НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2022 № 17АП-4195/2022-АКУ

[A1]





СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068 

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 № 17АП-4195/2022-АКу 

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:  судьи Муравьевой Е.Ю., 

рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в  деле, апелляционную жалобу заявителя, индивидуального предпринимателя  Гудуловой Теране Малаловны, 

на мотивированное решение Арбитражного суда Пермского края
от 14 марта 2022 года, принятое в порядке упрощенного производства,
по делу № А50-30862/2021

по заявлению индивидуального предпринимателя Гудуловой Теране  Малаловны (ОГРНИП 319595800016090, ИНН 590308689497) 

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми  (ОГРН 1045900322038, ИНН 5902290787) 

о признании незаконным постановления о назначении административного  наказания от 15.10.2021 № 59022128400105500003, 

установил:

Индивидуальный предприниматель Гудулова Теране Малаловна   обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Инспекции  Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми о признании  незаконным и отмене постановления о назначении административного  наказания от 15.10.2021 № 59022128400105500003, которым заявитель  привлечен административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП  РФ) в виде административного штрафа в размере 37 016,33 рублей. 

 Решением Арбитражного суда Пермского края, принятым в порядке  упрощенного производства (резолютивная часть решения вынесена 22.02.2022,  мотивированное решение изготовлено 14.03.2022), в удовлетворении  заявленных требований отказано. 

Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с  апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по  Код доступа к материалам дела: 




[A2] делу новый судебный акт. 

В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что суд не  проверил порядок привлечения к административной ответственности и не учел,  что ИП Гудулова Т.М. не была извещена надлежащим образом о дате и  времени рассмотрения дела об административном правонарушении, протокол  об административном правонарушении в ее адрес не направлялся; протокол  был вручен защитнику Симаковому А.Г., действовавшему на основании общей  доверенности, извещение содержалось в протоколе; административный орган  не доказал, что выплата заработной платы работникам была произведена  05.11.2019; позиция административного органа о том, что ранее  предприниматель привлекалась к административной ответственности  материалами дела не подтверждена; у суда первой инстанции не было  оснований для отказа в замене административного штрафа на предупреждение. 

Налоговый орган представил отзыв на апелляционную жалобу, по  приведенным в ней мотивам просит решение суда оставить без изменения,  апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания,  без вызова участвующих в деле лиц, после срока, установленного определением  суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления  отзывов на апелляционную жалобу (18.05.2022). 

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены  судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266,  272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Как следует из материалов дела, должностным лицом инспекции в ходе  проверки соблюдения предпринимателем требований валютного  законодательства выявлено, что 05.11.2019 она выплатила заработную плату  работникам-нерезидентам в наличной форме в сумме 49 355, 10 руб. 

По данному факту инспекцией в порядке статей 28.2, 28.3 КоАП РФ в  отношении предпринимателя составлен протокол об административном  правонарушении от 05.10.2021. 

По результатам рассмотрения материалов по делу об административном  правонарушении инспекцией вынесено постановление о назначении  административного наказания от 15.10.2021 № 59022128400105500003,  которым предприниматель привлечена к административной ответственности по  части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере  37016, 33 рублей (49 355, 10 руб. х 75%). 

Не согласившись с вынесенным постановлением, предприниматель  обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой  инстанции исходил из наличия в действиях предпринимателя состава  вмененного административного правонарушения, соблюдения процедуры  привлечения к административной ответственности, отсутствия оснований для  применения положений статьи 2.9 и статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ

Код доступа к материалам дела:




[A3] Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в  соответствии со статьей 71 АПК РФ, рассмотрев доводы апелляционной  жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции оснований для отмены  решения суда не установил. 

Согласно части 1 статьи 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных  валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным  законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением  валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу  иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная  стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные  банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым  произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в  банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами  территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным  законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных  операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на  счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка,  расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не  предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо  осуществление перевода денежных средств без открытия банковского счета с  использованием электронных средств платежа, предоставленных  иностранными поставщиками платежных услуг, в случаях, не предусмотренных  валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение  административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих  предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и  юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной  валютной операции либо суммы денежных средств, переведенных без открытия  банковского счета с использованием электронных средств платежа,  предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг; на  должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. 

Под незаконными валютными операциями следует понимать как валютные  операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации,  так и валютные операции, осуществленные с нарушением валютного  законодательства Российской Федерации. 

Валютные правоотношения носят комплексный, одновременно публично-правовой и частноправовой характер. Такие отношения регулируются  Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и  валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ, Закон о валютном  регулировании), согласно статье 2 которого этот закон определяет права и  обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и  распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в  отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской  Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов  Код доступа к материалам дела: 




[A4] валютного контроля и агентов валютного контроля. 

Пунктом «б» части 9 статьи 1 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что к  валютным операциям относятся приобретение резидентом у нерезидента либо  нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо  нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской  Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также  использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и  внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа. 

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона № 173-ФЗ расчеты при  осуществлении валютных операций производятся физическими лицами –  резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок  открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской  Федерации. 

