П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП- 20 /2017-АКу
г. Пермь
25 декабря 2017 года Дело № А50П-621/2017
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Борзенковой И. В.
рассмотрел без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу
заинтересованного лица, Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Верещагинском районе Пермского края,
на мотивированное решение Арбитражного суда Пермского края Постоянного присутствия Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре, от 12 октября 2017 года, принятого судьей Даниловым А.А, в порядке упрощенного производства по делу № А50П-621/2017
по заявлению Межмуниципального отдела Министерства Внутренних дел Российской Федерации «Верещагинский» (ОГРН 1155958008370 , ИНН 5933009307)
к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Верещагинском районе Пермского края (ОГРН 1025902152033, ИНН 5933161252)
о признании незаконным решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе пенсионного страхования от 23 июня 2017 г. № 203S19170022962,
установил:
Межмуниципальный отдел Министерства Внутренних дел Российской Федерации «Верещагинский» (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Пермского края Постоянное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре с заявлением о признании незаконным требования Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Верещагинском районе Пермского края (далее - Пенсионный фонд) об уплате финансовых санкций решение от 23 июня 2017 г. № 203S19170022962 (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края Постоянного присутствия Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 12 октября 2017 года заявленное требование удовлетворено, решение Пенсионного фонда от 23 июня 2017 г. № 203S19170022962 признано недействительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе Пенсионный фонд указывает на то, что оспариваемое решение от 23 июня 2017 г. № 203S19170022962 является законным и обоснованным, факт нарушения заявителем нормативно установленного срока представления отчетности за январь 2017 года, представление неполных и недостоверных сведений доказан.
Заявителем представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве».
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу (21.12.2017).
Как следует из материалов дела, 15.05.2017 Пенсионным фондом была проведена проверка в отношении заявителя на предмет правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных п. 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.
Пенсионным фондом на основании представленных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2017 года, составлен акт об обнаружении нарушений законодательства от 15.05.2017 N 203S18170016315, в котором зафиксировано, что страхователь дополняющую форму СЗВ-М за январь 2017 года на 2-х застрахованных лиц представил по электронным каналам связи 01.03.2017, при установленном сроке представления - не позднее 15.02.2016 (пункт 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ).
По результатам рассмотрения вышеуказанного акта, Пенсионным фондом принято решение от 23.06.2017 N 203S19170022962 о привлечении Заявителя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде финансовой санкции, в размере 1 000 руб.
Не согласившись с решением Пенсионного фонда от 23.06.2017 N 203S19170022962, Межмуниципальный отдел Министерства Внутренних дел Российской Федерации «Верещагинский» обратился в арбитражный суд с заявлением о признании указанного ненормативного акта недействительным.
Суд первой инстанции, признавая недействительным решение Пенсионного фонда от 23.06.2017 N 203S19170022962, пришел к выводу о том, что представленными в материалы дела доказательствами не подтверждена правомерность привлечения страхователя к ответственности, поскольку страхователь самостоятельно выявил ошибку и предпринял все зависящие от страхователя меры, направив дополняющую форму СЗВ-М.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 167-ФЗ) Учреждение является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 1 Федерального закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
На основании статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в редакции, вступившей в силу с 01.04.2016, (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно разделу 3 "Тип формы" - выбирают один из предлагаемых кодов: "исхд", "доп", "отм".
Код "исхд" (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период.
Код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период.
Код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Согласно п. 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, страхователь может устранить выявленную ошибку в двухнедельный срок, который исчисляется или со дня обнаружения ошибки организацией, или со дня получения от органа ПФР уведомления об устранении имеющихся расхождений. Соответственно, первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самой организацией, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Подобная норма сохранена в Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2017 N 45549).
Так, согласно п. 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются. Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в фонд сведений о застрахованных лицах за отчетный период, то в рассматриваемом поле приводится код "доп" (дополняющая форма).
Исходя из конструкции нормы ст. 17 Закона N 27-ФЗ срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую или отменяющую форму СЗВ-М, не установлен.
Как следует из материалов дела, сведения по форме СЗВ-М с типом «Исходная» в отношении 75 застрахованных лиц, за январь 2017 года представлены страхователем в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи 02.02.2017 года (в установленный срок), и эти же сведения в виде дополняющей формы СЗВ-М за январь 2017 года на 2 застрахованных лиц 01.03.2017 года.
Исходные сведения о застрахованных лицах за январь 2017 года направлены заявителем в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срок, а неполнота (недостоверность) изначально направленных сведений самостоятельно выявлена и устранена последним путем направления дополняющих сведений.
В рассматриваемом случае, учитывая обстоятельства выявления Пенсионным фондом факта непредоставления страхователем в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за январь 2017 года после исправления соответствующих сведений, у Фонда отсутствовали правовые основания для привлечения страхователя к ответственности, установленной абзацем 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ, поскольку вина страхователя отсутствует в связи с реализацией последним права на исправление ранее поданных сведений.
Принимая во внимание, что в рассматриваемом случае Заявителем до момента обнаружения заинтересованным лицом несоответствия между представленными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки, и, соответственно, до вынесения оспариваемого решения были переданы необходимые корректирующие сведения, у Пенсионного фонда в любом случае отсутствовали основания для применения в отношении страхователя санкций, предусмотренных абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, поскольку в действиях заявителя отсутствует вина в совершении правонарушения в связи с реализацией им права на исправление недостоверных сведений.
Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами не подтверждена правомерность привлечения страхователя к ответственности.
Ссылки апелляционной жалобы на нарушение страхователем двухнедельного срока для предоставления дополняющих сведений, отклоняется судом, поскольку ни Закон N 27-ФЗ ни Инструкция о порядке ведения учета сведений не содержат ограничений по количеству подаваемых корректировок в ПФР, не устанавливают ответственность за нарушение двухнедельного (пятидневного) срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах, корректировка данных не свидетельствует о превышении установленного срока для предоставления отчетности.
Доводы жалобы о том, что сведения о нескольких застрахованных лицах в исходной форме не подавались, отклоняются, так как ошибка в исчислении количества застрахованных лиц была обществом установлена самостоятельно и исправлена, в отчетность внесены изменения. Действия страхователя оценены как реализация права на дополнение и уточнение переданных сведений, предусмотренного ст. 15 Закон N 27-ФЗ.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края Постоянного присутствия Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре, от 12 октября 2017 года, принятое в порядке упрощенного производства по делу № А50П-621/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края Постоянное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре.
Судья И.В.Борзенкова