НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2018 № 17АП-7453/2018-АК

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 № 17АП-7453/2018-АК

г. Пермь

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2018 года.  Постановление в полном объеме изготовлено 26 июня 2018 года. 

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:  председательствующего судьи Гладких Е.О., 

судей Варакса Н.В., Щеклеиной Л.Ю.,
при секретаре Шадриной Ю.В.,
при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «УралСтрой»: Бажайкин А.Л.  (доверенность от 11.09.2017); 

от Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды  Удмуртской Республики: Кагирова И.Г. (доверенность № 2018-5 от 01.02.2018),  рассмотрев в открытом судебном заседании (с ведением аудиозаписи протокола  судебного заседания) заинтересованного лица, Министерства природных  ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, 

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 13 апреля 2018 года,
принятое судьей Валиевой З.Ш.,
по делу № А71-21825/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «УралСтрой»
(ИНН 1840033444, ОГРН 1141840010839)

к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской  Республики (ИНН 1831119423, ОГРН 1061831042866) 

об оспаривании отказа от 15.11.2017 № 02/1- 20/6696 в утверждении проектной  документации лесного участка, 

установил:

общество с ограниченной ответственностью «УралСтрой» (далее – ООО  «УралСтрой», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд 


Удмуртской Республики с заявлением к Министерству лесного хозяйства  Удмуртской Республики г. Ижевск о признании незаконным отказа в  утверждении проектной документации лесного участка площадью 19,2 га,  расположенного в квартале 117 (выделы 21, 26, 31, 34) Селычкинского  участкового лесничества Якшур-Бодьинского лесничества Удмуртской  Республики, изложенного в письме от 15.11.2017 № 02/1-20/6696, и об обязании  принять решение об утверждении проектной документации. 

Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06.03.2018  произведена процессуальная замена ответчика по делу № А71-21825/2017 с  Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики на Министерство  природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики  (далее - министерство). 

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13 апреля 2018  года заявление общества с ограниченной ответственностью «УралСтрой»  удовлетворено. Признан незаконным отказ Министерства лесного хозяйства  Удмуртской Республики в утверждении проектной документации, выраженный  в письме от 15.11.2017 № 02/1-20/6696. Министерство природных ресурсов и  охраны окружающей среды Удмуртской Республики обязано устранить  нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной  ответственностью «УралСтрой». 

С Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды  Удмуртской Республики в пользу общества с ограниченной ответственностью  «УралСтрой» взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов на уплату  государственной пошлины. 

Не согласившись с принятым решением, Министерство лесного хозяйства  Удмуртской Республики обжаловало его в апелляционном порядке, просит  отменить и принять по делу новый судебный акт, которым заявление общества  оставить без удовлетворения. В обоснование апелляционной жалобы указывает,  что основанием для отказа в утверждении проектной документации фактически  являлся пункт 2 части 10 статьи 70.1 Лесного кодекса РФ; отсутствие этой  ссылки в письме министерства не является, по мнению заявителя  апелляционной жалобы, существенным. Также считает, что предварительное  согласование проводилось на испрашиваемые лесные участки квартал 117  (выдела 12,13,17,20,23) – Бобровское-1, а проектная документация лесного  участка предоставлена на квартал 117 (выделы 21,26,31,34), что  свидетельствует об отсутствии согласования. 

Общество представило письменный отзыв на апелляционную жалобу  министерства. Полагает, что принятое судом первой инстанции решение  является законным и обоснованным, просит оставить его без изменения. 

В судебном заседании представитель министерства доводы  апелляционной жалобы поддержала. Просит отменить обжалуемый судебный  акт и отказать в удовлетворении требований. 

Третьи лица своих представителей для участия в судебном заседании не  направили, письменные отзывы на жалобы суду не представили, о времени и 


месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. 

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены  арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном  статьями 266, 268 АПК РФ

Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой  инстанции, 9 августа 2016 года Министерством природных ресурсов и охраны  окружающей среды Удмуртской Республики ООО «УралСтрой» выдана  лицензия на пользование недрами ИЖВ 80260 ТЭ на разведку и добычу песка  на участке недр Бобровское-1 сроком до 09 августа 2026 г. (том 1 л.д.21). 