Исчерпывающий перечень случаев, когда физические лица – резиденты  могут осуществлять расчеты с физическими лицами – нерезидентами без  использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен  частью 3 статьи 14 Закона № 173-ФЗ. 

Возможность осуществить такую валютную операцию, как выплата  резидентом физическому лицу – нерезиденту заработной платы наличными  денежными средствами в валюте Российской Федерации, законодательством  Российской Федерации не предусмотрена. 

Выплата заработной платы работнику-иностранцу, не имеющему вида на  жительство в России, временно пребывающему в Российской Федерации,  признается валютной операцией (подпункт «а» пункт 7, пункт 9 части 1  статьи 1 Законам № 173-ФЗ, абзац 14 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от  25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в  Российской Федерации»). В этом случае расчеты с таким работником- нерезидентом необходимо производить только в безналичном порядке (часть 2  статьи 14 Закона № 173-ФЗ). 

Таким образом, заработная плата иностранному работнику может  выдаваться только путем перечисления денежных средств через банковский  счет, открытый работодателем в уполномоченном банке. Выплата же зарплаты  наличными денежными средствами из кассы является незаконной валютной  операцией. 

Данные выводы подтверждаются сложившейся судебной практикой  (определениями Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2020 № 301- ЭС20-5832, № 301-ЭС20-5835, № 301-ЭС20-5838, № 301-ЭС20-5844, № 301- ЭС20-5846, от 14.05.2020 № 307-ЭС20-6932, от 10.02.2020 № 303-ЭС19-27158). 

Судом установлено, материалами дела подтверждается и заявителем  не оспаривается факт выплаты за октябрь 2019 года своим работникам,  являющимся иностранными гражданами, заработной платы путем выдачи  наличных денежных средств в общей сумме 49 355, 10 руб., минуя счет в  уполномоченном банке, что свидетельствует о несоблюдении требований,  Код доступа к материалам дела: 




[A5] установленных валютным законодательством, и о наличии события  административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25  КоАП РФ

Согласно части 2 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение  признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее,  предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия  (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно  рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело  возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их  предвидеть. 

Вина предпринимателя в совершении вмененного правонарушения  установлена административным органом в ходе производства по делу об  административном правонарушении, соответствующие выводы отражены в  оспариваемом постановлении о привлечении к административной  ответственности. 

Доказательств невозможности исполнения требований законодательства в  силу чрезвычайных событий или обстоятельств, которые заявитель не мог  предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и  осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не  представлено. 

Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях  заявителя состава административного правонарушения, ответственность за  которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, является правильным,  соответствует установленным обстоятельствам и имеющимся доказательствам. 

Постановление о привлечении к административной ответственности  принято в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности  привлечения к административной ответственности (2 года). 

Назначенное заявителю административное наказание соответствует  минимальному размеру штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 15.25  КоАП РФ (75% суммы незаконной валютной операции). 

Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать  правонарушение малозначительным, судом апелляционной инстанции не  установлено. Совершенное заявителем административное правонарушение  представляет общественную опасность для охраняемых законом общественных  интересов, посягает на установленный государством порядок правоотношений  в сфере валютного регулирования, соблюдение которого является  обязанностью каждого участника правоотношений в данной сфере. 

Оснований для применения за допущенное правонарушение  предупреждения с учетом статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ, учитывая  предшествующий факт совершения заявителем аналогичного  административного проступка (от 04.10.2021 № 59042119600057300005) не  имеется. 

Вопреки доводам жалобы, существенных нарушений порядка привлечения  Код доступа к материалам дела: 




[A6] к административной ответственности инспекцией не допущено. 

По телекоммуникационным каналам связи предпринимателю направлено  уведомление от 24.09.2021 № 10361 о том, что 05.10.2021 будет  рассматриваться вопрос о составлении протокола. Квитанцией о приеме  электронного документа подтверждается, что указанное уведомление получено  предпринимателем 04.10.2021 (файл «Уведомление от 24.09.2021 № 10361 с  квитанцией о получении и расшифровкой вложения»). 

Поскольку о времени и месте составления протокола предприниматель  уведомлена надлежащим образом, налоговый орган правомерно составил его в  отсутствие предпринимателя. 

Копия протокола вручена представителю предпринимателя Симакову А.Г.,  уполномоченного доверенностью от 11.10.2021. Ему же вручена копия  определения о назначении времени и места рассмотрения дела об  административном правонарушении от 11.10.2021, о чем на определении  имеется подпись представителя. 

Исходя из части 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в  производстве по делу об административном правонарушении, а также  свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются  в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело,  заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о  вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с  использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих  фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. 

При этом из анализа части 1 статьи 25.15 КоАП РФ следует, что  независимо от избранного способа направления уведомления (посредством  почтовой связи, телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи либо с  использованием иных средств связи и доставки) в любом случае должно быть  обеспечено фиксирование извещения и его вручение адресату. 

Согласно пункту 24.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного  суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах,  возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных  правонарушениях» при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли  место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об  административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не  содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно  какими-либо определенными способами, в частности путем направления по  почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату  непосредственно. 

