ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-13798/2023-АК
г. Пермь
27 декабря 2023 года Дело № А60-42815/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 декабря 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М. ,
судей Голубцова В.Г., Герасименко Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тауафетдиновой О.Р.,
при отсутствии лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, открытого акционерного общества «Миассводоканал»,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 13 октября 2023 года
по делу № А60-42815/2023
по заявлению открытого акционерного общества «Миассводоканал» (ИНН 7415060560, ОГРН 1087415001630)
к Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 6671307658, ОГРН 1106671000457)
о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии деклараций о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 и 2021 годы, а также в непринятии решения о зачете и возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы,
установил:
открытое акционерное общество «Миассводоканал» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд к Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – заинтересованное лицо, Управление) с заявлением о признании незаконным бездействия Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, выразившееся в непринятии деклараций о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 и 2021 годы, а также в непринятии решения о зачете и возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.10.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести по делу судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы, приведены доводы о том, ОАО «Миассводоканал» имеет утвержденный Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора план снижения сбросов, соответственно в поданных декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 и 2021 годы обществом обоснованно применен коэффициент 1 при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при сбросах загрязняющих веществ в отношении всей массы сбросов загрязняющих веществ, что соответствует положениям п.6.1 ст.16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды, Закон № 7-ФЗ), пункта 8.2 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 года №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды».
Управление представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразило несогласие с доводами заявителя, приведенными в апелляционной жалобе, указало на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просило оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Обществом представлено ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие представителя.
Участники процесса, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО «Миассводоканал» имеет объект негативного воздействия на окружающую среду (HBOC) I категории - Площадка №3. Фекальные очистные сооружения (Код объекта НВОС №75-0174-001228-П), имеет разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, в т.ч. с установленными лимитами (№391 от 13.03.2019, №418-4 от 29.01.2020, №431-4 от 29.01.2021 - указаны разрешения применительно к 2020-2021г.г.), является организацией эксплуатирующей централизованную систему водоотведения городского округа (Постановление Администрации Миасского городского округа от 04.12.2019 №6226) и имеет План снижения сбросов загрязняющих веществ с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов допустимых сбросов по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы, согласованный Заместителем Руководителя Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 27.12.2019.
В рамках хозяйственной деятельности в период с 2020 по 2021 год ОАО «Миассводоканал» осуществляло сброс сточных вод в централизованную систему водоотведения, о чем в соответствии с нормами действующего законодательства заявитель направлял в Управление декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
18.01.2022 обществом в Управление подано заявление от 08.12.2021 возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной по платежным поручениям №2199 от 20.04.2020, №2200 от 20.04.2020, №4021 от 20.07.2020, №4022 от 20.07.2020, №6379 от 20.10.2020, №6380 от 20.10.2020 и исчисленную в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в связи с корректировкой платы за негативное воздействие на окружающую среду за сброс загрязняющих веществ в водный объект на сумму средств, затраченных обществом на выполнение мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду. К заявлению общество приложило Акты сверки взаимных расчетов № 473 за период с 01.01.2015 по 27.07.2021 и № 474 за период с 31.03.2020 по 27.07.2021.
По результатам рассмотрения указанного заявления общества, Управление решением от 17.02.2022 отказало в возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду в связи с необходимостью представления акта сверки, подписанного без разногласий, а также указало на необходимость подачи заявления после представления декларации о плате за негативное воздействие за 2021 год.
ОАО «Миассводоканал» через «личный кабинет природопользователя» на сайте Росприроднадзора в сети Интернет 10.03.2022 года с использованием электронной цифровой подписи была подана декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год. В дальнейшем 22.06.2022 года указанной декларации был присвоен статус «Принято».
В дальнейшем Управлением декларациям за 2020 год и за 2021 год был присвоен статус «Отклонено», что было указано в «личном кабинет природопользователя» на сайте Росприроднадзора в сети Интернет.
24.08.2022 обществом было направлено в Управление заявление о проведении совместной сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду для возврата излишне уплаченной платы за 2020-2021 годы.
Письмом от 31.08.2022 заинтересованное лицо в ответ на заявление о проведении сверки расчетов сообщило, что при проведении сверки сверяет суммы начисленной платы за отчетный период, декларация за 2021 год отклонена, необходимо представить уточненную декларацию за 2021 г., заявление о проведении акта сверки необходимо подать после предоставления уточненной декларации за 2021 год.