Согласно данной лицензии участок недр расположен в 5,2 км восточнее п.  Селычка, в 13,3 км юго-восточнее с. Якшур-Бодья в Якшур-Бодьинском районе  Удмуртской Республики. 

Неотъемлемой частью вышеуказанной лицензии является Лицензионное  соглашение № 260 об условиях пользования участком недр Бобровское-1 в  Якшур-Бодьинском районе Удмуртской Республики от 09 августа 2016 г.  (Приложение № 1 к лицензии, том 1 л.д. 23-31). 

В соответствии с пунктом 4.7 Лицензионного соглашения № 260 об  условиях пользования участком недр Бобровское-1 в Якшур-Бодьинском  районе Удмуртской Республики от 9 августа 2016 г. (Приложение № 1 к  лицензии) предварительное согласие правообладателя на отвод земельного  участка для разработки месторождения общераспространенных полезных  ископаемых было получено от Министерства лесного хозяйства Удмуртской  Республики письмо № 02/1-18/2794 от 24 июня 2016 г., от ОАО «Удмуртнефть»  письмо № 33/1367 от 02 октября 2015 г., от ООО «Леспромхоз Лынгинский». 

Рассмотрев проектную документацию на земельный участок лесного  фонда площадью 19,2 га, для предоставления в аренду в целях выполнения  работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных  ископаемых, Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики  письмом № 02/1-20/6696 от 15 ноября 2017 г. (т. 1 л.д.59) отказало заявителю в  ее утверждении, указав, что проектируемый лесной участок на 95 % от общей  площади лесного участка представлен хвойными насаждениями, которые  относятся лесным законодательством к ценным лесным насаждениям, при этом,  согласно пункту 9 Порядка использования лесов для выполнения работ по  геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных 


ископаемых, утвержденного приказом Федерального агентства лесного  хозяйства от 27 декабря 2010 г. № 515, в целях размещения объектов,  связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр,  разработкой месторождений полезных ископаемых, используются, прежде  всего, нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель –  участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также  площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные  насаждения. 

Считая, что отказ в утверждении проектной документации, выраженный в  письме министерства от 15.11.2017 № 02/1-20/6696, не соответствует закону,  нарушает права и законные интересы, общество обратилось в суд с данным  заявлением. 

Изучив представленные в дело Лесохозяйственный регламент Якшур- Бодьинского лесничества, проектную документацию лесного участка, заслушав  пояснения сторон, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчик,  не установив категорию лесных участков, не установив наличие обстоятельств,  свидетельствующих о наличии предусмотренных Лесным кодексом Российской  Федерации исключений на запрет использования участка, необоснованно  отказал заявителю в утверждении проектной документации. 

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в  порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства,  проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о правильности и  обоснованности решения суда первой инстанции. 

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе  обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными  ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий  (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления,  иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый  ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не  соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их  права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо  обязанности, создают иные препятствия для осуществления  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных  правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов,  органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц  арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого  акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий  (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному  нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа 


или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили  оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли  оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные  интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности. 

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта  недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными  необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их  действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов  заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Согласно статье 68.2 Лесного кодекса Российской Федерации  проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов,  особозащитных участков лесов осуществляется в целях подразделения лесов на  виды по целевому назначению и выделения особо защитных участков лесов. 

Границы эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов  устанавливаются по квартальным просекам, границам лесных кварталов и  лесотаксационных выделов с учетом естественных границ лесничеств,  лесопарков. Проектирование особо защитных участков лесов в  эксплуатационных лесах, защитных лесах и резервных лесах осуществляется в  целях выделения участков лесов, имеющих важное значение для выполнения  берегозащитных, почвозащитных и других функций. Границы таких участков  лесов устанавливаются по квартальным просекам и границам лесных кварталов  с учетом естественных границ, а также по лесотаксационным выделам. 

Выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются в  соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено 

настоящим Кодексом. Органы государственной власти или органы местного  самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в  порядке, установленном законодательством Российской Федерации о  контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения  государственных и муниципальных нужд (статья 70 Лесного кодекса  Российской Федерации). 

В соответствии с частями 1, 2, 4, 6, 7 статьи 70.1 Лесного кодекса  Российской Федерации при проектировании лесных участков осуществляется  подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с  настоящей статьей. 

В проектной документации лесных участков указываются площадь  проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ,  целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные  количественные и качественные характеристики лесных участков. 

Целевое назначение и вид разрешенного использования лесов  указываются в проектной документации лесного участка в соответствии со  статьями 87 и 91 настоящего Кодекса, с земельным законодательством. 

При предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное)  пользование, аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в 


соответствии с частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса), безвозмездное  пользование выполнение работ по подготовке проектной документации лесных  участков может быть обеспечено заинтересованным лицом. 

Проектная документация лесного участка утверждается решением органа  государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих  полномочия по предоставлению в пользование лесного участка в соответствии  со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса. 

Приказом Минприроды России от 03.02.2017 № 54 утверждены  Требования к составу и к содержанию проектной документации лесного  участка и порядку ее подготовки (далее - Требования). 

Пунктом 12 Требований предусмотрено, что выполнение работ по  подготовке проектной документации лесного участка при предоставлении  лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в случае за- 

ключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 

Согласно части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации 

без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в  государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях, 

предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса. 

Статьей 43 Лесного кодекса Российской Федерации установлен порядок  использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр,  для разработки месторождений полезных ископаемых. 

Судом первой инстанции верно установлено и материалами дела  подтверждается, что заявителем работы по подготовке проектной  документации лесного участка выполнены с учетом указанных выше норм. 

Согласно части 4 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации  порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому  изучению недр для разработки месторождений полезных ископаемых  устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной  власти. 

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.12.2010 № 515  утвержден Порядок использования лесов. 

В пункте 9 Порядка использования лесов закреплено, что в целях  размещения объектов, связанных с выполнением работ по геологическому  изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых,  используются, прежде всего, нелесные земли, а при отсутствии на лесном  участке таких земель - участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей,  прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и  наименее ценные лесные насаждения. 

Использование иных лесных участков для указанных целей допускается в  случае отсутствия других вариантов возможного размещения объектов,  связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр,  разработкой месторождений полезных ископаемых. 


Министерством отказано в утверждении проектной документации со  ссылкой на пункт 9 Порядка использования лесов. При этом указано, что  проектируемый лесной участок на 95% от общей площади лесного участка  представлен хвойными насаждениями, которые относятся лесным  законодательством к ценным лесным насаждениям. 

Уже при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции  министерство указало, что проектная документация не соответствует лесному  плану Удмуртской Республики и лесохозяйственному регламенту лесничества,  в связи с чем данные основания также проверены судом первой инстанции на  законность и обоснованность. 

В соответствии с Лесным планом Удмуртской Республики одна из  основных задач лесохозяйственной деятельности - выращивание насаждений,  преобладающие породы которых представлены главными породами в  рациональном сочетании со второстепенными. В хозяйствах, где все  преобладающие породы являются главными, максимально используются  почвенные и климатические факторы и формируются наиболее ценные  насаждения. 

При выборе главных пород необходимо всесторонне проанализировать  хозяйственное значение второстепенных древесных пород и правильно решить  вопрос о доле их участия в составе насаждений. 

В защитных лесах главные породы выбираются в зависимости от  назначения различных категорий лесов. Для защитных лесов главные породы  назначаются из долговечных с хорошими защитными и почвоукрепляющими 

свойствами, к которым относятся сосна, лиственница, береза и другие породы.  Выбор сочетания пород производится с учетом почвенно-климатических  (природно-географических) условий и накопленного опыта. Для  водорегулирующих и водоохранных лесов в качестве главных пород могут  быть рекомендованы сосна, ель, пихта, лиственница и другие породы. 