На основании части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого  ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе  знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять  доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической  помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии  Код доступа к материалам дела: 




[A7] с настоящим Кодексом. 

Частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ установлено, что дело об  административном правонарушении рассматривается с участием лица, в  отношении которого ведется производство по делу об административном  правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено  лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и  времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об  отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без  удовлетворения. 

В соответствии со статьей 25.5 КоАП РФ для оказания юридической  помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об  административном правонарушении, в производстве по делу об  административном правонарушении может участвовать защитник, а для  оказания юридической помощи потерпевшему - представитель. 

В качестве защитника или представителя к участию в производстве по  делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное  лицо. 

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу  об административном правонарушении с момента возбуждения дела об  административном правонарушении. 

Таким образом, Симаков А.Г., действующий по доверенности от  11.10.2021, являлся лицом, уполномоченным представлять интересы  предпринимателя в деле об административном правонарушении. 

В данной ситуации инспекцией приняты необходимые и достаточные меры  для извещения заявителя о месте и времени рассмотрения дела об  административном правонарушении, поскольку соответствующее определение,  отражающие сведения о времени и месте рассмотрения материалов дела об  административном правонарушении (15.10.2021), получено 11.10.2021  уполномоченным доверенностью представителем заявителя Симаковым А.Г. 

Вопреки доводам заявителя, наличие полномочий защитника на получение  копии протокола и извещения о времени и месте рассмотрения дела об  административном правонарушении, а также на представление интересов  заявителя при производстве по делу об административном правонарушении  подтверждаются имеющейся в материалах административного дела  доверенностью от 11.10.2021, которая в силу части 3 статьи 25.5 КоАП РФ  подтверждает полномочия защитника при производстве по делу об  административном правонарушении. 

Оснований полагать, что осуществляя названные выше процессуальные  действия, защитник действовал в нарушение интересов заявителя, у инспекции  не имелось. Иного предпринимателем в порядке ст. 65 АПК РФ не доказано и  из материалов судебного дела не следует. 

Таким образом, инспекцией приняты необходимые и достаточные меры  для уведомления заявителя надлежащим образом о времени и месте  Код доступа к материалам дела: 




[A8] рассмотрения дела об административном правонарушении и заявитель не  может считаться лишенным предоставленных КоАП РФ гарантий защиты  своих прав. 

На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал  заявителю в признании незаконным и отмене оспариваемого постановления. 

Рассмотрев заявление предпринимателя о прекращении исполнения  оспариваемого постановления о назначении административного наказания,  мотивированное ссылками на Федеральный закон от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О  внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных  правонарушениях", апелляционный суд приходит к следующим выводам. 

Действительно, на момент рассмотрения настоящего дела в суде  апелляционной инстанции вступил в силу Федеральный закон от 26.03.2022 N  70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об  административных правонарушениях", которым статья 4.4 КоАП РФ дополнена  частью 5 следующего содержания: "Если при проведении одного контрольного  (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля  (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных  правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же  статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта  Российской Федерации об административных правонарушениях,  совершившему их лицу назначается административное наказание как за  совершение одного административного правонарушения". 

В рассматриваемом случае, инспекцией по аналогичным обстоятельствам,  но за другие периоды совершения валютных нарушений вынесено общей датой  несколько постановлений о привлечении общества к административной  ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ

В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или  отменяющий административную ответственность за административное  правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица,  совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то  есть распространяется и на лицо, которое совершило административное  правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого  постановление о назначении административного наказания не исполнено.  Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность  за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий  положение лица, обратной силы не имеет. 

В настоящем споре необходимо учитывать, что назначение наказания по  части 1 статьи 15.25 КоАП РФ осуществляется в виде штрафа в размере от 75  до 100 процентов размера суммы незаконной валютной операции. При этом  ограничение штрафа какой-либо фиксированной минимальной и/или  максимальной суммой (как, например, в санкции статьи 8.41.1 КоАП РФ) не  предусмотрено. Таким образом, размер штрафа не зависит от количества  принятых в отношении заявителя постановлений о привлечении к  Код доступа к материалам дела: 




[A9] административной ответственности. Даже при объединении всех эпизодов  правонарушений в один протокол и постановление штраф подлежит  исчислению от суммы незаконных операций по выплате заработанной платы. 

В связи с этим основания для применения положений части 2 статьи 1.7  КоАП РФ в отношении заявителя отсутствуют, заявление предпринимателя о  прекращении исполнения постановления удовлетворению не подлежит. 

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в  силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ основанием для  отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено. 

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной  жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется. 

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный  апелляционный суд 

 ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пермского края, принятое в порядке  упрощенного производства (резолютивная часть решения вынесена 22.02.2022,  мотивированное решение изготовлено 14.03.2022) по делу № А50-30862/2021  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано только по основаниям,  предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в  Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со  дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края. 

Судья Е.Ю. Муравьева 

Электронная подпись действительна.

Код доступа к материаДлаамн ндыеле аЭ: П:Удостоверяющий центр Федеральное казначейство  Дата 28.12.2021 4:15:27

Кому выдана Муравьева Елена Юрьевна