27.09.2022 общество сообщило Управлению, что имеет согласованный план снижения сбросов загрязняющих веществ, по которому устанавливается лимит на сбросы, расчет платы за сбросы загрязняющих веществ осуществлялся с применением положений п. 6.1 ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ, п. 7.15 Порядка № 1043, п. 19, 21.1 Правил № 225, в которых сказано, что на период мероприятий по охране окружающей среды при отсутствии комплексного экологического разрешения при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при сбросах загрязняющих веществ в отношении всей массы сбросов загрязняющих веществ (за исключением массы сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов) вместо коэффициента Квр=25 применяется коэффициент 1. В связи с чем, просило принять декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 г. №5975834 (первоначально принятую 22.06.2022) и за 2020 г. № 4155056 (первоначально принятую 18.01.2022). Также в соответствии с заявлением от 24.08.2022 просило направить в свой адрес акты сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду за указанный в заявлении период.
Письмом от 27.10.2022 № 02-05-16/23381 Управление ответило, что общество не имеет комплексного экологического разрешения, соответственно использование коэффициента 1 к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду неправомерно.
Письмом от 22.11.2022 Управлением был дан аналогичный ответ.
23.11.2022 ОАО «Миассводоканал» вновь направило в Управление письмо с нормативным обоснованием применения коэффициента 1 к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду и заявлением о принятии деклараций о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 и 2021 годы.
Письмом от 22.12.2022 Управление повторно сообщило о невозможности применения заявителем коэффициента 1 к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку план снижения сбросов загрязняющих веществ с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов допустимых сбросов, разработанный ОАО «Миассводоканал», в рассматриваемом случае не может быть признан программой повышения экологической эффективности в отсутствии которой оснований для применения коэффициента Кво, равного 1, не имеется.
29.12.2022 ОАО «Миассводоканал» повторно было направлено письмо с просьбой принять декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 и 2021 годы и направлении в общество актов сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В письме от 16.01.2023 № 02-05-16/969 Управление вновь сообщило о том, что план снижения сбросов загрязняющих веществ с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов допустимых сбросов, разработанный ОАО «Миассводоканал», не может быть признан программой повышения экологической эффективности в отсутствии которой оснований для применения коэффициента Кво, равного 1, у предприятия не имеется. Также в указанном письме Управление сообщило о необходимости внести исправления в раздел 2 «Расчет суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты» деклараций о плате за 2020 и 2021 годы, а также учесть указанное замечание при оформлении декларации о плате за 2022 год.
Ссылаясь на бездействие Управления, выразившееся в непринятии деклараций о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 и 2021 годы и в непринятии решения о зачете и возврате обществу сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Судом первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Как установлено статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды, Закон № 7-ФЗ), негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде (статья 3 Закона № 7-ФЗ).
Платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (пункт 1 статьи 16.2 того же Закона).
Согласно пункту 2 статьи 16.2 Закона № 7-ФЗ платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин (пункт 1 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ).
В соответствии со статьей 16.5 Закона № 7-ФЗ контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Излишне уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущего отчетного периода.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.06.2019 № 334 утвержден Порядок зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Порядок).
Пунктом 5 Порядка установлено, что зачет или возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляется территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на основании заявления лица, обязанного вносить плату, о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущих отчетных периодов или заявления о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы (рекомендуемый образец заявления приведен в приложении 2 к настоящему Порядку) в срок не позднее 3 месяцев с даты получения территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования заявления о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущих отчетных периодов или заявления о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы.
В соответствии с пунктом 6 Порядка заявление о возврате или зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы подается лицом, обязанным вносить плату (его представителем), в территориальный орган Росприроднадзора. К заявлению прилагается акт сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду, подписанный без разногласий территориальным органом Росприроднадзора и лицом, обязанным вносить плату. В случае подписания заявления представителем лица, обязанного вносить плату, к заявлению прилагается копия доверенности, подтверждающей полномочия представителя на осуществление действий от имени лица, обязанного вносить плату.
В силу пунктов 9, 10, 12, 13 Порядка результатом рассмотрения обращения заявителя являются решение о зачете, решение о возврате, решение об отказе в зачете или в возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы.
Как следует из материалов дела, 18.01.2022 обществом в Управление подано заявление о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной по платежным поручениям №2199 от 20.04.2020, №2200 от 20.04.2020, №4021 от 20.07.2020, №4022 от 20.07.2020, №6379 от 20.10.2020, №6380 от 20.10.2020 и исчисленную в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в связи с корректировкой платы за негативное воздействие на окружающую среду за сброс загрязняющих веществ в водный объект на сумму средств, затраченных обществом на выполнение мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду. К заявлению общество приложило Акты сверки взаимных расчетов № 473 за период с 01.01.2015 по 27.07.2021 и № 474 за период с 31.03.2020 по 27.07.2021.