Хозяйственно ценными древесными породами в лесах Удмуртской  Республики являются породы, древесина которых имеет большой спрос на  внутреннем и внешнем рынках для удовлетворения потребностей общества в 

продукции, выпускаемой из нее. К таким породам кроме насаждений хвойных и  твердолиственных пород в настоящее время относятся высокопродуктивные (I -  II бонитета) насаждения березы и осины. Береза в оптимальных условиях  продуцирует высокоценные сортименты: фанерный, лыжный, ружейный кряж и  др. Они имеют большое значение в лесном хозяйстве как почвоукрепляющие и  огнестойкие породы. 

Согласно разделу 2.12 Лесохозяйственного регламента Якшур- Бодьинского лесничества использование лесов для выполнения работ по  геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных  ископаемых на территории лесничества осуществляется в соответствии со  статьями 21, 43 Лесного кодекса Российской Федерации и Порядком  использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр,  для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденным приказом 


Рослесхоза от 27.12.2010 № 515. 

Использование лесов для разработки месторождений полезных  ископаемых в лесопарковых и зеленых зонах запрещено в соответствии с  частью 3статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации. 

В соответствии с пунктом 10 Порядка использования лесов для  выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки  месторождений полезных ископаемых, утвержденным приказом Рослесхоза от  27.12.2010 № 515 допускается использование расположенных в зеленых зонах  лесных участков для разработки месторождений полезных ископаемых, в  отношении которых лицензии на пользование недрами получены до дня  введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, на срок, не  превышающий срока действия таких лицензий. 

В соответствии со статьями 43, 74 Лесного кодекса Российской  Федерации для выполнения работ по геологическому изучению недр, для  разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, могут быть  предоставлены гражданам и юридическим лицам аренду на срок до сорока  девяти лет без проведения аукциона. 

На основании разрешения Министерства лесного хозяйства Удмуртской  Республики, допускается выполнение работ по геологическому изучению недр  на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение  таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений. 

Использование лесных участков для выполнения работ по  геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных  ископаемых осуществляется в соответствии с Лесным планом Удмуртской  Республики и лесохозяйственным регламентом лесничества. 

При использовании лесов для выполнения работ по геологическому  изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых на  землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и  эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в  соответствии со статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации. 

В целях размещения объектов, связанных с выполнением работ по  геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных  ископаемых, используются, прежде всего, нелесные земли, а при отсутствии на  лесном участке таких земель - участки невозобновившихся вырубок, гарей,  пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают  низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения. 

Использование иных лесных участков для указанных целей допускается в  случае отсутствия других вариантов возможного размещения объектов,  связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр,  разработкой месторождений полезных ископаемых. 

Ограничения использования лесов приведены в разделах 3.1, 3.2, 3.3  настоящего лесохозяйственного регламента. 

На лесных участках, предоставленных в аренду для выполнения работ по  геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных 


ископаемых, рубка лесных насаждений осуществляется в соответствии с  проектом освоения лесов. 

Обустройство объектов, связанных с выполнением работ по  геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных  ископаемых, должно исключать развитие эрозионных процессов на занятой и  прилегающей территории. 

При осуществлении использования лесов в целях выполнения работ по  геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных  ископаемых не допускается: валка деревьев и расчистка лесных участков от  древесной растительности с помощью бульдозеров, захламление древесными  остатками приграничных полос и опушек, повреждение стволов и скелетных  корней опушечных деревьев, хранение свежесрубленной древесины в лесу в  летний период без специальных мер защиты; затопление и длительное  подтопление лесных насаждений; повреждение лесных насаждений,  растительного покрова и почв за пределами предоставленного лесного участка;  захламление лесов строительными, промышленными, древесными, бытовыми и  иными отходами, мусором; загрязнение площади предоставленного лесного  участка и территории за его пределами химическими и радиоактивными  веществами; проезд транспортных средств и иных механизмов по  произвольным, неустановленным маршрутам, в том числе за пределами  предоставленного лесного участка. 

