сумме 3000 руб. и апелляционной жалобы в сумме 1500 руб. подлежат отнесению на налоговый орган.

Поскольку заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина уплачена в размере 3000 руб., излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета в силу статьи 333.40 НК РФ.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 июня 2017 года по делу № А60-10657/2017 отменить.

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 09.12.2016 №79393, как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «УралЭнергоСети».

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (ИНН 6658040003, ОГРН 1046602689495) в пользу общества с ограниченной ответственностью «УралЭнергоСети» (ИНН 6678037055, ОГРН 1136678021567) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4500 (четыре тысячи пятьсот) руб.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «УралЭнергоСети» (ИНН 6678037055, ОГРН 1136678021567) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) руб., излишне уплаченную платежным поручением от 26.06.2017 №29.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Е.В. Васильева

Судьи

И.В. Борзенкова

Е.Е. Васева