По результатам рассмотрения указанного заявления общества, Управление решением от 17.02.2022 отказало в возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду в связи с необходимостью представления акта сверки, подписанного без разногласий, а также указало на необходимость подачи заявления после представления декларации о плате за негативное воздействие за 2021 год.
24.08.2022 обществом повторно подано заявление о проведении совместной сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с 31.03.2020 по 31.03.2022 для возврата излишне уплаченной платы за 2020-2021 гг.
Письмом от 31.08.2022 Управление сообщило, что поданная обществом декларация о плате за негативное воздействие за 2021 г. № 5975834 отклонена, необходимо представить уточненную декларацию за 2021 г., а также, что заявление о проведении акта сверки необходимо подать после представления уточненной декларации за 2021 год.
27.09.2022 и 23.11.2022 общество сообщило Управлению, что имеет согласованный план снижения сбросов, расчет платы за сбросы загрязняющих веществ осуществлялся с применением положений п. 6.1 ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ, п. 7.15 Порядка № 1043, п. 19, 21.1 Правил № 225, в которых сказано, что на период мероприятий по охране окружающей среды при отсутствии комплексного экологического разрешения, при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при сбросах загрязняющих веществ в отношении всей массы сбросов загрязняющих веществ (за исключением массы сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов) вместо коэффициента Квр=25 применяется коэффициент 1. В связи с чем просило принять декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 г. №5975834 (первоначально принятую 22.06.2022) и за 2020 г. № 4155056 (первоначально принятую 18.01.2022).
Письмом от 16.01.2021 Управление предложило обществу внести исправления в раздел 2 «Расчет суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты» деклараций о плате за 2020 и 2021 годы, поскольку план снижения сбросов загрязняющих веществ, с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов допустимых сбросов, разработанный ОАО «Миассводоканал», не может быть признан программой повышения экологической эффективности, в отсутствие которой оснований для применения коэффициента Кво, равного 1, у предприятия не имеется.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание, что в декларациях о плате за 2020-2021 гг. ОАО «Миассводоканал» содержатся ошибки в части неправомерного применения коэффициента 1, учитывая, что общество не имеет программ повышения экологической эффективности или планов мероприятий по охране окружающей среды, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Управление правомерно отказало в оформлении акта сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду и как следствие в заявлении общества о возврате либо зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платыза негативное воздействие на окружающую среду. При этом суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Порядок осуществления контроля за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения установлен Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 (далее - Правила № 255).
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 Закона об охране окружающей среды, плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктами 1, 10 статьи 31.1 Закона об охране окружающей среды, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение, в составе которого содержатся нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
В силу пункта 11 Правил № 255 информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору платы в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее - декларация о плате), порядок представления и форма которой установлен Порядком представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду утвержденным Приказом Минприроды России от 10.12.2020 № 1043 (далее - Приказ № 1043).
В соответствии с пунктом 12(1) Правил № 255 юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, получившие до 1 января 2019 разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду при исчислении платы в пределах нормативов допустимых сбросов, используют формулы, указанные в пунктах 17, 18 и 18(1) данных Правил. Такие лица при осуществлении сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на сбросы загрязняющих веществ при исчислении платы используют формулу, указанную в пункте 19 данных Правил.
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ).
Пунктом 5 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ установлены соответствующие коэффициенты, направленные на стимулирование проведения хозяйствующими субъектами мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий.
В частности: коэффициент 1 устанавливается за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; коэффициент 25 установлен за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, а также за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов III категории нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов (абзац шестой).
На основании абзаца второго пункта 6.1 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ на период реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности или планов мероприятий по охране окружающей среды при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при сбросах загрязняющих веществ в отношении всей массы сбросов загрязняющих веществ (за исключением массы сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов) вместо коэффициентов, указанных в абзацах шестом и восьмом пункта 5 данной статьи, применяется коэффициент 1.
Таким образом, основанием для применения коэффициента 1 является реализация соответствующими организациями программ повышения экологической эффективности или планов мероприятий по охране окружающей среды.
Согласно ст. 67.1 Закона № 7-ФЗ планы мероприятий по охране окружающей среды и программы повышения экологической эффективности разрабатываются и утверждаются в случаях невозможности соблюдения установленных для объектов I, II, III категорий нормативов выбросов или сбросов загрязняющих веществ, на период их поэтапного достижения.
Правила разработки программы повышения экологической эффективности утверждены приказом Минприроды России от 17.12.2018 № 666.
Правила разработки плана мероприятий по охране окружающей среды утверждены приказом Минприроды России от 17.12.2018 № 667.
Как установлено судом и не оспариваетсяобществом, ОАО «Миассводоканал» не имеет программ повышения экологической эффективности или планов мероприятий по охране окружающей среды, при этом общество имеет план снижения сбросов загрязняющих веществ и полагает, что он приравнивается к плану мероприятий по охране окружающей среды или программе повышения экологической эффективности.