Согласно разделу 3.1 Лесохозяйственного регламента Якшур- Бодьинского лесничества в ценных лесах запрещается: проведение сплошных 

рубок лесных насаждений, за исключением: - сплошных рубок, когда  выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих  свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздорови  тельные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие  сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полез  ных функций; - сплошных рубок в целях, предусмотренных пунктами 1-4 части  1 статьи 21 Лесного кодекса РФ, в случаях, если строительство, реконструкция  и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры,  для целей, предусмотренных пунктами 1-4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса  РФ, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством  Российской Федерации. 

В эксплуатационных лесах допускается использование лесов всех  предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации видов. 

Запрета на проведение рубок нет.

Пунктом 11 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации  установлен такой вид использования лесов как выполнение работ по  геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных  ископаемых. 

Основаниями для отказа в утверждении проектной документации лесного  участка согласно части 10 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации  являются: 


1) несоответствие проектной документации лесного участка требованиям  к составу и содержанию проектной документации лесного участка, которые  установлены в соответствии с частью 12 настоящей статьи; 

Согласно части 1 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации  использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр,  для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в  соответствии со статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации. 

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 21 Лесного кодекса  Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов,  не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда  допускаются для осуществления работ по геологическому изучению недр,  разработки месторождений полезных ископаемых. 

В соответствии с частью 7 статьи 21 Лесного кодекса Российской  Федерации перечень объектов, не связанных с созданием лесной  инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для  защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов. 

Исходя из пункта 2 Перечня объектов, не связанных с созданием лесной  инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных  лесов, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от  27 мая 2013 г. № 849-р, к объектам, не связанным с созданием лесной  инфраструктуры, для осуществления работ по геологическому изучению недр,  разработки месторождений полезных ископаемых в эксплуатационных лесах и  в резервных лесах, за исключением особо защитных участков лесов, относится  карьер. 

Из материалов дела следует, что лесной участок, в отношении которого  была составлена проектная документация, относится к эксплуатационным  лесам. Указанный факт подтверждается проектной документацией, Картой- схемой распределения лесов по целевому назначению, являющейся  приложением № 3 к Лесохозяйственному регламенту Якшур-Бодьинского  лесничества, согласно которой ценных лесов в квартале 117 Селычинского  участкового лесничества Якшур-Бодьинского лесничества Удмуртской  Республики не имеется (том 2 л.д. 88). 

Согласно данным таблицы 3 пункта 1.1.6 Лесохозяйственного регламента  (том 2 л.д. 11) в числе кварталов, в которых располагаются ценные леса,  отсутствует квартал 117. 

Пунктом 1.1.6 Лесохозяйственному регламенту Якшур-Бодьинского  лесничества установлено, что распределение лесов по целевому назначению и  категориям защищенных лесов по кварталам приведено в соответствии с  приказом Россельхознадзора от 26.10.2010 № 402 «Об отнесении лесов на  территории Удмуртской Республики к ценным лесам, эксплуатационным лесам  и установлении их границ» и Ведомостью деления лесов по целевому 


назначению и категориям защищенных, подготовленной ФГУП  «Рослесинфорг» на основании приказа Россельхоза от 26.08.2008 № 237. 

В соответствии с Выпиской из государственного лесного реестра № 176  от 13.09.2016 г. (том 1 л.д.51-53) целевое назначение лесов, расположенных в  выделах 21, 26, 31, 34 квартала 117 Селыченского участкового лесничества  Якшур-Бодьинского лесничества Удмуртской Республики - эксплуатационные  леса. В качестве хозяйственных мероприятий, проводимых на территории  выделов 21, 26 указано – сплошная рубка, лесные культуры, выдела 34 –  сплошная рубка, сохранение подроста. Состав лесных насаждений выдела 31  указано – болото. 

При этом согласно разделу 3.1 указанного Лесохозяйственного  регламента в эксплуатационных лесах допускается использование лесов всех  предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации видов (в  том числе выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка  месторождений полезных ископаемых), запрета на проведение рубок в  эксплуатационных лесах нет. 

