ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-13660/2023-ГК
г. Пермь
25 декабря 2023 года Дело № А71-15069/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 декабря 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Дружининой О.Г., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черногузовой А.В.,
при участии:
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 октября 2023 года по делу № А71-15069/2023
по иску индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)
к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (ОГРН <***>, ИНН <***>)
об обязании выдать в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу разрешение на вырубку и заготовку лесных насаждений сроком на один год в объемах и в местоположениях, предусмотренных договорами купли-продажи лесных насаждений,
установил:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее –предприниматель, ФИО1) обратился с исковым заявлением Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (далее – Министерство) об обязании выдать в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу разрешение на вырубку и заготовку лесных насаждений сроком на один год в объемах и в местоположениях, предусмотренных договорами купли продажи лесных насаждений №8/2021- 1/А от 19.08.2021, №06/2021-10/А от 19.08.2021, №10/2021-06»а» от 26.10.2021, № 7/2021-А8 от 28.10.2021.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 октября 2023 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что решение суда является незаконным и необоснованным, принято без учета доводов истица, не применен закон подлежащий применению по аналогии, а именно ст.ст. 6 и 35 Конституции РФ, постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353. Необходимость выдачи разрешения на вырубку и заготовку лесных насаждений мотивирована введением в феврале и марте 2022 года санкций, отказами покупателей от заказов, в связи с чем заявитель был вынужден отказаться от договоров, несением убытков в связи с невозможностью реализации продукции. Ссылается на обстоятельства, которые были установлены при рассмотрении дел №№ А71- 8113/2022, А71-13359/2022, отсутствие возможности возвратить уплаченные денежные средства. Отмечает, что для истца сумма 12 581 968 руб. является существенной, отказ в возвращении указанной суммы или отказ в выдаче разрешения на вырубку лесных насаждений будет несправедливым, а поведение ответчика недобросовестным и неразумным, не отвечающим требованиям статьи 1, 6, 10 ГК РФ. Полагает возможным применить по аналогии сходных отношений Постановление Правительства РФ от 12 марта 2022 г. № 353, порядок и сроки, установленные пунктом 11 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Минприроды РФ от 01.12.2020 № 993.
До начала судебного разбирательства от Министерства поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому последний полагает судебный акт законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Министерство (продавец) и ФИО1 (покупатель) на основании протоколов о результатах аукционов от 29 июля 2021 года и от 7 октября 2021 года заключили договоры купли-продажи лесных насаждений № 8/2021-1/А от 19.08.2021, № 06/2021-10/А от 19.08.2021, № 10/2021-06»а» от 26.10.2021, № 7/2021-А8 от 28.10.2021 (далее – договоры).
По условиям договоров продавец обязался передать в собственность покупателю по акту приема-передачи лесные насаждения, расположенные на землях лесного фонда на территории Удмуртской Республики, находящиеся в федеральной собственности, для заготовки древесины, а покупатель обязался принять лесные насаждения и внести за них плату в соответствии с разделом III договоров.
В настоящее время указанные договоры прекратили свое действие.
ФИО1 обратился в Министерство с заявлением от 06.02.2023 (л.д. 13-14) о выдаче разрешения на вырубку лесных насаждений по заключенным договорам.
Ответом Министерства № 03005/01-22 от 27.03.2023 (л.д.10) было отказано в продлении сроков заготовки, вывозки и хранения древесины в связи с окончанием срока действия договоров.
Полагая отказ незаконным, ссылаясь на необходимость применения к спорным правоотношениям по аналогии закона постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 года № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году», заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для выдачи заявителю разрешения на вырубку и заготовку лесных насаждений сроком на один год в связи с прекращением срока действия договора.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 75 ЛК РФ по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно части 5 статьи 75 ЛК РФ срок действия договора купли-продажи лесных насаждений не может превышать один год.
В силу части 2 статьи 77.1 ЛК РФ изменение условий договора купли-продажи лесных насаждений, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора купли-продажи лесных насаждений исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в указанных в статье 23 ЛК РФ лесничествах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 11).