Согласно пункту 8.2 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 29.07.2017 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» до получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, комплексных экологических разрешений, представления декларации о воздействии на окружающую среду планы снижения выбросов и сбросов признаются планами мероприятий по охране окружающей среды или программами повышения экологической эффективности, указанными в пункте 11 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ.
Аналогичная норма закреплена в п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.07.2017 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно п. 11 ст. 16.3 Закона №7-ФЗ из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.
Затратами на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду в целях настоящей статьи признаются документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату, в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных п. 4 ст. 17 Закона №7-ФЗ и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности.
Пункт 4 статьи 17 ФЗ N 7 содержит следующие мероприятия: 1) внедрение наилучших доступных технологий; 2) проектирование, строительство, реконструкция: - систем оборотного и бессточного водоснабжения; - централизованных систем водоотведения (канализации), канализационных сетей, локальных (для отдельных объектов хозяйственной и (или) иной деятельности) сооружений и устройств по очистке сточных, в том числе дренажных, вод, по переработке жидких бытовых отходов и осадка сточных вод; - сооружений и установок по улавливанию и утилизации выбрасываемых загрязняющих веществ, термической обработке и очистке газов перед их выбросом в атмосферный воздух; 3) установка: - оборудования по улучшению режимов сжигания топлива; - оборудования по использованию, транспортированию, обезвреживанию отходов производства и потребления; - автоматизированных систем, лабораторий по контролю за составом, объемом или массой сточных вод; - автоматизированных систем, лабораторий (стационарных и передвижных) по контролю за составом загрязняющих веществ и объемом или массой их выбросов в атмосферный воздух; - автоматизированных систем, лабораторий (стационарных и передвижных) по наблюдению за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды; 4) обеспечение полезного использования попутного нефтяного газа.
С учетом изложенного, поскольку указанными нормами предусмотрено, что планы снижения выбросов и сбросов признаются планами мероприятий по охране окружающей среды или программами повышения экологической эффективности только для целей указанных в пункте 11 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ, а именно позволяют исключать затраты на реализацию соответствующих мероприятий из суммы платы за негативное воздействие, основанием для уменьшения размера предъявленных ко взысканию обязательных платежей для общества в данном случае является выполнение им мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду из предусмотренных п. 4 ст. 17 Закона № 7-ФЗ и включенных в план снижения сбросов загрязняющих веществ и размер понесенных предприятием затрат на данные мероприятия.
Вместе с тем, при обращении в Управление за корректировкой платы за негативное воздействие на окружающую среду посредством корректировки применения коэффициента 1 вместо 25 и возврата сумм излишне уплаченной платы обществом не подтверждено выполнение им в отчетном периоде мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, предусмотренных п. 4 ст. 17 Закона № 7-ФЗ и включенных в план снижения сбросов загрязняющих веществ, а также несение и размер затрат на реализацию указанных мероприятий.
При этом суд первой инстанции обоснованно указал, что план снижения сбросов загрязняющих веществ с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов допустимых сбросов по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы, разработанный ОАО «Миассводоканал», в рассматриваемом случае не может быть признан программой повышения экологической эффективности, в отсутствие которой оснований для применения коэффициента, равного 1, у предприятия не имеется.
Таким образом, у заинтересованного лица отсутствовали основания для принятия за спорный период деклараций с применением заявителем коэффициента 1 к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы.
Аналогичные выводы нашли отражение в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 08.11.2022 по делу № Ф48-8804/2021 и постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 20.02.2023 № Ф09-9020/22.
Суд апелляционной инстанции также не усматривает со стороны заинтересованного лица не соответствующего закону бездействия в непринятии решения о зачете и возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы, поскольку на обращение общества о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду Управлением было вынесено решение об отказе в возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду от 17.02.2022, которое в установленном законом порядке обществом не было обжаловало.
Ссылки общества на Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.02.2023 №РН-03-03-34/5494 в обоснование применения коэффициента 1 при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку данное письмо не является нормативным актом и не может устанавливать нормы, обязательные для применения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в признании незаконным оспариваемого бездействия Управления.
Коллегия апелляционного суда считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя этой жалобы. Излишне уплаченная заявителем при подаче жалобы государственная пошлина в сумме 1 500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 октября 2023 года по делу № А60-42815/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу «Миассводоканал» (ИНН 7415060560, ОГРН 1087415001630) из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 25.10.2023 № 5267 государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий | Е.М. Трефилова | |
Судьи | В.Г. Голубцов | |
Т.С. Герасименко |