Кроме того, согласно Выписке из государственного лесного реестра №  176/1 от 13 сентября 2016 г. (том 1 л.д. 54) выделы 21, 26, 31, 34 квартала 117 

Селыченского участкового лесничества Якшур-Бодьинского лесничества  Удмуртской Республики уже предоставлены в аренду трем организациям, две  из которых получили участки для заготовления древесины (ООО «Леспромхоз  Лынгинский») и для геологического изучения недр и разработки карьера (ОАО  «Удмуртторф»). 

Довод министерства о том, что на проектируемом лесном участке  произрастают ценные лесные насаждения судом первой инстанции правомерно  отклонен как документально не подтвержденный. Из представленных  заинтересованным лицом в материалы дела Формы № 1-ГЛР и Формы № 2-ГЛР  не следует, что лесной участок площадью 19,2 га, расположенный в квартале  117 (выделы 21, 26, 31, 34) относится к ценным лесным насаждениям.  Указанные формы не содержат привязки лесных насаждений к кварталам и  выделам (т. 1 л.д. 106, 107). 

Довод ответчика о том, что из анализа таблиц 2 и 3 пункта 3  представленной в материалы дела проектной документации (том 1 л.д. 46)  можно определить количество ценных лесных насаждений в процентном  соотношении, также рассмотрен и отклонен судом, поскольку состав  насаждений или характеристик лесного участка при отсутствии насаждений  дублирует информацию из государственного лесного реестра, согласно которой  целевое назначение указанных лесов - эксплуатационное. Кроме того, возраст  насаждений указан в среднем 85 лет, что соответствует спелому и  перестойному древостою. В качестве хозяйственных мероприятий в выписке  для спорных участков обозначена сплошная рубка (кроме болота). 

Принимая решение, суд первой инстанции правильно отметил, что у  заявителя отсутствуют другие варианты размещения карьера, поскольку  заявителю была выдана лицензия ИЖВ 80260 ТЭ, неотъемлемой составной 


частью которой является схема расположения участка недр Бобровское-1 в  Якшур-Бодьинском районе Удмуртской Республики (обзорная карта и  топографический план). Соответственно, заявитель не может производить  разведку и добычу песка на ином участке недр, нежели тот, который указан в  лицензии ИЖВ 80260 ТЭ. В заседании суда апелляционной инстанции наличие  других вариантов размещения карьера министерство также не предложило. 

Таким образом, оспариваемый заявителем отказ заинтересованного лица  в утверждении проектной документации лесного участка не соответствует  статьям 21, 43 Лесного кодекса Российской Федерации, а также нарушает права  и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. 

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что  оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие)  органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не  соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают  права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного  правового акта недействительным, решений и действий (бездействия)  незаконными. 

Поскольку у заинтересованного лица отсутствовали основания для  отказа обществу в утверждении проектной документации, суд первой  инстанции правомерно признал незаконным отказ Министерства лесного  хозяйства Удмуртской Республики, выраженный в письме от 15.11.2017 №  02/1-20/6696, незаконным и обязал министерство устранить выявленные  нарушения прав и законных интересов заявителя. 

Судом первой инстанции полно и правильно установлены все  фактические обстоятельства по делу, исходя из оценки доказательств и  доводов, приведенных лицами, участвующими в деле, правильно применены  нормы материального и процессуального права, принято законное и  обоснованное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы  и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется. 

Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как  неосновательные по приведенным выше мотивам. В материалах дела  отсутствуют и заявителем апелляционной жалобы не представлено никаких  доказательств, подтверждающих, что квартал 117 Селыченского участкового  лесничества Якшур-Бодьинского лесничества Удмуртской Республики входит в  состав особо охраняемой территории регионального значения, равно как не  доказан факт того, что проектируемый лесной участок представлен хвойными  насаждениями, относящимися к ценным лесным насаждениям. 

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный  апелляционный суд, 

ПОСТАНОВИЛ:


решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13 апреля 2018  года по делу № А71-21825/2017 оставить без изменения, апелляционную  жалобу – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного  производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий  двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской  Республики. 

Председательствующий Е.О. Гладких 

Судьи Н.В. Варакса 

Л.Ю. Щеклеина