В соответствии с пунктом 11 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Минприроды России от 01.12.2020 N 993, действовавших в период заготовки по вышеуказанным лесным декларациям, рубка лесных насаждений, трелевка (транспортировка), частичная переработка, хранение, вывоз заготовленной древесины осуществляются лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации. В случае заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или контракта, указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса, рубка лесных насаждений, трелевка (транспортировка), частичная переработка, хранение, вывоз осуществляются в течение срока, установленного договором или контрактом соответственно.
Увеличение сроков рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывоза древесины, указанных в настоящем пункте, допускается в случае возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение данных требований, подтвержденных справкой Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Срок рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывоза древесины может быть увеличен не более чем на 12 месяцев уполномоченным органом по письменному заявлению лица, использующего леса.
Разрешение на изменение сроков рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывоза древесины выдается в письменном виде с указанием местонахождения лесосеки (участковое лесничество, номер лесного квартала, номер лесотаксационного выдела, номер лесосеки), площади лесосеки, объема древесины и вновь установленного (продленного) срока (даты) рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывозки древесины.
Соответственно разрешение на изменение сроков рубки лесных насаждений может быть выдано только в период действия договора.
Установив, что договоры купли-продажи лесных насаждений заключены сторонами по результатам аукциона, заявление о продлении сроков рубки лесных насаждений было направлено предпринимателем за пределами срока действия договоров, нормы о продлении до 1 мая 2024 года сроков рубки лесных насаждений при осуществлении заготовки древесины, хранения и вывоза древесины по действующим декларациям, поданным до 1 мая 2022 года, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 года № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году», к спорным правоотношениям не применяются, суд первой инстанции пришел к правильным выводам об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апеллянта о необходимости применения Постановления № 353 к указанным правоотношениям по аналогии закона были предметом рассмотрения и обоснованно отклонены.
В силу положений ст. 6 ГК РФ в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.
Пунктом 3 Приложения № 10 к Постановлению N 353 предусмотрена возможность продления до 1 мая 2024 г. срока рубки лесных насаждений при осуществлении заготовки древесины, хранения и вывоза древесины по действующим лесным декларациям, поданным до 1 мая 2022 г.
Вопросы, связанные с осуществление деятельности в области заготовки древесины, рубки лесных насаждений прямо урегулированы специальными нормами лесного законодательства.
В частности заготовка древесины осуществляется в соответствии с Лесным кодексом РФ, Правилами, утвержденными приказом Минприроды России от 01.12.2020 N 993, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса контракта). Рубка лесных насаждений, трелевка (транспортировка), частичная переработка, хранение, вывоз осуществляются в течение срока, установленного договором или контрактом соответственно.
Поскольку на момент обращения заявителя с требованием о выдаче разрешения на вырубку лесных насаждений срок действия договоров истек, продление рубки было возможно только по действующим лесным декларациям, поданным до 1 мая 2022 г., суд правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения требования. Оснований для применения Постановления N 353 не имеется.
Иные доводы, которые приведены заявителем в обоснование своей позиции о необходимости продления разрешения на вырубку лесных насаждений, основанием для выдачи такого разрешения не являются в силу части 2 статьи 77.1 ЛК РФ и п. 11 Правил № 993, т.к. заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 1 ст. 2 ГК РФ).
Оснований полагать позицию Министерства недобросовестной в отсутствие механизма продления разрешения на вырубку лесных насаждений не установлено с учетом положений ст. 10 и разъяснений п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", т.к. оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации; поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Необходимо учитывать, что вопрос о праве предпринимателя требовать возврата денежных средств уже разрешен в рамках №№ А71- 8113/2022, А71-13359/2022. Судами не установлено оснований для возврата денежных средств в качестве неосновательного обогащения, поскольку отказ покупателей от товара является риском предпринимательской деятельности.
При названных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
Судебные расходы на уплату государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы в размере 150 руб. относятся на заявителя (ст. 110 АПК РФ). Излишне уплаченная по чек-ордеру от 11.11.2023 государственная пошлина в размере 2850 руб. должна быть возвращена плательщику из федерального бюджета (ст. 104 АПК РФ, ст. 333.40 НК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 октября 2023 года по делу № А71-15069/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета излишне уплаченную по чек-ордеру от 11.11.2023 в составе суммы 3000 руб. государственную пошлину в размере 2850 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
М.А. Полякова
Судьи
О.Г. Дружинина
В.В. Семенов